Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел. Социальные и коммуникативные навыки.
Данный раздел предназначен для развития средств общения школьника с РАС: невербальных (неречевых) и вербальных (речевых). Невербальные средства общения имеют особые сложности для учащихся с РАС, поэтому важно направленное обучение детей с РАС использованию соответствующих навыков.
К невербальным средства относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела (жесты и пантомимика), интонация, язык умолчаний, выразительные вокализации. В каждом обществе и социальной группе вырабатываются свои социально приемлемые формы невербального общения, которые не всегда понятны школьнику с РАС.
А. одноклассники научили здороваться с другими за руку. Теперь, когда А. приходит в класс, то сразу идет к двум ребятам и пожимает им руки в знак приветствия.
Трудности владения невербальными средствами общения иногда связаны с проблемами с двигательным планированием, при котором сложно освоить выражение эмоций, так как для этого нужна способность к последовательному выполнению ряда малых жестов – улыбок, кивков, указаний [4].
Во многих исследованиях отмечается, что дети с аутизмом используют меньше невербальных жестов и более ограниченный диапазон мимики в своих коммуникациях, чем дети с другими типами нарушений развития того же возраста развития и хронологии. Дети с аутизмом, по-видимому, уделяют меньше внимания эмоциональным проявлениям других людей, чем группы сравнения, и демонстрируют меньше актов сопереживания или общих эмоций. Дети с аутизмом также демонстрируют меньшую имитацию действий, движений и вокализации других людей (DeMyer et al., 1972; Stone et al., 1997, цит. по [15].)
К вербальным средствам общения относятся высказывания, вопросы, ответы, реплики. Даже обладая хорошо развитой речью, учащиеся с РАС испытывают трудности с использованием вербальных средств общения. Им трудно включиться в общение адекватным способом, начать взаимодействие с другим человеком по собственной инициативе, выбрать средства вербального общения, адекватные социальной ситуации.
А. Решил отучить одноклассника от мата и грубых слов. "Говори " фигня" вместо "хрень". Это очень глупая привычка! "
В ходе занятий учащиеся с РАС учатся слушать других (смотреть на говорящего, воспринимать паузы в речи собеседника). Аутичные школьники развивают умения поддержания социально приемлемой формы диалога, расширяют возможности использования более сложных речевых «алгоритмов» в общении; развивают умение вести диалог более гибко, ориентируясь на эмоциональное состояние собеседника. Учащимся предлагаются упражнения и задания, направленные на преодоление «монологичности» в собственной речи. Важной составляющей коррекционного курса является поддержание более сложных формы коммуникации (полилога) и развитие навыков социально приемлемой коммуникации при решении конфликтов со сверстниками, взрослыми.
На занятиях рассматриваются вопросы поддержания коммуникации в новой социальной ситуации (самостоятельное использование общественного транспорта, обращение за помощью к незнакомым людям, самостоятельное посещение занятий в кружках и секциях вне школы, посещение театров, экскурсий с классом и т.д.).
Очень важно обучать школьников с РАС навыкам соблюдения правил общении в социальных сетях, в том числе правил кибербезопасности. Многие учащиеся с РАС хорошо владеют компьютерными технологиями, и общение в социальных сетях, широко распространенное в среде современных школьников, может стать эффективным дополнительным средством общения. При этом социальная наивность и доверчивость подростка с РАС может стать причиной вовлеченности в мошенничество и азартные игры, подросток может стать жертвой кибербуллинга или нежелательных знакомств.
Примеры упражнений.
Упражнение «Импульс» [11]. Цель: развитие умения пользоваться невербальными средствами общения. Все участники группы, встают в круг и берутся за руки. Игру начинает ведущий, который посылает «импульс»: он пожимает руку своему соседу справа (или слева), который в свою очередь передает «импульс» дальше и пожимает руку своему соседу по кругу, пока сигнал не доходит до ведущего. На следующем этапе «импульс» передается по кругу в противоположном направлении, а затем с закрытыми глазами. В ходе игры ведущие могут меняться.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.007 с.) |