Чем больше креативности, тем больше денег 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем больше креативности, тем больше денег



 

Эти выводы заставили меня задуматься над тем, связано ли увеличение объема белого вещества одновременно с повышением склонности к вранью и креативностью. В конечном счете люди, у которых имеется больше связей между различными частями мозга, теоретически, вероятно, более творческие. Для того чтобы протестировать наличие возможной связи между креативностью и нечестностью, мы с Франческой Джино провели серию исследований. Будучи и сами творческими людьми, мы решили рассмот-реть этот вопрос с множества сторон и начали со сравнительно простого подхода.

После того как наши участники показались в лаборатории, мы проинформировали их, что им предстоит ответить на несколько вопросов, а потом выполнить задание на компьютере. Помимо не имевших отношения к делу вопросов о привычках и бытовых ситуациях (эти вопросы-наполнители были призваны скрыть истинную цель исследования), мы задавали три важных для нас набора вопросов.

В первом из них мы попросили участников определить, в какой степени они могли бы описать себя с помощью «творческих» прилагательных (проницательный, изобретательный, оригинальный, необычный и так далее). Во втором мы просили их сообщить нам, насколько часто они принимали участие в 77 различных типах деятельности, требовавших большей или меньшей степени креативности (боулинг, ходьба на лыжах, скайдайвинг, рисование, написание художественной прозы и так далее). В третьей и последней группе вопросов мы просили участников оценить, насколько им подходят заявления типа «У меня много творческих идей», «Я предпочитаю задачи, позволяющие мне думать креативно», «Мне нравится делать вещи необычными способами» и другие сходные утверждения.

После того как участники завершили оценку личности, мы попросили их выполнить задание с точками, которое теоретически не было связано с вопросами. Если вы не помните, в чем состояло это задание, вернитесь к страницам 131–132 главы 5 «Почему ношение подделок заставляет нас мошенничать больше».

Что, с вашей точки зрения, произошло дальше? Получилось ли, что участники, выбиравшие в отношении себя больше определений, связанных с творчеством, чаще участвовали в творческих видах деятельности и рассматривали себя как креативных личностей? Мошенничали ли они больше, чем менее креативные участники?

Мы обнаружили, что участники, чаще нажимавшие на кнопку «больше справа» (дающую вам большее вознаграждение), обычно были теми же людьми, у которых имелись самые высокие баллы по всем трем показателям креативности. Более того, отличие между более и менее креативными личностями чаще всего проявлялось в случаях, когда разница в количестве точек справа и слева была сравнительно небольшой.

Это дает основания предполагать, что отличие между более и менее креативными личностями сильнее всего проявляется в неопределенных ситуациях, где у них возникает больше пространства для оправдания. В случае очевидного различия между количеством точек по обеим сторонам диагонали участникам нужно было принять довольно простое решение – обманывать или нет. Однако когда им было сложно сказать, где точек больше – справа или слева от диагональной линии, в дело вступала креативность, а вместе с ней и мошенничество. Чем креативнее человек, тем проще ему объяснить себе, почему он видит больше точек справа от диагональной линии (то есть на стороне, за которую обещано большее вознаграждение).

Если говорить более простым языком, то связь между креативностью и нечестностью проявляется в том, что мы умеем рассказывать себе истории о том, что делаем правильные вещи (даже когда на практике это совсем не так). Чем более мы креативны, тем проще нам придумать хорошую историю, помогающую оправдать свои эгоистичные интересы.

 

Важен ли интеллект?

 

И хотя этот вывод был довольно интересным, мы не особенно им воодушевились. Наше первое исследование показало, что между креативностью и нечестностью имеется некая связь, но это совершенно не означало, что именно креативность напрямую приводит к нечестному поведению. А что если с креативностью и нечестностью связан третий фактор, например интеллект?

Связь между интеллектом, креативностью и нечестностью кажется особенно важной, когда мы смотрим на таких умных людей, как создатель одной из разновидностей «схемы Понци» Берни Мэдофф или знаменитый подделыватель чеков Фрэнк Абигнейл (автор книги «Поймай меня, если сможешь»[36]), которым удалось одурачить так много людей. Наш следующий шаг состоял в проведении эксперимента, позволяющего понять, насколько уровень креативности или интеллекта может определять степень нечестности.

Еще раз представьте себе, что вы один из наших участников. На этот раз тестирование начинается еще до того, как вы зайдете в лабораторию. Неделей ранее вы сели перед домашним компьютером и заполнили онлайновую анкету, в которую включены вопросы, направленные на оценку вашей креативности и измерение уровня интеллекта. Мы измеряем вашу креативность с помощью трех наборов вопросов из предыдущего исследования, а затем измеряем ваш интеллект двумя способами. Прежде всего мы просим вас ответить на три вопроса, призванные оценить вашу склонность к логике или интуиции (на основании набора из трех вопросов, созданного преподавателем Йельского университета Шоном Фредериком). Помимо правильного ответа, у каждого вопроса существует и интуитивно простой, но фактически неверный ответ.

Вот вам пример: «Бита и мяч вместе стоят 1,1 доллара. Бита стоит на 1 доллар больше мяча. Сколько стоит мяч?»

Ну-ка, быстрее! Каков ваш ответ?

Десять центов?

Хорошая попытка, но вы ошиблись. Этот ответ так и напрашивается, однако он не является верным.

Хотя ваша интуиция и заставляет вас дать ответ «десять центов», но если вы полагаетесь на логику, то на всякий случай проверите свой ответ. Если бы мяч стоил 0,1 доллара, то бита бы стоила 1,1 доллара. Вместе это составит 1,2 доллара, а не 1,1 (0,1 + (1 + 0,1) = 1,2)! Поняв, что первый порыв был ошибочным, вы освежаете в памяти школьные знания по алгебре и приходите к правильному решению (0,05 + (1 + 0,05) = 1,1), то есть 5 центов. Правда, похоже, будто вы вновь попали на школьный экзамен? Поздравляю, если вам удалось найти правильный ответ (если же нет, то не беспокойтесь, вы наверняка смогли бы ответить на два других вопроса из этого короткого теста).

 

Рис. 4. Тест на сообразительность

 

Затем мы измерили уровень вашего интеллекта с помощью вербального теста. Вам был вручен набор из десяти редких слов (таких как dwindle и palliate), для каждого из которых вы должны были выбрать наиболее походящий смысл из шести вариантов.

Неделей позже вы оказываетесь в лаборатории и усаживаетесь на один из стульев, стоящих перед компьютерами. После этого вам выдается инструкция: «Сегодня вы будете принимать участие в решении трех различных заданий; эти задания направлены на тестирование ваших способностей к решению проблем, перцептивные навыки и общий уровень знаний. Для удобства мы объединили их в рамках одной сессии».

Прежде всего вам предстоит задача, связанная с решением проблем, – не что иное, как наша старая добрая матричная задача. По окончании пяти тестовых минут вы сворачиваете свой лист для записей и бросаете его в мусорное ведро. О каком результате вы заявите – о реальном или немного приукрашенном?

Ваша вторая задача, связанная с перцептивными навыками, – это задача с точками. Опять же вы можете мошенничать, сколько хотите. Здесь у вас появляется стимул – вы можете получить по 10 долларов за каждый акт обмана.

И, наконец, ваша третья и последняя задача заключается в ответе на 50 вопросов различной сложности и на разные темы. Для каждого вопроса имеется несколько вариантов ответов. Некоторые вопросы довольно банальны: «Как далеко может прыгнуть кенгуру?» (от 25 до 40 футов) или «Как называется столица Италии?» (Рим). За каждый правильный ответ вы получаете 10 центов, а максимальная сумма может составлять 5 долларов. В инструкции для этого теста мы просим вас обвести свой ответ в кружок перед тем, как переносить его на бланк (bubble sheet).

Завершив работу над тестом, вы откладываете карандаш в сторону. Внезапно экспериментатор спохватывается: «О гос-поди! Я ошибся! Я скопировал бланки, на которых уже отмечены правильные ответы. Прошу прощения. Вы сможете воспользоваться этими копиями? Я попытаюсь стереть все отметки, чтобы их не было видно. Хорошо?» Разумеется, вы соглашаетесь.

Далее экспериментатор просит вас скопировать свои ответы из вопросника на бланки с отметками, затем уничтожить лист с первоначальными ответами и лишь после этого представить ему бланк и получить причитающиеся деньги. Понятно, что в процессе переноса ответов вы понимаете, что можете смошенничать: вместо того чтобы переносить на бланки свои варианты ответов, вы можете просто обвести данные ранее правильные ответы и получить значительно больше денег («Конечно, я знал, что столица Швейцарии – Берн. Я выбрал вариант “Цюрих” только потому, что просто не подумал»).

Итак, вы приняли участие в трех заданиях, по итогам которых можете заработать до 20 долларов на обед, пиво или учебник. Реальная сумма, с которой вы уйдете, зависит от вашего ума, умения участвовать в такого рода тестах, а также от направления вашего морального компаса. Будете ли вы мошенничать? И если да, то думаете ли вы, что ваше мошенничество каким-то образом связано с уровнем вашего интеллекта или степенью креативности?

Вот что нам удалось выяснить: как и в первом эксперименте, творческие люди имели более высокую степень нечестности. Интеллект, однако, никак не связан со степенью нечестности. Это означает, что люди, мошенничавшие больше в каждой из трех задач (матрицы, точки и общие знания), имели в среднем более высокие значения показателя креативности по сравнению с другими, однако их показатели интеллекта не особенно отличались.

Мы также исследовали результаты обманщиков-экстремалов, то есть тех, что мошенничал каждый раз и по максимуму. По каждому из показателей креативности их результат был значительно выше, чем у тех, кто обманывал в меньшей степени. И вновь их показатели интеллекта различались незначительно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.009 с.)