Раздел. Социальные и коммуникативные навыки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел. Социальные и коммуникативные навыки.



 

Данный раздел предназначен для развития средств общения школьника с РАС: невербальных (неречевых) и вербальных (речевых). Невербальные средства общения имеют особые сложности для учащихся с РАС, поэтому важно направленное обучение детей с РАС использованию соответствующих навыков.

 

К невербальным средства относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела (жесты и пантомимика), интонация, язык умолчаний, выразительные вокализации. В каждом обществе и социальной группе вырабатываются свои социально приемлемые формы невербального общения, которые не всегда понятны школьнику с РАС.

 

А. одноклассники научили здороваться с другими за руку. Теперь, когда А. приходит в класс, то сразу идет к двум ребятам и пожимает им руки в знак приветствия.

 

Трудности владения невербальными средствами общения иногда связаны с проблемами с двигательным планированием, при котором сложно освоить выражение эмоций, так как для этого нужна способность к последовательному выполнению ряда малых жестов – улыбок, кивков, указаний [4].

 

Во многих исследованиях отмечается, что дети с аутизмом используют меньше невербальных жестов и более ограниченный диапазон мимики в своих коммуникациях, чем дети с другими типами нарушений развития того же возраста развития и хронологии. Дети с аутизмом, по-видимому, уделяют меньше внимания эмоциональным проявлениям других людей, чем группы сравнения, и демонстрируют меньше актов сопереживания или общих эмоций. Дети с аутизмом также демонстрируют меньшую имитацию действий, движений и вокализации других людей (DeMyer et al., 1972; Stone et al., 1997, цит. по [15].)

 

К вербальным средствам общения относятся высказывания, вопросы, ответы, реплики. Даже обладая хорошо развитой речью, учащиеся с РАС испытывают трудности с использованием вербальных средств общения. Им трудно включиться в общение адекватным способом, начать взаимодействие с другим человеком по собственной инициативе, выбрать средства вербального общения, адекватные социальной ситуации.

 

А. Решил отучить одноклассника от мата и грубых слов. "Говори " фигня" вместо "хрень". Это очень глупая привычка! "

 

В ходе занятий учащиеся с РАС учатся слушать других (смотреть на говорящего, воспринимать паузы в речи собеседника). Аутичные школьники развивают умения поддержания социально приемлемой формы диалога, расширяют возможности использования более сложных речевых «алгоритмов» в общении; развивают умение вести диалог более гибко, ориентируясь на эмоциональное состояние собеседника. Учащимся предлагаются упражнения и задания, направленные на преодоление «монологичности» в собственной речи. Важной составляющей коррекционного курса является поддержание более сложных формы коммуникации (полилога) и развитие навыков социально приемлемой коммуникации при решении конфликтов со сверстниками, взрослыми.

На занятиях рассматриваются вопросы поддержания коммуникации в новой социальной ситуации (самостоятельное использование общественного транспорта, обращение за помощью к незнакомым людям, самостоятельное посещение занятий в кружках и секциях вне школы, посещение театров, экскурсий с классом и т.д.).

 

Очень важно обучать школьников с РАС навыкам соблюдения правил общении в социальных сетях, в том числе правил кибербезопасности. Многие учащиеся с РАС хорошо владеют компьютерными технологиями, и общение в социальных сетях, широко распространенное в среде современных школьников, может стать эффективным дополнительным средством общения. При этом социальная наивность и доверчивость подростка с РАС может стать причиной вовлеченности в мошенничество и азартные игры, подросток может стать жертвой кибербуллинга или нежелательных знакомств.

 

Примеры упражнений.

 

Упражнение «Импульс» [11].

Цель: развитие умения пользоваться невербальными средствами общения.

Все участники группы, встают в круг и берутся за руки. Игру начинает ведущий, который посылает «импульс»: он пожимает руку своему соседу справа (или слева), который в свою очередь передает «импульс» дальше и пожимает руку своему соседу по кругу, пока сигнал не доходит до ведущего. На следующем этапе «импульс» передается по кругу в противоположном направлении, а затем с закрытыми глазами. В ходе игры ведущие могут меняться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.007 с.)