Характеристика современного торгового законодательства России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика современного торгового законодательства России



В современной России торговое право вновь начало развиваться в связи с переходом к рыночной экономике. Закреплена его отраслевая специализация. Она постепенно проводилась в законопроектной работе.

 Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511 (в ред. от 05.10.2002) был утвержден Классификатор правовых актов, сменивший Общеотраслевой классификатор 1997 г. В нем, в рубрике «Хозяйственная деятельность», имеется специальный раздел «Торговля». Этим признается специфика торгового законодательства, оно выделено из общего массива нормативных актов.

Правовой основой торгового законодательства служит Конституция. В качестве конституционной основы экономического строя она закрепляет положения о единстве экономического пространства в Российской Федерации, свободном перемещении товаров, услуг и капиталов, о свободе осуществления предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции и ограничении монополистической деятельности, равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и др.

Согласно ст. 71 Конституции установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся основ формирования рынка, могут приниматься исключительно соответствующими федеральными органами.

Главным кодификационным законом, регулирующим торговую деятельность, в настоящее время является ГК.

Но с 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013). Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

В ст. 3 данного закона говорится о том, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Имеются важные федеральные законы, затрагивающие наряду с торговлей также интересы других предпринимателей или всего населения. Таковы, например, Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 27.12,2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и др. Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает многочисленные важные требования, которые должны учитываться не только розничными торговыми организациями во взаимоотношениях с потребителями, но также оптовыми организациями и изготовителями товаров, чтобы не нарушать законные интересы граждан-потребителей.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ содержат не противоречащие законам акты коммерческого права.

В качестве источников можно назвать действующие национальные стандарты:

1) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. №769-ст). Настоящий стандарт устанавливает виды услуг торговли, общие требования к качеству услуг, требования безопасности услуг, оказываемых в сфере торговли.

2) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. №771-ст). Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий торговли и общие требования к предприятиям торговли различных видов и типов; предназначен для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере услуг торговли.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в силу п. 4 ст. 15 Конституции признаются составной частью правовой системы России. Это важное положение относится и к коммерческому праву.

В качестве источника коммерческого права выступают торговые обычаи. На их формирование в России существенное влияние оказывают внешнеторговые обычаи, документированные в изданиях авторитетных общественных организаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.15.248 (0.004 с.)