Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

для специальности 1-23 01 04 Психология 

 

Составители: ________________кафедры социальной и семейной психологии

 

Рассмотрено и утверждено

на заседании Совета университета ______ ____________________ 2019 г.

Протокол № _____


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………....4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Конспект лекций по учебной дисциплине………………………………..

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1 Тематика семинарских занятий……………………………………….. 

2.2 Практические (лабораторные) занятия…………………………………

3. Раздел контроля знаний

3.1 Перечень рекомендуемых средств диагностики результатов

учебной деятельности………………………………………………….

3.2 Вопросы к зачету…………………………………………….................

3.3. Вопросы к экзамену…………………………………………………....

3.4 Критерии оценки учебной деятельности…………………...................

3.5 Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы…………………………………………………………………..

3.6 Задания для управляемой самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………………

4. Вспомогательный раздел

4.1 Учебная программа по дисциплине………………………...................

Список рекомендуемой литературы……………………………..

 

                                                                             

                                                                             


Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Конфликтология» предназначена для реализации на I ступени высшего образования.

Учебная программа дисциплины «Конфликтология» разработана в соответствии с Образовательным стандартом и учебным планом по специальности 1-23 01 04 Практическая психология.

Введение в систему подготовки профессиональных психологов учебной дисциплины «Конфликтология» отвечает актуальной потребности интенсификации процесса обучения специалистов социономных профессий.

Учебная дисциплина «Конфликтология» соединяет в себе знания о природе, функциях, видах и методах разрешения конфликтов. Актуальность этой науки определяется неопровержимой значимостью решаемых задач: определение сущности конфликта, прогноз развития конфликтной ситуации, психологическая профилактика конфликта, определение конструктивной стратегии и тактики ее разрешения. Теоретическая подготовка в рамках данной учебной дисциплины обеспечит формирование у студентов конструктивной направленности личностного развития, высокого уровня конфликтологической компетентности.

Цель учебной дисциплины: формировании научных знаний о конфликте как социально-психологическом феномене, факторах его возникновения, методах конструктивного разрешения и эффективных стратегиях профилактики.

Задачи учебной дисциплины:

− формирование системы знаний о конфликте, его природе, видах конфликтов, этапах развития, последствиях;

− формирование знаний о механизмах психологической готовности личности к разрешению конфликта;

− развитие практических умений диагностики конфликта;

− развитие представлений о функциях конфликтолога, современных программах эффективных тактик разрешения конфликта;

− развитие умений психологической коррекции конфликтного взаимодействия в семье, в системе предпринимательской деятельности, в педагогическом взаимодействии.

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины «Конфликтология» определены в соответствии с образовательным стандартом высшего образования I ступени.

Изучение учебной дисциплины должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Требования к академическим компетенциям специалиста

Специалист должен:

– АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для

решения теоретических и практических задач.

– АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

– АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

– АК-4. Уметь работать самостоятельно.

– АК-5. Быть свободным, вырабатывать новые идеи (креативность).

– АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

– АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических

устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

– АК-8. Иметь лингвистические навыки (устная и письменная

коммуникация).

– АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей

жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

Специалист должен:

– СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

– СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

– СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

– СЛК-4. Владеть навыками здорового образа жизни.

– СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).

– СЛК-6. Уметь работать в команде.

– СЛК-7. Опираться в своей работе на профессиональные, этические нормы и стандарты поведения.

Требования к профессиональным компетенциям специалиста

Специалист должен быть способен:

Инновационная деятельность

– ПК-32. Осваивать и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии.

– ПК-33. Осваивать и внедрять современные психологические инновации в практическую деятельность.

– ПК-34. Осваивать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности

В результате освоения учебной дисциплины «Конфликтология» студенты должны знать:

- основные научные категории конфликта в философской, социологической и психологической парадигме;

- структурные, динамические составляющие конфликта;

- источники конфликтов и зоны разногласий в системах социального взаимодействия;

- современные методы и стратегии урегулирования и разрешения конфликтного взаимодействия.

В результате освоения учебной дисциплины «Конфликтология» студенты должны уметь:

- выполнять анализ конфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия;

- использовать наиболее эффективные методы по конструктивному разрешению конфликтов.

В результате освоения учебной дисциплины «Основы психотерапии» студенты должны владеть:

- навыками диагностики конфликта, управления и конструктивного разрешения в основных системах социального взаимодействия;

- навыками разработки и реализации программы профилактики и урегулирования конфликтов.

Самостоятельная работа студентов может быть организована через аналитический обзор литературных первоисточников, проведение учебных исследовательских проектов, подготовку эссе, рефератов буклетов и памяток.

Форма получения высшего образования: очная, заочная.

На изучение учебной дисциплины «Основы психотерапии» учебным планом дневной формы получения образования отводится на IV курсе 158 учебных часа, из них 72 – аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает:

в 7 семестре: 28 часов лекционных занятий (из них 4 часа УСР), 24 часа семинарских занятий, 20 часов лабораторных занятий (из них 2 часа УСР), самостоятельная работа – 50 часов.

Форма контроля: экзамен (7 семестр).

На изучение учебной дисциплины «Конфликтология» учебным планом заочной формы получения образования отводится на IV b V курсе 158 учебных часа, из них 36 – аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает:

в 8 семестре: 8 часов лекционных занятий, 6 часов семинарских занятий, 4 часа лабораторных занятий. в 9 семестре: 14 часов лекционных занятий, 4 часа семинарских занятий. Форма контроля: экзамен (10 семестр).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Конспект лекций по учебной дисциплине «Конфликтология»

ТЕМА I. ПРЕДМЕТ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. КОНФЛИКТОЛОГ – КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ФУНКЦИИ (4 часа)

ЛЕКЦИЯ 1. Предмет, современное состояние, цели и задачи. Конфликтолог – квалификационная характеристика, функции ( 4 часа).

Цель – изучить современное состояние конфликтологии; функции конфликтолога.

Вопросы для рассмотрения:

1. Становление конфликтологии как отрасли научного знания: теоретические и социально-исторические предпосылки

2. Предмет конфликтологии и его содержание. Задачи конфликтологии

3. Связь конфликтологии с другими науками

4. Основные функции психолога-конфликтолога

Основные понятия: конфликтология, история конфликтологии, цели и задачи конфликтологии, функции конфликтолога.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с.

2. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн.:, 2013. – 464 с.

3. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2014. – 224 с.

4. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб., 2011. – 384 с.

5. Вишнякова, Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум / Н.Ф. Вишнякова. – Мн., 1996.

 

ТЕМА II. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ (4 часа).

ЛЕКЦИЯ 1. Виды конфликтов   (4 часа).

Цель – рассмотреть виды конфликтов, их специфику, характеристики.

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие о зонах разногласия в социальных конфликтах

2. Мотивация конфликтных ситуаций и виды конфликтов

3. Специфика конфликтов в разных сферах жизнедеятельности

4. Конфликты групп и больших социальных общностей

5. Характеристики конструктивного и деструктивного конфликтов

6. Конфликтная личность в группе. Классификации конфликтных личностей. Синтонное взаимодействие

Основные понятия: виды конфликтов, зоны разногласия, конструктивный и деструктивный конфликт, конфликтная личность, синтонное взаимодействие.

Литература:

1. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн.:, 2013. – 464 с.

2. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2014. – 224 с.

3. Гулевич, О.А. Индивидуальные особенности членов группы как причина межгрупповых конфликтов / О.А. Гулевич // Психологический журнал. – 2007. – №2. – С. 68 – 77.

4. Зедгенидзе, В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В.Я. Зедгенидзе. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

5. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с

 

ТЕМА III. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА (4 часа).

ЛЕКЦИЯ 1. Психология семейного конфликта (4 часа).

Цель – изучить семейные конфликты.

Вопросы для рассмотрения:

1. Психологические предпосылки семейных конфликтов

2. Виды семейных конфликтов

3. Причины конфликтов в супружеской паре

4. Методы психологической коррекции и разрешения супружеских конфликтов. 5. Семейный конфликт и развитие личности ребенка

6. Типы семейных нарушений как факторы аномального кризиса ребенка

7. Детско-родительский конфликт как пусковой механизм нарушений поведения ребенка

Основные понятия: семейный конфликт, коррекция и разрешение семейного конфликта, детско-родительский конфликт.

Литература:

1. Антология ненасилия. – М.-Бостон, 1992.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.

3. Бабосов, Е.М. Социология конфликта / Е.М. Бабосов. – Мн., 1991

4. Гиляров, Е.М. Конфликтология. Лекции / Е.М. Гиляров. – Домодедово, 1993.

5. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 2014. – 576 с.

6.  Гуминский, А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое руководство по разрешению / А.П. Гуминский. – Мн.: Тесей, 2002. – 108 с.

 

 

ТЕМА IV. КОНФЛИКТ В СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (4 часа).

ЛЕКЦИЯ 1. Конфликт в служебных отношениях (4 часа).

Цель – рассмотреть виды и причины служебных конфликтов, методы их разрешения.

Вопросы для рассмотрения:

1. Служебные конфликты и их последствия

2. Виды служебных конфликтов

3. Причины служебных конфликтов

4. Типы эффективных и неэффективных руководителей

5. Современные методы разрешения служебных конфликтов

Основные понятия: служебный конфликт, виды служебных конфликтов, эффективные и неэффективные руководители, методы разрешения конфликтов.

Литература:

1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 2014. – 576 с.

2. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1986.

3. Конфликты и переговоры. Практич. рук-во для менеджеров. – Р-н/Д., 1997.

 

ТЕМА V. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА (4 часа).

ЛЕКЦИЯ 1.   Основные стратегии разрешения конфликта(4 часа).

Цель – сформировать представление о стратегиях разрешения конфликта.

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие о стратегиях разрешения конфликта

2. Характеристики стратегий разрешения конфликта: «выиграть -выиграть», «выиграть - проиграть», «замораживания конфликта»

Основные понятия: стратегии разрешения конфликта, характеристики стратегий, последствия стратегий.

Литература:

1. Авидон, И. Тренинги ведения переговоров: Материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с

3. Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – №6. – С. 119 – 133.

4. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с.

 

 

ТЕМА VI. ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ (4 часа).

ЛЕКЦИЯ 1. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их конструктивному разрешению (4 часа).

Цель – изучить способы конструктивного поведения в конфликтах и методы разрешения конфликтов.

Вопросы для рассмотрения:

1. Введение. Творческий подход к конфликту.

2. Управление эмоциями в конфликте.

3. Стили поведения в конфликте. Совместная власть

4. Картография конфликта и разработка альтернатив

5. Переговоры.

6. Посредничество

Основные понятия: стиль поведения в конфликте,картография конфликта,переговоры, поссредничество.

Литература:

1. Алешина, Ю.Е. Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины / Ю.Е. Алешина, Е.В. Лекторская // Вопросы психологии. – 1989. – №5. – С. 80 – 88.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с.

3. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн.:, 2013. – 464 с.

4. Бабосов, Е.М. Основы конфликтологии / Е.М. Бабосов. – Мн.,1997

5. Вишнякова, Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум / Н.Ф. Вишнякова. – Мн., 1996.

6..Волков, Б.С. Конфликтология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический проект, 2007. – 384 с.

7. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с.

8. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с.

9. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. – М., 2014. – 247 с.

10. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Тематика семинарских занятий ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

 

ТЕМА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТА (4 часа).

Цель: Ознакомить будущих психологов с основными элементами и характеристиками конфликта.

Задачи:

1. ­Обеспечить понимание основных категорий проблемного поля описания конфликтов.

2. ­Развить навыки анализа проблемных ситуаций.

Материалы: доклады, видеоматериалы.

Ход занятия:

1. Опрос.

2. Обсуждение.

3. Анализ конфликтных ситуаций.

· Демонстрируются видеоролики с различными конфликтными ситуациями, которые студенты затем анализируют, выявляя симптоматику конфликта, конфликтогены, виды эскалации конфликта, описывая динамические характеристики конфликта.

· Студенты выступают с докладами по теме «Феноменология конфликта», затем проводится обсуждение докладов.

Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии:

В ходе работы происходит освоение знаний об основных категориях

конфликтологии.

Умения замечать и анализировать структурные компоненты конфликта, симптоматику конфликта, виды конфликтогенов.

Навыки анализа проблемных ситуаций.

 

Литература:

1. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн.:, 2013. – 464 с.

2. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2014. – 224 с.

3. Вишнякова, Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум / Н.Ф. Вишнякова. – Мн., 1996. – 315 с.

ТЕМА 2. П    ОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ (4 часа)

Цель: Ознакомить будущих психологов с видами индивидуальных стилей поведения личности в конфликте, методами их диагностикам и коррекции.

Задачи:

1. Рассмотреть различные стили поведения личности в конфликте.

2. Рассмотреть методы диагностики индивидуального стиля.

3. Рассмотреть методы психологической коррекции индивидуального стиля поведения.

Материалы: видеоматериалы, доклады.

Ход занятия:

1. Опрос.

2. Анализ индивидуальных стилей поведения личности в конфликте.

3. Работа с диагностическим инструментарием.

4. Анализ коррекционных методов.

· Демонстрируются короткие отрывки с различными стилями поведения в конфликте. Студенты описывают отличительные черты, сходства и различия стилей.

· Студенты разбиваются на микрогруппы и самостоятельно подбирают инструментарий для диагностики стиля поведения в конфликте.

· Студенты разбиваются на микрогруппы по 3-4 человека и подбирают методы психологической коррекции индивидуального стиля поведения для конкретного случая.

Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии:

В ходе работы происходит освоение знаний об индивидуальном стиле поведения в конфликте. Умения диагностировать индивидуальный стиль. Навыки психологической коррекции индивидуального стиля поведения.

 

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013.  – 512 с.

2. Авидон, И. Тренинги ведения переговоров: Материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.

3. Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – №6. – С. 119 – 133.

4. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с.

 

ТЕМА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ (4 часа)

Цель: Ознакомить будущих психологов с видами и спецификой конфликтов в системе педагогического взаимодействия.

Задачи:

1. Рассмотреть феноменологию педагогического конфликта.

2. Определить виды конфликтов в системе педагогического взаимодействия. Материалы: видеоматериалы, доклады.

Ход занятия:

1. Основные элементы и характеристики педагогического конфликта.

2. Педагогические конфликты в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах.  

· Заслушиваются, а затем обсуждаются доклады, описывающие особенности педагогических конфликтов для различных возрастов и принципы разрешения педагогических конфликтов.

· Демонстрируются видеоролики с записями различных видов педагогических конфликтов, затем студенты обсуждают характерные черты педагогических конфликтов.

· Студенты в микрогруппах анализируют проблемные ситуации и подбирают наиболее эффективные способы разрешения конфликтов.

Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии:

 В ходе работы происходит освоение знаний о видах конфликтов в системе педагогического взаимодействия. Умения разрешать педагогические конфликты с учетом возрастных особенностей. Навыки оптимизации педагогического взаимодействия.

 

Литература:

1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 2014. – 576 с.

2. Гуминский, А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое руководство по разрешению / А.П. Гуминский. – Мн.: Тесей, 2002. – 108 с.

 

ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА (4 часа)

Цель: Изучить сущность психологической готовности к разрешению конфликта.

Задачи:

1. Определить условия психологической готовности к разрешению конфликта.

2. Рассм отреть приемы психологической коррекции индивидуального самосознания с целью минимизации последствий стресса.

3. Разработать программу построения психологической готовности к разрешению конфликта у партнера.

Материалы: доклады, видеоматериалы.

Ход занятия:

1. Обсуждение психологической готовности личности к разрешению конфликта.

2. Выявление условий развития психологической готовности к разрешению конфликта.

3. Анализ приемов психологической коррекции индивидуального самосознания.

4. Построение и обсуждение программы построения психологической готовности к разрешению конфликта у партнера.

· Студенты заслушивают, а затем обсуждают доклады на тему психологической готовности к разрешению конфликтов.

· Студенты разбиваются микрогруппы и составляют списки условий готовности к разрешению конфликтов, затем обсуждают написанное в группе.

· после просмотра видеороликов, студенты анализируют приемы психологической коррекции с целью минимизации последствий стресса.

· Студенты совместно разрабатывают программу построения психологической готовности к разрешению конфликта.

Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии:

В ходе работы происходит освоение знаний по психологической готовности к разрешению конфликтов, умений п одбирать приемы психологической коррекции с целью минимизации последствий стресса, навыков разработки программ построения психологической готовности к разрешению конфликта.

 

Литература:

1..Бабосов, Е.М. Социология конфликта / Е.М. Бабосов. – Мн., 1991.

2. Игра: универсальное средство формирования творческой личности. – Мн., 1998. – 55 с.

 

ТЕМА 5. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА (4 часа)

Цель: Изучить современные методы разрешения конфликта.

Задачи:

1. Рассмотреть различные методы разрешения конфликта.

2. Научиться подбирать оптимальные методы разрешения конфликты для различных ситуаций.

Материалы: доклады, видеоматериалы.

Ход занятия:

1. Метод разрешения конфликта «Рациональный - интуитивный» (Дж. Скотта).

2. Метод разрешения конфликта «Картография» (Х. Корнелиус, Ш. Фэйр).

3. Структурно -организационные методы разрешения конфликтов.

4. Метод «Прямые переговоры».

5. Метод «Медиации».

· Студенты заранее готовят рефераты-презентации (и представляют их группе) по обозначенным выше вопросам.

Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии:

В ходе работы происходит освоение знаний о современных методах конфликтологии, умений разрешать конфликты, навыков подбирать наиболее эффективные методы разрешения конфликтов с учетом ситуации и характеристик конфликтующих сторон.

 

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с

2. Авидон, И. Тренинги ведения переговоров: Материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с

3. Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – №6. – С. 119 – 133.

4. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с.

 

Упр.1 Формулы конфликта

В.П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В).

Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).

КФГ1 → КФГ2 → КФГ3 → … → КФ,

где КФГ1 – первый конфликтоген; КФГ2 – второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ2> КФГ1, КФГ3> КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

КС + И = КФ.

Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:

КС1 + КС2 +… + КСn = КФ, при этом n ≥ 2

Словами эту формулу можно выразить так:

Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

Преподаватель предлагает студентам, определить, используя полученные знания, определить природу конфликта (тип А, Б, В) в следующих ситуациях:

Задача 1. Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.

Задача 2. При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».

Задача 3. Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.

Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства… Назревает конфликт.

Задача 4. Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.

Задача 5. На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».

Студентам предлагается придумать свои примеры и проработать их в микрогруппах.

 

 

Выполнение упражнений.

Раздел контроля знаний

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов – это вид учебной деятельности студентов в процессе освоения образовательных программ высшего образования, осуществляемой самостоятельно вне аудитории с использованием различных средств обучения и источников информации.

Целью управляемой самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Конфликтология» является:

- создание условий для реализации творческих способностей студентов;

- развитие академических, профессиональных, социально-личностных компетенций;

- активное включение в учебную, научную, общественную и инновационную деятельность;

- овладение студентами в процессе обучения научными методами познания, умениями и навыками выполнения самостоятельной работы, углубленное и творческое освоение учебного материала;

- формирование у студентов умений и навыков самостоятельного решения актуальных учебных, научных и инновационных задач;

- личностное развитие студентов в качестве субъектов образовательной и профессиональной деятельности.

Управляемая самостоятельная работа как важная составная часть образовательного процесса должна опираться на мотивацию студентов, доступность и качество научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, сопровождаться эффективной системой контроля и способствовать усилению практической направленности обучения.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

1. подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);

2. основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

3. заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).

При выполнении управляемой самостоятельной работы создаются условия, при которых обеспечивается активная позиция студентов в самостоятельном получении знаний и систематическом применении их на практике.

Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя, студент должен:

-  освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем;

-  планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем;

-  самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя;

-  выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.

Основными видами самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Конфликтология» без участия преподавателя являются:

· написание рефератов на основе информационных образовательных ресурсов (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

· подготовка к лабораторным работам, их оформление;

· составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);

· подготовка практических разработок;

· выполнение домашних заданий в виде решения психологических задач по отдельным разделам содержания учебной дисциплины.

Основными видами самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Конфликтология» с участием преподавателя являются:

· выполнение учебно-исследовательской работы.

· коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания учебной дисциплины;

· написание рефлексивного дневника работы.


3.5 Задания для управляемой самостоятельной работы

Задания по уровням.

Вариант 4.

Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий: конструктивный конфликт, ложный конфликт, конфликтная ситуация, образ конфликта, противоречие, уклонение, исход конфликта, профилактика конфликта, стратегия поведения в конфликте, косвенные участники конфликта.

Задание 2. Охарактеризуйте такие методы ведения переговоров как «позиционный торг» и «метод принципиальных переговоров». Оцените возможности и ограничения каждого из них. Каковы условия эффективности их применения?

Задание 3. Раскройте содержание 3-х вопросов на выбор:

1.1 Основные этапы развития зарубежной и отечественной конфликтологии.

1.2 Психологическая традиция в изучении конфликта: конфликт как когнитивный феномен.

1.3 Картография как метод анализа конфликта: достоинства и ограничения.

1.4 Транзактный анализ в управлении конфликтами.

1.5 Методы управления эмоциональным состоянием в конфликте.

1.6 Практика игрового имитационного моделирования в управлении конфликтами.

1.7 Методика разрешения конфликтов «Последовательные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности» (ПОИР, Ч. Осгуд). Основные стратегии вовлечения оппонента в переговоры.

Задание 4. Составьте реестр методик диагностики стратегии и стиля конфликтного взаимодействия. Необходимо указать названия и авторов методик, их краткое описание, хараткеристику области применения, а также привести ссылки на использованные источники.

Задание 5. Решите следующие задачи:

Задача 1. Молодая работница М. пожаловалась, что ее обижает сотрудница Т., и попросила, перевести ее в другой отдел. При этом оказалось, что рабочие места М. и Т. находятся рядом и что Т. действительно часто делает М. замечания, многие из которых несправедливы. При этом Т. объяснила, что М. годится ей во внучки, а потому все ее замечания должна принимать с благодарностью. Руководителю показалось, что М. своей подвижностью и непоседливостью раздражает пожилую Т.

Вопрос. Является ли данная ситуация конфликтной? Как следует поступить руководителю? Рассмотрите возможные варианты, оцените их преимущества и недостатки.

Задача 2. Один из членов Вашего коллектива внезапно заболел. Все сотрудники заняты срочной работой. Работа отсутствующего тоже должна быть выполнена в срок.

Вопрос: Является ли данная ситуация конфликтной? Что предпринять в данной ситуации? Рассмотрите возможные варианты, оцените их преимущества и недостатки.

Задача 3. Как отмечает М. Дойч, в конфликте встречаются мотивационные ориентации трех типов: кооперативная, конкурентная, индивидуалистическая. Каждая из сторон может иметь любую из трех ориентаций. Теоретически возможно 9 комбинаций. Какие из перечисленных ниже утверждений согласуются с результатами исследований М. Дойча? Выберите все правильные варианты ответов:

1. Диада, в которой одна сторона ориентирована на конкуренцию, а вторая – на кооперацию, развивается в индивидуалистически ориентированную диаду;

2. Диада, в которой хотя бы одна из сторон ориентирована индивидуалистически, имеет тенденцию развиваться в индивидуалистически ориентированную диаду;

3. Индивидуалистически ориентированная диада имеет тенденцию двигаться в сторону обоюдной кооперации; 4. Индивидуалистически ориентированная диада имеет тенденцию двигаться в сторону обоюдной конкуренции;

5. Индивидуалистически ориентированная диада может двигаться в сторону обоюдной кооперации или взаимной конкуренции, в зависимости от внешних обстоятельств и способствующих ситуативных факторов;

6. Нереципрокные комбинации имеют тенденцию развиваться в направлении взаимной конкуренции, если хотя бы одна из сторон имеет конкурентную ориентацию;

7. Нереципрокные комбинации имеют тенденцию развиваться в направлении обоюдной кооперации, если хотя бы одна из сторон ориентирована на кооперацию; 8. Стабильными являются только комбинации, в которых хотя бы одна из сторон ориентирована на кооперацию.

Задание 6. Осуществите анализ известного Вам межличностного или межгруппового конфликта по плану, представленному в приложении 1.

 

Модуль

Задание 1. Выберите одно или нескольк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.2 с.)