Понятие коммерческого права. Понятие торговой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие коммерческого права. Понятие торговой деятельности



ТЕМА 1: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОММЕРЧЕСКОМ ПРАВЕ

Понятие коммерческого права. Понятие торговой деятельности

Торговая деятельность как сложная совокупность связей по реализации товаров нуждается в правовом регулировании и фактически невозможна без него. Такое регулирование призвано осуществлять коммерческое право.

Для уяснения предмета коммерческого права необходимо обратиться к экономическому понятию торговая деятельности.

Торговая деятельность, или, иначе говоря, товарное обращение, в самом общем виде представляет собой совокупность действий людей по продвижению товаров от изготовителей к потребителям.

Итак, в экономическом понимании обязательными направлениями коммерческой деятельности являются: 1) сбыт товаров промышленными предприятиями; 2) деятельность оптовых торговых и иных посреднических звеньев; 3) наконец, закупка материально-технических ресурсов предприятиями. Все эти участки, а не одни лишь действия оптовых торговцев составляют содержание торговой деятельности и предмет регулирования коммерческого права.

Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» дает определение торговой деятельности. Согласно ст. 2 данного закона торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Однако, коммерческая деятельность не сводится к актам купли-продажи товаров. С увеличением объемов производства и насыщения рынка усложняется процесс сбыта товаров. Организация коммерческой деятельности предприятий-производителей может производиться по-разному: через оптовые и торгово-посреднические организации, обладающие большими складскими мощностями, применяющие современные формы и методы закупок и продажи крупных оптовых партий товаров; через дочерние предприятия, торговые дома, брокерские конторы и т.д. В любом случае коммерческая деятельность обособляется от производственной и требует применения разнообразных услуг, связанных с продвижением товаров на рынке.

Не случайно, согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» торговля – это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Таким образом, предметом регулирования коммерческого права является торговая деятельность в широком смысле слова, т.е. операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, без которых невозможно организовать нормальное проведение торговых операций.

Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам обычно не включается в предмет регулирования коммерческого права. Предметом коммерческого права являются складывающиеся правоотношения в сфере оптовой торговли. Этот вовсе не свидетельствует о невнимании к гражданам. Оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличаются от розничных сделок. Кроме того, граждане не являются участниками деятельности по продвижению товаров на рынке. Они выступают в качестве потребителей товаров, купленных для личных нужд.

 

Тема 2: СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Требования, предъявляемые к субъектам коммерческой деятельности

Требования, предъявляемые к коммерческой деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется в интересах различных субъектов. Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты, инвесторы, потребители товаров, работники торговых предприятий и др. Соответственно по данному основанию - в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, - может проводиться классификация требований.

Требования можно классифицировать в зависимости от адресата, к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам предпринимательской деятельности, другие же - к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, торговым предприятиям.

Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности. Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности.

Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности. Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению торговой деятельности. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др. В процессе осуществления торговли участники должны соблюдать нормы санитарии, стандарты и другие требования к качеству продукции, требования по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить бухгалтерскую и статистическую отчетность. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов.

Много вопросов вызывает лицензирование определенных видов деятельности, в том числе и торговой.

Прежде всего торговая деятельность как таковая не требует лицензирования. Виды коммерческой деятельности, подлежащие обязательному лицензированию, регулируются Федеральным законом от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (всего 49). Рассмотрим те виды, которые связаны с товарным обращением: оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений; заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов; фармацевтическая деятельность.

Действие данного Закона не распространяется на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельности по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров (упомянуты те виды деятельности, которые непосредственно могут быть связаны с торговлей). Лицензирование указанных видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности[2].

В Главе 2. Закона о торговле содержатся требования к организации и осуществлению торговой деятельности.

Так, в ст. 8 перечислены права и обязанности субъектов при организации торговой деятельности и ее осуществлении. Хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе: а) ассортимент продаваемых товаров; б) режим работы; в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров; г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности; д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары (за исключением, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров);

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности

В случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.

Статья 9 содержит права и обязанности хозяйствующих субъектов, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. В соответствии с Законом о торговле торговая организация обязана дать полную информацию об условиях отбора поставщиков при запросе производителя. В Законе даже прописан предельный срок - в течение 14 дней со дня получения запроса. Впрочем, то же касается и производителей - они также обязаны сообщать о существенных условиях договора и отбора контрагентов в те же сроки.

В Законе о торговле прописали и предельные сроки оплаты отдельных видов продовольственных товаров. Оплата поставлена в зависимость от срока годности продукции. К примеру, если срок годности товара не превышает 10 дней, то и оплата должна быть произведена не позднее 10 рабочих дней с момента поставки. Заметьте, именно поставки, а не производства продукции. Товар со сроком годности до 30 дней (включительно) оплачивается в течение 30 календарных дней после поступления продукции на склад торговой организации. Если срок годности продуктов выше 30 дней, оплата должна быть произведена не позднее 45 календарных дней со дня поставки. Предельные сроки оплаты действуют, если поставщиком полностью представлен надлежащий пакет документов на поставляемый товар. В противном случае торговая организация имеет право приостановить платеж до получения необходимых документов.

 В ст. 10 рассмотрены особенности размещения нестационарных торговых объектов. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них изложены в ст. 11 Закона. Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.

Также Закон устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. Так, хозяйствующим субъектам, запрещается создавать дискриминационные условия, навязывать контрагенту невыгодные условия, и осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

В Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», содержатся общие требования к услугам торговли. И так, услуги торговли должны отвечать требованиям:

- социального назначения;

- функциональной пригодности;

- информативности;

- эргономичности;

- безопасности;

- эстетичности;

- культуры обслуживания.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли»включает общие требования к предприятиям торговли. Прежде всего, на предприятиях торговли всех видов и типов должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья покупателей и соблюдение действующих правил торговли.

Классификация товаров

В последние десятилетия чрезвычайно возросло значение классификации товаров — как для самого товарного обращения, так и для надлежащей организации производства и оптовой торговли.

В странах Европейского союза, США и ряде других государств товарная специализация предприятий основана на действующей стандартной классификации товаров. Единая классификация создает возможность для автоматизированного поиска изготовителей и продавцов товара, ускоренного заключения договоров, в том числе через Интернет.

В отечественной коммерции приходится учитывать и применять классификации товаров, разработанные для различных целей. Некоторые классификации товаров закреплены нормативными актами, другие существуют как общепринятые на практике.

По направлениям использования товары подразделяют на: 1) товары потребительского назначения; 2) товары производственного назначения.

Товары потребительского назначения подразделяют, прежде всего, на продовольственные и промышленные; по периоду их использования — на товары краткосрочного (или разового) использования и товары длительного пользования.

Товары производственного назначения по их месту в производственном процессе подразделяют на следующие группы: основное оборудование, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные материалы, вспомогательные материалы и сырье.

В производственных и оптовых торговых организациях применяется классификация изделий по товарным группам, сохранившаяся от прежней системы планового распределения. Так, промышленные товары подразделяются на швейные, трикотажные, обувные, мебельные, строительные, электротовары и др. Применение такого рода классификаций унифицирует и упрощает учет, составление договорной и транспортно-сопроводительной документации.

Для торгово-предпринимательской деятельности первостепенное значение имеют общегосударственные классификации товаров. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301 на всей территории страны введен Общероссийский классификатор продукции (ОКП). ОКП обеспечивает на основе системы цифрового кодирования сопоставимость и автоматизированную обработку информации о товарах во всех отраслях хозяйства и в статистике.

Важное значение имеет Товарная номенклатура внешне-экономической деятельности (ТН ВЭД), утвержденная постановлением Правительства РФ от 27.12.1996 № 1560. Классификатор ТН ВЭД построен в соответствии с принятой в мировой торговле Гармонизированной системой описания и кодирования товаров и Комбинированной номенклатурой Европейского союза. Он служит основой применения таможенных тарифов, статистики внешней торговли, осуществления мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Многие нормативные акты по вопросам внешней торговли содержат данные о товарах с использованием кодов ТН ВЭД. Вместе с тем эта классификация применяется лишь к импортируемым и экспортируемым товарам и, следовательно, охватывает лишь часть находящихся в обращении видов товаров.

 

Структура договорных связей

Структура основных договорных связей представляет собой регулярные, наиболее крупные по объемам, по стоимости товаров, либо по иным причинам значимые для организации связи между участниками исследуемых договоров.

Различают два вида связей по реализации товара:

- прямые связи – они устанавливаются напрямую между изготовителями и потребителями товара, причем под потребителями предлагается понимать организации, получающие товар для предпринимательских или хозяйственных нужд;

- связи с участием промежуточных организаций - здесь процесс продвижения товара опосредуется несколькими договорами, составляющими так называемую договорную цепочку.

Посреднические организации могут выполнять разные функции. В основном они занимаются перераспределением полученных ресурсов, т.е. закупкой крупных партий товара и дробной перепродажей его мелким потребителям. Однако немало российских посредников покупают партию товара в одном месте и затем перепродают эту же партию в другом месте.

Для предприятия-изготовителя более выгодна продажа товара оптовому посреднику, а не напрямую потребителю. Привлечение посредника снимает с изготовителя заботу о реализации товара. Целый комплекс трудоемких и сложных операций перелагается на посреднические звенья. Нередко оптовые организации создают на предприятиях свои участки и службы, принимающие товар прямо из цехов и занимающиеся его отгрузкой покупателям. Изготовитель получает значительный выигрыш, снимая с себя задачу поиска покупателей, подбора партий товара, отгрузок по множеству адресов. Посреднические организации сами не используют товар, они отдалены от потребителей.

Таким образом, установление связей с торговым посредником дает выгоды изготовителю. Однако все они могут быть сняты в связи с тем, что цена оптовой продажи всегда ниже той, которую уплачивает непосредственный потребитель.

Для потребителей в обстановке сохраняющегося монопольного положения изготовителей и крупных посредников возможности выбора структуры связей существенно ограничены. По мере развития рыночных отношений проблема выбора структуры связей встанет и перед потребителями. Для потребителя решение вопроса о том, покупать ли товар у изготовителя либо у оптового посредника, также не может быть одинаковым. Выбор структуры связей должен осуществляться с учетом тех преимуществ, которые дает первая и вторая структура.

Заключение договора с оптовым посредником предполагает два варианта отгрузки товара:

- транзитная отгрузка, когда товар по указанию посредника отправляется изготовителем сразу в адрес потребителя;

- складская отгрузка. При ней товар доставляется от изготовителя сначала на склад посредника и уже затем переотправляется потребителю.

Транзитная отгрузка не даёт потребителю никаких выгод. Более того, приходится платить наценку посреднику, хотя товар грузится в адрес потребителя непосредственно изготовителем. При складском режиме поставок потребителю следует выяснять, какие преимущества дает ему участие посредника. Преимущество прежде всего может состоять в том, что у потребителя отпадает необходимость создавать запасы соответствующего товара. Нет необходимости в складских помещениях, в расходах на хранение. По мере возникновения потребности можно оперативно получить нужное количество ресурсов со склада снабженческой организации. Важно лишь точно знать, способен ли посредник поддерживать постоянный запас для удовлетворения запросов потребителей. Если такой гарантии нет, то запас придется создавать самому потребителю, приобретая ресурсы непосредственно у изготовителя.

Для потребителей представляют интерес дополнительные услуги, которые посредник способен оказывать, осуществляя работу с товаром. Таковы, например:

- подборка ассортиментных групп товара, составление комплектов изделий, производимых разными изготовителями. Сами производители просто не в состоянии оказывать такие услуги;

- предпроизводственная подготовка материалов, раскрой, изгиб, нарезка по необходимым размерам согласно заказам покупателя;

- расфасовка и упаковка товара в количествах, удобных для потребителей.

Имеется множество других услуг, которые способны оказывать посреднические организации. Нередко только через посредников, из создаваемых ими запасов можно приобретать малые количества изделий, получать запчасти для снятого с производства оборудования. Для изготовителей осуществлять отпуск мелких партий или сохранять производство деталей к старым видам машин крайне невыгодно.

Конкуренция заставляет посредников бороться за расширение рынка. Пока в такой борьбе слабо используется возможность расширения видов услуг, предоставляемых потребителям. Организации оптовой торговли используют свои складские площади всего наполовину, остальные сдают в аренду, хотя площади могли бы использоваться для операций с товаром.

 


[1] Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт-М, 2002. С. 32.

[2] Речь идет о двух законах: Федеральный закон от 21.11.2011 №325-ФЗ «Об организованных торгах» и Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

[3] Одобрена Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1998 г. № 593

ТЕМА 1: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОММЕРЧЕСКОМ ПРАВЕ

Понятие коммерческого права. Понятие торговой деятельности

Торговая деятельность как сложная совокупность связей по реализации товаров нуждается в правовом регулировании и фактически невозможна без него. Такое регулирование призвано осуществлять коммерческое право.

Для уяснения предмета коммерческого права необходимо обратиться к экономическому понятию торговая деятельности.

Торговая деятельность, или, иначе говоря, товарное обращение, в самом общем виде представляет собой совокупность действий людей по продвижению товаров от изготовителей к потребителям.

Итак, в экономическом понимании обязательными направлениями коммерческой деятельности являются: 1) сбыт товаров промышленными предприятиями; 2) деятельность оптовых торговых и иных посреднических звеньев; 3) наконец, закупка материально-технических ресурсов предприятиями. Все эти участки, а не одни лишь действия оптовых торговцев составляют содержание торговой деятельности и предмет регулирования коммерческого права.

Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» дает определение торговой деятельности. Согласно ст. 2 данного закона торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Однако, коммерческая деятельность не сводится к актам купли-продажи товаров. С увеличением объемов производства и насыщения рынка усложняется процесс сбыта товаров. Организация коммерческой деятельности предприятий-производителей может производиться по-разному: через оптовые и торгово-посреднические организации, обладающие большими складскими мощностями, применяющие современные формы и методы закупок и продажи крупных оптовых партий товаров; через дочерние предприятия, торговые дома, брокерские конторы и т.д. В любом случае коммерческая деятельность обособляется от производственной и требует применения разнообразных услуг, связанных с продвижением товаров на рынке.

Не случайно, согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» торговля – это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Таким образом, предметом регулирования коммерческого права является торговая деятельность в широком смысле слова, т.е. операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, без которых невозможно организовать нормальное проведение торговых операций.

Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам обычно не включается в предмет регулирования коммерческого права. Предметом коммерческого права являются складывающиеся правоотношения в сфере оптовой торговли. Этот вовсе не свидетельствует о невнимании к гражданам. Оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличаются от розничных сделок. Кроме того, граждане не являются участниками деятельности по продвижению товаров на рынке. Они выступают в качестве потребителей товаров, купленных для личных нужд.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.051 с.)