Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие познавательной деятельности обучающихся с рас
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» реализуется в рамках программы коррекционной работы Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Необходимость введения данного курса обусловлена прогнозируемыми трудностями процессов адаптации школьника с РАС к новым усложняющимся учебным задачам на уровне основного общего образования, особенностями достижения школьниками с РАС предметных, метапредметных результатов и особенности формирования универсальных учебных действий у данной группы учащихся. Основой формирования содержания данного курса являются данные о результатах овладения школьником с РАС адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (личностные, предметные и метапредметные результаты), результаты комплексной итоговой диагностики, проведенной образовательной организацией, в том числе, независимой итоговой диагностики (всероссийские проверочные работы), и результаты стартовой психолого-педагогической диагностики на начало обучения на уровне основного общего образования.
Особенности познавательной деятельности обучающегося с РАС в период обучения в основной школе.
С особенностями развития познавательной деятельности школьника с РАС наибольшим образом соотносится понимание неравномерности развития когнитивной сферы, так называемый, особый «когнитивный профиль» людей с РАС, их «непредвиденное когнитивное разнообразие» [10].
Неравномерность развития когнитивной сферы, значимая для учебной ситуации, выражается в следующих параметрах:
- особенности активного внимания в учебной ситуации: способность удерживать внимание, уделять внимание значимой для учебной ситуации информации, способность переключать внимание и запоминать то, чему уделяется внимание [12]. У школьников с РАС могут отмечаться значительные трудности с этим компонентом учебной деятельности, и в то же время, если учебное задание связано с зоной специальных интересов школьника с РАС (например, классификации древних пресмыкающихся, строение галактических систем, созвездия, монеты древнего мира и др.), уровень внимания может быть существенно выше нормы;
- особенности исполнительного контроля действия (исполнительных функций) [3]. У школьников с РАС, несмотря на достаточный объем проводимой в дошкольном возрасте и в начальной школе коррекционно-развивающей работы, может сохраняться или усиливаться (в связи с увеличением трудностей учебных и социальных задач основной школы) асинхрония формирования и развития процессов, связанных с общим управлением целенаправленной деятельностью, в том числе, учебной и познавательной деятельностью. Это выражается в особенностях планирования и регуляции собственной деятельности, понимания сложных, комплексных и абстрактных конструкций, в особенностях управления временем и расстановки приоритетов, рабочей памяти (возможность удержания и оперирования текущей информацией в буфере кратковременной памяти) и торможения (тормозного контроля) собственного импульсивного поведения [12]. Особую трудность для развития познавательной деятельности, связанную с исполнительными функциями школьников с РАС, также будет играть настойчивое стремление следовать только собственному плану действий, ригидность в поиске альтернативных способов решения проблем или учебных задач, избегание ошибок, что может резко ухудшить результаты выполнения проверочных работ или тестов, связанных с ограничением по времени выполнения. [1],[3],[11];
- неравномерность развития когнитивных функций, связанных с речью. При общем формально высоком уровне развития речи, значительном периоде и объеме оказанной коррекционной помощи со стороны специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог), у подростка с РАС могут сохраняться трудности понимания обращенной речи, вербальной инструкции, символизации, метафоризации, оперирования абстрактными понятиями, без чего невозможно предметное обучение в основной школе [1]. Для подростка с РАС может быть свойственно ограниченное понимание речи в силу особенностей личного опыта и узости собственных интересов;
- особенности формирования «модели психического» [2]. У школьника с РАС сохраняются трудности, связанные с пониманием скрытых намерений, мыслей и чувств других людей (литературных героев, автора произведения).
Также затруднено понимание, особенно неявного, контекста и подтекста; понимание переносного смысла в тексте, юмора, сарказма; трудности формирования собственной эмоциональной оценки поступков реальных лиц, исторических персонажей и литературных героев. С дефицитом «модели психического» у школьников с РАС связаны особенности формирования «социального мышления» [1], [2], при котором возникают трудности понимания социальных отношений и общественного устройства.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.006 с.) |