Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Философское постижение человека
(6 часов) Занятие 1. 1. Человек как важнейшая философская тема 2. Историко-философский опыт постижения человека: от Античности до наших дней 3. Антропологический поворот в философском знании и появление философской антропологии Занятие 2. 1. Человек как особый род сущего. Основные принципы философско-антропологического постижения человека. 2. Человек как единство тела, души и духа 3. Человеческое в человеке. Категории человеческого бытия.
Занятие 3. 1. Проблема души современного человека 2. Человек как обещание
Темы рефератов 1. Человек как венец природы!? 2. Личность врача: проблема свободы и ответственности
Семинарское занятие №1 Вопрос 1. Человек как «основной вопрос и последняя цель человеческой мысли» (С.Л. Франк). Чем может быть объяснен интерес человека к самому себе? Прокомментируйте слова Ф.М. Достоевского: «Человек есть тайна». Сложность определения человека. Антропологическая апофатика: неизъяснимость, несводимость, непредопределенность, незаменимость, невыразимость и неповторимость человека. Предметное и непредметное в человеке. Невозможность постижения человека относительно познаваемого в нем. Прокомментируйте следующее слова К. Ясперса: «Вопрос «Что такое человек?» никогда нельзя исчерпать в рамках того, что уже познано в нем, но можно только на собственном опыте испытать в первоистоке нашего мышления и поступания. Человек есть нечто существенно большее, чем он может знать о себе». Вопрос 2. Конфуций, софисты, Сократ, Августин, Фейербах, С. Кьеркегор (тема человека, растворенная в теологии и философии религии), П. Мирандола, И. Кант, К. Маркс, М. Хайдеггер о человеке. «Способы» присутствия человека в мире: этика, религия, мировоззрение, познание, социальная деятельность, сознание. Вопрос 3. Смысл антропологического поворота. Чем был вызван поворот в ХХ веке к теме человека? Проблема целостного знания о человеке, его отличие от совокупного знания. Цели философской антропологии. Философская антропология в немецко-язычной философии. Преодоление разрыва естественно-научного и гуманитарного знания о человеке. М. Шелер: требование постоянного усилия человека для снятия своей неопределенности. А. Гелен: идея «удержания» человека и достижения стабильности. Х. Плеснер: идея позицирования.
Семинарское занятие №2. Вопрос 1. Проблема природы и сущности человека. Одухотворенность как внутренняя сущность человека. Деятельность: структура деятельности, виды деятельности (труд, учеба, игра). Содержание и формы труда. Учеба как условие социализации, формы учебы. Игра как феномен культуры, признаки игры. Социальность человека: биологическое и социальное в человеке, их взаимодействие. Вопрос 2. Тело как элемент природы. Образы тела в истории философии и науки (микрокосм, механизм, организм). Собственно человеческое тело как особый спектр исключительно человеческих чувств и состояний (стыд, смех, плачь, радость). Душа как экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека в обществе. Дух как фундаментальная сущностная идея «человечности как таковой». Прокомментируйте слова Н.А. Бердяева: «Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве», «Человек есть живое противоречие». Вопрос 3. Человек как творец и творение культуры. Культура как процесс последовательного самовысвобождение человека. Свобода: дар и ноша. Культура как «мера» человеческого. Творческое предназначение человека. Творчество как неповиновение, как «полное присутствие человека».
Семинарское занятие №3. Вопрос 1. Одиночество. Парадоксальность одиночества. Любовь как возможность преодоления разрыва с Другим, как стремление к целостности и полноте жизни. Образы любви. Смерть. Принципиальная закрытость и непостижимость смерти для разума. Смерть и жизнь. Метафизическая катастрофичность смерти. Прокомментируйте следующее высказывание: «Смерть должна быть, чтобы ее не было» (В.В. Варава). Вопрос 2. Неоформленность человека: человек как сумма осколков, утративший целостность. Трагичность человеческого существования. Несводимость человека к миру. «Чтойность» мира и «ничтойность» человека; человек как «животное, смеющее обещать» (Ф. Ницше). Поиск смысла человеческой жизни. Подходы к пониманию проблемы смысла жизни. Прокомментируйте слова Батая: «Человек это казнение, война, тоска, безумие».
Основная учебная литература 1. Губин В.Д. Философия: Учеб. пособие. М.,2001. 2. Гуревич П.С. Философия. М., Воронеж, 2004. 3. Кохановский В.П. Философия. Р-на-Д., 2004. 4. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. М., 2004. 5. Философия: Учебник/Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.М., 2004. 6. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности. М., 2001.
Дополнительная литература
1. Бердяев Н.А. Мир творчества/Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991. 2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. 3. Бубер М. Проблема человека/Бубер М. Два образа веры.М., 1999. 4. Варавва В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности»//Вопросы философии.2005.№12. 5. Евлампиев И.И. Андрей Тарковский и новая философия человека//Вопросы философии.1996.№12. 6. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 7. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Р-на-Д., 1998. 8. Мир философии.Т.2.М., 1991. 9. Подорога В. Феноменология тела.М., 1995. 10. Свасьян К. Человек как творение и творец культуры//Вопросы философии.1989.№7. 11. Соловьев В.С. Смысл любви. Любое издание. 12. Франк С.Л. Смысл жизни, Любое издание. 13. Фромм Э. Искусство любить. СПб., 2004. 14. Юнг. К.Г. Проблема души современного человека. М., 1996.
Литература к рефератам К 1 реферату 1. Гигишвили Г.В. О «сверхсильном» антропном принципе//Вопросы философии.2000.№2. 2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике//Вопросы философии.1997.№3. 3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1999. 4. Фролов И.Т. Загадка жизни и тайна человека: поиск и заблуждения//Вопросы философии.1999.№8.
Ко 2 реферату 1. Водолагин А.В. Философия и психопатология: творчество Карла Ясперса//Вопросы философии.2006.№4. 2. Ильин И.А. О назначении врача. Любое издание. 3. Левин В.Г. Свобода воли: современный взгляд//Вопросы философии. 2000.№6. 4. Тульчинский Г.Л. О природе свободы//Вопросы философии.2006.№4.
ТЕМА 16.СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ (6 часов). Семинарское занятие №1 1. Проблема онтологического статуса социальной реальности. Классический и постклассический образ социальной реальности. 2. Идея социальности: проблема единства социальной и персональной реальности 3. Целостность и системность общества. Семинарское занятие №2 1. Философия истории и социальная философия: смысл истории и проблема цели развития общества. Многообразие историософских моделей: связь универсального и уникального в социально-историческом процессе. А) концепции однолинейного прогрессивного развития (Гегель, К.Маркс) Б) концепция многолинейного развития - концепции циклического развития: цивилизационное понимание истории (Дж. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), теория этногенеза Л.Н. Гумилева, идея истории П.Сорокина и К.Ясперса 2. Проблема «конца истории»: А) от Г. Гегеля до Ф. Фукуямы Б) эсхатологическое завершение диалектики божественного и человеческого (Августин, Н.А. Бердяев)
Семинарское занятие №3 1. Общественное сознание: специфика и сущность. 2. Формы общественного сознания: А) религиозное сознание Б) эстетическое сознание В) политическое сознание Г) этическое сознание 3. Ценностное измерение современного общества: «постэкономическая» ментальность и проблема самоопределения человечества в XXI в.
Темы рефератов 1. Постиндустриальное общество как образ новой социальности. 2. Опыт Другого как условие переживание социальности (Э. Левинас, М. Бубер, Н. Аббаньяно) 3. Учение о ноосфере, проблема коэволюции и экологического императива. 4. Семен Людвигович Франк о проблеме онтологической природы общества. 5. Метафизическая социальность Я. (Н.А. Бердяев).
Семинарское занятие №1 Вопрос 1. Специфика социально-философского знания: социальные науки (социология, история, политология, социальная антропология) и социальная философия, проблема смысла социального. Философия социального как метод постижения Всеобщего и раскрытия предельных оснований социальной жизни, человеческих взаимоотношений и человеческого общежития. Социальная реальность как бытие единого во многом и много в едином. Всеобщее и конкретное в социальной реальности и проблема интегральных характеристик социального. Социальное и природное (социальное как искусственное), социальное и психическое (индивидуальные черты и особенности), надындивидуальный характер социальной реальности, природа социального порядок. Механическое и органическое единство. Классический подход к пониманию онтологических оснований социальной реальности, поиск субстанциальной основы общества: культура, экономика, хозяйственная жизнь. Субъектно-объектный характер социальных связей. Природа необходимости совместного бытия людей[7]. Диалогическая традиция рассмотрения социального (к.XIX - XXвв.)[8] «Открытие» и проблематизация «другого Я». Условие открытия для «Я» «другого Я» - «ТЫ». «Бытие-с-другим» как способ человеческого бытия и основание социального (Х. Ортега-и-Гассет, Н. Аббаньяно). Межчеловеческая коммуникация как свидетельство о бытии (К.Ясперс), социальная реальность в измерении «жизненного и системного миров» (Ю. Хабермас). «Сфера между» как исходная ситуация социального (Э.Левинас). Отношения с Ты как основание реальности Я (С.Л.Франк). Социальное бытие как межличностное бытие. Смысл и значение межличностного и проблема «социальной природы» человека в контексте философии ХХ века. Социальный мир как мир человеческих взаимо-действий и взаимо-отношений. Взаимность как преодоление субъектно-объектного характера социальных отношений. Социальное бытие как форма существования человека с человеком, «МЫ» как возможный образ социальной реальности.
Вопрос 2. Проблема соотношения личности и общества, их взаимообусловленность и нерасторжимость. Интерсубъективность как условие единства человека и общества, интерсубъективность как контекст восприятия и формирования социальной реальности - «с самого начала мы, действующие лица на социальной сцене, воспринимаем мир, в котором мы живем, - и мир природы, и мир культуры – не как субъективный, а как интерсубъективный мир, т.е. как мир, общий для всех нас, актуально данный или потенциально доступный каждому, а это влечет за собой интеркоммуникацию и язык» (А. Щюц). Противостояние социальной и персональной реальности: двойственная природа человека, проблема отчуждения и объективации, бегство от социального (Гегель, Маркс К., Бердяев Н., Франк С.Л., Ж.- П. Сартр, Ортега-и-Гассет Х., Фромм Э.). Диалектика социального: «МЫ» - «ОНО», «жизненный мир» - «системный мир», органическая общность – механическая общность. Вопрос 3. Социальная реальность как сложноорганизованная и упорядоченная система. Соотношение человека – культуры – общества[9], (основополагающие компоненты данной системы), каналы их взаимосвязи и интеграции. Элементы социального порядка – социальные институты, социальная иерархия, традиция и нормы, культурные образцы, право и закон, социальная деятельность. Взаимодействие и взаимообусловленность общества и природы, понятие биотехносферы.
Семинарское занятие №2 Вопрос 1. История как процесс развития общества, логика истории: проблема основания исторического как выявление «внутренних пружин» самоорганизации социальной реальности; направленность социально-исторического процесса, проблема цели исторического развития, отличие законов развития природного мира от законов развития общества: сознательное конструирование, знание, планирование память. Философия истории и история как наука; историософия как целостное видение исторического процесса. Основные задачи философии истории: · общая схема развития человеческой цивилизации · проблема формы исторического процесса, указывающей на характер отношений между прошлым, настоящим и будущим (циклическое, однолинейное, многолинейное, спиралевидное движение истории) · факторы исторического развития · направление и цели исторического развития · изучение процесса постепенного формирования единого человечества, проблема соотношения единичного и общего в истории Концептуальные модели истории как условие постижения вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия предельных оснований исторического процесса: А) Г. Гегель и обоснование истории как единого однаправленного процесса развития, историзм как метод мышления и проблема выявления фундаментальных закономерностей в историческом развитии как раскрытие и последовательная реализация целенаправленного воплощения Абсолютного Духа. Философия истории как универсальная теория общества. Критерий общественного развития и периодизация всемирной истории у Гегеля. Марксизм как преодоление «гегелевского провиденциализма» в истории, проблема сущности человека («Человек как совокупность всех общественных отношений») и материалистическое понимание истории. Общество как естественноисторический процесс, самодвижение общества, роль и значение внутренних противоречий. Схема всемирной истории, критерий периодизации.
Обоснование линейности исторического процесса Гегелем и Марксом: философия истории как рационализация христианской эсхатологии, идея внутренней целостности, выявление действия общих универсальных механизмов развития, европоцентризм. Б) Становление идеи многолинейной истории: обоснование внеэсхатологичности, внебожественности исторического процесса и кризис европоцентризма. Дж. Вико и обоснование «вечной и идеальной истории» («Новая наука» и идея истории как человеческого знания). Человеческое развитие как процесс самосозидания и самопознания. Различие «земного» и теологического объяснения истории, проблема смысла истории. Стадиальное понимание истории. Н.Я. Данилевский: история как реальность взаимодействия культурно-исторических типов. Многолинейность исторического развития как проявление многообразия, эквивалентности и вариативности развития человеческой цивилизации. Соотношение и взаимообусловленность единства и множества в истории. «Коперниканский переворот» в философии истории – О. Шпенглер. Культура как историческая «единица». Душа культура как основание многообразия культур. Типология и характеристика культур в истории; О. Шпенглер об аполлонической, фаустовской и магической душе. Культура и цивилизация: цивилизация как этап развития культуры, основные признаки цивилизации и проблема смерти культуры. А. Тойнби и дальнейшая разработка теории культурологичского плюрализма (теория локальных цивилизаций). Идея вызова-ответа. «Творческое меньшинство» и его роль в развитии и существовании цивилизации. История как совокупность дискретных единиц социальной организации. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Всемирная история и история этноса: «формы» исторического бытия этноса (от микрогруппы к суперэтносу), сущность процесса этногенеза и его влияние на всемирно-историческое развитие, этническая история и ее соотношение со всемирной историей. П. Сорокин: история как проявление смены 3-х типов культуры (альтернатива стадиальной модели цивилизационного развития): идеационная культура, идеалистическая культура, чувственная культура. Специфика концепции Сорокина. Кризис современности как проявление разрушения чувственного типа культура, характеристики кризиса и проблема перспективы. К. Ясперс: единство истории – единый исток и единая цель исторического процесса. Феномен «осевого времени» в концепции К. Ясперса. Своеобразие понимания многолинейности исторического процесса. Мировая история как закономерный этап развития человечества от доистории через историю. Современность как реальность единого человечества: «Лишь в наши дни существует реальное единство человечества, которое заключается в том, что нигде не может произойти ничего существенного без того, чтобы это не затронуло всех. … если все прежние периоды кардинальных преобразований были локальны, … если при катастрофе в одной из… культур оставалась возможность, что человек будет спасен с помощью другой культуры, то теперь все происходящее абсолютно и окончательно по своему значению» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994). Значение «осевого времени» для современности. Вопрос 2. Идея «конца истории» как проблема финала, итога исторического развития. А) Завершение истории как реализация ее цели (Г. Гегель); конец истории как завершение одного этапа и переход к другому этапу (К. Маркс и идея идеального общества, завершение истории как снятие внутренних противоречий). Общее и особенное во взглядах Г. Гегеля и К. Маркса; вера в исторический прогресс и обоснование «конца истории» как достижения «царства Свободы». Ф. Фукуяма и философская критика идеи исторического прогресса и рациональности истории. Конец истории как снятие фундаментальных противоречий общественной жизни, разрешенных современным либерализмом и реальность регресса. «Финал истории будет печальным периодом –… будет царить экономический расчет, решение утилитарных технических проблем, удовлетворение требований потребителей… наступит вековая скука». Плюсы и минусы концепции Ф Фукуямы. Постмодернистское понимание истории и современный взгляд на правомерность историософских концепций. Б) « Царство Небесное» как предел человеческой истории: христианское обоснование конца истории как выражение смысла исторического существования – Августин. Проблема пассивной и активной эсхатологии – Н.А. Бердяев. История как переходный этап в становлении, «взрослении» человека. «Эпоха конца есть не только эпоха разрушения, но также и эпоха богочеловеческого творчества новой жизни и нового мира» (Н.А. Бердяев). Русская религиозная мысль и творческое осмысление христианской эсхатологии (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков): переход от христианства исторического к христианству эсхатологическому. Конец истории как стирание границ между посюсторонним и потусторонним, как преодоление мира отчуждения и необходимости, «выход из рабства миру объектов». Проблема оправдания истории. Значение идеи «активной эсхатологии».
Семинарское занятие №3 Вопрос 1. Соотношение и взаимообусловленность понятий «общественное бытие» и «общественное сознание». Роль и значение общественного сознания в жизни человека и общества. Диалектическое единство индивидуального и общественного сознания. Основные характеристики общественного сознания, надындивидуальность и внутренняя логика развития. Уровни общественного сознания и их основные черты. Идеология как феномен общественного сознания (идеи К. Манхейма). Вопрос 2. Основные формы общественного сознания: религия, политическое сознание, этическое и эстетическое сознание. Специфика и соотношение каждой из форм, их функции и значение в жизни общества. Этическое сознание как наиболее универсальная ценностная форма общественного сознания. Обыденные нормы и мораль как уровни этического сознания: их взаимодействие и взаимообусловленность. Понятие морали и нравственности. Совесть и долг как условия нравственности. «Золотое правило» этики. Категории морали и принципы морали как условие коллективной самоорганизации. Эстетическое сознание: постижение мира через идею прекрасного и безобразного. Понятие «идеала» в эстетическом сознании и его исторические формы. Обыденный и теоретический уровень эстетического сознания. Религия как особая форма осмысления связи трансцендентного и имманентного. Специфичность религиозного сознания и его значение в жизни современного общества. Вопрос 3. Кризис гуманизма, его причины. Дезинтеграция социальной и индивидуальной жизни, «новый» индивидуализм – его специфика. Прокомментируйте следующее высказывание: «современный человек утратил опору, он как бы вездесущ. Приходит новая стадия индивидуализма, который означает возникновение нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу… возникает индивидуализм, освобожденный от последних социальных и моральных ценностей…» (Ж. Липовецки). Относительность «вечных» ценностей и искажение образа социальности. Проблема «постсоциальности». Современный антигуманизм и «разрушение морали». Жизненный и системный мир: мера их соотношения на исходе ХХ века.
Основная учебная литература 1. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000. 2. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. М., 2001. 3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философии. М., 2002. 4. Зотов, Миронов. Философия. М., 2003. 5. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1999.
Дополнительная литература 1. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. 2. Бердяев Н.А. Я и мир объектов/Бердяев Н.А. Дух и реальность. М., 2003. 3. Бердяев Н.А. Смысл истории. Любое издание. 4. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения//Вопросы философии.1995.№3. 5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. 6. Всемирная энциклопедия: Философия XX век. М.,Мн.,2002. 7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Любое издание. 8. Гречко П.К. Предмет социальной философии: опыт рефлексии// Личность. Культура. Общество. Т.VI.Вып.1(21).2004. 9. Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье//Вопросы философии.2003.№5. 10. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности//Вопросы философии.1999.№7. 11. Ортега-и-Гассет. Человек и люди/Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 2000. 12. Тавризян Г.М. «Экзистенциальный мир» как антипод социального бытия во французском экзистенциализме//Человек и его бытие как проблема современной философии. М.,1978. 13. Философия: Энциклопедический словарь/Под ред. А.А.Ивина. М.,2004. 14. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. 15. Фромм Э. Бегство от свободы/Фромм Э.Бегство от свободы; Человек для себя. Мн.,2000. 16. Фукуяма Ф. Конец истории?//Вопросы философии.1990.№3. 17. Шпенглер О. Закат Европы. Любое издание. 18. Элен П. Философи «МЫ» у С.Л.Франка//Вопросы философии.2000. №2.
Литература к рефератам К 1 реферату 1. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000. 2. Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное» общество//ОНС.2001.№3. 3. Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии//Вопросы философии.1998.№9. 4. Элиас Н. Изменения баланса между Я и МЫ/Элиас Н. Общество индивидов. М,2001. 5. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.,2002.
Ко 2 реферату 1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.Т.4. Спб., 1997. 2. Бубер М. Я и Ты/Бубер М. Два образа веры. М.,1995. 3. Левинас Э. Философия, справедливость и любовь/Путь философии. Антология. М., СПб., 2001. 4. Аббасова Н.Т. Опыт Другого в философии Э. Левинаса//http://liber. rsuh.ru/Conf/Sociocult/abbasova.htm
К 3 реферату 1. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001. 2. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм//Вопросы философии.1991.№3. 3. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986. 4. Русский космизм. М., 1997.
К 4 реферату 1. Франк С.Л. Духовные основы общества/Франк С.Л. Духовные основы общества. М.,1992. Элен П. Философи «МЫ» у С.Л.Франка//Вопросы философии.2000. №2.
К 5 реферату 1. Бердяев Н.А. Я и мир объектов/Бердяев Н.А. Дух и реальность. М., Харьков, 2003. 2. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Антиномия личности и общества (Антропософский опыт Н.А. Бердяева)//ОНС.1997.№1.
ТЕМА 17. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПОЗНАНИЯ (2 часа) 1. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира как основная проблема познания. Структура и типология знания. А) Соотношение категорий познание и сознание, познание и мышление, познание и понимание, познание и знание, знание и информация. Б) Агностицизм и познавательный оптимизм как мировоззренческие позиции в отношении познаваемости мира, их аргументы. 2. Субъект и объект познания. Процесс познания и его структура. А) Чувственное познание и его элементы. Специфика и роль чувственного познания. Б) Рациональное познание и его элементы. Взаимосвязь чувственного и рационального познания. В) Проблема творчества и интуиции их взаимосвязь снейрофизиологическими процессами мозга. Г) Эмпирический и теоретический уровни познания. Д) Методы познания. 3. Проблема истины. Теории истины, их основания. Истина как процесс. Критерии истины и ее формы. Вера и познание, их взаимодействие.
Тема реферата 1. Вера и знание, их взаимосвязь и границы, значение для медицины.
Вопрос 1. Проблема познания и основной вопрос философии. Познавательное отношение человека к миру как один из способов проявления метафизического отношения человека к миру. Связь гносеологии и онтологии. Специфика философского осмысления познания. Природа знания (натуралистическая, праксеологическая, платоническая, имманентская, трансцендентальная теории понимания познания). Проблема соотношения знания и действительности. Информация и знание. Конструктивность как одна из фундаментальных характеристик человеческого познания. Категории «познание», «сознание», «мышление», «понимание», «знание» «информация» их специфика, взаимосвязь и взаимообусловленность Агностицизм как непознаваемость сверхчувственных аспектов бытия и агностицизм как непознаваемость феноменальных аспектов реальности (Протагор, софисты, скептики). Классический агностицизм Д.Юма. В чем смысл дилеммы: «либо возможно прямое знание оригинала, и тогда непосредственное знание (интуиция) – источник истинного познания; либо источник познания – внешний опыт, в котором нам даны всего лишь копии (образцы) сущностей и явлений, но не оригиналы; не зная прямо оригинала, невозможно судить об истинности его отображений» (Н.О. Лосский)? Разнообразие видов знания. Основные характеристики знания, бинарность знания. Неявные компоненты знания. Вопрос 2. Понятие объекта и субъекта познания их взаимосвязь. Отношения субъекта и объекта познания в античной, средневековой и новой философии, смысл и значение «коперникианского» переворот И.Канта в отношении понимания сущности взаимосвязи субъекта и объекта познания. Познание как процесс постижения отношений между субъектом и объектом. Элементы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Элементы рационального познания: формирование понятия, суждение, умозаключение. Типы понятий: конкретные и абстрактные понятия, сущность операции абстрагирования. Понятие суждения, синтетические, аналитические, априорные и апостериорные суждения. Понятие умозаключения, дедуктивные и правдоподобные умозаключения. Взаимосвязь чувственного и рационального познания в языке. Творчество и интуиция как трансрациональные составляющие познания. Творчество как бессознательный процесс. Интуиция как механизм творчества. Структура интуиции. Объяснение и понимание как познавательные процедуры. Понятия опыта и теории. Дедукция и индукция как основные методы познания. 3 вопрос. Истина и ее динамика, диалектика истины. Относительная и абсолютная истина Категории «истина», «правда», «ложь», «мнение», «заблуждение» и их соотношение. Корреспондентная, экзистенциальная, онтологическая и логическая теории истины и их критерии. Взаимосвязь теорий истины. Специфика веры. Вера как необходимый элемент познания.
Основная учебная литература 1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. М., 2002. 2. Философия: Учебник/Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.М., 2004. 3. Современный философский словарь под. ред. В.Е. Кемерова. М., 2004. 4. Философия: Энциклопедический словарь/Под ред. Ивина А.А. М, 2004. 5. Лебедев Философия науки: Учебник. М., 2004. 6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2000.
Дополнительная литература 1.Лекторский В.А. Теория познания//Вопросы философии.1999.№8. 2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. 3. Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М., 1990. 4. Овчинников Н.Ф. Знание – болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера)//Вопросы философии.2001.№1; 2001.№2. 5. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. 6. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1994. 7. Хрестоматия по философии: Учебное пособие/Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.
Литература к реферату 1. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой //Вопросы философии.1996.№5. 2. Митюгов В.В. Познание и вера//Вопросы философии.1996.№6. 3. Козлова М.С. Вера и знание. Проблемы и границы//Вопросы философии.1991.№2.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.181 с.) |