Национальной безопасности России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальной безопасности России



Темпы роста и масштабы российской организованной преступности в настоящее время превратили этот негативный социальный феномен в один из опаснейших факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в нашей стране и угрожающих нормальному функционированию институтов государственности Российской Федерации. По мнению авторитетных экспертов[34], наиболее прочные позиции криминальным сообществам удалось достигнуть в таких важнейших для любого государства, в том числе и для российского государства и общества, сферах жизнедеятельности, как экономика, политика, административно-управленческая, финансово-кредитная и правоохранительная деятельность.

Ещё в январе 2000 г. была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента России. Названная Концепция в качестве одной из наиболее опасных для страны угроз безопасности страны выделяется угроза криминализации общественных отношений вместе с возрастанием организованной преступности и коррупции[35]. Приведённый документ, в том числе, отмечает, что: «Серьёзные просчёты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно её организованных форм, а также коррупции. Последствия этих просчётах проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер»[36].

Ситуация с преступностью в том числе с организованной, в Российской Федерации в последние пару десятилетий продолжает беспрестанно обостряется, что сопровождается довольно значительным увеличением количества совершаемых тяжких и особо тяжких преступлений на фоне вроде бы сокращения общего количества зарегистрированных преступлений, и возрастанием их общественной опасности. Необходимо отметить, что коэффициент преступности на 100 тысяч населения Российской Федерации на последние два десятка лет вдвое превысил аналогичные показатели начала девяностых годов прошлого столетия. И если в последние годы общее количество преступлений вроде бы сократился, но это только видимость. «Сокращение» количества преступлений происходит вследствие декриминализации отдельных преступлений, притом не только небольшой тяжести, но и средней тяжести, а нередко, и тяжких. Скажем, в первоначальной редакции ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» предусматривала ответственность за нарушение, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Однако, когда количество подобных преступлений стало значительно увеличиваться, нашли самый лёгкий способ снизить количество преступлений данного вида, сначала декриминализировав причинение крупного ущерба, а через некоторое время и вреда средней тяжести, оставив только тяжкий вред. Так искусственно сократили количество указанных преступлений. Это же относится и к такому преступлению, как оскорбление. В некоторых случаях законодатель вносит в ряд диспозиций статей УК РФ ограничения в виде неоднократности совершения предусмотренных деяний, хотя ст. 16 УК РФ, предусматривающая неоднократность совершения преступлений в качестве отягчающего наказание, утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ[37]. И именно указанные изменения в уголовном законодательстве в немалой степени приводили и приводят в настоящее время к «бумажному» сокращению преступности. В то же время, от четверти до половины ежегодно совершаемых преступлений относятся к тяжким и особо тяжким. Несмотря на предпринимаемые усилия органов власти страны по локализации организованной преступности, пока по тем или иным причинам не удаётся остановить нарастание связанных с деятельностью криминальных сообществ и группировок отрицательных тенденций в их динамике и структуре. Особенно это опасно по причине связей организованной преступности с преступлениями коррупционного характера, когда в сферу деятельности органов, осуществляющих борьбу с преступлениями, попадают сами сотрудники правоохранительных органов, то есть те, кто по закону и по своему должностному положению сами должны бороться с преступлениями, а также лица из числа руководителей региональных властей. Можно без преувеличения сказать, что организованная преступность агрессивно и напористо превращается в стратегическую угрозу национальной безопасности Российской Федерации, поскольку она носит многовекторный и многоаспектный характер. Криминальные формирования – организованные преступные группы и преступные сообщества - своей преступной деятельностью угрожают не только широкому кругу граждан, но и жизненно важным интересам государства, общества и отдельных людей в области экономики, обороны, политики, социальных отношений, духовной и культурной жизни российского общества. В целях организации действительно наступательного эффективного противодействия организованной преступности со стороны специальных служб и правоохранительных органов нашей страны чрезвычайно важно установить направленность криминальных угроз, а кроме того определить те объекты, которые в первую очередь нуждаются в защите органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации. К сожалению, официальные документы Российской Федерации не определяют достаточно чёткий перечень угроз национальной безопасности государства, тех угроз, которые несёт в себе криминальная деятельность организованных преступных сообществ и группировок. Как сказано выше, Федеральный закон Российская Федерация «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ (с изменениями по состоянию на 10.02.2017 г.) не раскрывает ни понятия угроз национальной безопасности, ни их содержания, ни их классификации. Для того, чтобы в достаточной степени преодолеть названные недостатки необходимо попытаться классифицировать такие угрозы, провести краткое исследование их характера и раскрыть их содержание.По нашему мнению, угрозу национальной безопасности представляет такая опасность, которая определяется деятельностью, препятствующей удовлетворению внутренних и внешних национальных интересов. Мы считаем национальными интересами России комплекс внутренних и внешних потребностей государства, обеспечивающих устойчивое развитие и защищённость личности, общества и всего государства, и проявляющихся в экономической, социальной, внутренней, внешней, экологической, военной и информационной сферах. Угроза национальной безопасности тесно связана с национальными интересами. Если же отсутствует угроза национальным интересам, то, соответственно, отсутствует и угроза национальной безопасности, несмотря на то, что опасность как таковая, вполне может иметь и часто имеет место, поскольку она (опасность) возможна и в силу природных явлений, стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.п. Раскрывая угрозу национальной безопасности, исходящую от организованной преступности, отметим, что она в состоянии прямо или косвенно причинять ущерб конституционным правам, качеству и уровню жизни граждан, территориальной целостности и суверенитету Российской Федерации, её устойчивому развитию и, что наиболее важное и опасное, - обороне и безопасности государства. В Стратегии национальной безопасности[38] выделяются источники угроз безопасности Российской Федерации в военной сфере, в сфере государственной и общественной безопасности.

Когда мы говорим об опасности, то следует иметь в виду, что данный термин понимается различными авторами по-разному. Как гипотетическую или мнимую готовность соперника к нанесению ущерба национальным интересам, определяет этот термин В. Л. Манилов[39].

Гацко М. трактует опасность в виде «потенциальной угрозы причинения ущерба тем или иным социальным интересам»[40].

 Понятие «опасность» наиболее часто используется в научной литературе в связке с конкретными интересами, а потому при исследовании проблем обеспечения национальной безопасности нашей страны, думается, будет целесообразным трактовать данное понятие (опасность) как потенциальную угрозу причинения вреда или ущерба определённым национальным интересам Российской Федерации.

По нашему мнению, следует согласиться с высказыванием Гэске А. В., что у опасности имеется свойство модифицироваться в угрозу национальным интересам[41]. В этой связи считаем необходимым обязательно отметить следующее: любая опасность может трансформироваться в конкретную угрозу национальной безопасности при появлении соответствующих условий и под действием определённых факторов[42].

Для того, чтобы понять характер и направленность угроз национальной безопасности, исходящих от организованной преступности,считаемцелесообразнымпровести их классификацию. Предлагаются некоторые основания, по которым следует проводить классификациюпотенциальныхугроз национальной безопасности:

- по месту зарождения - угрозы внутренние и внешние;

- пообъёмам причинения вреда – локальные, региональные, национальные и глобальные, то есть международного масштаба;

- по объективной возможности реализацииугроз мнимые, потенциальные и реальные;

- по отношениюк объектам безопасности–международные, внутригосударственные, общественные, групповые (корпоративные) и личностные;

- по отношениюк деятельности человека – субъективные и объективные;

- по сферам безопасности – политические, экономические, экологические, военные и др.

Аналогичную классификацию угроз национальной безопасности приводит в своей работе А. В.Возженников[43].

Исследования деятельности структур организованной преступности позволяют сформулировать вывод о массовом характере их преступного воздействия на национальную безопасность Российской Федерации. Проявляется такое воздействие в том, что угрозы национальной безопасности со стороны организованных преступных сообществ сегодня выявляются в самых различных сферах безопасности, хотя в основном они направлены, прежде всего, на важнейшие объекты безопасности. Анализ содержания угроз организованной преступности на различные сферы жизнедеятельности общества и государства, как детерминантов, отрицательно воздействующих на национальную безопасность Российской Федерации, позволил выделить некоторые из них, нейтрализация которых относится в сферу компетенции специальных служб и правоохранительных органов страны и является первоочередной задачей их деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.009 с.)