Н.В. Борисова, С.А. Розенблюм, Л.В. Шаргородская 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н.В. Борисова, С.А. Розенблюм, Л.В. Шаргородская



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации к проведению коррекционных курсов

УДК 616.896

ББК 74.5

Б825

ISBN 978-5-907436-30-5

© Борисова Н.В., Розенблюм С.А., Шаргородская Л.В., 2021

© ФГБНУ ИКП РАО, 2021

https://ikp-rao.ru/

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Глава 1. Развитие коммуникативного поведения у школьников с РАС

3. Литература по 1 главе

4. Глава 2. Развитие познавательной деятельности обучающихся с РАС

5. Литература по 2 главе. 50

6. Приложение 1. Структура тренингового занятия

7. Приложение 2. Оценка базовых социальных навыков

8. Приложение 3. Оценка сформированности стратегических социальных навыков

9. Приложение 4. Упражнения для релаксации и расслабления

10. Приложение 5. Особенности преподавания основных предметов


 

Методические рекомендации, представленные в данном пособии, разработаны на основе многолетнего опыта психологической и педагогической работы по поддержке обучения учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в школе. В пособии описаны основные направления и содержание коррекционной работы, необходимой для эффективного обучения школьников с РАС в основной школе и представлены методические рекомендации по реализации двух коррекционных курсов: «Развитие коммуникативного поведения», «Развитие познавательной деятельности». Целью пособия является оказание помощи педагогам и специалистам сопровождения в школе в разработке рабочих программ коррекционных курсов по поддержке освоения адаптированной образовательной программы. В пособии описаны типичные трудности, возникающие у обучающихся с РАС в школе, представлены рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы, направленной на их преодоление. В пособие изложены практические методы, методики и педагогические приемы, которые специалисты могут использовать в коррекционной работе с школьниками с РАС, приводятся примеры упражнений и заданий.

 

Методическое пособие предназначено для широкого круга специалистов:

 

- для педагогов общеобразовательных школ, в которых воспитываются и обучаются дети с РАС,

 

- для учителей-дефектологов, логопедов, психологов, специализирующихся на оказании комплексной помощи школьникам и подросткам с расстройствами аутистического спектра;

 

- для студентов специалитета и магистратуры, обучающихся по специальностям «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Клиническая психология», «Психология развития».


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Школьное обучение – необходимый и важный этап жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра. Ребенок становится школьником, у него появляется новый круг общения, новые права и обязанности, и, следовательно, новые возможности личностного, социального и познавательного развития, возможности получения новых умений и навыков. В школьном возрасте у ребенка, а затем и подростка происходит подготовка к дальнейшему профессиональному обучению и к собственной профессиональной деятельности. Но для того, чтобы эти возможности реализовались, прежде всего необходимо, чтобы организация обучения в школе соответствовала индивидуальным особенностям и способностям аутичного школьника. Это важно, как для достижения им предметных результатов, так для развития коммуникативного поведения.

 

Эти области неразрывно связаны между собой: даже хорошо читающий, считающий и пишущий ребенок с РАС не сможет использовать свои умения и навыки в образовательной среде, в которой он не чувствует себя безопасно. Слишком высокий уровень сенсорных раздражителей, непонятные для него правила и социальные нормы, невозможность приспособиться к быстро меняющейся обстановке – эти и другие сложности могут привести к усилению патологической аутистической защиты у учащегося с РАС и, следовательно, невозможности обучения в коллективе сверстников и получения новых знаний и умений. Для того, чтобы аутичный школьник мог адаптироваться в школе, необходимо постепенное и поэтапное усложнения образовательной среды и требований, предъявляемых к учащемуся, адаптация учебного процесса и организация поддержки освоения адаптированной образовательной программы. Важно помочь школьнику с РАС получить навыки, необходимые для вхождения в социальную группу одноклассников. И для этого педагогам необходимо правильно определять актуальные цели и задачи, учитывать реальные возможности и способности учащихся с РАС.


 

ГЛАВА 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.006 с.)