Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Проблема сознания В философии

Поиск

 (2 часа)

1. Смысл проблемы сознания. Многообразие взглядов на проблему сознания.

2. Понятие идеального, попытки объяснения. Сознание как «особого рода реальность».

3. Структура сознания.

4. Сознание и бессознательное.

Тема реферата

Проблема сознания и трансперсональный опыт С. Грофа.

 

Вопрос 1. Фундаментальный характер понятия сознания в философском знании. Сложность определения сознания. Прокомментируйте слова Дж. Серла: «Когнитивная наука обещала… что войдет в «черный ящик» сознания и изучит его внутреннее функционирование. К сожалению, большинство ученых-когнитивистов повторили наихудшие ошибки бихевиористов…: они настаивали на изучении только объективно наблюдаемых феноменов, игнорируя, таким образом, сущностные свойства сознания. Поэтому, когда они открыли большой черный ящик, то обнаружили внутри лишь множество маленьких черных ящиков».

Традиции анализа проблемы сознания и его определения: классическая традиция и основные характеристики сознания, Новое время и специфика рассмотрения сознания (сознание и самосознание – Р. Декарт), марксистское понимание сознания (сознание как особого рода деятельность), постклассическая традиция – «сознание знающее самое себя»: непредзаданность и самоопределяемость сознания.

Вопрос 2. Идеальное и сознание: суть идеального, идеальность сознания. Человек и животное: сознание и инстинкт как условия существования в мире. Сознание как реальность, в формах которой человеку дан мир. Основные характеристики сознания. Сознание и язык. Сознание и бытие, их взаимообусловленность и неразложимость. Прокомментируйте следующие высказывания: «Мало сказать, что мышление есть бытие, нужно еще сказать, что означает мышление внутри бытия… Познание не только проливает свет на бытие… оно есть свет в бытии, внутри бытия» (Н.А. Бердяев); «Бытие в его живой сверхвременности есть единство реальности и идеальности, т.е. единство переживания и мыслимости. Поэтому оно может уясняться не воспроизводящему знанию-мышлению, которое все превращает в только мыслимое содержание, а лишь непосредственному живому знанию,… как мыслящему переживанию» (С.Л. Франк).

Вопрос 3. Предметное сознание: предмет и его характеристики. Самосознание и его специфичность. Сознание как поток непосредственных переживание и его отличие от самосознания. Интеллектаульные формы сознания: ум, рассудок, разум.

Вопрос 4. Открытие бессознательного З. Фрейдом, значение бессознательного в отношении понимания человека и его сознания. Тайна сознания. Архетипический уровень сознания - К.Г. Юнг, место сознания в жизни человека. Новые возможности человека, открывшиеся благодаря изменениям в понимании сознания.

 

 

Основная учебная литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1998.

2. Губин В.Д. Философия: Учеб. пособие. М.,2001.

3. Канке В.А. Философия.М., 1999.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Т.1.; Т.4.СПб., 1994., 1997.

5. Философия: Учебник/Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.М., 2004.

 

Дополнительная литература

1. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии.1990.№10

2. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Любое издание.

3. Гайденко П.П. Бытие и разум//Вопросы философии.1997.№7.

4. Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением?//Вопросы философии.2001.№6.

5. Хрестоматия по философии. Учебное пособие/Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.

 

Литература к реферату

1. Гроф С. За пределами мозга. М., 1999.

2. Гроф С. Психология будущего. Мн.,2002.

3. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

 

ТЕМА14. ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ

(6 часов)

1 занятие

1. Понятие развития, его модели.

2. Понятие прогресса, его критерии.

3. Диалектика и метафизика. Основные идеи синергетики.

 

1 вопрос. Понятие развития. Развитие и движение. Фундаментальные черты развития: всеобщность, необратимость, направленность. Отличие процессов развития от хаотических изменений, механических движений, круговоротов и процессов функционирования.

    Основные концепции (модели) развития. Рационалистическая (логико-гносеологическая) модель развития. Её достоинства и недостатки.

    Диалектико – материалистическая (марксистская) модель развития. Её отличие от рационалистической модели. Достоинства диалектико-материалистической (марксистской) модели и её недостатки.

    Натуралистический эволюционизм. Г.Спенсер и Ч.Дарвин. Главные достоинства и недостатки учения Г.Спенсера. Основные черты эволюционной теории Дарвина. Ограниченность его стихийно- диалектических воззрений частнонаучными представлениями.

    Творческий эволюционизм (эмерджентизм), его основные черты, и недостатки. Прокомментируйте слова А.Бергсона: «Сознание или сверхсознание – это ракета, потухшие остатки которой падают в виде материи; сознание есть также то, что сохраняется от самой ракеты и, прорезая эти остатки, зажигают их в организмы». Достоинства и недостатки эволюционных теорий.

    Основные положения, достоинства и недостатки равновесно-интеграционной концепции развития (Г.Спенсер, Л.Ф.Уорд) и теории конфликта (Р.Дарендорф)

2 вопрос. Сциентисткий (рациональный) и аксиологический (ценностный) подход в осмыслении прогресса. Попытки их интеграции. Обоснование необходимости идеи прогресса. Прокомментируйте слова русского историка Н.И. Кареева (1850-1931), который отмечал, что понятие прогресса должно дать идеальную мерку для оценки хода истории, без каковой оценки невозможен суд над действительной историей, невозможно отыскание её смысла. Применяя эту идеальную мерку «к последовательности исторических фактов, мы оцениваем ход истории как совпадающий или несовпадающий с этим идеальным порядком, т.е. как прогрессивный или регрессивный, и, подводя общий итог, высказываем свой суд над целым действительной истории, определяем его смысл» (Кареев Н.И. Собр.соч. Т.1. «История с философской точки зрения». СПб., 1912. С. 122-123).

Убедительны ли доводы тех, кто отрицает идею прогресса на основании того, что 1) достигнутые положительные результаты в процессе исторического развития могут быть утеряны; 2) понятие прогресса есть проявление господства телеологизма, т.е. предначертанности развития. Прокомментируйте в связи с этим следующие высказывания Г.Фишера: «Факт прогресса ясно и чётко начертан на скрижалях истории, однако прогресс не является законом природы. Достигнутые одним поколением может быть утеряно следующим» (Цит. по: Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.II.М., 1992. С.227) и К.Поппера: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, края существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс» (там же, с. 322).

Критерии прогресса в неорганической, органической природе и в обществе. Является ли целостная макроскопическая система сложнее (прогрессивнее) такого её элемента как движение микрочастиц? Дело в том, что движение микрочастиц «подчиняется сложным волновым законам; при объединении частиц в молекулы и макроскопические тела волновые свойства становятся практически незаметными, поскольку длина волны де Бройля при увеличении массы стремится к нулю. Соответственно квантовые законы движения уступают место законам классической механики; последние являются более простым, частным случаем квантовых закономерностей» (см. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М. 1999. С.497).

Проанализируйте с точки зрения прогресса состояние современного российского общества.

Универсальный критерий прогресса. Относительный характер прогресса, его зависимость от «точки отсчёта» Понятие регресса. Взаимосвязь прогресса и регресса. Формы прогрессивного развития.

 

3 вопрос. Диалектика как теория и метод познания развивающегося мира. Основные исторические этапы развития диалектики. Античная диалектика: Гераклит, Зенон, Сократ, Платон, Аристотель.

    Диалектика классической немецкой философии. И.Кант: открытие антиномичности разума. О каких противоречиях, открытых Кантом, говорит известный исследователь его философии В.Ф.Асмус: «Диалектический характер функции разума состоит не только в том, что разум стремится побуждать рассудок к сверхопытному применению категорий… Диалектическая природа разума выражается, по Канту, ещё и в том, что в попытках сверхфизического…применения разум…оказывается антиномичным, т.е. с неумолимой необходимостью приходит к противоречиям, образует суждения, которые при ближайшем анализе оказываются равными по силе своего логического обоснования, но противоречащими и друг друга уничтожающими – по своему содержанию».? Почему «открытие Канта, утверждавшее, что противоречие есть – при известных условиях – совершенно неизбежное и необходимое состояние разума, означало целый переворот»? (см.:В.Ф.Асмус. Иммануил Кант. М., 1973. С. 256-258).

     Основа диалектики Гегеля и её отличие от диалектики Канта. Почему Гегель считал обнаружение противоречия критерием истинного знания? Какие основные законы и категории сформулировал Гегель? В чём состоит идеализм гегелевской диалектики. Тождество мышления и бытия – исходная предпосылка диалектики Гегеля. Достоинства и недостатки этого принципа. Почему Гегель считал, что принцип развития имеет место лишь в царстве духа; природа же хотя и существует во времени, но во времени она не развивается, а лишь разнообразится в пространстве?

    Особенности материалистической диалектики К.Маркса и Ф.Энгельса, отличие её от диалектики Гегеля. Объективная и субъективная диалектика. Структура и основные функции материалистической диалектики. Диалектика и синергетика. Основные идеи синергетики.

    Метафизика как антипод диалектики. Эволюция метафизики. «Докантовская метафизика, - отмечал В.Ф.Асмус, - учила, что бытие свободно от противоречий…Появление противоречия в мышлении считалось только признаком его ошибочности, несостоятельности, и знаменитый принцип, или закон, противоречия запрещал думать, будто два противоречащих суждения могут оказаться сразу оба истинными… Противоречие есть целиком только заблуждение, только ошибка, только болезненное состояние мышления… Оригинальность Канта – в подчёркнутой им мысли, что противоречия разума возникают не случайно, не как досадная ошибка разума, но как совершенно неизбежное, логически обоснованное состояние». (См. Асмус. В.Ф. Указ.произв. С. 257-259). Какие черты присущи современной метафизике? Историческая обусловленность метафизики. Её позитивное значение и ограниченность.

    Прокомментируйте слова Энгельса: «Разложение природы на её отдельные части, разделение различных процессов и предметов природы на определённые классы, исследование внутреннего строения органических тел по их многообразным анатомическим формам – всё это было основным условием тех успехов, которые были достигнуты в области познания природы за последние четыреста лет. Но тот же способ изучения оставил нам вместе с тем и привычку рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой общей связи, и в силу этого – не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные, не живыми, а мёртвыми» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.20. С. 20-21). О каком методе здесь идёт речь?

 

Темы рефератов

1. Жизнь как специфическая форма развития, её зарождение и онтологический статус.

2. Диалектика как теория развития и метод постижения развивающегося мира.

3. Диалектика Платона.

4. Диалектика И.Канта.

5. Метафизика, её роль в познании.

6. Синергетика как мировидение.

 

Основная учебная литература

1. Философия медицины./ Под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004. Гл. 8. С. 172-182.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1999. Гл.XX. С. 446-463.

3. Философия./ Под ред. В.П.Кохановского. Ростов-на-Дону. 2004. Гл.IV. С. 130-149; 172-189.

 

Дополнительная литература

1. Франчук В.М. Универсальные механизмы эволюции// Вопросы философии. 2005. № 4.

2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 20-22.; 516-520.

3. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.19. С. 202-207.

4. Введение в философию./Под ред. Фролова И.Т. – М., 1989. Гл.VII. С. 171-184.

 

 

Литература к рефератам

К 1 реферату:

1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1999. Гл. 13.3. С. 380-390.

2. Концепции современого естествознания. М. 1999. Раздел V. С. 356-393.

3. Хрусталёв Ю.М. Философия. М., 2004. Ч.II. Гл. 1. С.253-258. Ч. III. Гл.1. С.507-525.

 

Ко 2 реферату:

1. Философия./ Под ред. В.П.Кохановского.- Ростов-на-Дону, 2004. Гл.IV. С. 133-150.

2. Поппер К.Р. Что такое диалектика?// Вопросы философии. 1995. № 1.

3. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. 2000. № 1.

 

К 3 реферату:

1. Асмус В.Ф. История античной философии. Гл. IV. С.153-164.

2. Философская энциклопедия. М. 1967. Т. 4. Ст. «Платон». С. 265-266.

 

К 4 реферату:

         Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973. Гл.V. С. 255-275.

 

К 5 реферату:

1. Философия./ Под ред. В.П.Кохановского..- Ростов-на-Дону, 2004. Гл. IV. С.180-189.

2. Филососфская энциклопедия. М., 1964. Т. 3. Ст. «Метафизика». С. 402-408.

 

 

К 6 реферату:

1. Князева Е.П., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение// Вопросы философии.-1992. № 12.

2. Штанберг М.И. Синергетика и биология// Вопросы философии 1999. №2.

3. Пытков В.П. Определение синергетики// Вопросы философии. 2001. № 4.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса// Хрестоматия по философии/ сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 1998. С.492-503.

5. Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы философии. 1991. № 6.

 

Занятие

1. Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектической противоположности).

2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза).

 

1 вопрос. Метафизическая и диалектическая точки зрения на источник развития. Развитие как саморазвитие. Противоречие как источник развития. Понятие противоположностей, их единства и борьбы. Все ли противоположности, находящиеся в единстве, составляют диалектическое противоречие? Например, являются ли противоречием верх и низ стола, левая и правая сторона улицы, день и ночь, сложение и вычитание, наследственность и изменчивость, среда и организм? Действует ли закон диалектической противоположности в простом механическом движении?

    Этапы становления (тождество, различие, противоположность, противоречие) и развития (гармония, дисгармония, конфликт) противоречий. Приведите примеры. Чем определяется функционирование и направление развития системы? Всегда ли противоречие ведёт к переходу системы в новое качественное состояние?

    Формы разрешения противоречий. Приведите примеры перехода противоположностей друг в друга, победы одной из противоположностей, гибели обеих противоположностей, примирения противоположностей на более высоком уровне. Существуют ли противоречия окончательно не разрешаемые в рамках данной системы?

    Можно ли согласиться с позицией известного критика диалектики Гегеля К. Поппера о том, что Гегель считал противоречия не только допустимыми и неизбежными, но в высшей степени желательными. «Это-та гегелевская доктрина, которая может разрушить всякий рациональный спор и всякий прогресс. Ведь если противоречия неизбежны и желательны, то мы не нуждаемся в устранении их, и, таким образом, всякий прогресс должен придти к своему концу…Причина признания Гегелем противоречий заключается в том, что он стремился остановить рациональный спор, а вместе с ним научный и интеллектуальный прогресс Делая аргументации и критику невозможной, он ставил свою философию в такое положение, в котором она могла самоутверждаться как непроницаемый догматизм, не воспринимающий никакой критики» (Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. II. С.50).

    Основания классификации противоречий, их типы и виды. Общедиалектические (сущностные и феноменологические, внешние и внутренние, необходимые и случайные, действительные и возможные и т.п. виды) и специфически-диалектические (по формам движения материи, по структурным уровням её организации, в области познания) противоречия. Приведите примеры подобных противоречий, особенно в области биологической формы движения материи и медицины. Методологическое значение закона диалектической противоречивости для медицинской науки и практики.

 

2 вопрос. Сущность закона перехода количественных изменений в качественные как закона раскрывающего механизм возникновения новых качеств. Рациональный смысл выражения «переход количества в качество». Категории «количество», «качество», «свойство». Прокомментируйте слова Гегеля: «Нечто есть то, что оно есть, только благодаря своему качеству, между тем как, напротив, вещь, хотя она также существует лишь постольку, поскольку она обладает свойствами, всё же не связана неразрывно с тем или другим определённым свойством и, следовательно, может также и потерять его, не перестав из-за этого быть тем, что она есть» (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974. С. 290).

    Какому уровню познания объекта соответствуют следующие определения качества: 1)качество-это система важнейших, необходимых свойств предмета; 2) качество- это целостность, тождественная внутренней определенности объекта; 3) качество-это внешняя и внутренняя определённость, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть?

    Какие характеристики количества раскрываются в следующих определениях: 1) количество-это совокупность изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению её сущности; 2) количество есть степень развития данного качества. Неразрывная связь количества и качества. Количественные характеристики человеческого организма.

    Раскройте смысл утверждения Гегеля, что качество «есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определённость в отличие от рассматриваемого после него количества, которое, правда, также есть определённость бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определённость. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть» (Гегель. Энциклопедия наук. Т.1. М., 1974. С. 228).

    Характеристика количественных изменений, способных привести к изменению качества системы. Относительность количественных и качественных характеристик в зависимости от точки отсчёта. Приведите примеры.

    Категория «мера». Каким термином обозначается проявление «меры» в медицине? Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Всё есть яд и всё есть лекарство, тем или другим делает лишь доза». К соблюдению какого закона диалектики в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневным. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обличают, слепая вера делает смешным, неведение ведёт к пороку»?

    Понятие скачка. Узловая линия мер. Роль синергетики в понимании скачка. Основная классификация скачков: по формам движения материи, по времени их протекания (скачки-взрывы, постепенные скачки), по количеству систем или подсистем, включаемых в скачок (одинарные и комплексные), по роли в развитии (прогрессивные, регрессивные и одноуровневые скачки) и т.п. Чем определяется характер скачка? Развитие как единство непрерывности и прерывности.

    Методологическое значение закона перехода количественных изменений в качественные для медицины.

    Особенности проявления закона перехода количественных изменений в качественные по сравнению с проявлением закона диалектической противоречивости.

3 вопрос. Сущность закона диалектического синтеза как закона прогрессивного развития материальных систем. Отрицание как всеобщий момент развития. Метафизическое понимание отрицания. Нигилизм. Формы его проявления.

    Какому известному литературному герою принадлежат следующие мысли и какая философия в них отражена: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает…Это никуда не годится…Пора бросить эту ерунду». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем всё…сперва нужно разрушить, место расчистить, а строить – это уже не наше дело». «Рафаэль гроша медного не стоит».

    Можно ли согласиться с Лениным, который считал необходимым «самым решительным образом» отвергнуть «как теоретически неверные и практически вредные, всякие попытки выдумывать свою особую культуру». Нам нужна «не выдумка новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры». (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.41.С.337; 462)? Против какого мировозрения выступает Ленин?

    Прокомментируйте слова Хайдеггера: «Нигилизм по своей сущности скорее является основным движением в истории Запада. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развёртывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно-историческое движение Земли, втянутых в сферу влияния современности…Сущность нигилизма - это сама метафизика». Приведите примеры современного проявления нигилизма.

    Диалектическое отрицание. Отрицание – снятие и отрицание – синтез. Всегда ли действие данного закона ограничивается двумя последовательными отрицаниями. Почему действие закона отрицания отрицания на заключительной стадии приводит к новому более качественному состоянию системы, которое воспроизводит на более высоком уровне характерные черты исходной ступени развития? Преемственность развития. Спиралевидная форма развития. Диалектический синтез и принципы синергетики. Приведите примеры действия закона отрицания отрицания. Всегда ли в случае прогрессивного развития системы действует данный закон? Обнаруживает ли он себя всегда в последовательных двух и более отрицаниях?

    Действует ли закон диалектического отрицания при следующих изменениях: вода – лёд - вода, день – вечер – ночь – утро – день, неорганическая природа – живая природа – общество; рождение – жизнь – смерть, зерно – росток – зерно, знание – незнание – знание, здоровье – болезнь – здоровье, формально – абстрактный диагноз заболевания – патогенетический диагноз – конкретное лечение болезни?

    Особенности действия закона отрицания отрицания по сравнению с двумя другими законами диалектики. Единая основа всех трёх законов диалектики.

    Методологическое значение закона отрицания отрицания для медицинской науки и практики.

 

Темы рефератов

 

1. Понятие закона в философии и медицине.

2. Особенности проявления закона единства и борьбы противоположностей в медицине.

3. Особенности проявления закона перехода количественных изменений в качественные в медицине.

4. Особенности проявления закона отрицания отрицания в медицине.

5. Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в медицине.

 

Основная учебная литература

 

1. Философия медицины./ Под ред. Ю. Л. Шевченко. М., 2004. Гл. 9. С. 183-195.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1999. Гл. XX, § 2. С. 463-491.

3. Введение в философию./ Под. ред. И.Т. Фролова. – Ч.II. Гл.VII. С.138-171.

 

Дополнительная литература

 

1. Энгельс Ф. Анти Дюринг.// Маркс К. и Энгельс Ф.Соч. Т. 20. Гл. XII – XIII. С. 122-146.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы.// Маркс К. и Энегьс Ф. Соч. Т. 20. С. 384-390, 526-536, 640-642.

3. Энегьс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С.273-281, 305-308.

4. Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. Ст. «Единство и борьба противоположностей». С. 106-113; Ст. «Качество». С. 483-484; Ст. «Количество». С. 552-562.

5. Философская энциклопедия. М., 1967. Т.4. Ст. «Переход количественных изменений в качественные». С. 239-241; Ст. «Отрицание». С. 186-188; Ст. «Отрицания отрицания закон». С. 188-189; Ст. «Противоречие». С. 403-408.

6. Философская энциклопедия. М., 1964. Ст. «Мера». С. 389-394.

 

Литература к рефератам

К 1 реферату:

 

1. Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. М., 1963. Гл. IV. § 1. С. 98-103.

 

Ко 2 реферату:

1.Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. М., 1963. Гл. IV. § 2. С. 103-117.

2. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. Гл. 6. С. 204-209.

К 3 реферату:

1.Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. М., 1963. Гл.IV.§3. С. 117-130.

2.Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М., 1986. Гл. 6. С. 194-204.

 

К 4 реферату:

1.Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. М., 1963. Гл. IV.§ 4. С. 130-139.

2.Царегородцев Г.И.. Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М., 1986. Гл. 6. С. 210-214.

 

К 5 реферату:

1.Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. М., 1963. Гл.IV.§ 5. С. 139-142.

2.Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М., 1986. Гл.6. С. 187-194.

 

3 занятие

1. Категории, выражающие устройство, организованность бытия: общее – особенное – единичное, часть-целое, система - элемент-структура, форма-содержание, сущность и явление.

2. Категории, выражающие универсальные связи детерминации: причина-следствие, необходимость - случайность, возможность -действительность.

 

1 вопрос. Понятие единичного и общего. Различные подходы в решении вопроса о существовании единичного и общего в истории философии: Платон, Аристотель, реализм, номинализм. Современное решение вопроса.

Диалектика общего и единичного. Приведите примеры их взаимного перехода друг в друга. Проследите процесс возникновения новых биологических видов, новой моды, новых норм морали и др. Почему единичное богаче общего?

Понятие особенного. Может ли единичное и общее быть особенным? Что является общим, особенным и единичным в процессе индивидуального развития организма, человека, установления диагноза заболевания?

Методологическое значение категорий «общее», «особенное» и «единичное» в познании, практической деятельности, медицине. Определяющая роль общего. Могут ли в своей деятельности люди руководствоваться только общим? Почему игнорирование особенного деформирует общее? Прокомментируйте слова Гегеля о том, что общее «воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного».

Прав ли Энгельс, утверждая, что «мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность…» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 548, 540). Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

С чем связана установка в медицине на необходимость лечить больного, а не болезнь? Категории «специфическое» и «неспецифическое» в медицине.

Понятие части и целого. Механистическое представление о взаимоотношениях целого и частей (меризм, редукционизм). Можно ли биологическое представить как простую сумму механического, физического и химического? Можно ли сказать, что части предшествуют целому? Как в рамках меризма решается вопрос о соотношении интересов индивидов и общества?

Абсолютизация роли целого (холизм). За счёт чего целое признаётся больше своих частей? Можно ли сказать, что целое предшествует своим частям? Как в рамках холизма решается вопрос о соотношении интересов индивидов и общества?

Диалектический подход к решению вопроса о соотношении целого и частей как частный случай решения проблемы соотношения высших и низших форм движения материи. Количественный и качественный аспект соотношения целого и частей. Что придаёт целому новое качественное состояние по сравнению с простой механической суммой его частей?

Принцип целостности. Типы целостности: структурный (связи строения), функциональный (связи функционирования) и генетический (связи развития). Приведите примеры данных типов целостности.

Несёт ли часть на себе черты качественной определённости целого и может ли она существовать самостоятельно? Является ли совокупность неорганических образований частью целого человеческого организма? Может ли целое существовать без отдельных своих частей?

Как с точки зрения диалектики части и целого следует рассматривать взаимоотношения между личностью и обществом?

Методологическое значение категорий часть и целое в медицине. Проблема местного и общего в медицине.

Сущность категорий «система», «элемент», «структура». Какое из определений данных категорий Вам кажется более приемлемым и почему?: Л.Берталанфи: система – это комплекс взаимодействующих элементов; А.Н. Аверьянов: система есть ограниченное множество взаимодействующих элементов; И.Т. Фролов: система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией; В.Садовский: Система – целостное множество взаимосвязанных элементов, на природу которых не накладывается никаких ограничений и которые рассматриваются как далее неделимые, при данном способе рассмотрения.

И.Т.Фролов: Элемент – неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов; П.В. Алексеев, А.В. Панин: критериальное свойство элемента – его необходимое непосредственное участие в создании системы: без него, т.е. без какого-либо одного элемента, система не существует. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе её рассмотрения.

П.В. Алексеев, А.В.Панин: Структура – это совокупность устойчивых (закономерных) отношений и связей между элементами; И.Т.Фролов: структура – это относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого; Н.Овчиников: структура – относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; инвариантный аспект системы.

Являются ли элементами такой системы как человеческий организм отдельные клетки, молекулы и атомы, нервная система в целом, кровеносная система, пищеварительная система и т.п.? Несёт ли элемент качественную определённость системы?

Относительность представлений о системе и элементе. Понятие подсистемы. Иерархичность строения системы. Подсистемы человеческого организма. Какие подсистемы можно выделить в такой бесконечной системе как материя? Чем определяется качество системы?

Типы систем по характеру связей между элементами, по степени интегрированности элементов и структур: суммативные (неорганизованные совокупности) и целостные системы. Малые (простые) системы. Большие сложные саморегулирующиеся системы. Сложные саморазвивающиеся системы. К какому типу систем относятся следующие системы: штабель досок, часы, двигатель внутреннего сгорания, Н2О, системы управления космическими кораблями, организмы, популяции, социальные объекты, объекты генетической инженерии, сложные компьютерные сети, Вселенная?

Методологическое значение категорий «система», «элемент», «структура» для медицины.

Определение категорий «форма» и «содержание», разнообразие их типов. Внешняя и внутренняя форма содержания. Что является формой и содержанием Омской государственной медицинской академии, произведения искусства, живого организма, патологического процесса, общественного производства, человеческой жизни, общественной деятельности и т.п.? Что в системе является более устойчивым в процессе её постоянного изменения?

Являются ли компонентом содержания организма человека отдельные клетки и молекулы, неорганическая подсистема? В чём отличие категории «содержание» от категорий «целое» и «система»?

Диалектика формы и содержания, их неразрывное единство. Прокомментируйте слова Гегеля: «Можно сказать об Илиаде, что её содержанием является Троянская война или ещё определеннее, гнев Ахилла; это даёт нам всё, и одновременно ещё очень мало, ибо то, что делает Илиаду Илиадой, есть та поэтическая форма, в которой выражено содержание. Точно также и содержанием «Ромео и Джульетты» является гибель двух любящих вследствие раздора между их семьями; но это ещё не бессмертная трагедия Шекспира…Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны, представляют собою истинные произведения искусства». Согласны ли Вы с этим?

Проиллюстрируйте слова Энгельса о том, что вся органическая природа является сплошным доказательством тождества или неразрывности формы и содержания.

Относительность понятий формы и содержания, способность их взаимного перехода друг в друга. Приведите примеры. Противоречивость единства формы и содержания. Причины возникновения у них разнонаправленных тенденций развития. Конфликт между формой и содержанием. Условия укрепления единства системы, достижения оптимальных параметров её развития. Определяющая роль содержания. Относительная самостоятельность и активность формы. Назовите науки специально изучающие различные формы. Что значит формализация знаний? Значение для науки и практики концентрации усилий на формах, приёмах и средствах деятельности.

Причины возникновения формализма и бюрократизма, заорганизованности в общественной жизни и деятельности.

Методологическое значение категорий «содержание» и «форма» для медицины.

Сущность и явление как всеобщие формы предметного мира и его освоения человеком, различные уровни объективной реальности. Понятие сущности и явления. Причины кантовского агностицизма. Диалектика сущности и явления. Гегель: сущность является, явление существенно. Онтологическое обоснование неразрывной связи сущности и явления с позиций гегелевского абсолютного идеализма и марксова материализма. Можно ли согласиться с Фейербахом, который рассматривает как единственную и подлинную реальность чувственность, предметный мир, мир явлений?

Противоположность сущности и явления. Видимость (кажимость).Имеет ли видимость определённую реальную основу? Отличие видимости от явления. Чем являются мираж, радуга, симптомы болезни и др.? Чем обусловлено отличие явления от своей сущности?

Причина обнаружения (проявления) сущности. Чем обусловлено многообразие её проявлений? Почему явления в своей совокупности богаче, разнообразнее сущности, а сущность глубже любого из своих явлений и даже всей их совокупности? Определяющая роль сущности. Могут ли явления оказывать влияние на свою сущность? Может ли явление полностью выражать сущность? Относительность сущности и явления в разных отношениях. Чем является атомный вес по отношению к химическим свойствам элементов и к заряду ядра атома?

Роль категорий «сущность» и «явление» в понимании структуры процесса познания. Что делает возможным сам процесс познания? Прокомментируйте слова Маркса: «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня» (Маркс К. и Энгельс Ф. С



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.86 (0.02 с.)