Формирование потребительского рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование потребительского рынка



Общесистемные особенности торгового дела в новых условиях хозяйствования

Сфера обращения. Рынок. Функции рынка. Структура рынка. Субъекты рынка. Инфраструктура рынка. Товар. Торговая деятельность. Торговля. Функции торговли. Торговое предприятие.

Сфера обращения

Обращение — это эк-ая форма доведения рез-ов произв-ва до потребителей в условиях товарных от­ношений.

В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда условий:

• возможность получения прибавочного продукта;

• определенная степень развития разделения труда.

Объектами рыночных отношений являются средства удов­летворения потребностей людей. Поскольку процессу движе­ния продукта от производителя к потребителю присуще мате­риальное (вещественное) и экономическое содержание, то су­ществуют 2 основных условия рыночного обмена:

• объекты обмена должны удовлетворять различные потреб­ности, т.е. быть качественно различными;

• объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.

Рынок

Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элемен­том товарного хозяйства является рынок.

"Рынок — это институт или меха­низм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг".***

Общепризнанными характерными чертами рыночных отно­шений в условиях свободной экономической деятельности яв­ляются:добровольность;возмездность;эквивалентность;свободный обмен информацией.

Хозяйственный механизм рыночной модели экономическо­го развития состоит из трех основных элементов: предложе­ние, спрос, цена.

Функции рынка

В конкурентной рыночной экономике рынок выполняет 3 основные функции:

• последовательное сбалансирование предложения и спроса по объему и структуре;

• установление равновесной цены, т.е. цены предложения на уровне, отражающем общественную значимость произве­денного товара или предлагаемой услуги;

• создание предпосылок (через конкурентную среду) для по­стоянного стремления субъектов рынка к повышению эконо­мической эффективности их деятельности.

Структура рынка

В структуре объектов внутреннего рынка экономики рыноч­ного типа выделяют следующие основные группы рынков:

средств производства и производственных видов деятель­ности;

потребительских товаров, услуг, жилья;

зданий и сооружений непроизводственного назначения;

рабочей силы;

ценных бумаг, валюты;

информации и инноваций.

Субъекты рынка

Рынок является местом действия трех основных экономи­ческих субъектов, вступающих в товарно-денежные отноше­ния посредством купли-продажи:

государство;предприятия;домашние хозяйства.

Инфраструктура рынка

Под инфраструктурой понимается обслуживающая часть любой функциональной структуры. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм (кредитная, эмиссионная, налоговая, таможенная систе­мы, системы коммуникации, система страхования предприни­мательства и др.) и субъектов рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, различного рода биржи, банки, налоговые инспекции, подразделения таможен­ной службы, предприятия связи, рекламные фирмы и др.), обес­печивающих функционирование рынка.

Товар

Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. То­варом могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственни­ком этой потребительной стоимости.

В узком смысле под товаром понимается продукт труда, произведенный для обмена.

Торговая деятельность

Услуги — неотъемлемый элемент национального общест­венного продукта. Этот вид деятельности создает полезный ре­зультат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяю­щий определенную потребность человека.

Система национального счетоводства, отражая это обстоя­тельство, включает в себя валовой выпуск как продукции, так и услуг:

валовой выпуск продуктов;

выпуск рыночных услуг;

выпуск нерыночных услуг.

Торговля

Торговля — это форма товарного обращения, осуществля­емого при посредстве денег.

Торговля — особая деятельность людей, связанная с осу­ществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйствен­ных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Различают следующие виды торговли:

оптовая— реализация товаров, как правило, крупными пар­тиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или пере­работку. Товары в результате оптового оборота в конечное по­требление не поступают;

розничная — реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.

Функции торговли

Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями тор­говли являются:

• реализация произведенной потребительной стоимости (то­варов).

• доведение предметов потребления до потребителей. транспортировка хранение и др.

• поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в час­ти объема и ассортимента выпускаемой продукции;

• сокращение издержек обращения в сфере потребления (за­трат покупателей на приобретение товаров) путем совершенст­вования технологии продаж, информационных услуг и пр.;

• функции, обусловленные концепцией маркетинга: разра­ботка товара, рыночные исследования, организация распреде­ления, определение цены, создание служб сервиса и др.

Торговое предприятие

Торговое предприятие — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельно­стью, осуществляющее продвижение товаров от производите­лей к потребителям посредством купли-продажи и реализую­щее собственные интересы на основе удовлетворения потреб­ностей людей, представленных на рынке.

различают предприятия малого среднего и крупного размера

К малым относятся предприятия торговли, находящиеся в частной или семейной собственности, предприятия, функцио­нирующие в виде хозяйственных товариществ, как полных, так и на вере (коммандитных), а также хозяйственные общества с ограниченной ответственностью.

Организационно-правовая форма предприятий среднего раз­мера — это акционерное общество.

К большим относятся торговые предприятия, акции кото­рых котируются на фондовой бирже.

Формирование потребительского рынка

Потребности

Общественные потребности состоят из 2 частей:

- Потребности общества

- Личные потребности

Потребности человека порождены самой его организацией как социально биологического сущ-ва

Сущ-ют различные классиф потребностейФизиологические; потребности в уважении;потребности в самоутверждении;потребности в самосохранении

Формирование потребительского рынка

Потребности

Общественные потребности состоят из 2 частей:

- Потребности общества

- Личные потребности

Потребности человека порождены самой его организацией как социально биологического сущ-ва

Сущ-ют различные классиф потребностей

· Физиологические

· потребности в уважении

· потребности в самоутверждении

· потребности в самосохранении

Общесистемные особенности торгового дела в новых условиях хозяйствования

Сфера обращения. Рынок. Функции рынка. Структура рынка. Субъекты рынка. Инфраструктура рынка. Товар. Торговая деятельность. Торговля. Функции торговли. Торговое предприятие.

Сфера обращения

Обращение — это эк-ая форма доведения рез-ов произв-ва до потребителей в условиях товарных от­ношений.

В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда условий:

• возможность получения прибавочного продукта;

• определенная степень развития разделения труда.

Объектами рыночных отношений являются средства удов­летворения потребностей людей. Поскольку процессу движе­ния продукта от производителя к потребителю присуще мате­риальное (вещественное) и экономическое содержание, то су­ществуют 2 основных условия рыночного обмена:

• объекты обмена должны удовлетворять различные потреб­ности, т.е. быть качественно различными;

• объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.

Рынок

Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элемен­том товарного хозяйства является рынок.

"Рынок — это институт или меха­низм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг".***

Общепризнанными характерными чертами рыночных отно­шений в условиях свободной экономической деятельности яв­ляются:добровольность;возмездность;эквивалентность;свободный обмен информацией.

Хозяйственный механизм рыночной модели экономическо­го развития состоит из трех основных элементов: предложе­ние, спрос, цена.

Функции рынка

В конкурентной рыночной экономике рынок выполняет 3 основные функции:

• последовательное сбалансирование предложения и спроса по объему и структуре;

• установление равновесной цены, т.е. цены предложения на уровне, отражающем общественную значимость произве­денного товара или предлагаемой услуги;

• создание предпосылок (через конкурентную среду) для по­стоянного стремления субъектов рынка к повышению эконо­мической эффективности их деятельности.

Структура рынка

В структуре объектов внутреннего рынка экономики рыноч­ного типа выделяют следующие основные группы рынков:

средств производства и производственных видов деятель­ности;

потребительских товаров, услуг, жилья;

зданий и сооружений непроизводственного назначения;

рабочей силы;

ценных бумаг, валюты;

информации и инноваций.

Субъекты рынка

Рынок является местом действия трех основных экономи­ческих субъектов, вступающих в товарно-денежные отноше­ния посредством купли-продажи:

государство;предприятия;домашние хозяйства.

Инфраструктура рынка

Под инфраструктурой понимается обслуживающая часть любой функциональной структуры. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм (кредитная, эмиссионная, налоговая, таможенная систе­мы, системы коммуникации, система страхования предприни­мательства и др.) и субъектов рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, различного рода биржи, банки, налоговые инспекции, подразделения таможен­ной службы, предприятия связи, рекламные фирмы и др.), обес­печивающих функционирование рынка.

Товар

Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. То­варом могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственни­ком этой потребительной стоимости.

В узком смысле под товаром понимается продукт труда, произведенный для обмена.

Торговая деятельность

Услуги — неотъемлемый элемент национального общест­венного продукта. Этот вид деятельности создает полезный ре­зультат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяю­щий определенную потребность человека.

Система национального счетоводства, отражая это обстоя­тельство, включает в себя валовой выпуск как продукции, так и услуг:

валовой выпуск продуктов;

выпуск рыночных услуг;

выпуск нерыночных услуг.

Торговля

Торговля — это форма товарного обращения, осуществля­емого при посредстве денег.

Торговля — особая деятельность людей, связанная с осу­ществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйствен­ных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Различают следующие виды торговли:

оптовая— реализация товаров, как правило, крупными пар­тиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или пере­работку. Товары в результате оптового оборота в конечное по­требление не поступают;

розничная — реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.

Функции торговли

Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями тор­говли являются:

• реализация произведенной потребительной стоимости (то­варов).

• доведение предметов потребления до потребителей. транспортировка хранение и др.

• поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в час­ти объема и ассортимента выпускаемой продукции;

• сокращение издержек обращения в сфере потребления (за­трат покупателей на приобретение товаров) путем совершенст­вования технологии продаж, информационных услуг и пр.;

• функции, обусловленные концепцией маркетинга: разра­ботка товара, рыночные исследования, организация распреде­ления, определение цены, создание служб сервиса и др.

Торговое предприятие

Торговое предприятие — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельно­стью, осуществляющее продвижение товаров от производите­лей к потребителям посредством купли-продажи и реализую­щее собственные интересы на основе удовлетворения потреб­ностей людей, представленных на рынке.

различают предприятия малого среднего и крупного размера

К малым относятся предприятия торговли, находящиеся в частной или семейной собственности, предприятия, функцио­нирующие в виде хозяйственных товариществ, как полных, так и на вере (коммандитных), а также хозяйственные общества с ограниченной ответственностью.

Организационно-правовая форма предприятий среднего раз­мера — это акционерное общество.

К большим относятся торговые предприятия, акции кото­рых котируются на фондовой бирже.

Формирование потребительского рынка

Потребности

Общественные потребности состоят из 2 частей:

- Потребности общества

- Личные потребности

Потребности человека порождены самой его организацией как социально биологического сущ-ва

Сущ-ют различные классиф потребностейФизиологические; потребности в уважении;потребности в самоутверждении;потребности в самосохранении



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.042 с.)