Современные методы конфликтологии. Детерминация методов разрешения конфликта выбранной стратегией. Исторически сложившиеся в человеческом обществе методы разрешения конфликта: экономическое подавление, войны. Их последствия.
Метод разрешения конфликта «Рациональный-интуитивный» (Дж. Скотта). Техники контроля эмоциональной сферы в конфликте, использование разума и интуиции в распознавании причин конфликта и выработке идей его конструктивного разрешения. Техники преодоления барьеров общения.
Метод разрешения конфликта «Картография» (Х. Корнелиус, Ш. Фэйр).
Метод картографии конфликта Сферы использования метода, его сущность, техника использования.
Структурно-организационные методы разрешения конфликтов. Основные методы урегулирования служебных конфликтов, их сущность и метод применения.
Метод «Прямые переговоры». Метод принципиальных переговоров (Р. Фишер, У. Юри). Сущность метода и его основные принципы. Дифференциация «позиционного торга» и «принципиальных переговоров». Организационные методы разрешения конфликта. Психологическая оценка их эффективности.
Метод «Медиации». Посредничество как модель урегулирования конфликтного взаимодействия. Сущность метода и техника его использования.
ТЕМА 11. ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ Введение. Творческий подход к конфликту. Выработка правил межличностного взаимодействия в группе. Активизация и развитие навыков конструктивного взаимодействия в тренинговой группе. Определение основных принципов группового взаимодействия. Определение основных направлений работы группы. Исследование участниками группы различных сторон собственной личности и определение основных направлений группового взаимодействия. Формирование творческих откликов по преодолению проблем через конкретные задачи. Актуализация творческого потенциала членов группы в решении трудных (конфликтных) жизненных ситуаций. Формирование коммуникативных умений. Повышение социально-психологической компетентности участников группы.
Управление эмоциями в конфликте. Активизация развития навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями. Формирование умений, позволяющих не блокировать эмпатию. Осознание переживаний существующих различий между внутренним «Я» и ролевым поведением. Формирование умений не использовать стрессогенов. Формирование эмоционального восприятия информации. Формирование умений по принятию чувств другого человека.
Стили поведения в конфликте. Совместная власть. Формирование навыков использования различных стилей поведения в конфликте. Формирование умений использовать «Я» – высказывания. Формирование умений использовать различные стратегии поведения в конфликте. Формирование умений оценивать различные формы поведения в конфликте. Формирование умений влиять на других в общении. Формирование умений сотрудничества.
Картография конфликта и разработка альтернатив. Формирование умений использовать метод картографии конфликта. Развитие умений психологической готовности разрешения конфликта. Формирование умений разрабатывать генератор альтернатив. Формирование умений использовать метод картографии в различных трудных ситуациях.
Переговоры. Активизировать и развивать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций с помощью метода «Переговоров». Развитие умений задавать вопросы. Развитие умений раскрывать свою тактику поведения. Развитие умений менять свои решения в ходе переговоров. Развитие умений соглашаться и обсуждать проблему. Формирование умений использовать техники: юмор и т.д. Формирование умений ведения дискуссий. Формирование умений придерживаться своих целей и целей собеседников по ситуации с использованием обратной связи. Формирование умений анализа выхода из конфликта и принятия решений в конфликте.
Посредничество. Активизировать и развивать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций с помощью метода «Медиации». Формирование умений посредничества. Формирование умений применять на практике приемы по разрешению конфликтов. Формирование умений оказания последовательной психологической помощи клиенту. Формирование умений использовать правила и права посредника в консультировании. Формирование умений контроля, организации и проведения медиации.
Учебно-методическая карта УЧЕБНОЙ дисциплины
(для дневной формы получения образования)
Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия
| Количество аудиторных часов
| Самостоятельная работа
| Литература
| Формы контроля занятий
|
Лекции
| Семинарские занятия
| Лабораторные занятия
| Управляемая самостоятельная работа студента
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| КОНФЛИКТОЛОГИЯ (72 часов)
| 24
| 20
| 18
| 10
| 50
|
|
|
1.
| Предмет, современное состояние, цели и задачи. Конфликтолог – квалификационная характеристика, функции
1. Становление конфликтологии как отрасли научного знания: теоретические и социально-исторические предпосылки.
2. Предмет конфликтологии и его содержание. Задачи конфликтологии.
3. Связь конфликтологии с другими науками.
4. Основные функции психолога-конфликтолога
| 4
|
|
|
| 6
| [1] [2] [3] [5] [30]
| Дискуссия
|
2.
| Феноменология конфликта
1. Понятие «конфликт» в современном научном знании.
2. Основные категории проблемного поля описания конфликтов.
3. Структура конфликта.
4. Симптоматика конфликта.
5. Динамические характеристики конфликта.
6. Понятие об эскалации конфликта и ее видах.
7. Понятие о конфликтогене, виды конфликтогенов
|
| 4
|
| 4
| 2
| [2]
[3]
[30]
| Опрос, обсужде
ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
|
3.
| Виды конфликтов
1. Понятие о зонах разногласия в социальных конфликтах.
2. Мотивация конфликтных ситуаций и виды конфликтов.
3. Специфика конфликтов в разных сферах жизнедеятельности.
4. Конфликты групп и больших социальных общностей.
5. Характеристики конструктивного и деструктивного конфликтов.
6. Конфликтная личность в группе. Классификации конфликтных личностей. Синтонное взаимодействие
| 4
|
| 4
|
| 6
|
[ 2 ]
[ 3 ] [42 ] [55 ] [56 ]
]
|
Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
|
4.
| Поведение личности в конфликте
1. Понятие об индивидуальном стиле личности и определяющих его факторах.
2. Виды индивидуальных стилей поведения личности в конфликте.
3. Методы диагностики индивидуального стиля.
4. Методы психологической коррекции индивидуального стиля поведения.
|
| 4
|
| 4
| 2
| [1] [12] [49] [56]
| Опрос, обсужде - ние докладов и
мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
|
5.
| Психология семейного конфликта
1. Психологические предпосылки семейных конфликтов.
2. Виды семейных конфликтов.
3. Причины конфликтов в супружеской паре.
4. Методы психологической коррекции и разрешения супружеских конфликтов.
5. Семейный конфликт и развитие личности ребенка.
6. Типы семейных нарушений как факторы аномального кризиса ребенка.
7. Детско-родительский конфликт как пусковой механизм нарушений поведения ребенка.
| 4
|
| 4
|
| 6
| [4] [17 ] [18 ] [22] [36] [43]
|
Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
|
6.
| Педагогический конфликт
1. Феноменология педагогического конфликта.
2. Виды конфликтов в системе педагогического взаимодействия и их специфика.
- Дошкольное детство;
- Младший школьный возраст;
- Подростковый возраст;
- Юношеский возраст.
3. Условия оптимизации педагогического взаимодействия.
4. Принципы разрешения педагогического конфликта
|
| 4
|
|
| 4
| [4] [43]
|
Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента
ций, анализ проблем - ных ситуаций
|
7.
| Конфликт в служебных отношениях
1. Служебные конфликты и их последствия.
2. Виды служебных конфликтов.
3. Причины служебных конфликтов.
4. Типы эффективных и неэффективных руководителей.
5. Современные методы разрешения служебных конфликтов
|
| 4
| 2
|
| 4
| [4] [70] [71]
| Дискуссия
|
8.
| Психологическая готовность к разрешению конфликта
1. Сущность психологической готовности личности к разрешению конфликта.
2. Условия развития психологической готовности к разрешению конфликта.
3. Приемы психологической коррекции индивидуального самосознания с целью минимизации последствий стресса.
4. Программа построения психологической готовности к разрешению конфликта у партнера.
| 4
|
|
|
| 6
| [22] [57]
| Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
|
9.
| Основные стратегии разрешения конфликта
1. Понятие о стратегиях разрешения конфликта.
2. Характеристики стратегий разрешения конфликта: «выиграть -выиграть», «выиграть - проиграть», «замораживания конфликта».
| 4
|
|
|
| 6
| [1] [12] [49]
| Дискуссия
|
10.
| Методы разрешения конфликта
1. Современные методы конфликтологии.
2. Метод разрешения конфликта «Рациональный - интуитивный» (Дж. Скотта).
3. Метод разрешения конфликта «Картография» (Х. Корнелиус, Ш. Фэйр).
4. Структурно -организационные методы разрешения конфликтов.
5. Метод «Прямые переговоры».
6. Метод «Медиации».
|
| 4
|
|
| 6
| [1] [12] [49] [56]
| Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций
|
11.
| Обучение эффективному поведению в конфликтах и их конструктивному разрешению
1. Введение. Творческий подход к конфликту.
2. Управление эмоциями в конфликте.
3. Стили поведения в конфликте. Совместная власть. 4. Картография конфликта и разработка альтернатив. 5. Переговоры.
6. Посредничество.
| 4
|
| 4
| 2
| 2
| [1] [2] [13] [21] [30] [33] [34] [56] [59] [62]
| Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций
|
| Всего за 7 семестр
| 24
| 20
| 18
| 10
| 50
|
| Экзамен
|
| Итого
| 24
| 20
| 18
| 10
| 50
|
| Экзамен
|
Учебно-методическая карта УЧЕБНОЙ дисциплины
(для заочной формы получения образования)
Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия
| Количество аудиторных часов
| Самостоятельная работа
| Литература
| Формы контроля занятий
|
Лекции
| Семинарские занятия
| Лабораторные занятия
| Управляемая самостоятельная работа студента
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| КОНФЛИКТОЛОГИЯ (72 часов)
| 22
| 10
| 4
| -
| -
|
|
|
1.
| Предмет, современное состояние, цели и задачи. Конфликтолог – квалификационная характеристика, функции
1. Становление конфликтологии как отрасли научного знания: теоретические и социальноисторические предпосылки.
2. Предмет конфликтологии и его содержание. Задачи конфликтологии.
3. Связь конфликтологии с другими науками.
4. Основные функции психолога-конфликтолога
| 2
| 2
|
|
| 6
| ]
| Дискуссия
|
2.
| Феноменология конфликта
1. Понятие «конфликт» в современном научном знании.
2. Основные категории проблемного поля описания конфликтов.
3. Структура конфликта.
4. Симптоматика конфликта.
5. Динамические характеристики конфликта.
6. Понятие об эскалации конфликта и ее видах.
7. Понятие о конфликтогене, виды конфликтогенов
| 2
| 2
|
|
|
| [9] [10]
[14]
| Опрос, обсужде
ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
|
3.
| Виды конфликтов
1. Понятие о зонах разногласия в социальных конфликтах.
2. Мотивация конфликтных ситуаций и виды конфликтов.
3. Специфика конфликтов в разных сферах жизнедеятельности.
4. Конфликты групп и больших социальных общностей.
5. Характеристики конструктивного и деструктивного конфликтов.
6. Конфликтная личность в группе. Классификации конфликтных личностей. Синтонное взаимодействие
| 2
| 2
|
|
|
|
[3] [4] [7] [8] [11 ]
|
Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
|
4.
| Поведение личности в конфликте
1. Понятие об индивидуальном стиле личности и определяющих его факторах.
2. Виды индивидуальных стилей поведения личности в конфликте.
3. Методы диагностики индивидуального стиля.
4. Методы психологической коррекции индивидуального стиля поведения.
| 2
|
| 4
|
|
|
| Опрос, обсужде - ние докладов и
мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
|
|
Всего за 8 семестр
|
8
|
6
|
4
|
-
|
-
|
|
|
5.
| Психология семейного конфликта
1. Психологические предпосылки семейных конфликтов.
2. Виды семейных конфликтов.
3. Причины конфликтов в супружеской паре.
4. Методы психологической коррекции и разрешения супружеских конфликтов.
5. Семейный конфликт и развитие личности ребенка. 6. Типы семейных нарушений как факторы аномального кризиса ребенка.
7. Детско -родительский конфликт как пусковой механизм нарушений поведения ребенка.
| 2
| 2
|
|
|
| [7] [8] [9] [1 2 ]
|
Дискуссия
|
6.
| Педагогический конфликт
1. Феноменология педагогического конфликта.
2. Виды конфликтов в системе педагогического взаимодействия и их специфика.
- Дошкольное детство;
- Младший школьный возраст;
- Подростковый возраст;
- Юношеский возраст.
3. Условия оптимизации педагогического взаимодействия.
4. Принципы разрешения педагогического конфликта
|
2
|
|
|
|
| [7] [8] [9] [10]
|
Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента
ций, анализ проблем - ных ситуаций
|
7.
| Конфликт в служебных отношениях
1. Служебные конфликты и их последствия.
2. Виды служебных конфликтов.
3. Причины служебных конфликтов.
4. Типы эффективных и неэффективных руководителей.
5. Современные методы разрешения служебных конфликтов
| 2
|
|
|
|
| [7] [8] [9]
| Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
|
8.
| Психологическая готовность к разрешению конфликта
1. Сущность психологической готовности личности к разрешению конфликта.
2. Условия развития психологической готовности к разрешению конфликта.
3. Приемы психологической коррекции индивидуального самосознания с целью минимизации последствий стресса.
4. Программа построения психологической готовности к разрешению конфликта у партнера.
| 2
|
|
|
|
|
| Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаци й
|
9.
| Основные стратегии разрешения конфликта
1. Понятие о стратегиях разрешения конфликта.
2. Характеристики стратегий разрешения конфликта: «выиграть -выиграть», «выиграть - проиграть», «замораживания конфликта».
| 2
|
|
|
|
| [3] [4] [6] [7] [8] [9] [1 2]
| Дискуссия
|
10.
| Методы разрешения конфликта
1. Современные методы конфликтологии.
2. Метод разрешения конфликта «Рациональный - интуитивный» (Дж. Скотта).
3. Метод разрешения конфликта «Картография» (Х. Корнелиус, Ш. Фэйр).
4. Структурно -организационные методы разрешения конфликтов.
5. Метод «Прямые переговоры».
6. Метод «Медиации».
| 2
|
|
|
|
| [3] [4] [6] [7] [8] [9] [1 3]
| Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента – ций,
анализ проблем - ных ситуаций
|
11.
| Обучение эффективному поведению в конфликтах и их конструктивному разрешению
1. Введение. Творческий подход к конфликту.
2. Управление эмоциями в конфликте.
3. Стили поведения в конфликте. Совместная власть. 4. Картография конфликта и разработка альтернатив. 5. Переговоры.
6. Посредничество.
| 2
| 2
|
|
|
| [3] [4] [6] [7] [8]
[11 ]
| Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме –
дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
|
| Всего за 9 семестр
| 14
| 4
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
| Итого
| 22
| 10
| 4
| -
| -
|
| Экзамен
|