Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Инфраструктура товарного рынкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характеристику товарного рынка как совокупность или арену актов купли-продажи необходимо раскрывать не только через его структуру, но и инфраструктуру. Развитый цивилизованный рынок требует и развитой инфраструктуры. Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил. Дословно инфраструктура (от лат. infra - под + structura - строение) - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Таким образом, под инфраструктурой в целом следует понимать комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи). Применительно к товарному рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. От уровня развития инфраструктуры во многом зависит дальнейшее совершенствование товародвижения в стране, становление национального рынка. В целях формирования системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления была принята Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации[3]. Инфраструктура товарных рынков как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем. Во-первых, подсистема торговых посредников и складского хозяйства - организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий - изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и др. Во-вторых, подсистема информационного обеспечения - организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно - технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база. В-третьих, подсистема тароупаковочной индустрии – это нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции. В-четвертых, подсистема транспортного обеспечения (рассматривается только в части обеспечения требований к развитию и функционированию инфраструктуры товарных рынков) - все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям. В-пятых, финансово - кредитная подсистема - инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения. В-шестых, подсистема организационного обеспечения - организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя. И, наконец-то, в-седьмых, подсистема нормативно - правового обеспечения - законы, указы, постановления, распоряжения и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках, принятые на различных уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Таким образом, комплексное развитие инфраструктуры товарных рынков предполагает: - развитие оптово - посреднических организаций и складского хозяйства, отвечающих требованиям рыночной экономики; - формирование информационного обеспечения товарных рынков; - развитие тароупаковочной индустрии; - развитие транспортного обслуживания товарных рынков; - разработку кредитно-финансового, организационного и нормативного обеспечения функционирования товарных рынков.
В современной России законодательное определение организатора торговли дается в Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах». Данный закон регулирует отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и (или) финансовом рынках, устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов, определяет основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением. Организатор торговли - лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы. По договору об оказании услуг по проведению организованных торгов организатор торговли обязуется в соответствии с правилами торгов регулярно (систематически) оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги. Закон устанавливает, какими видами деятельности не вправе заниматься организатор торговли, среди них производственная, торговая. К организаторам торгов Закон относит биржу и торговую систему. Лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой системы, не вправе проводить организованные торги. По данному Закону организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, в юридической литературе высказывается точка зрения, что организатором торговли может быть и некоммерческая организация. Это относится как к оптовой торговле, так и к организации тендерных закупок. Например, содействовать осуществлению маркетинговой деятельности могут некоммерческие организации, зарегистрированные в качестве автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств и учреждений. В силу п. 4 ст. 213 ГК РФ некоммерческие организации могут использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах, а извлечение прибыли не может являться основной целью деятельности некоммерческой организации в соответствии с нормами п. 1 ст. 50 ГК РФ, т.е. некоммерческие организации участвуют в хозяйственном обороте «ограниченно». Отсюда следует вывод, что некоммерческие организации участвуют в торговом обороте в качестве специальных субъектов, целью которых является не совершение сделок, а создание условий для совершения сделок другими участниками торгового оборота.Эту деятельность необходимо отличать от собственно коммерческой деятельности, связанной именно с куплей-продажей товаров ради получения прибыли. Иными словами, по формальному признаку некоммерческие организации не преследуют цель получения прибыли, а по функциональному признаку они являются организаторами предпринимательского (в том числе коммерческого) оборота. Эти организации являются коммерческими по своей роли в структуре рынка, по своему торговому предназначению и некоммерческими по своей природе и организационно-правовой форме. К таким непредпринимательским по целям деятельности организациям относятся, в частности, объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов, торгово-промышленные палаты и др. Таким образом, основной функцией таких специальных субъектов в торговом обороте является осуществление непредпринимательской по своим целям деятельности, направленной на содействие профессиональным участникам торгового оборота (предпринимателям, коммерсантам) в продвижении товаров от производителей к потребителям. Организаторы торгового оборота в целом выполняют важнейшую функцию в товарном обороте - регулирующую. Они организуют нормальную работу, создают условия и возможности для совершения субъектами торговых операций, порождая инициативу и интерес к дальнейшей деятельности. В частности, решают одну из важнейших проблем, от которой зависит становление и развитие торгового оборота России, - проблему организации сбыта произведенных товаров, что ведет к налаживанию устойчивых торгово-хозяйственных связей, совершенствованию структуры и инфраструктуры рынка, имеет решающее значение для более полного использования возможностей российской экономики, что должно способствовать ее успешному развитию. Оказание содействия основным участникам торговли - изготовителям товаров и торговым организациям в осуществлении сбыта и снабжения является основной задачей организаторов торгового оборота. Реализация этой задачи может происходить с осуществлением различных функций, свойственных организаторам торговли. Классификация специальных субъектов торгового оборота может проводиться по разным критериям, но наиболее значимым является тот, который учитывает функции, выполняемые ими в организации торгового оборота. Исходя из основных этапов торгового оборота, включающих в себя процессы исследования рынка, сбыта изготовителями производимых товаров, приобретения их потребителями и посредническую деятельность, организаторов торгового оборота можно классифицировать в зависимости от тех функций, которые они осуществляют на каждой из этих стадий. На стадии исследования рынка работают организаторы торгового оборота - маркетологи. Это в основной массе коммерческие организации, основной задачей которых является проведение по заказам изготовителей и оптовых торговых организаций исследований возможностей продаж и рынков сбыта определенных товаров. Наряду с ними маркетинговые исследования проводят некоммерческие организации. К их числу можно отнести Рекламный совет России, некоммерческие партнерства "Гильдия маркетологов" и "Русбренд", разного рода союзы, ассоциации и объединения, а также саморегулируемые организации. Эти организации обеспечивают предоставление объективной информации о товаре, анализ спроса и предложения на товарных рынках, вовлечение потенциальных потребителей в торговый оборот. Сбыт изготовителем производимого товара и приобретение его потребителем (материальное и товарное снабжение) является центральным участком торговой деятельности, на котором происходит непосредственное перемещение товара от одного лица к другому с переходом права собственности. На этой стадии активно работают организаторы торгового оборота - логистики, снабженцы и др. К их числу относятся товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые продовольственные рынки и выставки. Так, основная функция товарных бирж как организаторов торгового оборота состоит в выявлении спроса и предложения и формировании обоснованных рыночных цен на основные сырьевые продукты. Обеспечивая концентрацию спроса и предложения, в условиях рынка товарная биржа становится действенным механизмом выявления реального их соотношения и прогнозов на будущее. Эта функция товарной биржи отмечается многими исследователями в юридической литературе Что касается оптовых ярмарок и оптовых продовольственных рынков, то их главная задача заключается в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими участниками торгового оборота. Так, оптовые продовольственные рынки - важнейший инструмент рыночной экономики, которые, по мнению ряда авторов, в последние годы становятся лидером среди других организаторов оптовой торговли. С функциональной точки зрения отдельную группу в классификации организаторов торгового оборота составляют "инфраструктурные" субъекты торгового оборота: торгово-промышленные палаты, бизнес-ассоциации. Их основной задачей является формирование современной цивилизованной торговой инфраструктуры и создание благоприятных условий для торговой деятельности, включая вопросы внутренней и внешней коммуникации и вопросы подготовки кадров для торговой сферы. Таким образом, организаторы торгового оборота, обладая специальной правоспособностью, играют вспомогательную, но весьма значимую роль, способствующую становлению торгового оборота в России и формированию цивилизованной структуры товарного рынка.
Среди организаций, участвующих в торговой деятельности, необходимо выделить особую группу лиц, называемых организаторами (специальными субъектами) товарного рынка. Их основная характеристика и назначение в сфере торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты содействуют развитию коммерции, торгово-хозяйственных связей и др. Организациями, призванными формировать товарный рынок, являются товарные биржи. Согласно Закону РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (справка: Документ утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 №327-ФЗ «Об организованных торгах») биржа организует и регулирует биржевую торговлю, осуществляемую в форме гласных и публичных торгов, производимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам. Согласно закону об организованных торгах биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи. Биржей может являться только акционерное общество. В целях получения предусмотренной Федеральным законом об организованных торгах лицензии и приведения своей организационно-правовой формы в соответствие с требованиями данного Федерального закона биржи, действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона и являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества. Биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участницей сделок, совершаемых в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Оптовые ярмарки представляют важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» ярмарка – это самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей. Ярмарка также не вправе ничем торговать от своего имени. Ее задача - создать условия для совершения торговых сделок посетителями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов. Оптовые продовольственные рынки выполняют все более значимую роль в организации торговой деятельности. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» трактует рынок как организацию, создающую условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи. Задача оптового продовольственного рынка состоит в создании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей: магазинов, организаций общественного питания и др. В отличие от ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Создаются они обычно за чертой или на гpaнице городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей. Порядок и время проведения торгов определяются правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Администрация обязана создать условия для торговли и обеспечить контроль за качеством продуктов, соответствием их санитарным требованиям. Правовое регулирование деятельности оптовых рынков отсутствует. Имеются лишь ведомственные акты: примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденные приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга от 01.12.1994 № 292/95, и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения, утвержденные Минсельхозпродом России 10.02.1997. От организаторов торговли по Закону об организованных торгах следует отличать организаторов коммерческих торгов по Гражданскому кодексу РФ. Статья 447 ГК РФ предусматривает возможность заключения договора на торгах. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени. Действие Закона об организованных торгах не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса. Следовательно, круг организаторов аукционов или конкурсов гораздо шире. Торгово-промышленные выставки служат для организации продаж изготавливаемых или впервые освоенных в производстве товаров по выставляемым образцам. На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные связи между изготовителями и различными покупателями, осуществляется рекламный показ изделий новых видов или с улучшенными свойствами. Нормативная база организации торгово-промышленных выставок отсутствует. Отдельного рассмотрения требуют такие организаторы торговой деятельности, как торгово-промышленные палаты (ТПП). Особенности их правового положения определяются Законом РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». Согласно названному Закону ТПП являются некоммерческими общественными организациями, образуемыми на началах членства коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. ТПП могут образовываться на территории одного или нескольких субъектов Федерации, но на одной территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата. Целями деятельности ТПП являются содействие развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, всемерному развитию предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей с предпринимателями других стран. Торгово-промышленная палата РФ и ТПП в регионах страны выполняют значительную разнообразную работу, содействуя формированию национального товарного рынка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.009 с.) |