Упр. 2. Конфликты и трансактный анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упр. 2. Конфликты и трансактный анализ



Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция».

Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя). В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Д.

Поведенческие характеристики основных трансакций

Ребенок– проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п.

Родитель– требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.

Взрослый– работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.

Алгоритм трансактного анализа

1. Составить матрицу:


2. Выделить субъекты МЛВ (Sи – инициатор, Sм – «мишень»).

3. Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов МЛВ: Р, В, Д.

4. Уяснить направленность позиции каждого субъекта МЛВ и обозначить стрелками в матрице.

5. По матрице определить сумму расхождений в позициях.

6. Сделать вывод:

а) сумма расхождений равна нулю – отсутствие конфликтной ситуации;

б) сумма расхождений от одного до четырех свидетельствует о наличии конфликтной ситуации.

Преподаватель предлагает студентам, определить, используя полученные знания, расхождения в позициях в следующих ситуациях:

Задача1. На переговорах одна сторона заявляет другой: «Вы сорвали нам поставки, в результате мы понесли ощутимые потери». Другая сторона: «Нет, это вы виноваты, задержав предоплату».

Задача 2. Студент обращается к экзаменатору: «Почему вы поставили мне четверку, а не пятерку?». Экзаменатор: «Давайте разберемся». И, используя аргументы, обосновывает выставленную оценку.

Задача 3. Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.

Задача 4. Работник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник же продолжает жаловаться.

Задача 5.

Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда, и добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.

Студентам предлагается придумать свои примеры и проработать их в микрогруппах.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с.

2. Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии / Э. Берн. – Эксмо, 2017. – 368с.

3. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 1997. – 277 с.

ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА (4 часа)

Цель: осознания получения опыта переживаний в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1. Активизация развития умений и навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

2. Формирование умений, позволяющих не блокировать эмпатии. 3. Осознание переживаний существующих различий между внутренним «Я» и ролевым поведением.

4. Формирование умений в различных конфликтных ситуациях не использовать конфликтогены.

5. Формирование эмоционального восприятия информации.

Ход занятия:

1.Групповое обсуждение специфики семейного конфликта: повышенная эмоциональность сторон, скорость развития на каждом этапе, формы противоборства, способы решения (примирение, взаимные уступки, достижение согласия, развод), последствия.

Выполнение упражнений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.004 с.)