Упражнение «Рассказ-Путешествие». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Рассказ-Путешествие».



Цель: развитие сотрудничества и умения слушать друг друга.

Ведущий предлагает членам группы вместе придумать рассказ о путешествии в незнакомую страну. К путешествию нужно подготовиться, поэтому ребята сначала рассказывают о том, что они возьмут с собой. Потом придумывается способ передвижения, описание мест, которые можно увидеть по дороге. Ведущий обязательно следит за тем, чтобы соблюдалась очередность. Для этого можно предусмотреть небольшой предмет, который передается из рук в руки и определяет того, кто будет рассказывать следующим. Обычно школьникам с РАС трудно фантазировать вне рамок узких собственных интересов, поэтому на занятии нужно использовать предметы, фотографии и рисунки, активизирующие воображение. Можно просить ребят делать собственные рисунки, иллюстрирующие их рассказ.

 

Упражнение «Пульт управления обидами» [1].

Цель: Научить справляться с обидой, то есть научить контролировать себя, заменяя привычные автоматические реакции на более осознанные и эффективные.

Ведущий предлагает участникам изготовить «пульты управления обидами». Этот пульт может выглядеть как пульт телевизора. На кнопках такого пульта ребенок может написать, какие действия других людей «включают» их обиду. Такой пульт можно сделать из пластилина, картона, нарисовать или вырезать рисунок из журнала. На занятии ребенок «нажимает» на кнопки пульта и рассказывает истории из своей жизни, которые он помнит как обидные. Иногда такие рассказы могут затронуть участников группы, и ведущий должен владеть технологиями проведения психологических тренингов, чтобы конфликтная ситуация не повторилась на занятии.

В ходе занятия ребенок должен осознать, что его обида отдает «пульт» управления своими чувствами в руки других людей. Цель такой работы, показать ребенку, что он может вернуть «пульт» себе.

 

Упражнение «Играем в театр».

Цель: развитие умения понять точку зрения другого человека, развитие вербальных и невербальных навыков общения, развитие рефлексии.

Неспособность ребенка с РАС понять точку зрения другого человека является одним из базовых дефицитов при РАС. Исполнение роли в театрализованной игре или сценке предполагает передачу зрителю того, что чувствует и думает персонаж. Именно поэтому, актерское мастерство может быть использовано для обучения аутичного школьника навыкам вербального и невербального общения; умению правильно понимать и адекватно участвовать в различных социальных ситуациях. Разыгрывание сюжетов не только дает ребенку с РАС образцы социального поведения в различных ситуациях, но и дает возможность потренироваться в применение разных способов общения безопасным и приятным образом. В качестве сценариев для театрализованной игры можно использовать сюжеты мультфильмов и детских фильмов. В ходе занятий можно использовать видеомоделирование, при котором члены группы смотрят предварительно записанные видеоролики, демонстрирующие образцы поведения.

 

Заключительный этап.

 

На заключительном этапе проводится диагностика динамики формирования и развития коммуникативного поведения у школьников с РАС, оценивается полученный прогресс и намечаются направления дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

 

Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих знаний и умений. На заключительном этапе оценивается сформированность базовых социальных навыков и стратегических социальных навыков в соответствии с бланками оценивания (приложения 2 и 3).

 

Кроме количественного оценивания на этом этапе также проводится качественное оценивание достижений учащегося с РАС. Основными направлениями такого оценивания является анализ степени овладения знаниями и умениями, правильности и частоты применения их в повседневной жизни, способность к анализу социальной ситуации, возможность управлять своим поведением в стрессогенных ситуациях.

Такое оценивание проводится как на основе наблюдения за поведением ребенка в школе и дома, так и на основе опроса родителей и других взрослых, непосредственно общающихся с аутичным школьником.


 

ЛИТЕРАТУРА ПО 1 ГЛАВЕ

 

1. Авраам Я. Почему со мной никто не дружит? Психологическая помощь детям-изгоям / Я. Авраам; пер. с иврита Г. Кац – М.: Генезис, 2020. -234 с.

2. Бардышевская М. К., Лебединский В. В.Диагностика эмоциональных нарушений у детей. Учебное пособие. — М.: УМК Психология Москва, 2003. — 320 с.

3. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: изд. Центр «Академия», 2002. — 208 с.

4. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. / Стенли Гринспен, Серена Уилер. – М.: Теревинф, 2013. — 512 с.

5. Костин И.А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра / И.А. Костин. – М.: Теревинф, 2018. – 144 с.

6. Меснянкина К.К., Сарелайнен А.И., Анищенко С.И., Калинин К.Б. Мобильное приложение для формирования навыков распознавания и выражения эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра: проблемы и принципы создания // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 2016. Т. 5. № 5А. - C. 138-150.

7. Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма. Эмоциональность на спектре. Перевод с английского Л.Г. Бородиной. Продолжение // Аутизм и нарушения развития. -2017. - Т. 15. - № 3. - С. 58—68. doi:10.17759/autdd.2017150308

8. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 1997. – 341 с.

9. Ратынская Т.М., Калинина Е.С. Группы общения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.М. Ратынская, Е.С. Калинина – М., 2010. – 128 с.

10. Солдатенкова Е.Н., Федоренко Н.Л., Хилько А.В. Развитие представлений о себе как механизм социализации детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. - 2009. - Том 7. - № 1. - С. 13–26.

11. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003 — 400 с.

12. Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2006. – 344 с.

13. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. – М.: Генезис, 2007. – 208 с.

14. Шаргородская Л.В. Организационно-педагогические условия инклюзивного обучения младших школьников с расстройствами аутистического спектра: автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Л.В. Шаргородская. – М., 2017.

15. Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Шаргородская Л.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие. – М.: 2019. – 89 с.

16. National Research Council (2001) Educating Children with Autism. Committee on Educational Interventions for Children with Autism. Catherine Lord and James P.McGee, eds. Division of Behavioral and Social Sciences and Education. - Washington, DC: National Academy Press. Available from: https://www.nap.edu/read/10017/chapter/1#iii

17. Guadalupe F. López (2015). Social Skills Training for Autistic Children: A Comparison Study Between Inclusion and Mainstreaming Education. - Acad J Ped Neonatol 1(3): AJPN.MS.ID.555564 Available from: https://juniperpublishers.com/ajpn/pdf/AJPN.MS.ID.555564.pdf

18. Matthew D. Lerner and Amori Y. Mikami A (2012) Preliminary Randomized Controlled Trial of Two Social Skills Interventions for Youth With High-Functioning Autism Spectrum Disorders Focus Autism Other Dev Disabl 2012 27: 147 originally published online 9 July 2012 DOI: 10.1177/1088357612450613 Available from: http://foa.sagepub.com/content/27/3/147

19. Reading S, Reading J, Padgett RJ, Reading S, Pryor P (2016) The Use of Theatre to Develop Social and Communication Behaviors for Students with Autism Spectrum Disorders: A Preliminary Investigation. J Speech Pathol Ther 1: 102. 10.4172/2472-5005.1000102 Available from: https://www.omicsonline.org/open-access/the-use-of-theatre-to-develop-social-and-communication-behaviors-forstudents-with-autism-jspt-1000102.php?aid=63394


 

ГЛАВА 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.009 с.)