Сферы влияния и главные направления преступной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сферы влияния и главные направления преступной



Деятельности организованной преступности

В Российской Федерации

 

Сферы влияния и криминальная деятельность российской организованной преступности сформировались в своё время не только на основе названных нами выше факторов, но и по причине распространения и глубокого внедрения в нашу страну международной организованной преступности. Рассмотрим, какие же сферы и области наиболее привлекательны для целей криминальной деятельности организованной преступности.

Проведённые научные исследования отечественных учёных и анализ опыта борьбы с организованной преступностью за рубежом свидетельствуют, что организованные преступные группы и преступные сообщества (организованная преступность) обычно наиболее активно себя проявляют не во всех отраслях, а только в некоторых отраслях «криминального бизнеса». Наиболее привлекательными из примерно трёх десятков бизнеса организованной преступности являются следующие:

- исполнение заказных убийств;

- рэкет;

- контрабанда;

- нелегальная торговля оружием;

- организация незаконного производства и распространения наркотических средств и психотропных веществ;

- фальшивомонетничество (не только поддельных денежных знаков, но и ценных бумаг);

- похищение людей;

- легализация доходов, полученных преступным путём;

- мошенничество с кредитными картами и электронными средствами платежей;

- проституция и оказание сексуальных услуг;

- организация нелегальных азартных игр и лотерей;

- хищение денежных средств путём подделки документов межбанковского оборота и др.

Многие развитые государства научились более или менее успешно сдерживать организованную преступность в перечисленных отраслях преступной деятельности криминалитета. С этой целью правоохранительные органы указанных стран разработали и реализуют целую систему мер борьбы с криминальными формированиями в легальном бизнесе. На современном этапе развития нашего общества и государства криминалитет, успешно освоив все отрасли традиционного преступного бизнеса, по причине отрицательного влияния рассмотренных нами выше факторов, весьма значительно расширил сферы своей деятельности.

Анализ материалов оперативно-розыскной деятельности свидетельствует, что организованная преступность упорно стремится проникнуть во все сферы жизнедеятельности общества и государства, в социальную, экономическую, политическую, правоохранительную, военную и другие области, то есть всюду, где влияние государства в значительной степени по тем или иным причинам ослаблено.

Организованная преступность при реализации своих интересов не ограничивается только территорией Российской Федерации, она успешно вышла на международный уровень, где объединяется с международной мафией, стремящейся к расширению сферы своего влияния в мире, в том числе и в нашей стране.

В данное время отечественная организованная преступность является одной из наиболее болезненных проблем российского общества и государства. Этот изначально криминальный феномен не знает ни национальностей, ни границ, а её масштабы чрезвычайно велики. К примеру, только за 10 месяцев 2016 г. правоохранительные органы официально зарегистрировали свыше 11 тысяч (11 319) преступлений, которые, как было доказано, совершены организованной преступностью - организованными группами и преступными сообществами. Подавляющее большинство этих преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких.

Особо отметим, что организованная преступность не только тесно, но неразрывно связана с коррупционными преступными проявлениями – взяточничеством, коммерческим подкупом, злоупотреблениями служебным положением и полномочиями.

Необходимо отметить, что преступные группировки при своём зарождении сначала специализируются на так называемых общеуголовных преступлениях, в том числе на кражах, грабежах, бандитизме, наркобизнесе, незаконном обороте оружия, вымогательстве, похищении людей, мошенническом завладении недвижимостью, прежде всего квартирами престарелых и одиноких людей. Если говорить о преступлениях экономической направленности, то в настоящее время среди них превалируют хищения и мошенничество в финансово-кредитной области. Нередко наиболее «продвинутые» в техническом отношении организованные преступные формирования занимаются подделкой денежных банкнот и ценных бумаг и их реализацией.

Как свидетельствуют практика деятельности правоохранительных органов и специальных служб, в нашей стране подтверждается тенденция формирования региональных политизированных криминальных элит, которые стремятся взять под свой контроль основные, наиболее значимые и щедро финансируемые государством социально-экономические сферы. Имели место случаи (да и сейчас это имеется), когда организованные преступные группы и преступные сообщества сумели поставить в своё подчинение целые отрасли экономики, проводящие политику криминалитета, что довольно негативно сказывается на развитии производственной сферы.

Не будет преувеличением, если скажем, что такие криминальные образования становятся объектами весьма активных устремлений иностранных спецслужб. В некоторых регионах отечественными правоохранительными органами были выявлены признаки конкурентной борьбы между иностранными государствами за возможность оказывать влияние на российские преступные сообщества и кланы. Накопленные криминальными формированиями огромные материальные, прежде всего денежные средства и иные ценности, с неизбежностью повлекли за собой острую потребность в политическом обеспечении экономических интересов и безопасности преступных сообществ и кланов политическими способами. При этом на первое место криминалитет выдвигал таких политических лидеров, которые проявляют наиболее радикальные сепаратистские взгляды и цели. 

Высокодоходные сферы противозаконной экономической деятельности, а нередко и вполне законной, постепенно, а иногда и одномоментно переходят под контроль организованных криминальных структур. Наблюдается беспрецедентная экспансия организованной преступности и накопленных ею криминальных капиталов в отечественную экономику. Наиболее желаемыми для организованной преступности являются, прежде всего, приоритетные государственные программы, к которым относятся приватизация, инвестиционные проекты федерального значения, иностранные инвестиции, кредитно-финансовая сфера, в том числе коммерческие банки, внешнеэкономическая и совместная предпринимательская деятельность, сфера обращения драгоценных металлов и камней, нефти.

Криминальные сообщества стремятся в настоящее время не только поделить и контролировать самые прибыльные отрасли экономики, но и территорию страны, облагая своими «налогами» почти все экономические структуры в зоне своей деятельности. По данным правоохранительных органов почти 150 криминальных организованных формирований самым активным образом осуществляют экономическое разделение России путём своего вторжения в кредитно-финансовую сферу, экспортно-импортные операции, транспорт, рынок недвижимости и рынок потребительских товаров, в том числе продовольственные рынки страны. Ещё в конце прошлого столетия и тысячелетия организованная преступность в виде преступных сообществ и организованных преступных группировок владели, по сведениям МВД Российской Федерации, свыше десяти процентов национального дохода[31].

За годы проводимых реформ в нашей стране сформировалась не контролируемая государством и не облагаемая налогами своеобразная теневая экономика, в которой экономические отношения регламентируются законами преступного мира, то есть «понятиями», но не законами государства. Генеральная прокуратура Российской Федерации оценивала ежегодные реальные объёмы оборотов капиталов теневой экономики на рубеже тысячелетий (в конце 1999 г.) в 60-70 миллиардов рублей, что составляло приблизительно около одной трети всего государственного бюджета страны того времени[32].

Руководство Российской Федерации полагает, что одним из важнейших направлений в деятельности российского правительства на ближайший период времени является декриминализация экономики. По мнению некоторых правительственных экспертов, «теневой» сектор отечественной экономики является едва ли не более эффективным и динамичным, нежели легальный. В орбиту теневого сектора экономики вовлечены миллионы людей. В то же время отсутствие эффективного противодействия организованной преступности со стороны правоохранительных органов приводит к разрастанию преступности, а вместе с нею и её обязательного спутника - коррупции, которая изнутри весьма эффективно разлагает государство.

Подтверждением сказанному приведём следующие факты. Известно, что довольно широкое внедрение организованной преступности в кредитно-финансовую систему государства подтверждается географией раскрытия и расследования особо крупных экономических преступлений. В последние годы в 56 административно-территориальных субъектах Российской Федерации соответствующими правоохранительными органами и их службами вскрыты хищения бюджетных средств в особо крупных размерах, а также присвоение в таких же размерах государственных целевых кредитов.

Именно поэтому требуется самое повышенное внимание со стороны органов и служб безопасности и правоохранительной деятельности России к организованным формам экономической преступности, наиболее опасным для экономической безопасности страны. К таким формам относятся, прежде всего, международный наркобизнес, коррупционные проявления в областях формирования и реализации тактики и стратегии экономических процессов, контрабанда, крупные аферы в кредитно-финансовой системе страны и при реализации инвестиционных программ, незаконный вывоз валютных средств за границу, отмывание за границей преступно добытых доходов, незаконный оборот драгоценных металлов и камней, оружия, вывоз культурных и исторических ценностей, а также и некоторые другие виды преступной деятельности.

Немаловажный интерес для борьбы с организованной преступностью представляют преступные группировки, которые используют в своей преступной деятельности методы криминального террора.

Как в конце прошедшего столетия, так и в настоящее время организованная преступность продолжает любыми методами усиливать своё влияние на процессы приватизации. В наши дни происходит очередной этап приватизации с намерением как можно более широкого привлечения иностранных инвесторов. Это привлекает внимание различных формирований организованной преступности, стремящихся в полном объёме использовать благоприятный момент для захвата наиболее прибыльных из приватизируемых предприятий. Для этого с небескорыстной помощью коррумпированных чиновников искусственно занижается стоимость акций приватизируемых предприятий, либо рентабельные и высокодоходные субъекты хозяйственной деятельности искусственно доводятся до состояния банкротства. Значительно распространились случаи получения криминалитетом за взятки доступа к закрытым сведениям, не подлежащим огласке. Довольно часто инвестиционные программы подготавливаются, а затем и реализуются под интересы конкретных «инвесторов», совершенно не заинтересованных в нормализации процесса производства, но приобретающих те или иные объекты только для чисто спекулятивных целей.

В условиях с завидным постоянством меняющегося законодательства, приведшего к отсутствию сформированной нормативной базы, затруднённости доступа правоохранительных органов и органов безопасности к документам инвестиционных фондов, иностранных фирм и иностранных инвесторов организованная преступность налаживает каналы легализации (отмывания) криминальных капиталов за рубежом. С конца прошлого столетия резко активизировал своё проникновение в российскую экономику иностранный капитал, немалую долю которого составляет и капитал сомнительного, если не сказать преступного, происхождения. При этом инвесторы иностранного происхождения, среди которых немало бывших российских участников преступных организованных групп и преступных сообществ, сменивших своё гражданство или получивших гражданство других государств, обращают самое пристальное внимание в первую очередь на сырьевые и перерабатывающие отрасли хозяйства, цветную и чёрную металлургию и энергетику.

Условия для широкого внедрения иностранного преступного капитала в российскую экономику почти все годы, начиная с «перестройки», были и остаются больше чем идеальными, что благоприятствовало и благоприятствует скупке «по дешёвке» крупных пакетов акций стратегически важных для государства предприятий иностранными инвесторами. Можно привести многочисленные примеры подобных сомнительных сделок. Например, Магнитогорский металлургический комбинат был продан за 26 миллионов долларов в том время, когда нашего хоккеиста – Павла Буре – «продали» за 25 миллионов долларов. Или второй пример, 17 % акций Новолипецкого металлургического комбината было приобретено компанией CS & Fist Boston только за 1 миллион долларов США. И это при том, что стоимость активов указанного предприятия оценивалась независимыми международными аудиторами в 750 миллионов долларов США. Нетрудно подсчитать, что 17 процентов акций данного комбината стоили 127,5 миллионов долларов США, но никак не 1 миллион. Возникает вопрос, почему, в угоду кому и в интересах кого, кроме указанной компании, была занижена стоимость названного количества акций Новолипецкого металлургического комбината? Если это не предательство интересов России, то, что же и кто ответит за это? Личная заинтересованность, халатность, вряд ли.

И до настоящего времени никто, никакая государственная контролирующая структура и служба не удосужилась разобраться с подобными фактами разбазаривания государственной собственности, её приобретения почти задаром. А власть имущие неустанно говорят, что незачем ворошить проведённую «приватизацию», так как это не в интересах народа. Почему не в интересах народа и в интересах кого? На эти и им подобные вопросы никто даже не пытается ответить.

Вот такими путями появлялись, да и продолжают появляются долларовые миллионеры и миллиардеры. А население страны, которое создавало все эти богатства, было цинично отодвинуто в сторону, поставлено различными чубайсами, ходарковскими, березовскими и им подобными чиновниками на грань выживания путём проведения ваучеризации и других сомнительных операций государственного масштаба, чего не было ни в одном государстве при смене общественно политического строя.

Говоря о международных криминальных синдикатах, отметим, что они установили довольно тесные связи со своими российскими коллегами по преступному бизнесу и со своей стороны принимают меры по отмыванию в нашей стране преступно полученных ими денежных средств. В свою очередь отечественные криминальные группировки с помощью международных преступных формирований организовали отмывание (легализацию) средств, добытых за пределами России незаконным путём. За три года до нового тысячелетия один из руководителей итальянской финансовой гвардии в выступлении на лондонском международном совещании экспертов по борьбе с «русскоязычной» преступностью отметил, что итальянская «Коза ностра» стала транснациональной структурой и установила контакты с русскими, японскими, чеченскими, китайскими криминальными группировками. Отмечено, что навстречу «грязным» деньгам, которые хлынули на Апеннины из России, движутся не менее внушительные капиталы преступного происхождения из Италии в Россию. Представители организованной преступности, так называемые мафиози, обеих стран активно скупают крупные предприятия, банки и другие учреждения на «дружественных территориях»[33].

 Недостаточно полноценное правовое урегулирование кредитно-финансовой системы содействовало и продолжает содействовать появлению условий для широкомасштабных, если не сказать, глобальных нарушений, финансовой и кредитной дисциплины, перерастающих в преступления. А это повлекло создание многочисленных финансовых пирамид, нацеленных только на привлечение денежных средств населения. К таковым относятся различного рода финансовых акционерных обществ (АО) «МММ», «Хопер», «Русский дом Селенга», «Властелина» и многие другие, которые не располагали на своих счетах сколько-нибудь значительными денежными средствами, однако выпускали свои акции на баснословные суммы. И на удочки этих мошенников попадают миллионы граждан, в том числе и широко известные личности, как, например, Алла Пугачева.

Всё это привело к усилению давления со стороны организованной преступности на банковскую деятельность в Российской Федерации, чему способствовало отсутствие эффективной системы межбанковской безопасности, которая могла бы стать надёжной преградой на пути недобросовестных коммерсантов, мошенников и аферистов.

В связи с массовым незаконным вывозом из России стратегических материалов, сырьевых ресурсов (нефти, леса), энергоносителей перед страной остро встала проблема формирования действенной таможенной границы, налаживания четкого разграничения функций и координации действующих в сфере внешнеэкономической деятельности ведомств, в том числе пограничной службы ФСБ, структурных подразделений МВД, таможенной службы.

Слабая законодательная база, отсутствие должного налогового и финансового контроля за происхождением и перемещением крупных денежных сумм, а также отсутствие единой российской сырьевой биржи и другие подобные факторы благоприятствовали совершению противозаконных внешнеэкономических сделок. На этом направлении организованная преступность причиняет колоссальный ущерб не только тем, что из нашей страны грабительским путём вывозятся сырьё, ценные стратегические материалы, энергоносители, но и тем, что незаконный экспорт содействует невозвращению в Российскую Федерацию довольно значительных валютных средств, которые оседают в офшорных зонах, заграничных баках и т.д.

Особо высокую опасность представляют проявления коррупционных преступлений в правоохранительных органах (МВД, прокуратуры, Следственного комитета, налоговой службы, даже ФСБ и др.). Органами ФСБ, а также службами собственной безопасности правоохранительных органов если не постоянно, то довольно часто вскрываются факты злоупотребления их сотрудниками служебным положением, содействие в незаконном прекращении уголовных дел и проверок за взятки, противозаконное участие в предпринимательской деятельности, «крышевание» правонарушающей, в том числе преступной деятельности отдельных организованных групп. Немалое количество преступных сообществ и иных криминальных группировок пользуются «услугами» коррумпированных работников органов внутренних дел, прокуратуры и других силовых ведомств. За примерами не надо ходить далеко. Все помнят и крышевание игорной деятельности в Подмосковье со стороны некоторых работников прокуратуры, и дело Дмитрия Захарченко, у которого при обыске нашли денежных средств и валюты на сумму превышающую девять миллиардов рублей, и, к сожалению, другие подобные дела. И это только те случай, о которых стало известно телевидению и другим средствам массовой информации. А сколько подобных преступлений остаются латентными, нередко не учтёнными умышленно, остаётся только догадываться.

Как далеко зашли подобные процессы в правоохранительных органах, показывают приведённые и другие примеры, к которым можно отнести и «воровскую сходку» в бутырской тюрьме уголовных авторитетов с валютой, оружием и наркотиками, совершённую не без корыстной помощи служивых людей. Это и руководство по мобильной связи преступной деятельностью организованных групп их арестованными и осуждёнными лидерами из СИЗО и других исправительных учреждений и др.

Рассматривая проблему расширения сфер влияния организованной преступности на общественную, да и государственную жизнь России, необходимо обязательно остановиться на её количественных оценках. Но прежде всего, отметим, что до настоящего времени не разработаны и не установлены критерии отнесения тех или иных криминальных группировок к организованной преступности. Примерные оценочные данные о количестве организованные преступных групп (от 4 до 5 тысяч) никак не показывают реальной картины относительно количественной характеристики организованной преступности. МВД относит все преступные группы к организованным, в том числе и развитые устойчивые преступные группировки и организации, и мелкие преступные группы, которые создаются их участниками на временной основе в целях совершения разовых противозаконных действий, как правило, преступлений. Здесь следует отметить, что часть 1 ст. 35 УК РФ относит к организованным группам такие, которым присуща устойчивость, характеризуемая наличием организатора или руководителя, относительным постоянством их состава и относительно длительным временем существования, которые создаются для совершения как одного, так и нескольких преступлений. Таким образом получается, что и одноразовая преступная акция попадает в понятие организованной преступности, что вряд ли справедливо.

По нашему мнению, необходимо критически относится к ссылкам на официальные источники о наличии в нашей стране двух сотен бандформирований, поскольку само понятие банды не полно раскрывается в уголовном законе (в ст. 209 УК РФ лишь сказано о банде, что это «устойчивая вооружённая группа лиц …»). В то же время банда может состоять и из двух человек, из которых только один имеет оружие, о чём знает другой «бандит», что неоднократно подтверждалось постановлениями Пленумов Верховного суда РФ.

Практика борьбы с преступлениями свидетельствует, что в поле зрения правоохранительных органов и органов безопасности страны ежегодно попадает в среднем около пяти сотен криминальных формирований самой различной направленности, которые вполне можно отнести к преступным организациям по степени их общественной опасности, количеству участников, целям деятельности, длительности времени их существования, относительному постоянству состава, наличию структурных подразделений, наличию «общака» и по другим признакам.

В то же время считаем необходимым отметить, что невзирая на расхождение в оценках количественных показателей организованной преступности, будет правомерным и обоснованным вывод о том, что действительные и потенциальные возможности и влияние сформировавшихся преступных группировок на внутреннюю обстановку в Российской Федерации достигли уровня угрозы не только внутри национальной, но и международной безопасности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.024 с.)