Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чаадаев П.Я. Философические письмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
// Антология мировой философии в 4 т. Т.4 М,.1972.С.93-105 Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) Русский религиозный философ, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, живописец, поэт и драматург, публицист, основатель славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1856). Статьей Алексея Степановича Xомякова «О старом и новом» (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства. Религиозная онтология Хомякова – это опыт философского воспроизведения интеллектуальной традиции патристики. Существенное значение, с точки зрения философа, имеет неразрывная связь воли и разума (как божественного, так и человеческого), что принципиально отличает его позицию от различных вариантов волюнтаризма (А.Шопенгауэр, Э.Гартман и др.). Отвергая гипертрофированный рационализм, он обосновывал необходимость цельного знания, источником которого выступает соборность – «совокупность мышлений, связанных любовью». Религиозно-нравственное начало играет определяющую роль и в познавательной деятельности, являясь как предпосылкой, так и конечной целью познавательного процесса. Творчеству Xомякова свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западничества, немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений – учение о «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. «Соборность» трактуется Xомяковым как общий метафизический принцип устроения бытия, описывающий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое» (противоположный тип – «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Xомякова стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл. Соловьёв, E.H. Трубецкой, П.А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк и др.). Специфический характер русской истории Xомяков усматривал в православии как главном источнике просвещения на Руси, в мирном процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело, по Xомякову, к разрыву между «просвещенным обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам – единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. Апологетика православия и на нем основанного просвещения, а также последовательный монархизм (рассматриваемый как минимум власти) – таково самое общее содержание социально-политической концепции Xомякова. В политической программе Xомякова содержались требования в духе дворянского либерализма (всесословный земский собор, открытый суд с участием выборных присяжных заседателей, упразднение смертной казни, свобода слова и печати и т.д.). ЦЕРКОВЬ ОДНА Единство Церкви. Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати. Дается же благодать и непокорным, не пользующимся ею (зарывающим талант), но они не в Церкви. Единство же Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в живом теле. Церковь одна, несмотря на ее видимое деление для человека, еще живущего на земле. – Только в отношении к человеку можно признавать раздел Церкви на видимую и невидимую, единство же ее есть истинное и безусловное. Живущий на земле, совершивший земной путь, не созданный для земного пути (как ангелы), не начинавший еще земного пути (будущие поколения), – все соединены в одной Церкви – в одной благодати Божией; ибо еще не явленное творение Божие для Него явно, и Бог слышит молитвы и знает веру того, кто еще не вызван им из небытия к бытию. – Церковь же, тело Христово, проявляется и исполняется во времени, не изменяя своего существенного единства и своей внутренней, благодатной жизни, Поэтому, когда говорится «Церковь видимая и невидимая», то говорится только в отношении к человеку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.006 с.) |