По физической культуре и спорту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По физической культуре и спорту



ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ЛАПТА»

ДЛЯ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

ПО ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА И БАКАЛАВРИАТА

 

учебное пособие

 

 

 

 

 

Уфа

Издательство УГНТУ

2020

Учебное пособие разработано в связи с введением в учебный процесс в действие новых редакций Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО).

Учебное пособие разработано в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1076 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Лапта».

Учебное пособие обобщает и систематизирует знания на основе теории и методики игровых видов спорта и рабочей программой принятой в Уфимском государственном нефтяном техническом университете.

Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения с применением дистанционных технологий Уфимского государственного нефтяного технического университета, изучающих теоретический раздел программы по элективным дисциплинам по Физической культуре и спорту. Так же пособие предназначено для студентов получающих среднеспециальное образование.

 

Авторы:                   Костарев А.Ю., д.п.н.,

                                 профессор      кафедры физвоспитания УГНТУ;

                                 Красулина Н.А. к.х.н.,

                                 доцент кафедры физвоспитания УГНТУ;

                                 Греб А.В., к.т.н.

                                 доцент кафедры физвоспитания УГНТУ;

 

Рецензенты:                 

                                ;

                                 Бажин А.В., к.б.н.,

                                 доцент кафедры физвоспитания УГНТУ.

 

©Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2020

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. ЛАПТА. ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС. 5

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 9

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 13

2.1. Тематический план практического раздела. 13

2.2. Методико-практический подраздел. 15

2.3. Учебно-тренировочный подраздел. 24

2.4. Примерное содержание занятий по лапте. 27

4. Техника игры.. 35

4.1. Анализ техники игроков “нападения” и методика обучения. 36

4.2. Удары битой по мячу. 37

4.3. Первая стойка "Удар сверху". 38

4.4. Вторая стойка "Удар сбоку". 39

4.5.Третья стойка “Удар снизу”. 42

4.6. Перебежки. 44

4.7. Самоосаливание. 46

4.8. Анализ техники игроков “защиты” и методика обучения. 46

4.9. Передвижения. 46

4.10. Основная стойка. 48

4.11. Ловля мяча. 48

4.11. Бросок мяча. 52

4.12. Передача мяча. 52

4.13. Осаливание. 56

4.14. Подача мяча. 56

5. Тактика игры и методика обучения. 58

5.1. Игровое поле. 58

5.2. Анализ действия игроков и методика обучения команды нападения. 59

5.3. Комбинации с участием 3 и более игроков. 65

5.4. Анализ действия игроков и методика обучения команды “защиты”. 75

6. Основные пункты правил соревнований. 90

6.1. Организация соревнований. 90

6.2. Основные положения правил соревнований. 91

7. Основные положения правил соревнований по мини-лапте. 94

ЛИТЕРАТУРА.. 97

Приложение 1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО РУССКОЙ ЛАПТЕ 101

ВВЕДЕНИЕ

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Элективная дисциплина по Физической культуре и спорту «Лапта» включает в себя теоретический, практический и контрольный учебный материал. Теоретический учебный материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре. Практический учебный материал состоит из двух подразделов: 1) методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, 2) учебнo-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спора в целях достижения физического совершенствования повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности. Контрольный учебный материал определяет дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

В данном учебном пособии рассматривается предмет русская лапта как один из видов спорта, включенный в программу высшего образования по элективным дисциплинам.

Центральной задачей элективной дисциплины «Русская лапта» является оздоровительная направленность и повышение спортивного мастерства. В процессе игры в лапту воспитывается ловкость, гибком, выносливость - качества, необходимые для всестороннего развитие человека.

Теоретический раздел предусматривает овладения студентами системой научно-практических и специальных знаний по русской лапте, умение их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования.

Практический учебный материал направлен на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на повышение уровня функциональных и двигательных способностей. Методико-практический подраздел предусматривает освоение, самостоятельно расширенное и творческое воспроизведение студентами структуры урока русская лапта, методов и средств спортивной тренировки, оздоровительной тренировки, функциональных изменений, происходящих в организме под воздействием тренировки, педагогического и самоконтроля на занятиях по лапте. Учебно-тренировочный подраздел базируется на широком использовании теоретических знаний и методических умений для приобретения индивидуального и коллективного практического опыта физкультурно-спортивной деятельности. В процессе учебно-тренировочных занятий обеспечивается необходимая двигательная активность для достижения и поддержания оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента, обучение и совершенствование техники и тактики игры в лапту. Учебно-тренировочные занятия предусматривают развитие познавательной творческой активности, направленной на самостоятельное и постоянное использование средств спортивной тренировки в целях физического совершенствования, формирования жизненных и профессионально- значимых психофизических качеств, и свойств личности, умений и навыков для обеспечения активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, травматизма.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития каждого студента. Оценка успеваемости по элективной дисциплине «Лапта» осуществляется в форме итогового контроля, который дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента и самоопределения в ней через комплексную проверку знаний, методических и практических умений, характеристику обшей физической, спортивно-технической подготовленности студента, его психофизической готовности к профессиональной деятельности, осуществляется в форме приема контрольных нормативов, определяющих уровень развития физических качеств.

ЛАПТА. ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС.

 

Русская лапта – народная игра, возраст которой определить не представляется возможным. Игра «в мяч» и «с мячом» всегда присутствовала в народных забавах разных национальностей. Особенно они были популярны в сельской местности и небольших городах, там, где имелись свободные площади для игры.

Лапта – игра с мячом и битой. Истоки этой увлекательной игры, пожалуй, следует искать еще в первобытном обществе. Пещерные и наскальные изображения эпохи палеолита свидетельствуют о тесной связи физических упражнений с трудом. На этих рисунках мы видим, как охотник бегают, прыгают, метают различного рода снаряды: круглые камни, напоминающие мячи; булавы, палки – напоминающие биты. Таким образом, в первобытном обществе и дети, и взрослые принимали участие в играх с мячом и палками. Победа в состязании приносила славу племени, а победители награждались призами. Здесь мы видим первые элементы игры: метание мяча, бег, удары палкой-битой (малая энциклопедия, физкультура и спорт).

Естественноисторической основой возникновения и развития игр с мячом и палкой является труд. В первоначальном виде эти игры являлись частью синкретического искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека.

По мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления, игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становятся богаче по своему содержанию, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия.

Выделившись в относительно самостоятельный вид деятельности, игры с мячом и палкой всегда определись с укладом жизни общества, что отражалось не только на их содержании, но и на задачах их использования в целях воспитания детей в соответствии с законами данного общества (Былеева Л.В., Коротков И.М.).

Человек не рождается охотником, считал Плеханов Г.В., он становится им под влиянием окружающих его условий. В ходе исторического развития общества вначале была охота, а потом уже возникли игры в охоту ради удовлетворения этой потребности. В игре «лапта» присутствуют элементы, напоминающие охоту (защитник с мячом бежит за перебежчиком, стараясь попасть в него мячом).

Упоминания об этой игре встречаются в древних русских летописях, исторических памятниках письменности, произведениях искусства. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода есть немало мячей и сама лапта (палка-бита). Значит более тысячи лет живет эта игра в народе. И, конечно же, является нашим национальным достоянием. Существует несколько гипотез происхождения названия «Лапта». По данным Литвиновой М.Ф. название игры происходит от названия палки, которой забивают мяч – она несколько похожа на лопату и называется лаптой. В.М.Григорьев приходит к такому же выводу – «лапточка», «лопаточка». Н.П.Клусов, А.А.Цуркан придерживаются другой версии, слово «лапта» – древнеславянского происхождения и означает «мяч». В.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» так объясняет это слово: «Лапта – лопасть, плосковатая вещь, к одному концу пошире; палка, веселка, которым бьют мяч, и сама игра эта». В толковом словаре спортивных терминов лапта описывается как русская народная игра с мячом и битой. «Одна команда считается бьющей, другая – водящей. После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля и вернуться обратно, за что получает очки. Водящая команда стремится его осалить и вывести его из игры».

Правда, надо заметить, что эту игру в разных областях нашей страны называют по-разному «матки на выкуп», «сговорка», «на матки», «тыча», «шибка», «битки», «хлопта», «игра в беглые», «в шара», «тулуфбози», «Уральский мяч», «катамаран» у каждого свои правила и условия. Да и биты в разных областях были разные по форме и по размерам.

Биты напоминали форму большой ложки, плоской палки, большой диаметр круглой биты, маленький диаметр круглой биты. Способы удара разные: одной рукой, с разбега, с поворотом.

В лапте веками культивирующихся народом ярко проявляется принцип преемственности поколений, заключающийся в возможности участия в забавах старых и малых, мальчишек и девчонок. Всем найдется здесь посильное дело.

Многие тысячелетия насчитывает история этой игры. «Возвращаясь к русским народным играм, писал в 1933 году в сборнике «Игры народов СССР» В.И. Всеволодский-Гернгросс, - нужно сказать, что элементы первобытных переживаний в них уже сильно стерты и затушеваны новыми элементами позднейших исторических эпох. Однако еще «олень» или «козел» в игре говорят о возможных остатках тотемических действ, забытых, искаженных и неосознаваемых новыми поколениями. Еще обозначается иногда право начинать игру в лапту, термином «быть маткою», что равносильно признанию старшинства женщины в родовой организации.

В эпоху феодализма развитие физической культуры у народов нашей страны имело две формы физического воспитания: народная и господствующего класса. В народных формах выражается трудовая, бытовая и военная деятельность народных масс. Помимо разнообразных видов физического упражнения и различных игр, лапта также пользовалась популярностью. Что характерно, лапта также пользовалась популярностью, помимо верховой езды, стрельбы из лука, охоты и т.д. у господствующего класса.

Во времена Петра I лапта занимала тоже не последнюю роль. Все началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского полков, которые формировались из людей, различных по своему положению. Здесь были выходцы из дворян, бояр, купцов, ремесленников и т.п. В первое время основное внимание уделялось военным потехам (играм). В ходе потех совершенствовалась боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Игра в лапту как раз характеризует и военную тематику. Одна из команд владеет «городом», другая пытается им завладеть, то есть идет противоборство двух сторон.

В народном быту XVIII и первой половины XIX веков продолжали сохраняться мирные виды игр прошлых веков, в их числе и лапта. Не смотря на царские указы о их запрете (1726, 1832 и др.) и гонения со стороны церкви, они продолжали переходить по традиции от донного поколения к другому. Особой популярностью в народе пользовались физические упражнения и игры, имевшие спортивную направленность. К ним относится и лапта.

В дворянском быту наряду с игрой в мяч, шахматами, шашками, горелками, крокетом играли и в лапту. При Екатерине II был выписан из Франции «профессор мячиковой игры», прообраз современного тенниса.

История с мячом тоже имеет свои особенности. В древности, когда еще не было резины, мяч делали из шерсти, и обшивали кожей. Такой мяч просуществовал несколько столетий. И только в XIX веке стали играть литыми резиновыми мячами, размером с современный теннисный мяч или несколько меньше.

Следует сказать, что лапта не только русская игра. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, софтбол, у кубинцев – пилота, у румын – ойна, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбаль. Норвежские археологи при раскопках частенько находят биты для игры в лапту, которая пользовалась большим успехом у викингов.

Наиболее близкой игрой является «лапта», культивируемая 90 лет назад в Германии, она принимала современную форму и являлась одной из наиболее широко принятых игр среди школ и гимнастических обществ.

В США существуют частные клубы, это национальные клубы, в них стараются сохранять народные традиции. Клубы содержат и выходцы из России, члены этих клубов играют в лапту с большой охотой.

Первая попытка создания единых правил по лапте была предпринята в 1926 г. Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР. Но широкого распространения игра тогда не получила.

В декабре 1956 г. Бюро ЦК КПСС по РСФСР в своем постановлении «Об итогах Спартакиады народов Российской Федерации и мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в республике» подчеркнуло необходимость всячески содействовать развитию национальных и народных видов спорта, особенно в национальных и автономных республиках, областях и округах.

В 1957 г. благодаря усилиям отдельных энтузиастов состоялось первое официальное соревнование по лапте.

В 1958 г. первый Чемпионат Российской Федерации послужил существенным толчком для развития народной игры в городах, областях и республиках страны. Лапта завоевала всеобщее признание. В России были созданы тысячи команд. Уже в 1959 г. лапту включили в спартакиаду народов РСФСР.

Затем развитие лапты было приостановлено, спортивная игра практически прекратила свое существование, за исключением разрозненных усилий энтузиастов, ученых этнографов, интереса к народной игре со стороны физкультурных организаций не проявлялось.

Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР А.М.Зимин по этому поводу сказал: «…до сих пор не могу понять, почему фактически исчезла с наших полей замечательная русская игра лапта. А вот во многих странах ухватились за плодотворную идею этой игры, модернизировали игру, сделали более спортивной и теперь лаптовые виды спорта, такие, например, как бейсбол, крикет и песа палло завоевали огромную популярность».

Новый импульс к развитию лапты дало постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», принятое в 1987 г. В нем, в частности, отмечалось, что в нашей стране имелись богатые традиции игры в русскую лапту. Простота, эмоциональность игры, сочетание индивидуальных и командных действий делали ее любимым средством активного отдыха народа. Недостаток внимания к этой игре со стороны физкультурных организаций привел, однако, к утрате имевшихся традиций.

К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии, как один из равноправных видов. Она была включена в программу Первой республиканской Спартакиады по национальным видам спорта Казахской ССР. А в 1989 г. в городе Черкесске прошел неофициальный чемпионат России по лапте. В 1990 г. в городе Ростове состоялся первый официальный чемпионат России среди мужских команд.В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований и утверждены Всероссийской Федерацией бейсбола, софтбола и русской лапты. В 1997 г. была создана межрегиональная общественная организация Федерация русской лапты России. В 2003 году федерация получила статус Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации.

С 2000 г. регулярно проводятся ежегодные соревнования по лапте – Чемпионат России среди женских команд.

В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в сорока областях и регионах нашей страны.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    Теоретический раздел элективной дисциплины «Лапта» в высших учебных заведениях предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

В лекциии рассматриваются виды спорта культивируемые в УГНТУ, в том числе и лапта, как избранный вид спорта в системе физического воспитания студентов.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематический план практического раздела

Аудиторные занятия - 42ч. Из них: методико-практический подраздел - 8ч.; практический подраздел - 28ч.; контрольные занятия - 6ч.

Таблица 1

Тематический план

Курс обучения Методико-практический подраздел К-во часов Учебно-тренировочный подраздел К-вочасов Контрольные занятия К-вочасов

1

Техника игры в защите и нападении 2 Обучении технике защиты и нападения 3 Тесты по технике игры 1
Последовательность изучения приемов игры в защите и нападении 1 Совершенствование приемов игры в нападении (удары, перебежки) и защите (ловля, передач, осаливание) 6 Тесты для определения тактической подготовленности 1

2

Тактика игры в нападении и защите 2 Обучении тактике защиты и нападения 3 Тесты для определения тактической подготовленности 1
Последовательность в обучении тактическим действиям 1 Учебно-тренировочные игры. Двухсторонние игры с различными системами игры (1-2-1-2) и (2-2-2) 6 Тесты для определения технико- тактической подготовленности 1

3-4

Требования спортивной классификации и правила соревнований   1 Организации и проведение внутривузовских и внутрифакультетских соревнований  2 Тесты по жестам судей 1
Мини-лапта как средство физического воспитания студентов 1 Обучение технике и тактике игры в мини-лапту (игра в закрытых помещения) 8 Тесты по правилам игры 1

Тактика нападения.

Основная тактическая задача команды, играющей в нападении, как можно дольше сохранять преимущество команды, т.е. играть в нападениии набрать за это время максимальное количество очков. В любой команде не все игроки одинаково владеют всеми элементами техники: одни хорошо бьют, другие быстро бегают. Очень важно установить заранее порядок, в котором игроки будут пробивать мяч. Нельзя оставлять на последний удар игрока, не владеющего стабильным ударом, в случае неудачи пропадут усилия всей команды. Очерёдность бьющих обязательна на протяжении всей игры. Но иногда бывают моменты, когда нужно пробить игроку, умеющему искусно послать мяч в нужное направление или на определённое расстояние. Для этого можно сделать замену до того, как судья даст свисток на выполнение удара. При расстановке игроков на игру, учитываются игровые качества игроков.

Вот примерный план расстановки игроков в порядке очерёдности с учетом их физических возможностей, тактической подготовленности и технического исполнения:

1.Под первым номером - игрок, обладающий быстрым бегом, хорошим ударом сверху.

2.Игрок под номером два должен обладать скоростными качествами, хорошо бить сверху.

3. Третий номер должен обладать универсальными качествами, уметь бить сверху, боковым ударом и особенно хорошо уметь бить «свечой».Обладать хорошей стартовой скоростью.

4.Игрок под номером четыре должен уметь бить сверху, обладать дальним боковым ударом и ударом «свечой». В случае неудачного удара

предыдущего игрока, суметь исправить его ошибку.

5.Для пятого номера самое главное выполнить сильный и точный боковой удар. От него зависит очень многое. При случае он должен уметь бить сверху и «свечой».

6.Игрок под номером шесть должен, по возможности, владеть техникой всех ударов, уметь всё и быть готовым ко всему. Бывает так, что команда ждёт его дальнего и сильного удара, он одним ударом может решить исход поединка.

Первому и второму номерам рекомендуется чередовать удары, т.е. направлять их то в правую, то в левую сторону (2 и 3 зоны). Этим самым заставлять противника часто менять позиции на поле, что, естественно, затрудняет, не только ловлю мяча, но и осаливание перебегающих игроков.

Игрок, находясь в нападении, должен всегда помнить:

1.Если игрок находится в пригороде, лучше бить во 2-ю зону.

2. Если игрок за линией кона, стоит около 5-й зоны, лучше бить во 2-ю.

3. Если игрок за линией кона, стоит около 4-й зоны, лучше бить в 3-ю зону.

4.Мяч должен улететь в сторону, противоположную от перебежчика. Например, если игроки находятся в пригороде, удар лучше делать«свечой» или сверху во 2-ю зону.

5.Если игроки за линией кона, то лучше бить боковой, дальний удар, т.е.мяч летит к линии кона, а игроки убегают от нее, или «свеча» - мяч падает к контрольной линии, игроки убегают от мяча.

6. Начав перебежку нужно внимательно следить за тем, чтобы не попасть на боковые линии, ограничивающие площадку.

7.Нельзя останавливаться, если пытаются осадить твоего партнера, томогут промахнуться и мяч может осалить и тебя, а осалить бегущего значительно труднее.

8.Будучи осаленным или самоосаленным, надо постараться поймать, поднять, или перехватить мяч для ответного осаливания.

9.Игрок нападения всегда должен убегать от игрока защиты с мячом.Мяч летит в одну сторону, бежать нужно в противоположную.

Тактика защиты

Главная задача команды, играющей в защите - в кратчайший срок осалить соперника и перейти в нападение. Команда, играющая в защите, может получить право на переход в нападение в нескольких случаях, во-первых, если осалит одного из игроков противника, во-вторых, если заставит перебегающего игрока пойти на самоосаливание, в-третьих, если у нападающих не окажется игроков, имеющих право на удар.

Нужно отметить, что при расстановке защитников на игровом поле учитываются качества игроков, способность их действовать в определённой ситуации. Поэтому очень важно поставить защитников правильно (рис. 2).

 

 

 

http://vels76.ru/sites/default/files/ploshadka_lapta_1.jpg

Рис. 2 Расположение защитников на игровом поле (красные)

1.Подающий.

2.Левый ближний защитника.

3. Правый ближний защитник.

4.Левый дальний защитник.

5.Правый дальний защитник.

6.Центральный защитник.

 

1.Подающий - обладает игровым чутьём, т.е. умеет вовремя сделать передачу партнёру; хорошо видит поле, умеет перемещаться в нужное
место. Постоянно подсказывать партнёрам, куда будет следовать удар, руководить действиями защитников, уметь хорошо подкидывать мяч.

2.Левый ближний защитник должен обладать искусством вратаря. Практика показывает, что большинство ударов направляется в левую ближнюю зону. Защитник должен уметь ориентироваться в сложной ситуации. Иметь хорошую реакцию, быстро бегать, уметь сделать точную подачу.

3.Правый ближний защитник должен уметь быстро бегать, делать точную передачу, своевременно перемещаться в нужное место, обладать хорошей реакцией.

4. Левый дальний защитник постоянно следит за игровой ситуацией, вовремя подстраховывает партнёров. Должен уметь точно осаливать, при этом убегать за «линию дома» или «кона». Хорошо перемещаться по площадке, контролировать действия соперников. Внимательно смотреть за «линией кона» и вовремя подсказывать подающему о заступе линии соперником. Уметь ловить «свечи».

5.Правый дальний защитник должен обладать хорошей ориентацией на поле, точной передачей, своевременно перемещаться по площадке в нужное место, точно осаливать соперника, не давая ему никаких шансов(практика показывает, иго перебежчики убегают за «линию кона» именно через 5 зону), уметь ловить высоко летящий мяч, не давав опуститься на землю.

6.Центральный защитник. Этот игрок должен уметь в защите всё, от него многое зависит в игре. Он должен обладать вратарским искусством,ловить труднейшие мячи, хорошей реакцией, быстрым бегом, точнойпередачей. Уметь перемещаться по площадке в зависимости от удара соперника, ловить высоко летящие мячи. Этот игрок является связующим между вторым и третьим, первым, четвёртым и пятым игроками.

Как видно из приведённого описания, большую роль играет центральный защитник. Поэтому на это место желательно ставитьспортсмена, который каким-то образом был связан с игрой вратаря. Будьто в футболе, гандболе или хоккее с мячом. Навык вратаря имеет большое значение в лапте при игре в защите.

Переход из защиты в нападение, в первую очередь, будет зависеть от правильной расстановки игроков на поле. Порядок размещения не может быть постоянным, он будет меняться в зависимости от тактики противника. В начале встречи, когда не известна манера игры противника, какие удары он чаще использует, следует применить расстановку игроков, показанную на (рис.1). Игрок 1, находящийся на подаче, контролирует часть штрафной зоны, 2-й и 3-й должны перехватывать мяч, направленный за боковые линии, 6-й страхует середину площадки 4-й и5-й будут страховать заднюю часть площадки, включая продолжение коридора за «линией кона». Далее, когда становится ясно, что соперники бьют сверху в правую (3-ю зону) или левую (2-ю зону), расстановка игроков изменяется и зависит от того, в какую сторону следует удар.

Чтобы быстро и правильно выбрать место для перехвата мяча, полевые игроки должны внимательно наблюдать за его подачей и игроками противника, быстро реагировать на их действия. Самый сложный момент в игре защиты - осаливание совершающих перебежку игроков противника. Чтобы осаливание было успешным, полевой игрок должен:

1. Перехватив или поймав мяч, мгновенно оценить обстановку:

-если он находится близко от перебегающего, осадить самому;

-если к сопернику ближе его партнёр, передать ему мяч.

2. Осаливание производить, по возможности, двигаясь навстречу противнику.

З. Стараться осалить игроков противника как можно быстрее, чтобы лишить возможности закончить перебежку.

4.При групповой перебежке, начав преследование одного из игроков, стараться осалить именно его. Изменение объекта осаливания рассеивает внимание полевых игроков, в результате чего может случиться так, что они не сумеют осалить никого из перебегающих игроков. Менять цель можно только в крайних случаях.

5.При перебежках в ту или другую сторону осалить, в первую очередь, игроков, несущих очки.

6.Не владея мячом, подстраховать партнёра, осаливающего соперника -занять наиболее выгодное место по отношению к перебегающему на случай, если партнёр передаст мяч.

7.Меньше пользоваться длинными передачами, особенно в сторону кона, так как противник, перебегающий оттуда, может нести очко, а длинная передача только поможет закончить перебежку.

8.Если игрок противника перебегает один, а за линией кона или в пригороде есть ещё игроки, готовые к перебежке, осаливать его нужно только наверняка, промах в этом случае принесёт несколько очков противнику.

9.Не ловить мяч, летящий после удара соперника за боковую линию. Впротивном случае, если игрок задевает мяч рукой, но не удерживает его, судья засчитывает такой удар. Это даст игрокам нападения дополнительное преимущество. Но в то же время, если защитник уверен, что мяч будет пойман, такой мяч следует ловить, так как этот пойманный мяч приносит очко команде защиты.

10.После осаливания одного из игроков противника, занимая место за линией кона, стремиться перебежать в дом, чтобы иметь там право на удар.

Тактические знания и навыки студент получает, в основном в процессе регулярных занятий. На занятиях включают специальные упражнения для освоения того или иного тактического приёма, который затем совершенствуется в учебно-тренировочных играх.

Примерное занятие для обучения передаче и ловле мяча

Задачи занятия:

I. Общее физическое развитие занимающихся.

II. Изучение передачи (броска) и ловли мяча.

Продолжительность - 1 час 30 минут.

Инвентарь: один мяч (большого тенниса) на двух занимающихся, верёвка 3м длиной с грузом на конце, стойки.

1.Вводная часть -10 минут.

2.Подготовительная часть - 30 минут (общеразвивающие упражнения - 20 минут, игра «Удочка» - 10 минут).

Занимающиеся образуют круг, находясь, друг от друга на расстоянии вытянутых рук. В центре круга водящий держит в руках верёвочку с

грузом на конце. Он постепенно поворачивается и раскручивает верёвочку так, чтобы её конец с грузом вращался, не отрываясь от поверхности

площадки. Стоящие по кругу подпрыгивают, когда удочка проходит у них под ногами. Как только конец удочки заденет кого-нибудь из играющих, он меняется местами с водящим, после чего игра продолжается.

3. Основная часть - 45 минут.

Передача (бросок) и ловля мяча двумя руками на уровне груди -10 минут.

Занимающиеся располагаются по кругу на расстоянии вытянутыхрук. Преподаватель также встаёт на линии круга и с этого места объясняет

показывает приём броска и ловли. После этого он занимает место в центре круга и оттуда передаёт мяч поочерёдно каждому студенту, а те в свою очередь возвращают ему обратно. Затем расстояние по кругу увеличивают. Когда преподаватель просмотрит всех студентов, то группа встаёт в две разомкнутые на вытянутые руки шеренги лицом друг к другу на расстояние 8-10м и то же выполняют в парах.

Ловля высоко летящего мяча - 5 минут.

Игра «Эстафета» -5 минут.

Играющие разбиваются на несколько равных команд и становятся залинией дома в колонну по одному, лицом внутрь площадки. Перед каждой командой на расстоянии 15м ставятся стойки. По сигналу первые игроки из команд бегут вперёд, обегают стойки, возвращаются к своим командам

касаются вытянутой руки второго игрока. Сейчас же выбегают вторые, а прибежавшие становятся сзади своей команды. Побеждает команда, раньше других закончившая эстафету. (Повторить три раза.)

Игра «Передал - садись!» - 5 минут.

Построение в колоннах. Перец ними на расстоянии 3-5м встают капитаны команд с мячом в руке. По сигналу преподавателя капитаны бросают мячи первым игрокам в своих колоннах, которые ловят их и возвращают тем же способом обратно и, присев, принимают положение упора. Затем следует бросок вторым игрокам и т.д. Когда последний в колонне передаёт мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встаёт. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.

· Ловля отскакивающего от стены мяча, брошенного партнёром из-за спины, -10 минут.

· «Борьба за мяч» -10 минут.

Игроки одной команды, передвигаясь по площадке на свободные места, стараются поймать и передать мяч, стоя на месте, своим партнёрам.

Если они смогли сделать десять передач подряд, а соперники не перехватили мяч, команде начисляется 1 очко. Не разрешается делать две

передачи подряд между одними и теми же игроками.

4.Заключительная часть -5 минут.

 

Примерное занятие для обучения технике удара по мячу сверху

Задачи занятия:

I.Общее физическое развитие занимающихся.

II.Продолжение обучению передаче и ловле мяча.

III.Обучение технике удара по мячу сверху.

Продолжительность 1 час 30 минут.

Инвентарь: мячи (большого тенниса), стойки, биты (плоские).

1.Вводная часть -5 минут.

2.Подготовительная часть - 35 минут (общеразвивающие упражнения- 25 минут, игра «Эстафета с мячами» - 10 минут).

Играющие разбиваются на три равные команды, каждая из которых встаёт в колонку по одному за линией дома. Стоящие первыми держат в руках теннисный мяч. Перед каждой командой на расстоянии 20м ставятся стойки. По сигналу игроки бегут до стойки, обегают её добегают до

контрольной линии и бросают мяч второму, а сами возвращаются к команде и встают сзади. Второй ловит мяч, бежит до стойки и, обегая ее, проделывает то же самое, что и первый игрок и т.д. И так продолжается, пока не вернётся последний. Выигрывает команда, раньше других

закончившая эстафету. (Повторить три раза.)

3. Основная часть - 45 минут.

Рывок с места - 5 минут.

Построить в колонну по три за линией дома, разомкнувшись на несколько шагов. Стоящие первыми с максимальной быстротой делают

рывок до середины площадки (20м), после чего переходят на шаг и продвигаются шагом до линии кона. Старт принимать по сигналу преподавателя. Упражнение проводить в обе стороны.

Передача (бросок) и ловля мяча двумя руками (в парах, тройках) - 10 минут.

Увеличить силу броска и расстояние между игроками. Ловля мяча, летящего выше головы, мяч, прыгающий по полу (площадке), катящийся

по площадке.

Удары по мячу из положения сверху (плоской битой) - 15 минут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.158 с.)