Тема 19. Философские основы медицины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Философские основы медицины



(2 часа)

 

1. Медицина как предмет философского осмыслении. Мировоззрение и медицина.

2. Парадигмальный подход к болезни и здоровью

3. Медицинская этика и деонтология.

 

Тема реферата

 

1. Связь духовного и материального в поддержании здоровья.

 

 

Вопрос 1. Философское мировоззрение и его значение для медицинского знания. Философия о предельных основаниях теоретической и практической деятельности по поддержанию и сохранению здоровья человека. Взаимосвязь человека и мира в аспекте медицинского знания – историко-философская ретроспектива: Религиозно-мифологическая картина мира и отношение к здоровью и болезни; идея микрокосма-макрокосма и ее значение для древнейших медицинских школ, Средневековое отношение к болезням и здоровью; становление медицины как научного знания в эпоху Нового времени; проблема психики и тела в ХХ веке и ее значение для медицины; релятивистская картина мира и ее влияние на медицину. Синергетика и медицина.

Вопрос 2. Понятие «парадигма», его значение для медицинского знания. Основные медицинские парадигмы и их характеристики: аллопатическая, гомеопатическая, восточная (китайская, тибетская, аюрведическая), биоэнергоинформационная и холическая. Точки соприкосновения и возможность диалога различных медицинских парадигм.

Вопрос 3. Предмет медицинской этики и деонтологии. Специфика медицинской деятельности: взаимосвязь врач-здоровье/болезнь-пациент. Активное и пассивное излечение. Диалектика общего – особого – единичного в медицинском знании.

 

Основная учебная литература

1.Философия медицины/Под ред. Шевченко Ю.Л. М., 2004.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. М, 2005.

Дополнительная литература

1. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1995.

2. Огурцов А.П. Этика и биоэтика: аксеологические альтернативы//Вопросы философии.1994.№3.

3. Колинг У. Альтернативная медицина. М., 1997.

4. Гроф С. Целительные возможности необычных состояний сознания. Новые направления лечения и самопознания//Глобальные проблемы и общественные ценности. М., 1990.

 

Литература к реферату

К теме данного реферата студентам предлагается подобрать литературу самостоятельно.

 

 

ТЕМА 20 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 (2 ч.)

1. Понятие глобальных проблем. Глобалистика как особая область знания.

2. Возможные пути решения глобальных проблем.

3. Глобализация современного мира.

 

 

1 вопрос. Сущность и основное содержание глобальных проблем. Их нарастающая актуальность и причины возникновения. Отличие глобальных проблем от проблем региональных, локальных и частных (местных). Взаимосвязь и взаимозависимость глобальных и неглобальных проблем. Возникновение глобалистики как теории глобальных проблем, её интегрирующая роль. Значение для глобалистики комплекса биологических наук, геологии, геохимии, геофизики, почвоведения и др.

Проблемы взаимодействия общества и природы. Обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. Прогрессирующее несоответствие между ростом производства и потребления и биологическими возможностями планеты, её сырьевыми и энергетическими ресурсами – основное противоречие современной цивилизации. Экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера. Задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Основные показатели возрастающего антрпогенного воздействия на природу. Сокращение видового разнообразия растительного и животного мира, его влияние на возможности системы здравоохранения населения. «Парниковый эффект». Причины общего потепления климата на поверхности Земли, его возможные последствия. Уменьшение количества кислорода в атмосфере. Озоновые дыры. Загрязнение природных вод, истощение почв, вырубка лесов. Химическое и радиационное загрязнение жизненной среды.

Важнейшие достижения глобалистики. Предельные нагрузки антропогенного характера. Исчерпаемость природных ресурсов. Шкала экологического состояния стран мира. Экологическое состояние России. Влияние экологической ситуации на человеческий организм. Угроза разрушения человечества как вида, деформации телесных основ человека, расшатывание генофонда, нарастание генетической отягощённости человеческих популяций, ослабление иммунного аппарата человека.

Метод глобального планирования. Причины обостряющихся экологических проблем. Индекс устойчивости гармонического взаимодействия биосферы и человечества. Современная антропогенная нагрузка на биосферу Земли и угроза «коллапса».

Внутренние проблемы жизни человечества. Отношения между основными человеческими сообществами, народами и государствами. Исторические тенденции развития международных отношений. Войны и международное сотрудничество – противоречивое содержание человеческой истории. Изобретение ядерного оружия и утрата человечеством своего бессмертия. Биполярный мир и разрядка международной напряжённости. Самораспад СССР и социалистического содружества и переход от биполярного к однополярному миру. Сущность однополярного мира, его противоречия. Переход от плюралистической системы международного равновесия, базирующегося на принципе суверенитета, к мировой гегемонии США. Двойные стандарты в мировой политике. Демократия по- американски. Эксплуатация мира в условиях однополярности.

Прокомментируйте следующие слова американского публициста и учёного И.Валлерстайна: «По мере того как мы будем уходить от ущемления прав внутри государства, под угрозой окажется равноправие на мировом уровне. Возможно, что впервые в истории Америка перестанет быть полурабской и полусвободной. В то же время весь остальной мир окажется в ещё более выраженной форме поделён на свободную и рабскую половины. Если с 1945 по 1990 год для поддержания уровня дохода 10 процентов нашего населения нам приходилось усиливать эксплуатацию других 50 процентов, вообразите, что понадобится для поддержания 90 процентов нашего населения на довольно высоком уровне дохода! Потребуется ещё большая эксплуатация, и это наверняка будет эксплуатация народов «третьего мира».». (Валлерстайн И. Америка и мир: сегодня, вчера и завтра.// Свободная мысль. 1995. №4. С.75.).

Нарастание эгоизма и агрессивности США и их союзников. Приведите соответствующие примеры из событий в мире. Снизилась ли международная напряжённость и угроза термоядерной войны после самопроизвольного распада СССР и «социалистического содружества»? Причины беспрецедентно высокого роста расходов США на военные цели. Угроза расползания по миру ядерного оружия.

Нарастание техногенных угроз, в том числе в связи с развитием атомной энергетики. Исключено ли в мире повторение катастроф подобных Чернобыльской?

Неравномерность мирового развития. Несправедливость экономического взаимодействия, неэквивалентный обмен в торговле. Продовольственная проблема. Нарастающий разрыв в благосостоянии богатых и бедных стран. Возможно ли преодолеть этот разрыв? Расчёты показывают, что для того чтобы повысить стандарт потребления человечества до уровня «золотого миллиарда» - самых богатых стран мира, составляющих 1 млрд. населения планеты, необходимо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. К тому же человечество за это время как минимум удвоится. Выдержит ли это биосфера планеты?

Демографическая ситуация в мире в целом, в развитых и бедных странах в частности. Сегодня численность населения превышает 6 млрд. и его численность ежечасно увеличивается на 10-12 тыс. человек. Возможные последствия неудержимого прироста населения Земли в социально-экономическом и культурном аспектах. Мировые миграционные процессы. Проблема самосохранения европейской культуры. Рост расистских и националистических настроений. «Русский крест.». Перспективы российской государственности в свете процесса депопуляции населения.

Прокомментируйте слова советника Президента России А.Илларионова: «Надо определить, какое население нужно российской экономике. Совершенно достаточно оставить даже не в половину меньше сограждан, а где-то около 67 млн (от теперешних 145 млн.), и не через 50 лет, но ещё раньше…Территории за Уралом не принципиальны» (См.: ОНС, 2004, № 6. С.80).

Борьба с наиболее опасными и распространёнными болезнями. Проблема образования и сохранения культурного наследия. Возрастные напряжённости внутри мирового сообщества. Индекс социально-экономической дисгармонии современного мира.

2 вопрос. Основные международные форумы, посвящённые глобальным проблемам. Деятельность Римского клуба (60-80-е гг. XX в.). Рекомендации бедным и богатым странам. Концепция нулевого развития. Гипертрофия гедонистического начала, заложенного в современной западной культуре, ведёт к уничтожению природной среды обитания и является тупиковым путём развития культуры. Проблема человека, духовных основ бытия. Ценностные ориентиры и установки человека – главное средство решения глобальных проблем. Глобальная миссия системы образования и глобальное сознание. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни разумное отношение к природным ресурсам, ни установление справедливого экономического порядка, ни постановка разумных целей современного человечества как единого целого.

Международная конференция в рамках ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Концепция устойчивого развития, гармоничного взаимодействия биосферы и человечества. Возрастание роли науки. Коэволюция природы и человеческого общества (Н.Моиссев). Необходимость перехода к глобальному управлению отношениями между людьми и природой, между сообществами людей.

Международная конференция в Киото (2000 г.). Предельные для различных стран значения массы и состава выбросов, загрязняющих атмосферу, в том числе по двуокиси углерода. Плата за превышение отведённых квот загрязнения. Причины отказа США присоединиться к Киотской декларации, в то время как на их долю приходится 50% мировых выбросов, загрязняющих атмосферу.

Конференция в Монтерее (Мексика, март 2002 г.). Определение предела нищеты. Программа повышения жизненного уровня 1,5 млрд. человек, имеющих душевный доход менее 1 доллара в сутки. Предложение удвоить помощь слаборазвитым в экономическом отношении странам со стороны высокоразвитых государств с 50 до 100 млрд. долларов. Способна ли эта мера кардинально решить проблему бедности в мире? Необходимость справедливого экономического порядка в мире. Душевой доход в среднем в год в странах «золотого миллиарда» - 20 тыс.долларов и более, примерно 55 долларов в день.

Основные стратегии природоохранительной деятельности: охранительная, стратегия оптимизации, стратегия замкнутых циклов.

Укрепление международной безопасности, предотвращение мировой войны – насущная проблема современности. Перспективы создания многополярного мира, его значение для укрепления международного права и мировой стабильности.

3 вопрос. Сущность глобализации, её возникновение и исторический процесс развития. Глобализация как объективный процесс. Прокомментируйте следующие слова Маркса и Энгельса: «Чем дальше идёт уничтожение первоначальной замкнуости отдельных национальностей благодаря усовершенствованному способу производства, развившемуся общению и стихийно возникшему в силу этого разделению труда между различными нациями, тем во всё большей степени история становится всемирной историей».

Глобализация в условиях однополяроного мира. Основные параметры глобализации в сфере экономики, политики и культуры. Причины, позволяющие рассматривать современную глобализацию как «американизацию». Основное противоречие современной глобализации, её плюсы и минусы. Глобализация и проблема патриотизма, национальных интересов и национальной безопасности.

Прокомментируйте теоретические представления известного философа А.С.Панарина: 1) «Подлинными глобалистами были те наследники гуманистической классики, которые говорили о едином для всех проекте Просвещения, или о едином индустриальном и постиндустриальном обществе, словом- о единой исторической перспективе всего человечества, сообща поднимающегося с одной ступени прогресса на новую. Современные глобалисты как раз эту единую историческую перспективу человечества всё более откровенно отрицают». Это обосновывается тем, что «ресурсов планеты не хватит на всех, и если бы остальное большинство планеты действительно освоило для себя стандарты жизни высокоразвитого меньшинств, она взорвалась бы от экологической перегрузки…Западные глобалисты и их компрадорская агентура на местах пекутся об одном: чтобы ресурсы всего мира поскорее стали «глобальными», то есть доступными для избранного золотого миллиарда». 2) «Глобалисты» всеми силами стараются ослабить и дискридитировать национальное государство – именно за то, что оно мешает их глобальному хищничеству…Последовательная однополярность, при которой США обретают монополию на управление миром, несовместима с существованием крупных суверенных государств, где бы они не находились. Последовательный демонтаж этих государств явно входит в замыслы архитекторов однополярного мира». 3) Классическая эпоха дала великих просветителей, современная рождает великих манипуляторов и комбинаторов. Манипулировать легче зомбированными и непросвещёнными; вот почему в эпоху глобализма программы массового просвещения свёртываются под предлогом их рыночной «нерентабельности». (Панарин А.С. Искушение глобализмом. –Русский Национальный фонд. Москва. 2000 год).

Главные источники современной глобализации: 1) прогресс технологический, информационная революция – сокращение транспортных и коммуникационных издержек, огромные успехи в электронике. 2) Рыночная экономика и свободная торговля. 3) Распад СССР и гегемонистская политика США, которая ныне ничем не сдерживается.

Антиглобалистическое движение, его причины и участники. Становление многополярного мира – необходимое условие развития подлинной глобализации как исторического процесса единения человечества на основе учёта национальных интересов всех стран и народов.

 

Темы рефератов

1. Антропогенные изменения природной среды: проблемы и перспективы.

2. Роль демографических процессов в экологии человека.

3. Экология и здоровье человека.

4. Экологические проблемы питания человека.

5. Проблемы и перспективы, плюсы и минусы глобализации современного мира, факторы его дестабилизации.

6. Россия в глобализирующемся мире.

7. Личность в глобализирующемся мире.

 

 

Основная учебная литература

1. Алексеев В.П. Социальная философия. М. «Проспект». 2003. Гл.VII. С.167-180.

2. Философия медицины./ Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004. Гл.15. С. 303-323.

3. Философия./ Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону. «Феникс». 2004. Гл.XII. С.531-569.

4. Барулин В.С. Социальная философия. – М. «Издательско-торговый дом Гранд». 2002. Гл.XIII. С. 521-551.

5. Канке В.А. Филолсофия. – М. «Логос». 2000. Гл. 2.7. С.287-293.

6. Дробышев А.А., Бандура С.И. Основы политологии. –Омск, 2001. Раздел V. С.259-276.

 

 

Дополнительная литература

1. Введение в философию./ Под ред. И.Т.Фролова. – М. Изд-во политической литературы. 1989. Гл.XVIII. С. 599-618.

2. Ветошкин А.П. Философия. – Екатеринбург, 2004. С. 500-511.

3. Социальная философия./ Под ред. И.А. Гобозова. – М. «Издатель Савин С.А.». 2003. Лекция XVI. C.382-395.

4. Шаповалов В.Ф. Основы философии. – М. – «Издательско-торговый дом Гранд». 1999. Раздел 8. С. 545-597.

5. XXI век: на пути к единому человечеству? Материалы Международной конференции 27-30 мая 2003 года. – М., 2003.

6. Руткевич М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития.// Вопросы философии. 2002. № 11.

7. Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития?//Вопросы философии. 2002. № 5.

 

 

Литература к рефератам.

К 1 реферату:

1. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека. – М. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ. 2001. Гл.6. С. 148-206.

2. Хайтун С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего.//Вопросы философии. 2005. № 11.

3. Оленьев В.В., Федотов А.П. Глобалистика на пороге XXI века.//Вопросы философии. 2003. № 4.

4. Павленок А.П. «Экологический кризис» как псевдопроблема.//Вопросы философии. 2002. № 7.

 

Ко 2 реферату:

1. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Указ.соч. Гл.7. С.207-230.

 

К 3 реферату:

1. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Указ. соч. Гл. 9. С. 269-324.

 

К 4 реферату:

1. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Указ. соч. Гл. 13. С. 434-505.

 

К 5 реферату:

1. XXI век: на пути к единому человечеству? Материалы Международной конференции 27-30 мая 2003 года. – М., 2003. С. 77-80, 128-131, 147-151, 181-242.

2. Блюменкранц М. Общество мёртвых велосипедистов.// Вопросы философии. 2004. № 1.

3. Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность.// Вопросы философии. 2004. № 12.

4. Мясникова Л.А. Экономика постмодерна и отношения собственности.//Вопросы философии. 2002. № 7.

5. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация.// Вопросы философии. 2004. № 4.

 

К 6 реферату:

1. XX век: на пути к единому человечеству? Материалы Международной конференции 27-30 мая 2003 года. – М., 2003. С.147-149, 299-339.

2. Дробышев А.А. Россия на рубеже веков.//Экономика и культура. Межвузовский сборник. – Екатеринбург, 2000. С. 247-292.

 

К 7 реферату:

1. XXI век: на пути к единому человечеству? Материалы Международной конференции 27-30 мая 2003 года. С. 243-298.

2. Толстухов. Глобальный социальный контекст и контуры эко-будущего.//Вопросы философии. 2003. № 8.

 

 

 

 

                                

 

 


[1] здесь необходимо обратить внимание на различие в понимании человека в качестве личности и в качестве индивидуума у П.Я.Чаадаева, А.С.Хомякова, В.С.Соловьева, С.Л.Франка, Н.А.Бердяева используя рекомендованную к данной теме литературу

[[2]] прокомментируйте следующее высказывание В. Зеньковского: «Католицизм наполняет Чаадаева воодушевлением, энтузиазмом, - но вовсе не в своей мистической и догматической стороне, а в его действии на исторический процесс на Западе». Сравните это с размышлениями П.Я.Чаадаева: «На Западе все создано христианством… Несмотря на всю неполноту, несовершенство и порочность, присущие европейскому миру… нельзя отрицать, что Царство Божие до известной степени осуществлено в нем». Можно ли говорить о том, что П.Я.Чаадаев был западником? В чем особенность его «западничества»?

 

 

[[3]] см.: Бердяев Н.А. Русская идея/Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1999.; Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии/Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 2000.; Франк С.Л. Русское мировоззрение/Там же.; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1997.

[[4]] здесь мы предлагаем студентам обратиться к работе Н.А.Бердяева «Русская идея», Зеньковского В.В. «Русские мыслители и Европа», «История русской философии».Ч.1.Р-н-Д.1999.; Шаповалова В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2001. (С.257-279).

[5] Ермичев А., Златопольская А. П.Я.Чаадаев в истории русской мысли // П.Чаадаев: pro et contra.

[6] здесь необходимо обратить внимание на различие в понимании человека в качестве личности и в качестве индивидуума у П.Я.Чаадаева, А.С.Хомякова, В.С.Соловьева, С.Л.Франка, Н.А.Бердяева используя рекомендованную к данной теме литературу

[7] Для данного подхода в социальной философии было характерно приписывать социальной реальности и «…общественному сознанию…самые возвышенные…иногда божественные качества» (Ортега-и-Гассет Х.). Проблема данного подхода в том, что следуя ему невозможно понять то основание, благодаря которому преодолевается фундаментальная базовая обособленность и отдельность индивидов, поскольку каждый человек постулируется в своей завершенности. В рамках данной традиции субъект не проблематизируется, не ставится под вопрос его присутствия в социальной реальности; выясняется основание благодаря которому человек соотносится с обществом как реальностью, которая превосходит его. Этим основанием и является субстанция социального.

[8] В рамках данного подхода человек понимается как тот, кто исходно не знает себя, он не есть «Для-себя-Я», потому мир человека, мир «Я» - это мир встречи с «ТЫ». «Готового сущего-в-себе Я вообще не существует до встречи с Ты. В откровении Ты и в соотносительном ему трансцендировании непосредственного самобытия – хотя бы в случайной и беглой встрече двух пар глаз – как бы впервые совместно рождаются и Я, и Ты; они рождаются из взаимного, совместного кровообращения, которое с самого начала…пронизывает это совместное царство двух взаимосвязанных, приуроченных друг к другу непосредственных бытия» (С.Л. Франк). Так событие «ТЫ» составляет внутреннюю структуру «Я», эта структура является онтологическим основанием индивидуального опыта Я» или опыта «Самотождественности Я» (Э.Левинас).

[9]В данном случае общество понимается как организованное взаимодействие множества индивидов, оформляющее их совместное существование, своеобразная интеграция основных общественных форм организации человеческого бытия. То есть «социальное бытие» означает предельно широкий уровень развития социальной системы, которая охватывает личностные, культурные и социально – организационные компоненты и проявляется в качестве «конкретно – исторической формы социальной жизни», то есть, социума. Социум, общество самоорганизуется через систему совокупной деятельности людей, где организационная форма совместной деятельности определяется как общество. См.: Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная онтология. М., 1999.; Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная системология. М., 2003.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.052 с.)