Тема 15. Философское постижение человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Философское постижение человека



(6 часов)

Занятие 1.

1. Человек как важнейшая философская тема

2. Историко-философский опыт постижения человека: от Античности до наших дней

3. Антропологический поворот в философском знании и появление философской антропологии

Занятие 2.

1. Человек как особый род сущего. Основные принципы философско-антропологического постижения человека.

2. Человек как единство тела, души и духа

3. Человеческое в человеке. Категории человеческого бытия.

 

Занятие 3.

1. Проблема души современного человека

2. Человек как обещание

 

Темы рефератов

1. Человек как венец природы!?

2. Личность врача: проблема свободы и ответственности

 

 

Семинарское занятие №1

Вопрос 1. Человек как «основной вопрос и последняя цель человеческой мысли» (С.Л. Франк). Чем может быть объяснен интерес человека к самому себе? Прокомментируйте слова Ф.М. Достоевского: «Человек есть тайна». Сложность определения человека. Антропологическая апофатика: неизъяснимость, несводимость, непредопределенность, незаменимость, невыразимость и неповторимость человека. Предметное и непредметное в человеке. Невозможность постижения человека относительно познаваемого в нем. Прокомментируйте следующее слова К. Ясперса: «Вопрос «Что такое человек?» никогда нельзя исчерпать в рамках того, что уже познано в нем, но можно только на собственном опыте испытать в первоистоке нашего мышления и поступания. Человек есть нечто существенно большее, чем он может знать о себе».

Вопрос 2. Конфуций, софисты, Сократ, Августин, Фейербах, С. Кьеркегор (тема человека, растворенная в теологии и философии религии), П. Мирандола, И. Кант, К. Маркс, М. Хайдеггер о человеке. «Способы» присутствия человека в мире: этика, религия, мировоззрение, познание, социальная деятельность, сознание.

Вопрос 3. Смысл антропологического поворота. Чем был вызван поворот в ХХ веке к теме человека? Проблема целостного знания о человеке, его отличие от совокупного знания. Цели философской антропологии. Философская антропология в немецко-язычной философии. Преодоление разрыва естественно-научного и гуманитарного знания о человеке. М. Шелер: требование постоянного усилия человека для снятия своей неопределенности. А. Гелен: идея «удержания» человека и достижения стабильности. Х. Плеснер: идея позицирования.

 

Семинарское занятие №2.

Вопрос 1. Проблема природы и сущности человека. Одухотворенность как внутренняя сущность человека. Деятельность: структура деятельности, виды деятельности (труд, учеба, игра). Содержание и формы труда. Учеба как условие социализации, формы учебы. Игра как феномен культуры, признаки игры. Социальность человека: биологическое и социальное в человеке, их взаимодействие.

Вопрос 2. Тело как элемент природы. Образы тела в истории философии и науки (микрокосм, механизм, организм). Собственно человеческое тело как особый спектр исключительно человеческих чувств и состояний (стыд, смех, плачь, радость). Душа как экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека в обществе. Дух как фундаментальная сущностная идея «человечности как таковой». Прокомментируйте слова Н.А. Бердяева: «Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве», «Человек есть живое противоречие».

Вопрос 3. Человек как творец и творение культуры. Культура как процесс последовательного самовысвобождение человека. Свобода: дар и ноша. Культура как «мера» человеческого. Творческое предназначение человека. Творчество как неповиновение, как «полное присутствие человека».

 

Семинарское занятие №3.

Вопрос 1. Одиночество. Парадоксальность одиночества. Любовь как возможность преодоления разрыва с Другим, как стремление к целостности и полноте жизни. Образы любви. Смерть. Принципиальная закрытость и непостижимость смерти для разума. Смерть и жизнь. Метафизическая катастрофичность смерти. Прокомментируйте следующее высказывание: «Смерть должна быть, чтобы ее не было» (В.В. Варава).

Вопрос 2. Неоформленность человека: человек как сумма осколков, утративший целостность. Трагичность человеческого существования. Несводимость человека к миру. «Чтойность» мира и «ничтойность» человека; человек как «животное, смеющее обещать» (Ф. Ницше). Поиск смысла человеческой жизни. Подходы к пониманию проблемы смысла жизни. Прокомментируйте слова Батая: «Человек это казнение, война, тоска, безумие».

Основная учебная литература

1. Губин В.Д. Философия: Учеб. пособие. М.,2001.

2. Гуревич П.С. Философия. М., Воронеж, 2004.

3. Кохановский В.П. Философия. Р-на-Д., 2004.

4. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. М., 2004.

5. Философия: Учебник/Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.М., 2004.

6. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности. М., 2001.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Бердяев Н.А. Мир творчества/Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

3. Бубер М. Проблема человека/Бубер М. Два образа веры.М., 1999.

4. Варавва В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности»//Вопросы философии.2005.№12.

5. Евлампиев И.И. Андрей Тарковский и новая философия человека//Вопросы философии.1996.№12.

6. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

7. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Р-на-Д., 1998.

8. Мир философии.Т.2.М., 1991.

9. Подорога В. Феноменология тела.М., 1995.

10. Свасьян К. Человек как творение и творец культуры//Вопросы философии.1989.№7.

11. Соловьев В.С. Смысл любви. Любое издание.

12. Франк С.Л. Смысл жизни, Любое издание.

13. Фромм Э. Искусство любить. СПб., 2004.

14. Юнг. К.Г. Проблема души современного человека. М., 1996.

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

1. Гигишвили Г.В. О «сверхсильном» антропном принципе//Вопросы философии.2000.№2.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике//Вопросы философии.1997.№3.

3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1999.

4. Фролов И.Т. Загадка жизни и тайна человека: поиск и заблуждения//Вопросы философии.1999.№8.

 

 

Ко 2 реферату

1. Водолагин А.В. Философия и психопатология: творчество Карла Ясперса//Вопросы философии.2006.№4.

2. Ильин И.А. О назначении врача. Любое издание.

3. Левин В.Г. Свобода воли: современный взгляд//Вопросы философии. 2000.№6.

4. Тульчинский Г.Л. О природе свободы//Вопросы философии.2006.№4.

 

ТЕМА 16.СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ (6 часов).

Семинарское занятие №1

1. Проблема онтологического статуса социальной реальности. Классический и постклассический образ социальной реальности.

2. Идея социальности: проблема единства социальной и персональной реальности

3. Целостность и системность общества.

Семинарское занятие №2

1.   Философия истории и социальная философия: смысл истории и проблема цели развития общества. Многообразие историософских моделей: связь универсального и уникального в социально-историческом процессе.

А) концепции однолинейного прогрессивного развития (Гегель, К.Маркс)

Б) концепция многолинейного развития - концепции циклического развития: цивилизационное понимание истории (Дж. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), теория этногенеза Л.Н. Гумилева, идея истории П.Сорокина и К.Ясперса

2. Проблема «конца истории»:

А) от Г. Гегеля до Ф. Фукуямы

Б) эсхатологическое завершение диалектики божественного и человеческого (Августин, Н.А. Бердяев)

 

Семинарское занятие №3

1. Общественное сознание: специфика и сущность.

2. Формы общественного сознания:

А) религиозное сознание

Б) эстетическое сознание

В) политическое сознание

Г) этическое сознание

3. Ценностное измерение современного общества: «постэкономическая» ментальность и проблема самоопределения человечества в XXI в.

      

Темы рефератов

1. Постиндустриальное общество как образ новой социальности.

2. Опыт Другого как условие переживание социальности (Э. Левинас, М. Бубер, Н. Аббаньяно)

3. Учение о ноосфере, проблема коэволюции и экологического императива.

4. Семен Людвигович Франк о проблеме онтологической природы общества.

5.  Метафизическая социальность Я. (Н.А. Бердяев).

 

 

Семинарское занятие №1

Вопрос 1. Специфика социально-философского знания: социальные науки (социология, история, политология, социальная антропология) и социальная философия, проблема смысла социального. Философия социального как метод постижения Всеобщего и раскрытия предельных оснований социальной жизни, человеческих взаимоотношений и человеческого общежития. Социальная реальность как бытие единого во многом и много в едином. Всеобщее и конкретное в социальной реальности и проблема интегральных характеристик социального. Социальное и природное (социальное как искусственное), социальное и психическое (индивидуальные черты и особенности), надындивидуальный характер социальной реальности, природа социального порядок. Механическое и органическое единство.

Классический подход к пониманию онтологических оснований социальной реальности, поиск субстанциальной основы общества: культура, экономика, хозяйственная жизнь. Субъектно-объектный характер социальных связей. Природа необходимости совместного бытия людей[7].

Диалогическая традиция рассмотрения социального (к.XIX - XXвв.)[8] «Открытие» и проблематизация «другого Я». Условие открытия для «Я» «другого Я» - «ТЫ». «Бытие-с-другим» как способ человеческого бытия и основание социального (Х. Ортега-и-Гассет, Н. Аббаньяно). Межчеловеческая коммуникация как свидетельство о бытии (К.Ясперс), социальная реальность в измерении «жизненного и системного миров» (Ю. Хабермас). «Сфера между» как исходная ситуация социального (Э.Левинас). Отношения с Ты как основание реальности Я (С.Л.Франк). Социальное бытие как межличностное бытие. Смысл и значение межличностного и проблема «социальной природы» человека в контексте философии ХХ века. Социальный мир как мир человеческих взаимо-действий и взаимо-отношений. Взаимность как преодоление субъектно-объектного характера социальных отношений. Социальное бытие как форма существования человека с человеком, «МЫ» как возможный образ социальной реальности.

Вопрос 2. Проблема соотношения личности и общества, их взаимообусловленность и нерасторжимость. Интерсубъективность как условие единства человека и общества, интерсубъективность как контекст восприятия и формирования социальной реальности - «с самого начала мы, действующие лица на социальной сцене, воспринимаем мир, в котором мы живем, - и мир природы, и мир культуры – не как субъективный, а как интерсубъективный мир, т.е. как мир, общий для всех нас, актуально данный или потенциально доступный каждому, а это влечет за собой интеркоммуникацию и язык» (А. Щюц). Противостояние социальной и персональной реальности: двойственная природа человека, проблема отчуждения и объективации, бегство от социального (Гегель, Маркс К., Бердяев Н., Франк С.Л., Ж.- П. Сартр, Ортега-и-Гассет Х., Фромм Э.). Диалектика социального: «МЫ» - «ОНО», «жизненный мир» - «системный мир», органическая общность – механическая общность.

Вопрос 3. Социальная реальность как сложноорганизованная и упорядоченная система. Соотношение человека – культуры – общества[9], (основополагающие компоненты данной системы), каналы их взаимосвязи и интеграции. Элементы социального порядка – социальные институты, социальная иерархия, традиция и нормы, культурные образцы, право и закон, социальная деятельность. Взаимодействие и взаимообусловленность общества и природы, понятие биотехносферы.

 

Семинарское занятие №2

Вопрос 1. История как процесс развития общества, логика истории: проблема основания исторического как выявление «внутренних пружин» самоорганизации социальной реальности; направленность социально-исторического процесса, проблема цели исторического развития, отличие законов развития природного мира от законов развития общества: сознательное конструирование, знание, планирование память. Философия истории и история как наука; историософия как целостное видение исторического процесса. Основные задачи философии истории:

· общая схема развития человеческой цивилизации

· проблема формы исторического процесса, указывающей на характер отношений между прошлым, настоящим и будущим (циклическое, однолинейное, многолинейное, спиралевидное движение истории)

· факторы исторического развития

· направление и цели исторического развития

· изучение процесса постепенного формирования единого человечества, проблема соотношения единичного и общего в истории

Концептуальные модели истории как условие постижения вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия предельных оснований исторического процесса:

А) Г. Гегель и обоснование истории как единого однаправленного процесса развития, историзм как метод мышления и проблема выявления фундаментальных закономерностей в историческом развитии как раскрытие и последовательная реализация целенаправленного воплощения Абсолютного Духа. Философия истории как универсальная теория общества. Критерий общественного развития и периодизация всемирной истории у Гегеля. Марксизм как преодоление «гегелевского провиденциализма» в истории, проблема сущности человека («Человек как совокупность всех общественных отношений») и материалистическое понимание истории. Общество как естественноисторический процесс, самодвижение общества, роль и значение внутренних противоречий. Схема всемирной истории, критерий периодизации.

Обоснование линейности исторического процесса Гегелем и Марксом: философия истории как рационализация христианской эсхатологии, идея внутренней целостности, выявление действия общих универсальных механизмов развития, европоцентризм.

Б) Становление идеи многолинейной истории: обоснование внеэсхатологичности, внебожественности исторического процесса и кризис европоцентризма.

Дж. Вико и обоснование «вечной и идеальной истории» («Новая наука» и идея истории как человеческого знания). Человеческое развитие как процесс самосозидания и самопознания. Различие «земного» и теологического объяснения истории, проблема смысла истории. Стадиальное понимание истории.

Н.Я. Данилевский: история как реальность взаимодействия культурно-исторических типов. Многолинейность исторического развития как проявление многообразия, эквивалентности и вариативности развития человеческой цивилизации. Соотношение и взаимообусловленность единства и множества в истории.

«Коперниканский переворот» в философии истории – О. Шпенглер. Культура как историческая «единица». Душа культура как основание многообразия культур. Типология и характеристика культур в истории; О. Шпенглер об аполлонической, фаустовской и магической душе. Культура и цивилизация: цивилизация как этап развития культуры, основные признаки цивилизации и проблема смерти культуры. А. Тойнби и дальнейшая разработка теории культурологичского плюрализма (теория локальных цивилизаций). Идея вызова-ответа. «Творческое меньшинство» и его роль в развитии и существовании цивилизации. История как совокупность дискретных единиц социальной организации.

Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Всемирная история и история этноса: «формы» исторического бытия этноса (от микрогруппы к суперэтносу), сущность процесса этногенеза и его влияние на всемирно-историческое развитие, этническая история и ее соотношение со всемирной историей.

П. Сорокин: история как проявление смены 3-х типов культуры (альтернатива стадиальной модели цивилизационного развития): идеационная культура, идеалистическая культура, чувственная культура. Специфика концепции Сорокина. Кризис современности как проявление разрушения чувственного типа культура, характеристики кризиса и проблема перспективы.

К. Ясперс: единство истории – единый исток и единая цель исторического процесса. Феномен «осевого времени» в концепции К. Ясперса. Своеобразие понимания многолинейности исторического процесса. Мировая история как закономерный этап развития человечества от доистории через историю. Современность как реальность единого человечества: «Лишь в наши дни существует реальное единство человечества, которое заключается в том, что нигде не может произойти ничего существенного без того, чтобы это не затронуло всех. … если все прежние периоды кардинальных преобразований были локальны, … если при катастрофе в одной из… культур оставалась возможность, что человек будет спасен с помощью другой культуры, то теперь все происходящее абсолютно и окончательно по своему значению» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994). Значение «осевого времени» для современности.

Вопрос 2. Идея «конца истории» как проблема финала, итога исторического развития.

А) Завершение истории как реализация ее цели (Г. Гегель); конец истории как завершение одного этапа и переход к другому этапу (К. Маркс и идея идеального общества, завершение истории как снятие внутренних противоречий). Общее и особенное во взглядах Г. Гегеля и К. Маркса; вера в исторический прогресс и обоснование «конца истории» как достижения «царства Свободы». Ф. Фукуяма и философская критика идеи исторического прогресса и рациональности истории. Конец истории как снятие фундаментальных противоречий общественной жизни, разрешенных современным либерализмом и реальность регресса. «Финал истории будет печальным периодом –… будет царить экономический расчет, решение утилитарных технических проблем, удовлетворение требований потребителей… наступит вековая скука». Плюсы и минусы концепции Ф Фукуямы. Постмодернистское понимание истории и современный взгляд на правомерность историософских концепций.

Б) « Царство Небесное» как предел человеческой истории: христианское обоснование конца истории как выражение смысла исторического существования – Августин. Проблема пассивной и активной эсхатологии – Н.А. Бердяев. История как переходный этап в становлении, «взрослении» человека. «Эпоха конца есть не только эпоха разрушения, но также и эпоха богочеловеческого творчества новой жизни и нового мира» (Н.А. Бердяев). Русская религиозная мысль и творческое осмысление христианской эсхатологии (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков): переход от христианства исторического к христианству эсхатологическому. Конец истории как стирание границ между посюсторонним и потусторонним, как преодоление мира отчуждения и необходимости, «выход из рабства миру объектов». Проблема оправдания истории. Значение идеи «активной эсхатологии».

 

Семинарское занятие №3

Вопрос 1. Соотношение и взаимообусловленность понятий «общественное бытие» и «общественное сознание». Роль и значение общественного сознания в жизни человека и общества. Диалектическое единство индивидуального и общественного сознания. Основные характеристики общественного сознания, надындивидуальность и внутренняя логика развития. Уровни общественного сознания и их основные черты. Идеология как феномен общественного сознания (идеи К. Манхейма).

Вопрос 2. Основные формы общественного сознания: религия, политическое сознание, этическое и эстетическое сознание. Специфика и соотношение каждой из форм, их функции и значение в жизни общества.

Этическое сознание как наиболее универсальная ценностная форма общественного сознания. Обыденные нормы и мораль как уровни этического сознания: их взаимодействие и взаимообусловленность. Понятие морали и нравственности. Совесть и долг как условия нравственности. «Золотое правило» этики. Категории морали и принципы морали как условие коллективной самоорганизации.

Эстетическое сознание: постижение мира через идею прекрасного и безобразного. Понятие «идеала» в эстетическом сознании и его исторические формы. Обыденный и теоретический уровень эстетического сознания.

Религия как особая форма осмысления связи трансцендентного и имманентного. Специфичность религиозного сознания и его значение в жизни современного общества.

Вопрос 3. Кризис гуманизма, его причины. Дезинтеграция социальной и индивидуальной жизни, «новый» индивидуализм – его специфика. Прокомментируйте следующее высказывание: «современный человек утратил опору, он как бы вездесущ. Приходит новая стадия индивидуализма, который означает возникновение нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу… возникает индивидуализм, освобожденный от последних социальных и моральных ценностей…» (Ж. Липовецки). Относительность «вечных» ценностей и искажение образа социальности. Проблема «постсоциальности». Современный антигуманизм и «разрушение морали». Жизненный и системный мир: мера их соотношения на исходе ХХ века.

 

 

 

Основная учебная литература

1. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000.

2. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. М., 2001.

3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философии. М., 2002.

4. Зотов, Миронов. Философия. М., 2003.

5. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1999.

 

 

Дополнительная литература

1. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

2. Бердяев Н.А. Я и мир объектов/Бердяев Н.А. Дух и реальность. М., 2003.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. Любое издание.

4. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения//Вопросы философии.1995.№3.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

6. Всемирная энциклопедия: Философия XX век. М.,Мн.,2002.

7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Любое издание.

8. Гречко П.К. Предмет социальной философии: опыт рефлексии// Личность. Культура. Общество. Т.VI.Вып.1(21).2004.

9. Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье//Вопросы философии.2003.№5.

10. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности//Вопросы философии.1999.№7.

11. Ортега-и-Гассет. Человек и люди/Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 2000.

12. Тавризян Г.М. «Экзистенциальный мир» как антипод социального бытия во французском экзистенциализме//Человек и его бытие как проблема современной философии. М.,1978.

13. Философия: Энциклопедический словарь/Под ред. А.А.Ивина. М.,2004.

14. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

15. Фромм Э. Бегство от свободы/Фромм Э.Бегство от свободы; Человек для себя. Мн.,2000.

16. Фукуяма Ф. Конец истории?//Вопросы философии.1990.№3.

17. Шпенглер О. Закат Европы. Любое издание.

18. Элен П. Философи «МЫ» у С.Л.Франка//Вопросы философии.2000. №2.

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

1. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

2. Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное» общество//ОНС.2001.№3.

3. Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии//Вопросы философии.1998.№9.

4. Элиас Н. Изменения баланса между Я и МЫ/Элиас Н. Общество индивидов. М,2001.

5. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.,2002.

 

 

Ко 2 реферату

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.Т.4. Спб., 1997.

2. Бубер М. Я и Ты/Бубер М. Два образа веры. М.,1995.

3. Левинас Э. Философия, справедливость и любовь/Путь философии. Антология. М., СПб., 2001.

4. Аббасова Н.Т. Опыт Другого в философии Э. Левинаса//http://liber. rsuh.ru/Conf/Sociocult/abbasova.htm

 

 

К 3 реферату

1. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.

2. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм//Вопросы философии.1991.№3.

3. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.

4. Русский космизм. М., 1997.

 

 

К 4 реферату

1. Франк С.Л. Духовные основы общества/Франк С.Л. Духовные основы общества. М.,1992.

Элен П. Философи «МЫ» у С.Л.Франка//Вопросы философии.2000. №2.

 

 

К 5 реферату

1. Бердяев Н.А. Я и мир объектов/Бердяев Н.А. Дух и реальность. М., Харьков, 2003.

2. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Антиномия личности и общества (Антропософский опыт Н.А. Бердяева)//ОНС.1997.№1.

 

 

ТЕМА 17. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПОЗНАНИЯ

(2 часа)

1. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира как основная проблема познания. Структура и типология знания.

А) Соотношение категорий познание и сознание, познание и мышление, познание и понимание, познание и знание, знание и информация.

Б) Агностицизм и познавательный оптимизм как мировоззренческие позиции в отношении познаваемости мира, их аргументы.

2. Субъект и объект познания. Процесс познания и его структура.

А) Чувственное познание и его элементы. Специфика и роль чувственного познания.

Б) Рациональное познание и его элементы. Взаимосвязь чувственного и рационального познания.

В) Проблема творчества и интуиции их взаимосвязь снейрофизиологическими процессами мозга.

Г) Эмпирический и теоретический уровни познания.

Д) Методы познания.

3. Проблема истины. Теории истины, их основания. Истина как процесс. Критерии истины и ее формы. Вера и познание, их взаимодействие.

 

 

Тема реферата

1. Вера и знание, их взаимосвязь и границы, значение для медицины.

 

Вопрос 1. Проблема познания и основной вопрос философии. Познавательное отношение человека к миру как один из способов проявления метафизического отношения человека к миру. Связь гносеологии и онтологии. Специфика философского осмысления познания. Природа знания (натуралистическая, праксеологическая, платоническая, имманентская, трансцендентальная теории понимания познания). Проблема соотношения знания и действительности. Информация и знание. Конструктивность как одна из фундаментальных характеристик человеческого познания.

Категории «познание», «сознание», «мышление», «понимание», «знание» «информация» их специфика, взаимосвязь и взаимообусловленность

Агностицизм как непознаваемость сверхчувственных аспектов бытия и агностицизм как непознаваемость феноменальных аспектов реальности (Протагор, софисты, скептики). Классический агностицизм Д.Юма. В чем смысл дилеммы: «либо возможно прямое знание оригинала, и тогда непосредственное знание (интуиция) – источник истинного познания; либо источник познания – внешний опыт, в котором нам даны всего лишь копии (образцы) сущностей и явлений, но не оригиналы; не зная прямо оригинала, невозможно судить об истинности его отображений» (Н.О. Лосский)?

Разнообразие видов знания. Основные характеристики знания, бинарность знания. Неявные компоненты знания.

Вопрос 2. Понятие объекта и субъекта познания их взаимосвязь. Отношения субъекта и объекта познания в античной, средневековой и новой философии, смысл и значение «коперникианского» переворот И.Канта в отношении понимания сущности взаимосвязи субъекта и объекта познания. Познание как процесс постижения отношений между субъектом и объектом.

Элементы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Элементы рационального познания: формирование понятия, суждение, умозаключение. Типы понятий: конкретные и абстрактные понятия, сущность операции абстрагирования. Понятие суждения, синтетические, аналитические, априорные и апостериорные суждения. Понятие умозаключения, дедуктивные и правдоподобные умозаключения. Взаимосвязь чувственного и рационального познания в языке.

Творчество и интуиция как трансрациональные составляющие познания. Творчество как бессознательный процесс. Интуиция как механизм творчества. Структура интуиции. Объяснение и понимание как познавательные процедуры.

Понятия опыта и теории. Дедукция и индукция как основные методы познания.

3 вопрос. Истина и ее динамика, диалектика истины. Относительная и абсолютная истина Категории «истина», «правда», «ложь», «мнение», «заблуждение» и их соотношение. Корреспондентная, экзистенциальная, онтологическая и логическая теории истины и их критерии. Взаимосвязь теорий истины. Специфика веры. Вера как необходимый элемент познания.

 

 

Основная учебная литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. М., 2002.

2. Философия: Учебник/Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.М., 2004.

3. Современный философский словарь под. ред. В.Е. Кемерова. М., 2004.

4. Философия: Энциклопедический словарь/Под ред. Ивина А.А. М, 2004.

5. Лебедев Философия науки: Учебник. М., 2004.

6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2000.

 

Дополнительная литература

1.Лекторский В.А. Теория познания//Вопросы философии.1999.№8.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

3. Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М., 1990.

4. Овчинников Н.Ф. Знание – болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера)//Вопросы философии.2001.№1; 2001.№2.

5. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

6. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1994.

7. Хрестоматия по философии: Учебное пособие/Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.

 

 

Литература к реферату

1. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой //Вопросы философии.1996.№5.

2. Митюгов В.В. Познание и вера//Вопросы философии.1996.№6.

3. Козлова М.С. Вера и знание. Проблемы и границы//Вопросы философии.1991.№2.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.181 с.)