Раздел 1. Предмет философии и ее история 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Предмет философии и ее история



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Раздел 1. Предмет философии и ее история

1. Практическое занятие №1

2. Практическое занятие №2

3. Практическое занятие №3

4. Практическое занятие №4

5. Практическое занятие №5

6. Практическое занятие №6

7. Практическое занятие №7

8. Практическое занятие №8

9. Практическое занятие №9

Раздел 2. Структура и основные направления философии

10. Практическое занятие №10

11. Практическое занятие №11

12. Практическое занятие №12

13. Практическое занятие №13

14. Практическое занятие №14

15. Практическое занятие №15

16. Практическое занятие №16

17. Практическое занятие №17

Приложение


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Философия является одной из важнейших учебных дисциплин независимо от специальности обучающихся. Гносеологические, методологические аспекты, представленные в дисциплине, изучение категориального аппарата, законов и закономерностей позволяют сформировать представления об общей картине мира, соотнести ее с научными картинами мира, выявить их специфику. Знакомство, приобщение и изучение философии способствует повышению общей культуры человека, развитию его способностей, организации его интеллектуально-мыслительной деятельности, которая впоследствии проявляется в специализированных областях знания, в поисково-исследовательской деятельности, в научной и технической практике.

Обучающемуся предстоит изучать систему законов, принципов и категорий философии, практиковаться в философском анализе теоретического и социально практического материала. Хотя философия и не сводится к точным наукам, но ей присуща своя специфическая точность – строгая логика, четкий смысл философских понятий и законов, определенные системы связей, зависимостей, отношений между явлениями материального мира.

В рекомендациях по проведению практических занятий дисциплины «Основы философии» предлагается комплекс упражнений и заданий по узловым вопросам курса основ философии, выполнение которых ориентировано на решении следующих конкретных задач: 1) анализ важнейших философских теорий, концепций, положений, а также высказываний различных крупнейших философов, оценка их теоретического содержания и значения; 2) формирование и уточнение студентом своей собственной позиции на ту или иную философскую проблему; 3) нахождение правильного ответа на тот или иной вопрос, построение системы доказательств, аргументов в пользу истинного решения; 4) развитие навыков работы с философской литературой (первоисточниками, монографиями, учебниками, словарями, энциклопедиями, конспектами лекций).

Содержащийся в методических рекомендациях комплекс заданий отражает основные разделы философии: историю философии, онтологию, гносеологию, антропологию, этику, социальную философию, методологию. В методическом плане при изучении основ философии и проведении практических занятий предполагается использование различных видов и форм уроков, разнообразных путей организации познавательной деятельности обучающихся, привлечение широкого круга источников знаний и информации.

Познавательные задания, представленные в данных рекомендациях, являются средством создания ситуаций проблемного поиска. Особое значение приобретают задания, направленные на активизацию рефлексии, на анализ собственной познавательной деятельности. Целесообразно использование творческих, рефлексивных, индивидуализированных заданий (написание философских афоризмов, эссе и т. п.), использование проблемно-поисковых заданий открытого и закрытого типа, заданий, содержащих элемент игры, философских лабиринтов. Весьма уместно на уроках применение интерактивных форм сотрудничества (сократовские беседы, круглые столы, дискуссии, ситуативно практические задания, социологические опросы и т. п.), использование самостоятельных форм работы - индивидуальной, групповой, фронтальной, коллективной.

Методические рекомендации позволят обучающимся полнее усвоить материал курса дисциплины «Основы философии», создать собственное индивидуальное мировоззрение и лучше ориентироваться в современном мире.


План:

1. Основные философские школы Древнего Китая.

2. Специфика философии Древнего Китая.

3. Основные философские школы Древней Индии.

4. Специфика философии Древней индии.

5. Общее и особенное в философии Древнего Китая и Древней Индии.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие факторы оказали влияние на специфику философии Древнего Китая?

2. Охарактеризуйте взгляды древнекитайских натурфилософов.

3. Охарактеризуйте натурфилософский характер Упанишад.

4. В чем заключаются основные истины буддизма?

5. Какие общие черты характерны для всех школ древнеиндийской философии?

6. В чем заключена сущность даосизма?

7. Какое влияние оказали Веды на формирование философских направлений Древней Индии?

Тестовые задания

В каком году была закрыта платоновская Академия?

А. 529 г. до н.э.;

Б. 529 г. н.э.;

В.1054 г.;

Г. 988 г.

План:

1. Основные черты средневековой философии.

3. Греческая патристика.

4. Латинская патристика.

5. Схоластика.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем состоит сущность и содержание философии Средневековья.

2. Охарактеризуйте средневековое мировоззрение.

3. В чем заключается особенность ранней греческой патристики.

4. Какие идеи выражены в работе Августина «Град Божий» и «Град земной»?

5. Особенности схоластической философии.

8. Связь философии Фомы Аквинского и философии Аристотеля.

Темы докладов:

Философия Фомы Аквинского

Тестовые задания

План:

1. Гуманизм философии Возрождения.

2. Дуализм философии Декарта.

3. Понятие субстанции в философии Нового времени.

4. Проблемы прогресса в философии Просвещения.

Темы докладов:

1. Возникновение естествознания и его влияние на развитие философской мысли.

2. Эмпиризм Ф.Бекона.

3.  Рационализм Р.Декарта.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте основные направления развития философии эпохи Возрождения.

2. В чем проявляются особенности гуманизм Северного Ренессанса?

3. Влияние естествознания на формирование философских взглядов Дж.Бруно?

4. Какие факторы оказали влияние на развитие философии Нового времени?

5. Чем характеризуется философия английского и французского Просвещения?

6. Монизм Б.Спинозы и Г.Лейбница (общее и особенное).

7. Рационализм эпохи Просвещения.

Тестовые задания

Практическое занятие №6 Основные понятия немецкой классической философии

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию к практическому занятию.

1. выявить основные характерные черты немецкого классического идеализма (от И.Канта до Г.Гегеля)

2. взаимоотношения «Я» и «абсолютного Я» необходимо рассматривать как процесс освоения человеком окружающего мира

3.  дать характеристику новой философии Л.Фейербаха и рассмотреть отношение Л.Фейербаха к философии, религии и человеку.

4. сравнить взгляды Г.Гегеля и Ф.Шеллинга

План:

1. И.Кант о двух стволах человеческого познания.

2. Взаимоотношение индивидуального «Я» и «абсолютного Я» в философской концепции И.Фихте.

3. Философская система Г.Гегеля и Ф.Шеллинга.

Темы докладов:

1.Диалектика Г.Гегеля

2. Материализм Л.Фейербаха.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Императив нравственности в философии И.Канта.

2. Что собой представляет предметная деятельность человека в философии И.Фихте?

3. Объективный идеализм Ф.Шеллинга.

4. В чем заключается учение Г.Гегеля о тождестве?

5. В чем проявляется критика Л.Фейербахом философии Г.Гегеля?

Тестовые задания

План:

1. Мировоззренческая позиция М.Грека и Ю.Крижанича.

2. Русский материализм (А.Герцен, В.Белинский, Н.Чернышевский).

3. Основные направления русского космизма.

Темы докладов:

1.Русский экзистенциализм. Н.А. Бердяев: судьба человека и смысл истории.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Выделите основные периоды в развитии русской философии.

2. Русская философская мысль 11 – 17 вв.

3. Философия «общего дела» Федорова.

4. Русский космизм (Н.Умов, К.Циолковский).

5. Философия «серебряного века».

6. Философские взгляды славянофилов.

Тестовые задания

Направление философии, считающее, что мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ним скрывается, и в них проявляются сущностные связи и отношения, носит название

А. конвенционализм;

Б. философия жизни;

В. субстанционализм;

Г. гносеологический реализм.

2. Выберите позицию, которая не относится к формам чувственного отражения.

Б. ощущение; В. восприятие; Г. представление.

Темы докладов

1. Этические последствия научно-технического развития.

2. Ответственность человека в концепции Х.Ортеги-и-Гассета

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Сопоставьте различные концепции происхождения человека в религии, науке и философии.

2. Существуют ли реально «общечеловеческие ценности» и какие именно?

3. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

4. Диалектика исторической необходимости и свободы личности.

5. Свобода и ответственность личности.

Тестовые задания

1. Смысл человеческой жизни состоит в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности, считал …..

А. Н.Данилевский;

Б. Ф.Ницше;

В. В.Соловьев;

Г. А.Шопенгауэр.

Кто из представленных философов считал, что смысл жизни заключен в ее эстетической стороне, достижении того, что в ней величаво, красиво, сильно, и что подлежит дальнейшему развитию до создания «чистейшей красоты и сверхчеловеческого величия»?

А. Н.Данилевский;

Б. Ф.Ницше;

В. В.Соловьев;

Г. А.Шопенгауэр.

Кто из указанных философов считал, сто смысл человеческого бытия состоит в содействии решению задач общественного развития, в созидательном труде, формирующем предпосылки всестороннего развития личности?

А. К.Маркс;

Б. Ф.Ницше;

В. В.Соловьев;

Г. А.Шопенгауэр.

Темы докладов

1. Понятие общества в истории философии.

2. Формационный и цивилизационный подходы к обществу.

3. Индустриальное и постиндустриальное общество.

4. Личность и общество. Типы и социальные роли личности.

5. Теория социальной стратификации.

6. Концепции общественного прогресса в истории философии.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте понятие общества в философии.

2. Структура человеческого общества.

3. Стадии интеллектуальной эволюции О.Конта.

4. Выделите уровни структурной организации общества.

5. Сторонники детерминизма о развитии общества (Г.Гегель, К.Маркс).

6. Сторонники индетерминизма о развитии общества (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

Тестовые задания

Кто из указанных философов считал, что смысл человеческого бытия состоит в содействии решению задач общественного развития, в созидательном труде, формирующем предпосылки всестороннего развития личности?

А. К.Маркс;

Б. Ф.Ницше;

В. В.Соловьев;

Г. А.Шопенгауэр.

Темы докладов

1. Ф.Шеллинг о философии искусства

2. Специфика «философии искусства»

4. Место и роль философии в системе культуры.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем сходство и различия между философией и искусством?

2. В каком смысле можно говорить о художнике-философе?

3. В чем сходство и различия между философией и культурой?

Тестовые задания

Кто из представленных философов считал, что смысл жизни заключен в ее эстетической стороне, достижении того, что в ней величаво, красиво, сильно, и что подлежит дальнейшему развитию до создания «чистейшей красоты и сверхчеловеческого величия»?

А. Н.Данилевский;

Б. Ф.Ницше;

В. В.Соловьев;

Г. А.Шопенгауэр.

Темы докладов

1. Философия, религия, атеизм.

2. Божественное и человеческое в личности Христа.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем сходство и различия между философией и религией?

2. Как относятся философия и религия к проблеме смерти?

3. В чем специфика «философии жизни» и «философии смерти»?

4. Какие в истории философии существуют представления о соотношении человека и Бога?

5. В чем различие понятий свобода совести и свобода вероисповедания?

6. Является ли религия философией? Может ли философия быть религией?

Тестовые задания

1. Смысл человеческой жизни состоит в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности, считал …..

А. Н.Данилевский;

Б. Ф.Ницше;

В. В.Соловьев;

Г. А.Шопенгауэр.

Кто из указанных философов считал, сто смысл человеческого бытия состоит в содействии решению задач общественного развития, в созидательном труде, формирующем предпосылки всестороннего развития личности?

А. К.Маркс;

Б. Ф.Ницше;

В. В.Соловьев;

Г. А.Шопенгауэр.

Темы докладов

1. Философия науки в XX веке. Основные проблемы и перспективы.

2. Основные этапы взаимодействия философии и науки.

3. Наука как социальный институт. Роль науки в современном мире.

4. Философия и физика. История и перспектива взаимодействия.

5. Смена парадигм в науке.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие научной картины мира. Можно ли говорить в современной науке о существовании законченной картины мира?

2. Покажите на конкретных примерах, как происходит смена научных парадигм.

3. Сопоставьте понятия «научно-технической революции» и «научно-технического прогресса». Объясните выражение «цена прогресса».

4. В чем сущность сциентизма как мировоззренческой и методологической концепции?

5. Сравните понятия: научность, рациональность, эффективность, истинность.

6. В какой последовательности выступают следующие формы научного познания в реальном научном процессе: теория, факт, гипотеза, проблема, научный факт, концепция? Объясните смысл этих понятий.

7. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современном научном познании? Какие общенаучные методы вы знаете?

Тестовые задания

1. Совокупность научных представлений о перспективах развития человеческой цивилизации изучает наука ……

А. гносеология

Б. футурология

В. космология

Г. биология.

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА

Доклад — это сообщение, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.

Этапы подготовки к докладу

• выбрать под контролем преподавателя тему;

• ознакомиться с методическими указаниями по данному вопросу;

• изучить тему по базовому учебнику и учебно-методическому пособию;

• вычленить основные идеи будущего выступления;

• прочесть рекомендуемую по данной теме литературу;

• составить план доклада или сообщения;

• выявить ключевые термины темы и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;

• составить тезисы выступления;

• подобрать примеры и иллюстративный материал; по многим темам доклад уместно сопровождать показом презентаций Power Point;

• подготовить текст доклада (сообщения);

• проконсультироваться, при необходимости, с преподавателем;

• отрепетировать выступление (например, перед товарищем по группе).

Рекомендуемая продолжительность доклада составляет 10 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Раздел 1. Предмет философии и ее история

1. Практическое занятие №1

2. Практическое занятие №2

3. Практическое занятие №3

4. Практическое занятие №4

5. Практическое занятие №5

6. Практическое занятие №6

7. Практическое занятие №7

8. Практическое занятие №8

9. Практическое занятие №9

Раздел 2. Структура и основные направления философии

10. Практическое занятие №10

11. Практическое занятие №11

12. Практическое занятие №12

13. Практическое занятие №13

14. Практическое занятие №14

15. Практическое занятие №15

16. Практическое занятие №16

17. Практическое занятие №17

Приложение


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Философия является одной из важнейших учебных дисциплин независимо от специальности обучающихся. Гносеологические, методологические аспекты, представленные в дисциплине, изучение категориального аппарата, законов и закономерностей позволяют сформировать представления об общей картине мира, соотнести ее с научными картинами мира, выявить их специфику. Знакомство, приобщение и изучение философии способствует повышению общей культуры человека, развитию его способностей, организации его интеллектуально-мыслительной деятельности, которая впоследствии проявляется в специализированных областях знания, в поисково-исследовательской деятельности, в научной и технической практике.

Обучающемуся предстоит изучать систему законов, принципов и категорий философии, практиковаться в философском анализе теоретического и социально практического материала. Хотя философия и не сводится к точным наукам, но ей присуща своя специфическая точность – строгая логика, четкий смысл философских понятий и законов, определенные системы связей, зависимостей, отношений между явлениями материального мира.

В рекомендациях по проведению практических занятий дисциплины «Основы философии» предлагается комплекс упражнений и заданий по узловым вопросам курса основ философии, выполнение которых ориентировано на решении следующих конкретных задач: 1) анализ важнейших философских теорий, концепций, положений, а также высказываний различных крупнейших философов, оценка их теоретического содержания и значения; 2) формирование и уточнение студентом своей собственной позиции на ту или иную философскую проблему; 3) нахождение правильного ответа на тот или иной вопрос, построение системы доказательств, аргументов в пользу истинного решения; 4) развитие навыков работы с философской литературой (первоисточниками, монографиями, учебниками, словарями, энциклопедиями, конспектами лекций).

Содержащийся в методических рекомендациях комплекс заданий отражает основные разделы философии: историю философии, онтологию, гносеологию, антропологию, этику, социальную философию, методологию. В методическом плане при изучении основ философии и проведении практических занятий предполагается использование различных видов и форм уроков, разнообразных путей организации познавательной деятельности обучающихся, привлечение широкого круга источников знаний и информации.

Познавательные задания, представленные в данных рекомендациях, являются средством создания ситуаций проблемного поиска. Особое значение приобретают задания, направленные на активизацию рефлексии, на анализ собственной познавательной деятельности. Целесообразно использование творческих, рефлексивных, индивидуализированных заданий (написание философских афоризмов, эссе и т. п.), использование проблемно-поисковых заданий открытого и закрытого типа, заданий, содержащих элемент игры, философских лабиринтов. Весьма уместно на уроках применение интерактивных форм сотрудничества (сократовские беседы, круглые столы, дискуссии, ситуативно практические задания, социологические опросы и т. п.), использование самостоятельных форм работы - индивидуальной, групповой, фронтальной, коллективной.

Методические рекомендации позволят обучающимся полнее усвоить материал курса дисциплины «Основы философии», создать собственное индивидуальное мировоззрение и лучше ориентироваться в современном мире.


РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ИСТОРИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.079 с.)