Организованной преступности в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организованной преступности в Российской Федерации



Проведённые в последнее время исследования социального, политического и экономического положения в нашей стране позволили выявить некоторые факторы, непосредственно способствующие росту криминогенности общества и, как следствие, расширению организованной преступности. Это привело к тому, что сформировались и некоторые иные угрозы безопасности нашей страны и её населения со стороны преступных формирований. Внутренние и внешние факторы, определяющие угрозы безопасности государства и создающие условия росту организованной преступности, ставят под вопрос само существование нашего отечества.

Основным фактором является значительное ослабление политической власти в стране особенно в начале 90-х годов ХХ столетия, что привело к утрате государством значительной части своей ведущей роли в обществе и суверенной политической силы. Особенно наглядно это проявилось среди органов безопасности, которые за десять-пятнадцать лет прошли через различные реорганизации, сокращения, переименования и т.п. Результатом такой политики государства относительно органов безопасности и правопорядка стало увольнение десятков тысяч настоящих профессионалов борьбы с преступностью всех видов, что значительно ухудшило правоохранительный потенциал специальных служб. Ухудшение социальной защищённости сотрудников правоохранительных органов и структур органов безопасности, значительное ухудшение их материального положения, весьма тревожное постоянное сокращение финансирования их деятельности привело к утрате значительным числом сотрудников стимулов к эффективной работе.

Вследствие значительного ослабления государственного организующего воздействия на общество происходит усиление влияния чиновников, инфицированных коррупционными проявлениями, с одновременным резким снижением доверия со стороны почти всего населения к органам государства - законодательным, исполнительным, судебным, которые изначально призваны обеспечивать безопасность и государства, и общества, и населения, и даже отдельно взятого человека.

Постараемся ответить через какие факторы раскрывается общее ослабление государственной власти, которое и предопределяет рост организованной преступности.

Первое, практика разработки и принятия законов и иных нормативных актов органами государственной власти самостоятельно, в обход криминологической экспертизы, без учёта мнений науки, а лишь в угоду заинтересованным субъектам. Примером служит введение повышенных ставок таможенных пошлин, что «содействовало» расширению масштабов коррупции как в таможенных органах, так и в органах управления, которые связаны с внешне-экономической деятельностью. 

Второе, повсеместное появление и увеличение коррупции в органах государственной власти всех уровней – от нижайших до высших, что стало «отличной» базой для подпитывания и самовоспроизводства организованной преступности. Подтверждается сказанное сопротивлением принятию законов «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью», «Об основах государственной службы Российской Федерации» со стороны лоббистов, действовавших и действующих в интересах узкого круга высших чиновников страны и их приближённых, но не в интересах государства и его народа. Кроме того, в некоторых органов государственной власти появились и действуют целые кланы коррумпированных руководителей, лоббирующих такие законы, указы и постановления, которые направлены на создание условий, используемых узким кругом лиц в целях вряд ли правомерного их обогащения, но никак не на отстаивание интересов государства и народа.

Третье, бездействие принимаемых законов и указов обязывающих декларировать доходы и собственность высших и не только правительственных чиновников, а также руководителей государственных вузов и других организаций и учреждений. Всем известны случаи, когда чиновники в открытую говорят об отказе от декларирования, ссылаясь на вмешательство этим самым в их личную жизнь. Примером этого служат высказывания бывшего руководителя РДЖ Якунина, отстранённого от руководства, но получившего за половину года его работы в 2015 году огромную сумму премиальных (как писали в Интернет около 97 миллионов рублей).

Четвёртое, участие государственных служащих всех без исключения уровней в потрясающий весь мир и тем более россиян передел собственности. Именно эти лица, от которых зависел и зависит в настоящее время передел собственности, его приватизация и деприватизация, «кровно» заинтересованы в затягивании принятия важных законов по борьбе с коррупцией и её детищем - организованной преступностью, законов и иных решений, направленных на создание дееспособных и сильных правоохранительных органов и спецслужб. Даже если и принимаются такие нормативно-правовые акты, то всё важное и полезное из них выхолащивается не без помощи заинтересованных в этом таких деятелей. Именно указанные лица были инициаторами принятия 8 декабря 2003 года закона, которым из Уголовного кодекса РФ упразднено такое наказание, как конфискация имущества, и принятие дополнений в уголовный закон о конфискации как иной мере уголовно-правового характера. Как работает глава 15.1 УК РФ, именуемая «Конфискация имущества» и содержащаяся в разделе VI УК РФ – иные меры уголовно-правового характера, показывает уголовное дело в отношении Васильевой и результаты его судебного рассмотрения, а также её скоропалительное условно-досрочное освобождение с возвращением всего, на что был первоначально наложен арест. Именно причастные к незаконному получению в личную собственность бывшей государственной (всенародной) собственности выступали и выступают в настоящее время своего рода «защитниками» отказа от конфискации имущества как уголовного наказания.

Пятое, отсутствие в законодательстве РФ ответственности вплоть до уголовной за нарушение приватизации ранее всенародного имущества страны. О нарушении приватизационных правил свидетельствуют многочисленные факты баснословного занижения балансовой стоимости приватизируемых объектов, сговор о противозаконном разделе имущества, значительное снижение цены предприятий, умышленные злостные нарушения порядка организации и проведения конкурсов и аукционов, продажа в собственность либо передача в аренду с правом последующего выкупа объектов, приватизировать которые запрещено законом. Существующие способы осуществления политики разгосударствления средств производства и её предварительные результаты прямо говорят о провале планов создания среднего класса, являющегося опорой и гарантом стабильности любого режима. Российская власть имущих так увлеклась присвоением собственности, что прямо и бесцеремонно отказалась от необходимости поделиться с широкими массами населения приобретёнными, как правило, в основном – незаконно, благами. Повторяется ситуация, которая сложилась в России в период с 1861 года после отмены крепостного права и длилась вплоть до 1917 года. Её результат известен всем – революционный переворот 1917 года.

Шестое, несовершенство уголовного и банковского законодательства и неспособность финансовых институтов к рыночным условиям хозяйствования привели к использованию банковских учреждений в целях накопления первоначального капитала противозаконными способами. Хищения денежных накоплений с использованием подложных документов приобрели массовый характер. Это же относится и к незаконному получению и нецелевому использованию льготных кредитов, бесконтрольный со стороны государства перелив капиталов в зарубежные банки и теневую экономику, биржевые валютные спекуляции, отмывание преступно добытых денег, а во главе всего этого стоит взяточничество, связанное с выдачей кредитов, наличных денег, открытием расчётных счетов, ускорением прохождения финансовых документов и другие нарушения, тесно связанные с преступлениями.

Седьмое, недостатки контроля при выделении и расходовании льготных государственных кредитов и отсутствие ответственности за их нецелевое использование, что привело к их оседанию в коммерческих банках с последующим их конвертированием и выводом за рубеж. Большинство же виновных в этом либо уехали за границу и живут там припеваючи во дворцах, приобретённых на незаконно полученные и невозвращённые кредиты, либо остались в России, получив при этом довольно высокие государственные должности или должности в негосударственных учреждениях с контрольным пакетом акций государства.

Восьмое, низкое качество механизма контроля за экспортом, перемещением через границу и использованием валютных средств, полученных от экспорта товаров. Всё это привело к тому, что на счетах сначала российских коммерческих банков оседают громадные суммы валюты, затем переводимые в зарубежные банки, прежде всего, в оффшорных зонах.

Девятое, налогообложение, направленное не на развитие бизнеса предпринимательства, а на его удушение, что толкает предпринимателей на сокрытие доходов и сокращение вложений в развитие своего бизнеса. А сокрытые доходы присваиваются преступным сообществом, что укрепляет финансово-материальную основу организованной преступности. Например, недостаток гибкости в применении таможенных тарифов привёл к значительному росту коррупции в таможенных органах и, как следствие, снижению поступлений в бюджет и во внебюджетные государственные фонды.

Десятое, задержки в реформировании системы государственного управления, в том числе государственной службы, привели к широкому распространению коррупции в органах власти и управления всех уровней. При этом имеет место острое противостояние различных политических сил друг другу и всей системе власти, резкое падение доверия граждан к государственным органам власти в целом, к органам управления, в том числе к правоохранительным, к судебной власти, в частности, что способствовало широчайшему распространению правового нигилизма.

Отсутствие наступательности государства на преступность, отставание государственных мероприятий от динамики преступной ситуации в стране, осуществление борьбы лишь со следствием при сохранении причин, порождающих преступное поведение, и условий, способствующих совершению преступлений, то есть деятельность лишь после совершения преступлений, оказали и оказывают существенное влияние на развитие и распространение организованной преступности. По нашему мнению, распространению организованной преступности способствовали и способствуют следующие объективные и субъективные обстоятельства:

- неоднократные реорганизации и реформирование системы правоохранительных органов, в том числе и органов безопасности;

- отсутствие координации и взаимодействия спецслужб и правоохранительных органов в борьбе с преступностью, что выражается в размытости компетенции тех или иных органов, осуществляющих борьбу с преступлениями. Всё это приводит к раскоординированности принятия решений и действий правоохранительных и иных органов различных уровней (центральных, субъектов РФ, местных) и их недостаточное финансирование;

- отсутствие общегосударственной концепции и соответствующей программы борьбы с организованной преступностью, а не только вообще с преступностью;

- запаздывание формирования государственно-национального обустройства страны, приведшее к широкому распространению организованной вооружённой преступности и террористических формирований на межнациональной основе, а также к росту этнических преступных групп, которые начали действовать на территории российской Федерации;

- не всегда определённый статус и обустройство российской государственной границы, способствовавшее росту активности контрабанды оружия, наркотиков, различного сырья и товаров, далеко не всегда мирного и достойного предназначения.

Немаловажную негативную роль играет и мнение высоких государственных чиновников и довольно известных правоведов (Т. Пинкевич и др.) о том, что преступность вообще и организованную преступность необходимо координировать, а не бороться с нею. Но они не раскрывают содержание такого «координирования», пытаясь объяснить это общими фразами типа того, что никогда, ни в одном государстве ещё не смогли победить преступность и её вообще победить невозможно. Возникает мысль, а не пытаются ли указанные лица такими рассуждениями в определённой степени оправдать преступность? мы не говорим, что они отрабатывают «свои тридцать сребреников», ни в коем случае, но сомнения в их искренности всё же возникают. 

Вследствие недостаточно эффективного социального контроля за организованной преступностью, а вернее недостаточно решительная, а то и отсутствующая борьба с нею по вышеназванным причинам позволяют этому явлению полностью реализовывать свои криминальные интересы, расширяясь всё шире и обогащаясь всё больше.

В качестве движущей силы деятельности организованной преступности и её мафиозных структур выступает стремление получать сверхприбыли в самые короткие сроки и такими способами и методами, которые позволяют избежать государственного контроля. Именно наличие потенциальных источников преступных сверхдоходов и становится основным условием порождения, функционирования и дальнейшего расширения организованной преступности, особенно экономической направленности, в виде организованных преступных групп и преступных сообществ.

Одним из серьёзных факторов, которые оказывают значительное влияние на состояние противодействия организованной преступности, является недостаточная эффективность деятельность всех без исключения правоохранительных органов. Помимо этого, к причинам, способствующим недостаточной борьбе с организованной преступностью, необходимо также отнести:

- пробелы в уголовном, уголовно-процессуальном, таможенном, налоговом законодательстве, снижающие эффективность борьбы с преступностью в целом и с её организованными формами в том числе. Думается, что, прежде всего, необходимо повысить объективность расследования уголовных дел и их рассмотрения в судах, а также сместить акцент на защиту потерпевших, в том числе и государства, поскольку от «экономических преступников» страдают в первую очередь интересы государства. Пока же в нашей законодательной действительности на первое место выдвигается забота о преступнике, о его правах (но не обязанностях), о его чести и достоинстве (достоинство преступника!?), но не о тех, кто пострадал от преступления;

- продажность некоторых СМИ, защищающих справедливо и законно обвиняемых и осуждённых за совершение преступлений, в том числе участников организованных преступных групп, и таким путём формирующих общественное мнение относительно таких лиц. Примеров этому более чем достаточно, это и приведённое нами дело ЮКОСА, когда даже депутаты Государственной думы России подключались к защите и продолжают защищать Ходарковского и его команду, и другие факты;

- разработка искусственных, но весьма существенных препятствий в борьбе с организованной преступностью, когда в обществе не только существует, но и прославляется «каста неприкосновенных» в виде депутатов, судей, прокуроров и пр. В отношении таких лиц невозможно даже проводить оперативно-розыскные действия без согласия на то вышестоящих прокуроров, коллегий судей, органов представительной власти, то есть их прямых руководителей. О проверке противоправной деятельности таких лиц становится сразу известно им самим, и они срочно предпринимают меры противодействия самого различного характера. И растиражированные случаи задержания высокопоставленных чиновников и других «неприкасаемых» - это капля в море в сравнении с их количеством, давно подпадающим под основания привлечении их к уголовной ответственности. Но даже задержание таких лиц и привлечение их к уголовной ответственности (с избранием меры пресечения в виде домашнего ареста, а иногда залога) ещё не гарантирует доведение уголовных дел против них до суда как не гарантирует их осуждение по первоначально объявленному обвинению;

- довольно большое количество сотрудников правоохранительных органов коррумпированы, они обеспечивают «крышевание» не только коммерческих структур, но, нередко, и преступных группировок общеуголовного характера. Многие из правоохранителей содержат магазины, киоски, кафе и т.п., чаще всего числящихся на их родственниках или близких. Всё это стало атрибутом современной России, проникло и укрепилось в нашем государстве, обществе, бизнесе, промышленности и даже во власти;

- почти вся деятельность государственных органов по борьбе с организованной преступностью и с преступность вообще не подкрепляется финансовыми и материальными ресурсами, а следствием этого стала постоянная нехватка не только опытных кадров (оперативных работников, дознавателей, следователей), но и кадров вообще. Нельзя обойти вниманием и тенденции роста преступлений со стороны самих правоохранителей, особенно относительно взяточничества и хищений денежно-материальных средств.

 Немало способствует росту организованной преступности обострение социальной ситуации в стране и обществе с характерной официальной и скрытой безработицей, люмпенизацией и пауперизацией (обнищанием) населения, резкое снижение уровня образования (не количества обучаемых и даже получивших диплом о высшем образовании, а качества обучения), отсутствие перспектив повышения благосостояния, сокращение расходов на социальные программы. Небывалое расслоение общества на сверхбогатых и почти нищих достигло невиданных размеров. Некоторые эксперты оценивают доходы самых богатых россиян выше доходов самых бедных в 27 раз, что выглядит как сказка про белого бычка[29]. Какие 27 раз, если, к примеру, доходы Сечина, Миллера, Ротенберга других им подобных только в месяц составляют десятки миллионов рублей (19-42 миллиона). Или возьмём главу РЖД Олега Белозерова, сменившего Якунина, который в 2016 году ежедневно «зарабатывал» (но как?), а точнее получал 700 тысяч (семьсот тысяч) рублей ЕЖЕДНЕВНО. Возникают вопросы: за что такая зарплата, и когда такие топ-менеджеры остановятся?

В то же время доходы многих граждан, считающихся не самыми бедными, составляют 40-60 тысяч рублей в месяц. Вывод: так во сколько раз доходы Белозерова больше доходов простого гражданина, даже не самого бедного?

В сложившейся глубоко неблагоприятной для значительной части населения ситуации, становление на криминальный путь является не только своеобразной формой социального протеста, но и способом обеспечить хотя бы мало-мальски достойный уровень жизни для себя и своей семьи. Чрезвычайная дифференциация общества, рост безработицы, реальное снижение пенсий, заработной платы при нереальном росте цен и тарифов вызывают у большинства населения негативное отношение к власти, нивелируемое проправительственными СМИ и пресловутыми Центрами изучения общественного мнения (вернее, мнения в пользу заказчика), отрабатывающими получаемые вознаграждения. Всё это приводит к тому, что распространяются и укрепляются установки на насильственные, противоправные пути преодоления социальных жизненно важных противоречий. И именно эта социальная несправедливость подталкивает многих людей, в том числе и молодёжь, видящую как одни носятся на дорогущих автомашинах, совершая грубейшие нарушения Правил дорожного движения, но не привлекаемых к действительной ответственности, к участию в митингах, организуемых на западные деньги навальными, касьяновыми, каспаровы и Ко. Можно сказать, что во многих случаях именно бездеятельность или показушная деятельность органов государства в борьбе с подобными явлениями приводят к участию молодёжи, и не только в подобных митингах и акциях

Немаловажный вклад в рост и увеличение организованной преступности вносит чрезвычайно длительная нестабильность экономики, особенности её развития, характеризующиеся взаимными неплатежами, непрочностью хозяйственных связей, недостатком оборотных средств, спадом производства. Необходимо отметить, что организованная преступность – это ещё и преступность профессиональная, поскольку совершение преступления является её основным средством получения материальных благ, обогащения лиц, совершающих преступления. Это приводит к тому, что организованная преступность быстро приспосабливается к экономическим процессам, паразитирует на трудностях экономики, направляет свою деятельность на захват имеющихся в экономике ниш и использует их в целях дальнейшего извлечения криминальной прибыли[30].

Организованная преступность проявляет активность для проникновения в банковские структуры, а потому почти 60 % банковских учреждений, так или иначе, находятся под контролем организованной преступности, контролирующей их финансовые средства и потоки. Удерживая противозаконно кредиты и средства, полученные в виде предоплаты по договорам в предпринимательской и финансовой областях экономической деятельности, представители организованной преступности получают громаднейшие прибыли. В то же время их контрагенты, которые не могут получить обратно свои средства законными способами, вынуждены прибегать к помощи других преступных группировок, специализирующихся на «выбивании» долгов. Так образуется питательная почва для следующего довольно опасного для общества и государства вида деятельности организованной преступности, когда накапливается преступно полученный капитал. Следствием этого являются попытки криминалитета проникнуть в легальные сферы экономики, то есть легализовать («отмыть») имущество, добытое в результате совершения преступлений. И подобная преступно организованная спираль раскручивается всё дальше, шире и глубже в экономической и политической жизни России.

На рост и структуру организованной преступности серьёзное влияние оказывают упущения и издержки, а то и умышленное создание условий для криминализации общества при осуществлении экономических реформ. По сравнению с началом 90-х годов прошлого столетия уровень преступности вырос минимум в два раза, а по отдельным видам преступлений – в несколько раз. Наиболее опережающими темпами развивается организованная преступность. Научные исследования свидетельствуют, что значительный рост преступности вообще и организованной в частности происходит в обществе, в котором происходит переход из одного социально-политического состояния в другой. И это подтверждается историей нашей страны, когда происходил резкий всплеск преступности после октября 1917 года, после окончания Второй мировой войны, а также в связи с переходом России из советского строя в строй якобы капиталистический, а вернее - базарно-капиталистический. Следствием этого - совершение ранее почти не известных преступлений: похищение людей, заказные убийства, рейдерские захваты, сопровождающиеся насилием над прежними хозяевами и управленцами предприятий, учреждений. Не без оснований можно сделать вывод, что провозглашение политических и экономических свобод, не подкреплённое серьёзной правовой базой, без глубокого изучения опыта государств, давно живущих по законам рыночных отношений, но под контролем государства, - это плата за демократию, которую объявили, но кроме голословных заявлений ничем не подкрепили. 

Организованная преступность, быстро реагируя на политические и, прежде всего, экономические изменения в России, умело использовала и использует не только явные недостатки, но и внешне скрытые противоречия в проводимых экономических реформах для целей своей криминальной деятельности. Питательной средой для организованной преступности стал кризис в большинстве отраслей экономики. Необходимо отметить, что чем больше продолжительность кризиса, тем глубже приникают организованные преступные группы во все сферы хозяйства и общества, и тем мощнее они становятся как финансово, так и политически. Источники сверхдоходов организованной преступности позволили ей за короткие сроки сколотить преступные капиталы как материальную базу её деятельности, что и является главной целью организованного криминалитета. Организованная преступность направляет свои устремления на поиск, создание, завоевание и эксплуатацию любых источников сверхдоходов. Остальные виды деятельности организованной преступности являются вспомогательными, побочными её действиями, в том числе и стремление к политической власти. Именно поэтому общим результатом (общим знаменателем) и основой для так называемых «радикальных реформ» стала криминализация весьма значительной части общества и общественной жизни, когда в условиях повальной коррупции, взяточничества, подкупа вряд ли возможно что-либо сделать законным путём.

Лица, как правило, с криминальным прошлым и настоящим, наживавшиеся и наживающиеся на незаконных операциях и активно отмывающие преступно добытые средства, стали основой формирования нового слоя собственников и предпринимателей. Они одновременно с приобретением криминальных средств отмывают их, стремясь легализовать, придать таким денежным средствам «законный» вид. Подобные «предприниматели» привносят во вполне законный бизнес свои методы, к которым они привыкли по прежним занятиям (как правило, криминальным). Большая часть таких противоправных деяний, как лжепредпринимательство, фиктивное банкротство, налоговые правонарушения, нарушения антимонопольного законодательства и иная противоправная экономическая деятельность совершается именно этими «предпринимателями» и «бизнесменами». И они же стимулируют расширение коррупции в органах власти и управления.

Распространение криминальных масштабных проявлений наблюдается практически во всех отраслях экономики, и оно сопровождает почти все направления экономических преобразований. Необходимо отметить, что наиболее широко организованная преступность вторгается в сферу экономики во время экономических кризисов, когда она использует разрыв всех нитей управления экономическими процессами, и когда экономический организм действовать нормально не может.

Немаловажную роль в росте организованной преступности сыграли процессы сепаратизма в отдельных субъектах Российской Федерации, нарушавшие структуру и целостность российского государства, посягающие на российскую государственность, и ставшие одной из причин, если не главнейшей причиной, разрушения территориальной целостности, неделимости и суверенитета современной России. Именно эскалация сепаратизма с попытками раскалывания единой территории Российской Федерации привнесли серьёзные угрозы сохранению единого геополитического пространства. Сюда же следует отнести и резкое усиление влияния пограничных с Россией государств на субъектов Федерации со стороны Турции, Японии, Китая, скандинавских стран, подстрекаемых, прежде всего Англией и США. Всё это привело к формированию своеобразных центров региональной напряжённости, своего рода «узлов дезинтеграции». Немаловажную роль в этом сыграли и действия отдельных глав субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Татарстана, Чеченской Республики, Свердловской области и др.

Миграционные процессы значительно усиливают расширяющиеся межнациональные конфликты и столкновения на постсоветском пространстве. Многочисленных мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев из «горячих точек», не имеющих возможности найти работу и жильё, спаянных нуждой, общим происхождением и потребностью сообща решать вопросы выживаемости, намного легче вовлечь в криминалитет такими лицами, которые уже входящими в какие–либо структуры организованной преступности. Неконтролируемая миграция граждан из республик бывшего Советского Союза, прежде всего Таджикистана, Азербайджана, Армении, Грузии, Узбекистана, Кыргызстана и других, практически бесконтрольный въезд в страну на постоянное место жительства граждан Китая, Монголии, Вьетнама и Кореи внесли свой вклад в возрастание организованной преступности.

Думается, что следует остановиться и на оперативной обстановке и положении в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, которые хотя и находились в составе России, в то же время из её правового пространства выпали. Именно эти два субъекта Федерации в своё время стали надёжными укрытиями для преступников, базами подготовки не только террористов, но и других дерзких и масштабных преступлений, в том числе преступные финансовые операции, крупные хищения и контрабандные поставки за границу редкоземельных и драгоценных металлов, нефтепродуктов, захват заложников и т.п. И только редкостное проявление высшей политической воли Российской Федерации в определённой степени был преодолён чеченский сепаратизм и проявления экстремистского и террористического характера.

Побудительными мотивами к становлению на путь совершения правонарушений являются отставание законотворчества от реального развития социальной обстановки в стране и экономических отношений, наличие многочисленных законодательных пробелов, появление иллюзии вседозволенности и безнаказанности (по примеру высоких чиновников) у многих граждан и всё это используется криминалитетом для своих преступных целей. Сюда необходимо отнести и никак не бескомпромиссную, а именно компромиссную борьбу с экономическими преступлениями, когда при хищениях на сотни миллионов, а весьма нередко и миллиардов рублей, виновные отделываются максимум отстранением от должности, часто переводом на другие высоко оплачиваемые должности (Сердюков). Это и «подгонка» совершённых преступлений под менее тяжкие с их последующим амнистированием и прекращением уголовного преследования в связи с раскаянием, примирением и т.п.

 Значительные недостатки правовых механизмов и нормативной базы, регулирующей создание и нормальную конкуренцию, способствует преступной ориентации коммерсантов и предпринимателей. Следует отметить, что действовавшее в начале нынешнего столетия законодательство не учитывало (да и сейчас не всегда учитывает) новые формы и способы преступных посягательств. Сказанное относится к законодательству, регулирующему кредитно-финансовую сферу, оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, антимонопольную политику и т. д., что вызывает острую необходимость в принятии таких законов, которые бы самым строгим образом определяли рамки поведения участников экономических отношений. К сожалению, у нас пока действует объявленное главой правительства указание – «не гнобить бизнес». И это о бизнесе, который действует не во благо народа и государства, а во благо наживы любыми путями, любыми способами, приводящими к многочисленным фактам отравления людей продуктами производства наших бизнесменов, отравление спиртными напитками, произведёнными ими же, и многое другое, на что постоянно указывает и телевидение, и Интернет. Однако государство в лице правительства и его исполнительных органов с завидным упорством твердят одно и то же – не трогать бизнес.  

Организованная преступность всегда стремилась и стремится проникнуть в отрасли экономики, меньше всего урегулированные законодательством, и которые недостаточно контролируются (либо совсем не контролируются) государственными органами, призванными осуществлять контроль за их деятельностью. Такая бесконтрольность в обязательном порядке заполняется криминалитетом, поскольку способствует его преступной деятельности.

Немаловажное значение для расширения организованной преступности имеют существенные недостатки в вопросах, относящихся к собственности, к приватизации, к обеспечению контроля над происхождением источников капиталов и их вложением.

Но наиболее «благотворным» для деятельности организованной преступности является чрезвычайно низкое расследование уголовных дел по преступлениям в сфере экономики, их «заволакивание» с последующим прекращением или переквалификацией на менее тяжкие. Иными словами, такой принципиальный сдерживающий преступников фактор, как неотвратимость наказания, не работает вследствие целенаправленного разваливания уголовных дел на стадии предварительного расследования. Мало того, уголовные дела, переданные в суды, нередко длительное время не рассматриваются по тем или иным, чаще всего надуманным причинам, а если и рассматриваются, то приговоры выносятся самые несправедливые, совершенно не отвечающие требованиям общих начал назначения наказания (ст. 60 УК РФ). При этом ни один приговор не направлен на подрыв экономической базы организованной преступности, то есть не содержат ранее имевшегося такого дополнительного наказания, как конфискация имущества, что наблюдалось до декабря 2003 года. В настоящее время, с упразднением такой меры уголовного наказания, как конфискация имущества, указанное профилактическое воздействие на организованную преступность, нацеленное на её лишение финансово-материальной базы, вообще утратило своё предназначение. 

Так называемая «гуманизация» карательной политики не была усилена организационно-штатными мероприятиями, направленными на усиление контроля и надзора за определёнными категориями осуждённых лиц, которые в последующем продолжают совершать преступления, включаясь нередко в структуры организованной преступности. Оказывается, что гуманизация карательной политики переросла в либерализацию борьбы с экономической и иной преступностью.

Немалая «заслуга» в расширении организованной преступности принадлежит политике некоторых зарубежных государств, которые навязывают Российской Федерации явно невыгодные условия межгосударственного сотрудничества и взаимодействия, ставя нашу страну во вторые, а то и третьи ряды. При этом они агрессивно стимулируют отъезд за границу российских специалистов в области высоких технологий, изобретательства, программирования и т.п. Зарубежные лидеры направляют огромные усилия на развал российской промышленности, науки, сельского хозяйства, медицины, образования, требуют уменьшения, а то и отказа от вложений в те или иные отрасли экономики, в том числе в сельское хозяйство. Подобные требования к Российской Федерации осуществляются под знаменем Всемирной торговой организации (ВТО), а развал образования всех уровней (школьного, среднего специального и высшего) на основе обязательных для России, но не обязательных для других западных государств, требований Болонских соглашений.  

Возрастание организованной преступности в последние три десятка лет обусловлено духовной дезориентацией довольно значительной части российского населения. Начиная с последнего десятилетия прошлого столетия, личная духовная сфера наших людей подвергалась довольно серьёзным испытаниям. До начала реформ девяностых годов прошлого столетия подавляющее большинство наших людей не имело глубокого представления об экономических и политических свободах, о навыках самостоятельной деятельности, прежде всего в сфере экономики, в условия провозглашённой свободы. А после объявления указанной свободы многие восприняли её как сигнал о ничем ограниченной возможности приобретения прежде всего материальных, а также иных благ любой ценой, любыми средствами и методами, в том числе и путём совершения преступлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.027 с.)