Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентировочная основа действия↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мотивация Стенка пищеварительной трубки имеет общий план строения и состоит из внутренней слизистой оболочки, подслизистой основы, мышечной и наружной (серозной либо адвентициальной оболочки) Наибольшей вариабельностью строения и функций отличается слизистая оболочка канала. Знание ее морфологических особенностей позволяет определить отдел пищеварительной трубки на гистологических препаратах. Органы ротовой полости (зубы, губы, щеки, десны, твердое небо, мягкое небо, миндалины, слюнные железы, язык) входят в состав переднего отдела пищеварительной системы. Основные их функции – механическая и начальная химическая переработка пищи, защитная, что и определяет особенности строения органов этого отдела (минерализованные твердые ткани зуба, многослойный эпителий, железистый эпителий). В полость рта открываются выводные протоки множества мелких слюнных желез и трёх пар крупных слюнных желез: околоушных, поднижнечелюстных и подъязычных. За сутки у человека вырабатывается около 1,5 литров слюны. При гипосаливации больные испытывают сухость слизистой оболочки (ксеростомию), что затрудняет прием пищи и речь, способствует инфекционным поражениям слизистой рта, развитию кариеса. Знание гистофизиологии органов ротовой полости используется в курсе физиологии, биохимии, пропедевтики внутренних болезней. Осмотр ротовой полости и глотки – обязательный компонент обследования больного.
Цели занятия Общая цель. В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен получить представление об источниках развития и гистофизиологии органов ротовой полости: зубах, языке, слюнных железах.
3.2 Конкретные цели:
Необходимый уровень знаний. 4.1. Из курса анатомии: раздел «Органы ротовой полости (строение зуба, языка, слюнных желез)». 4.2. Из предшествующих занятий: эпителиальные, соединительные, костные, мышечные ткани, железы, строение вкусовых почек.
Новый материал Учебник гистологии/ под редакцией Ю.И. Афанасьева и др., глава 18, «Пищеварительная система»; лекционный материал.
Ориентировочная основа действия III. Развитие зуба
В эмбриогенезе закладывается коронка молочных и большинства постоянных зубов. Корень зуба формируется после рождения перед прорезыванием. Молочные зубы начинают закладываться на 6-7 нед. эмбриогенеза, постоянные – с 4-5 мес. Стадии развития зуба (сроки даны для молочных зубов)
Слюнные железы
1. Источники развития: эктодерма (паренхима), мезенхима (строма) 2. Принципы строения: дольчатость, в паренхиме различают концевые (секретрные) отделы и систему выводных протоков. 2.1. Концевые отделы (выработка секрета) состоят из 2 типов клеток – миоэпителиальных и секреторных. Секреторные клетки – 2 типа: сероциты (белковые) и мукоциты (слизистые) 2.2. Система выводных протоков: вставочные → исчерченные → междольковые → общий 3. По размерам: 3.1. Крупные – парные околоушные, поднижнечелюстные и подъязычные 3.2. Мелкие – все остальные – губные, щечные, небные, язычные и др. Мотивация Пищевод, желудок, кишечник - составные части пищеварительного канала. Они осуществляют проведение компонентов пищи, ее химическую и механическую обработку; здесь же происходит всасывание продуктов расщепления белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот в кровь и лимфу. Понимание механизмов этих сложных процессов в условиях нормы и их изменений в патологии требует знания гистологического строения и функционирования клеток и тканей, образующих данные органы.
Цели занятия Общая цель В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен получить представление о микроскопическом строении, источниках развития и гистофизиологии органов пищеварительного канала.
Конкретные цели
Необходимый уровень знаний 4.1. Из курса анатомии: строение органов пищеварительного канала. 4.2.Из предшествующих занятий по гистологии: общая характеристика эпителиальной, соединительной, мышечной тканей, классификация экзокринных желез.
Новый материал 5.1. Учебник “Гистология”, глава XVI. Конспект лекций по данной теме. Дополнительная литература: монографии и журнальные статьи по списку кафедры.
I. Пищевод Строение стенки: 1. Слизистая оболочка 1.1. Эпителий – многослойный плоский неороговевающий 1.2. Собственная пластинка – РВСТ, кардиальные железы (в местах физиологических сужений пищевода) 1.3. Мышечная пластинка – гладкая мышечная ткань, 1 слой (пучки продольно направленных гладких миоцитов) 2. Подслизистая основа – РВСТ, собственные железы 3. Мышечная оболочка – 2 слоя: внутренний – циркулярный, наружный продольный. Верхняя треть пищевода – п\п мышечная ткань, средняя треть – п\п и гладкая мышечная ткань, нижняя треть - гладкая мышечная ткань 4. Адвентициальная оболочка – РВСТ Рельефные образования: продольные складки II. Желудок Строение стенки: 1. Слизистая оболочка 1.1. Эпителий – однослойный цилиндрический железистый (слизистый) 1.2. Собственная пластинка – РВСТ, железы 1.3. Мышечная пластинка – гладкая мышечная ткань, 3 слоя: внутренний и наружный – циркулярные, средний – продольный 2. Подслизистая основа – РВСТ 3. Мышечная оболочка – гладкая мышечная ткань, 3 слоя: внутренний – косой, средний – циркулярный, наружный – продольный 4. Серозная оболочка: 4.1. Собственная пластинка – ПОВСТ 4.2. Мезотелий. Рельефные образования: желудочные поля, ямочки, складки. Железы желудка: кардиальные, собственные, пилорические. Клетки собственной железы желудка и их функции: · Главные – секретируют пепсиноген. · Париетальные – секретируют HCl · Эндокринные – секретируют гормоны · Мукоциты (шеечные и добавочные) – секретируют слизь · Стволовые (шеечные) - стволовые III. Тонкая кишка Строение стенки: 1. Слизистая оболочка 1.1. Эпителий – однослойный цилиндрический каемчатый 1.2. Собственная пластинка – РВСТ, большое количество лимфоидных элементов 1.3. Мышечная пластинка – гладкая мышечная ткань, 2 слоя – внутренний – циркулярный, наружный - продольный 2. Подслизистая основа – РВСТ, железы в 12-перстной кишке, большое количество лимфоидных элементов 3. Мышечная оболочка – гладкая мышечная ткань, 2 слоя – внутренний – циркулярный, наружный – продольный 4. Серозная оболочка: 4.1. Собственная пластинка – ПОВСТ 4.2. Мезотелий. Рельефные образования: ворсинки, крипты, складки Виды клеток в эпителии крипт тонкой кишки и их функции: · Каемчатые - пристеночное пищеварение, всасывание · Бокаловидые - секреция слизь · Эндокринные – секреция гормонов
· Стволовые - регенерация · Панета (с ацидофильной зернистостью) – секреция пептидаз IV. Толстая кишка Строение стенки: 1. Слизистая оболочка 1.1. Эпителий – однослойный цилиндрический каемчатый 1.2. Собственная пластинка – РВСТ, большое количество лимфоидных элементов 1.3. Мышечная пластинка – гладкая мышечная ткань, 2 слоя – внутренний – циркулярный, наружный - продольный 2. Подслизистая основа – РВСТ, большое количество лимфоидных элементов 3. Мышечная оболочка – гладкая мышечная ткань, 2 слоя – внутренний – циркулярный, наружный – продольный (собран в 3 ленты, длина которых меньше длины кишечника, поэтому толстый кишечник собирается в гаустры) 4. Серозная оболочка: 4.1. Собственная пластинка – ПОВСТ 4.2. Мезотелий.
Рельефные образования: складки, крипты, нет ворсинок! Виды клеток в эпителии крипт толстой кишки: · Каемчатые · Бокаловидые · Эндокринные · Стволовые Функции – как в тонкой кишке
V. Червеобразный отросток Строение стенки: 1. Слизистая оболочка 1.1. Эпителий – однослойный цилиндрический каемчатый 1.2. Собственная пластинка – РВСТ, большое количество лимфоидных элементов 1.3. Мышечная пластинка – плохо выражена, местами отсутствует 2. Подслизистая основа – РВСТ, большое количество лимфоидных фолликулов (кишечная миндалина) 3. Мышечная оболочка – гладкая мышечная ткань, 2 слоя – внутренний – циркулярный, наружный – продольный (не собирается в 3 ленты). 4. Серозная оболочка: 4.1. Собственная пластинка – ПОВСТ 4.2. Мезотелий. Рельефные образования аппендикса (как отдела толстой кишки): складки, крипты, нет ворсинок!
Виды клеток в эпителии крипт аппендикса: · Каемчатые · Бокаловидые · Эндокринные · Стволовые · Клетки Панета (с ацидофильной зернистостью) Функции клеток – как в тонкой кишке Мотивация Печень и поджелудочная железа – самые крупные железы в системе органов пищеварения. Обе эти железы продуцируют целый ряд биологически активных веществ, поступающих в 12-перстную кишку и необходимых для процессов пищеварения (желчные пигменты, желчные кислоты, ферменты, расщепляющие все основные компоненты пищевых продуктов). Кроме того, оба органа имеют целый ряд не пищеварительных функций. Таким образом, поджелудочная железа и печень – многофункциональные органы. Поэтому при заболеваниях печени и поджелудочной железы у больного будет наблюдаться целый комплекс симптомов нарушения не только процессов пищеварения, но и ряд других серьезных отклонений - изменения уровня холестерина, глюкозы, желчных кислот и пигментов в крови, явления интоксикации и т.д. Для того, чтобы разобраться в сложной гамме патологических нарушений и назначить соответствующее лечение необходимо четко представлять микроскопическое строение данных органов, функциональное назначение их различных структурных компонентов.
Цели занятия Общая цель В результате изучения теоретического материала, гистологических препаратов и злектронограмм студент должен уметь отличать экзокринные железы пищеварительной системы.
3.2 Конкретные цели:
Необходимый уровень знаний 4.1. Из курса анатомии: строение печени и поджелудочной железы. 4.2. Из предшествующих занятий по гистологии (повторить): органеллы цитоплазмы клетки, участвующие в секреции веществ; классификацию экзокринных желез, источники развития и строение железистого эпителия, секреторный цикл аденоцитов. 4.3. Зарисовать схему кровоснабжения дольки печени.
Новый материал 5.1. Учебник “Гистология”, глава XVI. Конспект лекций по данной теме. Дополнительная литература: монографии и журнальные статьи по списку кафедры.
I. Печень 1. Функции печени: 1.1. Орган кроветворения (в эмбриогенезе) 1.2. Антитоксическая (обезвреживание продуктов обмена, инактивация гормонов, лекарственных препаратов и др.) 1.3. Защитная 1.4. Участие в обмене липидов 1.5. Участие в обмене белков 1.6. Участие в обмене углеводов 1.7. Участие в обмене холестерина 1.8. Участие в обмене железа и др. микроэлементов 1.9. Участие в процессах свертывания крови (синтез прокоагулянтов – протромбина, фибриногена и антикоагулянтов – гепарина) 1.10. Участие в обмене жирорастворимых витаминов (А, D, E, K) 1.11. Экзокринная функция – выработка желчи 1.12. Депо крови И др. 2. Источники развития: Энтодерма – паренхима (гепатоциты), эпителий желчных протоков и желчного пузыря. Мезенхима – строма (СТ, сосуды) Кровоснабжение В ворота печени входят портальная вена и печеночная артерия, далее они идут попарно (a.v.) → долевые a.v. → сегментарные a.v. → междольковые a.v. → вокругдольковые a.v. → внутридольковые синусоидные капилляры перфорированного типа (артериальные впадают в венозные) → центральная вена (безмышечная) → поддольковая (собирательная) вена (безмышечная) → 3-4 печёночные вены → нижняя полая вена. II. Поджелудочная железа 1. Функции поджелудочной железы: 1.1. Экзокринная (вырабатывают пищеварительные ферменты: трипсин, липаза, амилаза и др.) 1.2. Эндокринная (вырабатывают гормоны: инсулин, глюкагон и др.) 2. Источники развития: Энтодерма – паренхима (клетки концевых отделов, выводных протоков, островков) Мезенхима – строма (СТ, сосуды) 3. Части железы: Экзокринная ~ 97% (концевые отделы и выводные протоки) Эндокринная ~ 3% (островки Лангерганса – расположены в дольках преимущественно в области тела и хвостового отделов железы) 4. Экзокринная часть: Классификационная характеристика («паспорт железы») – сложная, разветвленная, альвеолярно-трубчатая, белковая, с мерокриновым типом секреции. Строение экзокринной части: структурно-функциональная единица – ацинус = концевой отдел+вставочный проток. Система выводных протоков: вставочный → внутридольковый → междольковый → главный (открывается в 12-перстную кишку) 5. Эндокринная часть: Панкреатические островки Лангерганса состоят из клеток инсулоцитов нескольких видов, вырабатывающих гормоны: А – глюкагон (увеличивает уровень глюкозы в крови) В – инсулин (снижает уровень глюкозы в крови) D – соматостатин (снижает синтез белка в тканях) PP – панкреатический полипептид (стимулирует выделение желудочного и панкреатического сока)
Мотивация Общеизвестно, что нарушения развития органов дыхания и приобретенные заболевания дыхательной системы относятся к наиболее распространенным и тяжелым формам патологии, надолго снижающим уровень здоровья человека, а в ряде случаев приводят к инвалидности и даже смертельному исходу. Если учесть, что морфофункциональные нарушения дыхательной системы выступают еще как осложнения других заболеваний, то становится понятным, почему знания развития и гистофизиологии этой системы совершенно необходимы для врача любой специальности. Цели занятия 3.1. Общая цель. В результате изучения теоретического материала, гистологических препаратов и электронограмм студент должен различать на микроскопическом уровне отделы дыхательной системы и составляющие их ткани. 3.2. Конкретные цели:
Необходимый уровень знаний. 4.1. Из курса анатомии: раздел: «Органы дыхательной системы». 4.2. Из предыдущих занятий по гистологии: «Эпителиальные ткани», «Соединительные ткани», «Мышечные ткани».
Новый материал. 5.1. Общие принципы организации и функционирования тканей. Дыхательная система: учебник – гл.17, конспект лекций. Схемы и таблицы к занятию
I. Функции дыхательной системы: 1. Внешнее дыхание (обмен СО2 и О2 между кровью и воздухом). Не дыхательные функции: 2. Кондиционирование воздуха (очищение, увлажнение, терморегуляция) 3. Депонирование крови 4. Участие в регуляции свертывания крови (прокоагулянты – тромбопластин и др., антикоагулянты – гепарин и др.) 5. Участие в синтезе некоторых гормонов 6. Участие в регуляции водно-солевого обмена 7. Участие в регуляции липидного обмена 8. Участие в голосообразовании 9. Участие в обонянии 10. Защитная 11. Экскреторная II. Развитие: Энтодерма (эпителий вентральной стенки глотки и прехордальной пластинки) – эпителиальная выстилка Мезенхима – соединительные и гладкая мышечная ткани III. Отделы дыхательной системы: Воздухоносные пути: носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи → терминальные бронхиолы. Респираторный отдел: структурно-функциональная единица – легочный ацинус (все ветвления терминальной бронхиолы): респираторная бронхиола I порядка → респираторная бронхиола II порядка → респираторная бронхиола III порядка → альвеолярные ходы → альвеоляные мешочки. V. Респираторный отдел Структурно-функциональная единица – легочный ацинус. 12-18 ацинусов = долька легкого, которая является структурно-функциональной единицей легкого. Отличительный морфологический признак респираторного отдела – легочные альвеолы. Эпителий легочной альвеолы – однослойный плоский. 2 типа клеток: Альвеолоциты I типа – 95% от всех альвеолоцитов; участвуют в образовании аэрогематического барьера. Альвеолоциты II типа – 5% от всех альвеолоцитов; образуют сурфактант (комплекс поверхностно активных веществ, покрывающих слоем эпителиальную выстилку альвеол). Функции сурфактанта: 1. Облегчает расправление альвеол на вдохе (свойства ПАВ) 2. Противоотёчное действие 3. Антитоксическое (противомикробное) действие.
Аэрогематический барьер (минимальная толщина 0,5 мкм). Слои: 1. Истонченная часть альвеолоцита I типа 2. Базальная мембрана альвеолоцита I типа 3. Базальная мембрана эндотелиоцита капилляра 4. Истонченная часть эндотелиоцита капилляра.
Мотивация Кожа – орган, являющийся наружным покровом тела человека. Имея пограничное расположение, она защищает организм от механических, тепловых, химических, бактериальных воздействий, участвует в регуляции теплоотдачи, играет большую роль в обмене веществ (дыхание и выделение), синтезе некоторых веществ. В неповрежденном виде кожа непроницаема для большинства растворов естественного происхождения и микробов. С помощью кожных рецепторов организм воспринимает тактильные, температурные, болевые ощущения, составляющие начальные звенья некоторых рефлекторных реакций. Изучение гистологического строения кожи и ее производных служит основой формирования представлений врача о функциях кожи в норме и при патологии. Оценивая внешний вид кожи, врач может составить представления об изменениях в некоторых системах метаболизма (гиповитаминоз, гормональные сдвиги и т.д.) при различных заболеваниях. Знания, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении кожно-венерических, инфекционных болезней, болезней обмена, в хирургии, онкологии, иммунологии и других областях медицинской науки и практики. Цели занятия Общая цель. Изучить гистологическое строение и функции кожи и её производных (волосы, ногти, железы). 3.2. Конкретные цели:
Необходимый уровень знаний. 4.1. Из курса анатомии тема: «Кожа». 4.2. Из предыдущих занятий по гистологии: «Эпителиальные ткани», «Соединительные ткани», «Нервные окончания». 5. Новый материал. 5.1. Общие принципы организации и функционирования тканей. Кожа и ее производные: учебник - гл.18, конспект лекций. II. Производные кожи Волосы 3 типа – Длинные – локализация: голова, борода, усы, подмышечные складки, лобок Щетинистые – локализация: брови, ресницы, наружный слуховой проход, преддверие полости носа Пушковые – локализация: остальные участки кожи. Строение волоса:
Корень – в волосяном мешке, заканчивается расширением – волосяной луковицей. Волосяная воронка – место перехода корня в стержень (соответствует месту выхода протока сальной железы). Мышца, поднимающая волос – гладкая мышечная ткань, от волосяной сумки до сосочкового слоя. Мочевыведения Мотивация Образование и выделение мочи являются основной частью механизма поддержания постоянства внутренней среды организма – гомеостаза. С мочой выделяется основная масса конечных продуктов обмена веществ, главным образом, азотистого. Органы мочеобразования и выделения осуществляют удаление конечных продуктов обмена веществ (шлаков), избытка воды и солей, а также посторонних веществ, в том числе – токсических, поступающих в организм извне или образующихся в нём. За счет выделения воды и ионов почки поддерживают в организме водно-солевое и кислотно-щелочное равновесие. Биохимический и морфологический анализ мочи дает представление не только о функциональном состоянии органов мочевой системы, но и процессах обмена, протекающих в других тканях и органах. Эндокринная функция почек заключается в выработке гормонов ренина, простагландинов, участвующих в регуляции общего и почечного кровообращения, эритропоэтина. Осуществление всех этих функций непосредственно связано с определенными микроскопическими и субмикроскопическими структурами органов данной системы и, прежде всего, структурно-функциональной единицей почек – нефроном. Знание тонкого строения различных частей нефрона позволяет понять процесс мочеобразования (фильтрации, реабсорбции) и его регуляцию. Знание гистофизиологии органов мочевой системы и ее связи с другими системами органов в совокупности с клинико-лабораторными исследованиями позволят практическому врачу поставить правильный диагноз. Специфические формы патологии мочевыделительной системы будут изучаться в составе клинических дисциплин.
Цели занятия Общая цель. Изучить гистофизиологию органов системы мочеобразования и мочевыведения. 3.2. Конкретные цели:
Необходимый уровень знаний. 4.1. Из курса анатомии тема: «Мочевые органы». 4.2. Из предыдущих занятий по гистологии: «Эпителиальные ткани» - гистофизиология однослойного кубического и многослойного переходного эпителия, «Соединительные ткани» - строение рыхлой волокнистой соединительной ткани, «Мышечные ткани» - классификация и гистофизиология гладких мышечных тканей, «Эндокринная система» - гистофизиология гипоталамуса, коры надпочечников, «Сердечно-сосудистая система» - три типа капилляров.
Новый материал. 5.1. Тема: «Органы мочеобразования и мочевыведения»: учебник - гл.19, конспект лекций. 5.2. Зарисовать схему строения почечного тельца с ЮГА Фильтрационный барьер. На электронограмме найти просвет кровеносного капилляра (1), цитоплазму эндотелиоцита (2), в цитоплазме которого видна митохондрия (3). Отметить поры в эндотелиальных клетках (4). Обратить внимание, что базальная мембрана (5) является общей для эндотелиоцитов и подоцитов. Отметить ядро подоцита (6), цитотрабекулы (7) и цитоподии (8). Найти полость капсулы (9).
6.2.2. Сосудистый клубочек почечного тельца (сканирующая электронограмма). Сканирующая электронограмма дает объемное изображение исследуемого объекта. Найти приносящую артериолу (в корковых нефронах она имеет больший диаметр, чем выносящая) – (1), капиллярный клубочек почечного тельца (2) и выносящую артериолу (3). I. Функции почек 1. Выведение шлаков. 2. Участие в регуляции водного обмена. 3. Участие в регуляции ионного обмена. Функции 2 и 3 обычно объединяются, и рассматривается общая функция – поддержание водно-солевого баланса. 4. Участие в регуляции кислотно-щелочного равновесия. 5. Эндокринная функция. 6. Участие в регуляции кроветворения. II. Развитие почек
III. Кровоснабжение почки Почечная артерия (а.) → междолевая а. → дуговая а. → междольковая а. → приносящая артериолоа → первичная капиллярная сеть (чудесная) → выносящая артериола → вторичная (перитубулярная) капиллярная сеть → звездчатая вена (в.) → междольковая в. → дуговая в. → межсегментарная в. → почечная в.
IV. Фазы процесса мочеобразования 1. Фильтрация 2. Реабсорбция 3. Секреция Мотивация К мужской половой системе относят семенники, семявыносящие пути, добавочные и наружные половые органы. Семенники выполняют две основные функции: генеративную – образование сперматозоидов и эндокринную - продукцию мужского полового гормона тестостерона. В начальной части семявыносящих путей, в придатке, происходит депонирование и дозревание сперматозоидов, добавочные органы предстательная железа, семенные пузырьки и др. железы, примешивая свои секреторные продукты к семенной жидкости, способствуют капацитации сперматозоидов и проникновению их в женские половые пути. Знание этого материала необходимо для понимания механизмов гаметогенеза, сущности оплодотворения, регулирования числа де
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.015 с.) |