Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная программа ханты-мансийского автономного округа – Югры «обеспечение экологической безопасности ханты-мансийского автономного округа – Югры на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года»

Поиск

В целях сохранения благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущего поколений на территории автономного округа реализуется государственная программа автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года».

Ответственным исполнителем государственной программы является Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа. Соисполнителями выступают: Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Государственная программа состоит из четырех подпрограмм: «Регулирование качества окружающей среды в автономном округе», «Сохранение биологического разнообразия в автономном округе», «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в автономном округе», «Развитие водохозяйственного комплекса автономного округа».

Реализация программных мероприятий направлена на достижение целей и задач, отраженных в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии экологической безопасности Российской Федерации до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, которой определены основные цели, задачи и направления устойчивого экологического развития Югры; Концепции экологической безопасности автономного округа на период до 2030 года; Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2030 года, Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; Концепции развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий автономного округа на период до 2020 года.

На реализацию государственной программы в 2018 году выделен объем финансирования в размере 11 982,0 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 50,9 млн. рублей, бюджет автономного округа – 669,4 млн. рублей, из средств муниципального бюджета – 15,8 млн. руб., внебюджетные источники – 11 245,9 млн. рублей.

Мероприятия государственной программы профинансированы в сумме 12 816,2 млн. рублей (107%), в том числе из средств федерального бюджета – 49,6 млн. рублей (98%), из бюджета автономного округа – 524,5 млн. рублей (78%), из средств муниципального бюджета – 24,01 млн. руб. (152%), из внебюджетных источников – 12 218,09 млн. рублей (109%).

Для развития технологий по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов предусмотрено создание 5 комплексных межмуниципальных объектов для Нефтеюганского, Нижневартовского, Ханты-Мансийского, Сургутского и Октябрьского районов.

Строительство объектов осуществляется с привлечением средств концессионеров на основании заключенных концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В настоящее время концессионное соглашение заключено в отношении создания комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов для городов Нефтеюганска и Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района. Концессионером выполнены работы по благоустройству территориальной зоны производственного назначения на земельном участке, предназначенном для размещения полигона, общий объем инвестиций направленный концессионером в 2018 году составил 383 млн. рублей.

Муниципальным образованиям автономного округа ежегодно выделяются субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В рамках полномочий муниципальными образованиями осуществлена разработка проектно-сметной документации на строительство двух объектов для размещения и переработки твердых коммунальных отходов в г. Лангепас и в г.п. Новоаганск Нижневартовского района.

В Нижневартовске запущен мусоросортировочный комплекс мощностью 100 тыс. тонн в год, на котором сортируют черный и цветной металл, полиэтилен, пластик, бумагу и стекло.

В части ликвидации накопленного вреда окружающей среде муниципальными образованиями выполнена разработка проекта рекультивации полигона твердых коммунальных отходов в пгт. Фёдоровский Сургутского района, разрабатывается проектно-сметная документация на рекультивацию свалки твердых бытовых отходов на 8-км автодороги Нефтеюганск-Сургут.

В целях оценки антропогенного воздействия на окружающую природную среду выполнены две комплексные биолого-географические экспедиции в район бассейна реки Хулга на территории муниципального образования Березовский район и в памятник природы регионального значения «Тундринский кедровый бор» на территории муниципального образования Сургутский район, актуализированы сведения о планируемом заказнике регионального значения «Ягельный», что позволило увеличить долю исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории до 26,5%.

Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, выполнены работы по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории муниципального образования Нижневартовский район (с.п. Ваховск, г.п. Излучинск), г. Нижневартовск.

К реализации программы привлечены нефтегазодобывающие компании автономного округа. Компаниями осуществлялось строительство, реконструкция и модернизация объектов по утилизации попутного нефтяного газа и объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках.

Информация о степени достижения ключевых целевых показателей реализации государственной программы, представлена в таблице 5.11.

Таблица 5.11

Достижение ключевых целевых показателей государственной программы, в том числе установленных указами Президента Российской Федерации

Наименование целевых показателей государственной программы

Базовый показатель на начало реализации государственной программы

Достижение значения показателей по годам

2014 2015 2016 2017 2018
Объём предотвращённого экологического ущерба (нарастающим итогом), млрд. рублей

5,5

5,5 5,6 11,1 16,8 22,6
Доля населения, вовлеченного в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа, %

30,0

30,0 32,0 36,0 36,5 37,0
Доля исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории, %

22,0

22,0 25,0 25,5 26,0 -
Доля оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель, накопленных на начало реализации государственной программы, %

83,2

70,9 77,1 70,6 61,0 56,5
Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, %

74

74,0 77,0 62,0 72,1 77,0
Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, %

37,8

37,8 42,3 42,3 44,2 44,2

 

Кроме этого, для определения уровня удовлетворенности населения качеством окружающей среды в автономном округе проведено социологическое исследование на тему «Население о состоянии окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Результаты социологического исследования показали, что 77% жителей региона оценивают экологическую ситуацию на территории автономного округа как благополучную.

Необходимо отметить, что в 2003 году при разработке Концепции экологической безопасности негативно оценили состояние окружающей среды68% жителей Югры.

По результатам реализации за 2018 год государственная программа признана эффективной, значение интегральной оценки в баллах – 9 (максимальное значение – 10), учитывающей вес комплексных критериев:

– общественная оценка результатов реализации государственной программы – 3,0 (максимальное значение – 3);

– результативность государственной программы – оценка 2,4 (максимальное значение – 3);

– обеспечение государственной программы – оценка 2,0 (максимальное значение – 2,0).

Программы и мероприятия муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Общий объём финансирования, направленный на реализацию природоохранных мероприятий муниципальными образованиями автономного округа, в 2018 году составил порядка 1 152,463 млн. рублей (окружной и местный бюджеты, привлечённые источники).

Реализация мероприятий за счёт средств местных бюджетов осуществлялась в рамках целевых программ и планов мероприятий муниципальных образований.

Финансирование природоохранных мероприятий из бюджета автономного округа осуществлялось в рамках государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2019 – 2025 годы и на период до 2030 года» и «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2019 – 2025 годы и на период до 2030 года».

Так же на реализацию природоохранных мероприятий привлекались средства предприятий разной формы собственности. Финансирование природоохранных мероприятий в автономном округе при пересчете на 1 жителя составило порядка 721,42 рублей.

Учитывая, что услуги водоснабжения и водоотведения играют ключевую роль в обеспечении благополучия населения, на решение вопросов охраны водных ресурсов в 2018 году направлено 48,82 % от общего объема средств, направленных из всех источников финансирования при реализации природоохранных мероприятий. Тем не менее, остаются проблемы, связанные с изношенностью очистных сооружений, нормативной очисткой сточных вод, требуется расширение и реконструкция канализационно-очистных сооружений.

На реализацию мероприятий по благоустройству, озеленению, содержанию зелёных насаждений, охране и воспроизводству городских лесов затрачено 51,97 % использованных муниципалитетами денежных средств (из общей суммы финансирования муниципальных программ). Вопрос содержания зеленого фонда муниципальных территорий остается одним из наиболее важных элементов, определяющих экологическое состояние городов и районов и решается не только путём финансирования мероприятий из местных бюджетов, но и с привлечением средств предприятий – природопользователей.

На охрану земельных ресурсов, обращение с отходами затрачено 8,48 % денежных средств. Основными статьями затрат являлись «Реконструкция (строительство) полигонов», «Ликвидация свалок, восстановление нарушенных земель», «Вывоз, утилизация и переработка отходов», «Рекультивация несанкционированных свалок».

Из средств бюджетов муниципальных образований наибольшее количество направлено на охрану, защиту, воспроизводство городских лесов и содержание зеленых насаждений 62,72 %. На решение вопросов направлено из средств бюджетов муниципальных образований по охране водных ресурсов 27,83 %, по охране земельных ресурсов и обращение с отходами – 15,07%, на мероприятия по охране атмосферного воздуха -2,92 % и на эколого-просветительскую деятельность – 1,22%.

Собственные средства предприятий, учреждений и организаций автономного округа

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.01.2011 г. № 5-п «О Требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» установлены обязательства организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу, переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов по разработке и выполнению программ природоохранных и природовосстановительных мероприятий.

За 2017 год общий объём природоохранных расходов указанных организаций составил около 72,95 млрд. рублей, в том числе:

– на охрану и рациональное использование водных объектов – 6,31 млрд. рублей;

– на охрану и рациональное использование атмосферного воздуха – 14,81 млрд. рублей;

– на охрану земельных ресурсов от отходов производства и потребления – 10, 83 млрд. рублей;

– на затраты по рекультивации земель – 4,96 млрд. рублей;

– на обеспечение безопасности и надежности трубопроводных систем – 35,97 млрд. рублей.

Предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и обработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды

С целью снижения негативной нагрузки на окружающую среду, стимулирования внедрения экологически безопасных технологий внесены изменения в закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 ноября 2010 года № 190-оз «О налоге на имущество организаций» в части установления с 2012 года налоговой льготы для организаций в отношении имущества, относящегося к объектам основных фондов природоохранного назначения (закон автономного округа от 30.09.2011 № 88-оз).

В развитие указанного закона постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2011 года № 511-п утверждён перечень объектов основных фондов природоохранного назначения в целях применения льготы по налогу на имущество организаций.

В 2018 году налоговой льготой воспользовалось 19 предприятий. Сумма предоставленных льгот составила 68 114,8 тыс. рублей, что на 17% больше, чем за предыдущий период.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.92 (0.007 с.)