Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие коммуникативного поведения у школьников с рас
Система социальных отношений, складывающихся в школе, умение ребенка правильно выстраивать отношения с социальной действительностью, становятся основой личностного развития и готовят его к переходу на следующий жизненный этап. В этой системе у школьника формируется к оммуникативное поведение, то есть такое поведение, которое возникает в процессе общения и регулируется нормами и традициями общения данного социума (И.А. Стернин).
Для успешного вхождения в социальную группу необходимы навыки, которые человек получает через обучение в широком смысле слова. Ребенку с РАС приобрести такие навыки и опыт без специально организованной помощи гораздо труднее, чем типично развивающемуся ребенку. Для адаптации в любой из социальных групп ребенку необходимо использовать навыки и опыт, приобретенные на предыдущих этапах развития. Навыки, не сформированные на предыдущем этапе, препятствуют развитию и получению новых социальных навыков на следующем этапе.
Особенностью основной школы является усложнение взаимоотношений между учащимися. Если в начальной школе отношения между одноклассниками, особенно в начале обучения, во многом опосредуются отношениями ребенка и учителя, то в основной школе у детей складывается более дифференцированная система личных взаимоотношений.
Учащимся с РАС крайне сложно встроится в новые отношения между одноклассниками. Зачастую могут разрушиться даже уже сложившиеся в начальных классах дружеские связи. Прежде всего это связано с особенностями социального поведения и коммуникативных навыков школьника с РАС, недостаточного развития его эмоционально-волевой сферы и самосознания. Для активного и адекватного взаимодействия в социуме необходимо правильно и быстро оценивать многочисленные и меняющиеся потоки информации, что представляет проблему для школьника с РАС из-за особенностей активной и целостной переработки информации. Школьнику с РАС трудно правильно интерпретировать мысли, чувства и намерения других людей, трудно быстро оценивать и реагировать на новую незнакомую ситуацию, сложно соотнести собственное поведения с социальным контекстом.
Конфликтная ситуация. Мужская раздевалка, спаренные уроки со старшеклассниками (Е. и А. - восьмиклассники, а урок был вместе с 10 классом). Ребята-старшеклассники играли в какие-то свои игры. И перенесли обувь Е. на подоконник. Он после урока физкультуры, когда это увидел, решил, что над ним специально издеваются и смеются. Взял свои кеды с подоконника, подошел к самому высокому мальчику из 10-го класса, который громко смеялся и ударил его кедами по лицу. Парень ошалел, разозлился. Но вступились одноклассники Е. Е. объяснили, что парень смеялся над чем-то своим, а парню объяснили, что Е. не так его понял, что у него есть особенности и не надо ему отвечать. На удивление, ситуация на этом и завершилась (помимо последующих разговоров с Е. и разборов произошедшего).*
(*здесь и далее примеры из наблюдений тьютора Чурилиной Е.В.).
Многие из этих особенностей сохраняются у людей с РАС в течение всей жизни, но степень выраженности и возможности компенсации вызываемых этими особенностями трудностей могут меняться с течением времени.
Выраженность аутистических нарушений заметно уменьшается при оказании психологической и педагогической помощи ребёнку и подростку с аутизмом. Важно отметить, что получение устойчивых позитивных результатов при развитии коммуникативного поведения школьника с РАС возможно только при комплексной организации работы в школе, направленной на создание благоприятного социального климата, который зависит от устройства всей школьной жизни, от компетентности педагогов школы. Для этого необходимо не только развивать социальную компетентность школьника с РАС, но и проводить педагогическую и психологическую работу с одноклассниками аутичного школьника. Важной составляющей такой работы может стать работа с родителями: как с родителями типично развивающихся детей, так и с членами семьи школьника с РАС.
Программа коррекционного курса «Развитие коммуникативного поведения» у школьника с РАС прежде всего направлена на развитие коммуникативной компетентности, предполагающей не только освоение социальных ролей (ученика, одноклассника, друга и др.) и обучение конкретным умениям и навыкам, но и помощь в осмыслении отношений учащегося с РАС с окружающим миром и людьми.
Трудности, возникающие у подростков с РАС, также связаны с их отставанием в эмоционально-волевом и личностном развитии. Школьник с РАС может вести себя наивно, не чувствовать границ в общении, а ограничение социального опыта и интересов ведет к сложностям спонтанного общения с одноклассниками. Именно поэтому, кроме направленной коррекционной работы по развитию коммуникативного поведения, необходимо предусмотреть комплекс мер по адаптации образовательной среды и специальную организацию всего процесса развития коммуникативного поведения учащегося с РАС в образовательной организации. Урок физкультуры. А. пробежал столько же, сколько и все остальные. Потом ребята играли в футбол, А. взяли в команду. Его сначала поставили на ворота, потом с ним поменялись. В целом он хорошо ориентировался, кто из ребят из его команды, и что нужно делать. Его команда проиграла. А. переживал, говорил, что он плохой футболист. Ребята из его команды стали его успокаивать и напоминать моменты, которые действительно ему удались. Основные направления, принципы и условия формирования коммуникативного поведения школьника с РАС: Основными направлениями коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию коммуникативного поведения у школьника с РАС в рамках курса являются: 1. Анализ сформированности и динамики развития коммуникативного поведения учащихся с РАС. 2. Помощь в эмоциональном развитии учащимся с РАС (развитие эмоционального реагирования, развитие эмоциональной экспрессии, развитие эмпатии). 3. Поддержка и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциогенные ситуации. 4. Развитие общения и социального взаимодействия учащегося с взрослыми и детьми. 5. Развитие базовых и стратегических социальных навыков, 6. Развитие рефлексии (кооперативной, коммуникативной, личностной, интеллектуальной).
Принципы организации коррекционно-развивающей работы:
1. Системно-деятельностный подход, который рассматривает общение как один из видов деятельности, в котором каждый участник общения с одной стороны является носителем определенной социальной роли, а с другой стороны проявляет себя как личность [3]. 2. Принцип комплексности. Необходимо учитывать, что коррекционно-развивающая работа по развитию коммуникативных навыков у школьника с РАС должна быть системной и комплексной. Успешность коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативного поведения у школьника с РАС зависит от социального климата образовательной организации, поддержки работы семьей аутичного ребенка, личностных качеств самого учащегося с РАС. Коммуникативная готовность и активность аутичного школьника тесно связана с его школьной успешностью, а развитые коммуникативные навыки дают возможность более эффективно включаться в учебный процесс в урочное и внеурочное время 3. Принцип преемственности. При разработке рабочей программы развития коммуникативных навыков необходимо учитывать не только реальный психологический возраст аутичного школьника, но и результаты развития коммуникативных навыков, полученные на этапе начальной школы.
4. Индивидуальный и дифференцированный подходы. Коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие коммуникативного поведения должна быть дифференцированной и учитывать психологический возраста ребенка, уровень его познавательного и эмоционально личностного развития, конкретных сильных и слабых сторон учащегося с РАС. 5. Командный подход. Развитие коммуникативных навыков у школьника с РАС невозможно без согласования усилий всех взрослых, непосредственно общающихся с ребенком. В образовательной организации – это учителя, тьюторы, педагоги и специалисты психолого-педагогического сопровождения. 6. Принцип сотрудничества с семьей. Важным ресурсом развития коммуникативного поведения у аутичного школьника является его семья, так как тренировка и генерализация полученных умений и навыков возможна только при поддержке родителями этих навыков в повседневной жизни аутичного школьника. Так же при определении целей обучения необходимо учитывать потребности семьи.
Цели курса: развитие социально приемлемых форм коммуникации и социального взаимодействия обучающихся с РАС в условиях школьного обучения.
Задачи курса: преодоление дефицитарности и специфических особенностей коммуникативного и социального взаимодействия у обучающихся с РАС, характерных для среднего школьного возраста. Требования к результатам овладения содержанием коррекционного курса: для оценивания результатов освоения учебного курса используется система достижения целевых ориентиров по формированию и развитию базовых и стратегических социальных навыков [1]. Для этого используется оценка усвоения умений и навыков школьником с РАС и анализируется степень сформированности навыка на начало и на конец обучения по программе курса.
1. Показателями развития базовых социальных навыков являются:
2. Показателями развития стратегических социальных навыков являются:
Проведение занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков возможно как в индивидуальной форме, так и в формате мини-группы (2-6 человек), или в формате работы большой группы (10-20 человек). Членами таких групп могут быть как учащиеся с РАС и аналогичными проблемами развития эмоционально-волевой сферы, так и их типично развивающиеся сверстники. Для школьника с РАС важно, чтобы коррекционная работа проводилась в различных группах: в каких-то группах он будет чувствовать, что есть другие дети с аналогичными проблемами, а в каких-то будет учиться включаться в группу детей без выраженных проблем общения. Структура тренингового занятия представлена в Приложении 1.
Для эффективного формирования и развития коммуникативных навыков у учащихся с РАС при реализации программы курса необходимо предусмотреть следующие условия:
Обучение коммуникативным навыкам в образовательной организации должно иметь комплексный характер и реализовываться не только в ходе коррекционно-развивающих занятий, но и включать в себя функциональную спонтанную коммуникацию и социальное обучение, проводимое в течение дня в различных условиях.
Одним из наиболее важных условий для эффективного проведения занятий является создание поддерживающей образовательной среды, учитывающей особенности учащихся с РАС. Несмотря на то, что группа детей с РАС отличается значительной неоднородностью, и при создании такой среды необходимо ориентироваться на особенности конкретного ребенка, тем не менее можно выделить наиболее общие характеристиками такой среды: постоянство и предсказуемость; четкая пространственно-временная организация учебного процесса и минимизация визуальных и звуковых стимулов, учитывающая истощаемость и сенсорную гиперчувствительность детей с РАС. Также важно предусмотреть присутствие на занятиях педагога, который хорошо знает школьника с РАС и может поддержать его при возникновении сложной ситуации (конфликтной, новой и др.).
Через 20 минут после начала диктанта А. утомился, потерял концентрацию, начал часто переспрашивать. Затем текст стал писать без точек и заглавных букв, а когда учитель попросила сделать абзац и отступить красную строку, написал "красная страна".
К педагогическим приемам, обеспечивающим создание такой среды, относятся:
1. Проведение занятий в одном помещении, в одно и то же время; 2. Наличие зоны сенсорной разгрузки; 3. Наличие четкой постоянной структуры занятий 4. Использование в ходе занятий средств дополнительной визуализации ( визуальные расписания, визуальные подсказки и правила, визуализация успешности выполнения задания или правильности поступка, др.).
Более подробное описание вышеперечисленных приемов приведено в [14].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.027 с.) |