Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Современная западная философияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(4 часа) Семинарское занятие №1 1. Изменение философской проблематики на рубеже XIX-XX веков. Общая характеристика мироощущения эпохи. 2. Иррационалистическое направление в философской мысли (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), его значение для западноевропейской философской традиции. Семинарское занятие №2 1. Экзистенциальная философия как открытие фундаментальных основ человеческого существования (от С.Кьеркегора к М. Хайдеггеру, К. Ясперсу, Ж.-П. Сартру, А. Камю) 2. Позитивизм и его эволюция. Современные формы позитивизма. Постмодернизм. Темы рефератов 1. Философия бессознательного как творческое продолжение идей иррационализма. 2. Экзистенциализм: поиск основ подлинности человека (по произведениям А. Камю, Ж.-П. Сартра) 3. Философия языка и современная проблема науки. 4. Постмодернистское мышление: за и против. (К вопросу об основаниях постмодернизма).
Семинарское занятие № 1. Вопрос 1. Изменение ценностной картины мира на рубеже XIX-XX веков: разрушение фундаментальных человеческих ценностей – Бог, Закон, Разум, Абсолютная истина. Открытие многогранности и неопределенности (феноменальности) мира. Проблема самоопределения человека и его места в «безразличной к нему и его поискам Вселенной», потеря человеком привилегированного положения в мире. Реальность одиночества, заброшенности, абсурдности человеческого бытия, чувство собственной ничтожности относительно открывающейся бесконечности времени и пространства (научные открытия в физике, химии, геологии, биологии, психологии, космологии XIX – н.XXвв.). Переживание как единственно подлинная реальность, как единственная возможность собственного бытийствования. Преодоление кризиса рациональности духом романтизма: признание иррациональной основы мира как другой стороны существования мироздания и человека, новое определение реальности. Вопрос 2. Идея Мировой воли (А. Шопенгауэр) и осознание могущества и непостижимости жизни. Проблема новых форм философствования. Категория «жизни» и утрата миром объективности: «Мир есть мое представление – вот истина для всякого живущего существа (А. Шопенгауэр). Единство мира и человека и проблема свободы человека. Ф. Ницше как ниспровергатель всяких ценностей и «освободитель» человеческого. Неопределенность мира и жизнеутвержающая воля к власти (открытие дионисийского истока человеческого бытия). Метафизическое рождение человека как внесение порядка в хаос и неопределенность мироздания: идея «вечного возвращения». «Новое» рождение Бога и идея Сверхчеловека. Сверхчеловек как прорыв к ценностям, лежащим «по ту сторону Добра и Зла», прорыв в мир Свободы. Понимание Истины как того, что должно сотворить человеку. Значение философских идей Ф. Ницше для современной философии.
Семинарское занятие №2 Вопрос 1. Проблематизация человеческого существования, подлинности Я в философии экзистенциализма. Гуманность экзистенциализма. Ситуация выбора как проявление человеческой экзистенции (С. Кьеркегор). «Экзистенциалы» как новые формы философского постижения бытия, отказ от категориальных понятий классической философии. Создание фундаментальной онтологии (М. Хайдеггер): истина бытия и истина человеческого существования. Открытие безосновности (неданности, незавершенности) человеческого бытия, экзистирование как возможность обретения своей подлинной реальности. Экзистенциалы человеческого бытия – свобода (Ж.-П. Сартр), коммуникация (К. Ясперс, Г. Марсель), любовь, совесть, смерть (М. Хайдеггер). Вопрос 2. Проблема оснований наукообразности философии в к.XIX- XXвв. в ситуации кризиса рациональности. Философия позитивизма – О. Конт, Б. Рассел, К. Поппер, Л. Витгенштейн. Первый этап развития позитивизма: естественно-научный материализм XIX века, основные принципы и идеи. Второй этап: логический позитивизм (неопозитивизм) – анализ языкового структурирования человеческого опыта и кризис неопозитивизма. Третий этап: постпозитивизм и философия науки – К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабент. Метод верификации и фальсификации научного знания. Идея парадигмальности научного знания. Новое понимание объективности и научности. Проблема основ человеческого знания. Постмодернизм: основные принципы, проблемы и идеи.
Основная учебная литература 1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб.,1997. 2. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000. 3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000. 4. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М.,2003. 5. История философии/Под ред. В.П. Кохановского. Р-н-Д., 1999.
Дополнительная литература 1. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. 2. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Любое издание. 4. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Любое издание 5. Ницше Ф. Антихристианин. Любое издание. 6. Чанышев А. А. Философия А. Шопенгауэра/Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1998. 7. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2002. 8. Камю А. Экзистенциализм – это гуманизм/Сумерки богов. М., 9. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Любое издание. 10. Ясперс К. Введение в философию. Мн., 2000. 11. Вригт фон Г.Х. Витгенштейн и двадцатый век//Вопросы философии.2001.№7. 12. Хоружий С.С. Ницше и Соловьев о кризисе европейского человека//Вопросы философии.2002.№2. 13. Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше//Вопросы философии.2002.№2. 14. Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека//Вопросы философии.2002.№2. 15. Водолагин А.В. Философия и психопатология: творчество Карла Ясперса//Вопросы философии.2006.№4. 16. Грюнбаум А. Сто лет психоанализу: итоги и перспективы//Вопросы философии.1997.№7. 17. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»//Вопросы философии.1990.№7. 18. Цвейг С. Борьба с демоном. М., 1992.
Литература к рефератам К 1 реферату: 1. Тарнас Р. История западноевропейского мышления. М., 1995. 2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб., 1997.
Ко 2 реферату 1. Камю А. Посторонний. Любое издание. 2. Сартр Ж.- П. Тошнота. Любое издание.
К 3 реферату 1. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.
К 4 реферату 1.Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. 2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000. 3. Постмодернизм в культуре (материалы «круглого стола»)//Вопросы философии.1993.№3. 4. Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас»)//Вопросы философии.1993.№3.
ТЕМА 10. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ(русская религиозная философия конец XIX – начало XX вв.) – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА, СПЕЦИФИКА (4 часа) Семинарское занятие №1. 1. Сущность русской философской мысли и ее характерные особенности. Место историософской проблематики в русской философской традиции. 2. «Философия истории» П.Я. Чаадаева. Поблематика «философических писем»: метафизическое основание истории, проблема взаимосвязи «человек – общество – мир», Россия и Европа в контексте идеи христианства.
Семинарское занятие №2. 1. А.С. Хомяков и славянофильство: христианский гуманизм и христианская антропология, историософия. 2. Русское «западничество»: основные принципы, идеи, специфика. 3. В.С. Соловьев: соположенность человека, мира и Бога в контексте философии всеединства.
Семинарское занятие №1.
Вопрос 1. Основные характеристики «философского пробуждения» в России в начале XIX века. Особое понимание смысла и значения философского знания как любомудрия, обусловленного специфическим осознанием смысла и роли христианства (православия) – Религии Духа в мировой истории. Отличие западноевропейской классической философской традиции («логико–онтологическая мысль» С.Л.Франк) от русского («онтолого-космического», «идеал-реалистического») способа усвоения подлинного бытия. Идея целостности мира, человека, целостности исторического процесса, человеческого единства и их взаимо –действия, со –раскрытия, находят себя в контексте историософской проблематики и вопроса о судьбе России. Размышления о смысле и назначении русского народа, русской культуры переплетаются с социальной философией, философской антропологией, гносеологией, аксиологией. Так историософская проблематика русской философской мысли есть своеобразная «проекция в мысли», обусловленная специфичным пониманием БЫТИЯ как ВСЕ-ЕДИНСТВА. Фундаментальность принципа всеединства и его проявление во взаимоотношениях человека и мира (человек здесь есть личность, а не индивидуум [[1]]) «соборность», «живознание», «МЫ-мировоззрение», «богочеловечество». Социально-историческая жизнь человека и человечества, с точки зрения русских мыслителей, есть прежде всего конкретное «становление идеального (богоподобного образа в человеке) в социальном», в том, что является непосредственной и окружающей человека реальностью. Историософия и социальная философия как «способ» осмысления «связей трансцендентального и действительного бытия». Онтологизм как основной принцип русского мышления. Нравственно–практическое содержание социально-философской и историософской направленности русской мысли (символизм и реализм в этике). Судьба России – судьба человечества. Идея провиденциализма, теургическое восприятие истории и эсхатология (Н.А.Бердяев). Вопрос 2. Личность П.Я. Чаадаева. «Встреча» с Западом и взгляд на Россиию в первом «философическом письме». Социальная роль христианства (социально-историческое значение христианских ценностей, Любовь как новое основание мира) и нравственный смысл исторического процесса. История как надындивидуальная реальность человека: проблема свободы и «поврежденности» природы человека, «всеобщее сознание» и «всеобщее существование», метафизика человека и метафизика мира: единство антропологии и космологии в рамках исторического процесса. Идея Церкви и единой всечеловеческой вселенской цивилизации. История Запада как становление исторического христианства и метафизическое «начало» русской истории (идея христианства) [[2]]. Духовная жизнь западной цивилизации и будущность России. Сущность исторического реализма П.Я.Чаадаева («Не коллективизм, а Церковь как благодатная социальность осуществляет в истории задания Бога, - и потому подчинение внешнего внешнего исторического бытия идее Царства Божия одно вводит нас в «тайну времени». Для Чаадаева это и есть подлинный реализм, есть ответственное вхождение в историческое действование, приобщение к священной стороне в истории» В.Зеньковский)
Семинарское занятие №2
Вопрос 1. Отношение славянофилов к Западу, его особое восприятие и идея христианского универсализма. Прокомментируйте в этой связи следующие высказывания: «Не закопал Запад в землю талантов, данных ему от Бога! Россия признает это, как всегда признавала. И сохрани нас Бог от умаления заслуг другого. Это худое чувство… Россия чужда этому чувству и свободно отдает справедливость Западу» (К.С. Аксаков); «Все споры о превосходстве Запада или России, о достоинстве истории европейской или нашей и тому подобные рассуждения принадлежат к числу самых бесполезных, самых пустых споров» (И.В. Киреевский). Основные пути духовного развития человечества: два начала человека как два основания истории - иранство - кушитство и судьба христианской церкви в историософских воззрениях А.С.Хомякова. Понятие «соборность»: личность и надындивидуальное единство, свобода человека и его внутренняя целостность. Человек и Церковь как «первореальность». За «соборной гносеологией», «живознанием» мы находим понимание того, что «недоступная для отдельного мышления истина доступна только совокупности мышлений связанных единством» (А.С.Хомяков) – объясните как понимается Истина в философии славянофилов, почему их не устраивает «философия разума» в традиции западной мысли. Религиозный и философский характер критики Запада (отсутствие внутреннего развития живых начал на Западе), идея синтеза Православия и европейской культуры. Вопрос 2. Влияние немецкой философской мысли (Фихте, Шеллинг, Гегель) на духовные поиски русской молодежи XIX века (московский кружок Н.В.Станкевича). Специфически русское понимание философского наследия немецкой классики и внецерковная религиозность «западников». Взгляд «западников» на значение истории Запада и ценности западноевропейской культуры для исторической судьбы России. «Политицизм» и социальная проблематика «западничества». Понимание государства и общества, их соотношение и принципы взаимодействия (Чичерин, Кавелин, Соловьв С.М). Отношение к действительности западного общества В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Теория русского социализма А.И. Герцена. Вопрос 3. Идея Всеединства и ее понимание В.Соловьевым. Всеединство как философский принцип. Отличие идеи Всеединства от идеи Абсолютного Духа. Понятие личности в философии В.Соловьева, место человека в мироздании («человек как естественный посредник между Богом и материальным бытием» В.Соловьев), взаимосвязь человека и общества («общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – дополненное или расширенное общество» В.Соловьев), нравственные начала общественной жизни. Преодоление человеческой греховности и идея «оправдания», спасения мира человеком. «Историчность» как форма бытия, раскрытие ликов бытия в истории. «Единосущее» человечества, история как Богочеловеческий процесс. Прокомментируйте следующие высказывания В.Соловьева: «постепенное одухотворение человека через внутреннее усвоение и развитие божественного начала образует, собственно, исторический процесс человечества»; «космический процесс оканчивается рождением натурального человека, а за ним следует исторический процесс, подготавливающий рождение человека духовного». «Цельная жизнь» как «окончательный фазис исторического развития». Теократия. Основная учебная литература
1. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М.,2003. 2. Евлампиев И.И. История русской философии. М.,2002. 3. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 2000. 4. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности. М., 2001.
Дополнительная литература 1. Герцен А.И. Былое и думы. (Любое издание). 2. Бердяев Н.А. Русская идея. М.,1999. 3. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2ч..Р-на-Д., 1999 4. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа.М., 1997. 5. П.Я. Чаадаев: pro et contra.СПб., 1998. 6. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1997. 7. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. М., 2001. 8. Соловьев В.С. Оправдание добра. М.,1996. 9. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии/Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996. 10. Сто русских философов: Библиографический словарь/Сост.: А.Д. Сухов. М., 1995. 11. Франк С.Л. Русская философия, ее характерная особенность и задачи/Там же. 12. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. В 2ч.Ч.1.М.,1994. 13. Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890-х годов//Вопросы философии.2001.№6. 14. Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье//Вопросы философии.2003.№5.
Методические рекомендации к теме. То, что русская религиозная философская мысль обнаруживает себя как особое явление, мы можем говорить, обратившись к размышлениям самих русских философов о том, что же есть собственно – русская философия в ее отношении к европейской философской традиции [[3]]. Студентам, изучающим курс «История философии», предоставляется возможность не только сравнить обозначенные выше философские традиции, но и прояснить различие философских позиции и философских принципов. Учитывая при этом, что есть ряд причин как социально – экономических, так политического и культурологического характера [[4]]. Однако своеобразие, главным образом, определяется особым отношением русского человека к миру, его мироощущением, обусловленного осознанием человека «бытия мира и себя самого…, каковым он в целом живет, исходя из этого сознания» (К.Ясперс). Принципиально важным становится вопрос о том, как возможно иное «основание» философской мысли, нежели то, на котором «выстраивается», из которого «прорастает» европейская философская мысль? Иные основания востребуют иных философских понятий. Каковы они? Поскольку философия – это «мышление, которое устанавливает себя само в мире и человеческой экзистенции», любая философская традиция связана с тем, как «происходит» данное установление. Русская философия в ее данности позволяет нам распознать еще один (наряду с европейским и восточным) опыт постижения бытия. Само название философской традиции – русская религиозная философия, где идет речь о единстве двух типов миропостижения религии и философии, что требует определить условие данного единства, которое нисколько не является повторением европейской средневековой философской мысли. Поэтому необходимо обозначить данное «соотношение» через понимание того, что же есть для русской мысли опыт религиозный и опыт философский. Здесь уместным будет обращение к идеям П.Я.Чаадаева, который является «всем нашей мысли – нашей историософии, и через нее антропологии и социальной философии» [[5]], который обозначил не только основные вопросы, с которыми работала русская мысль, но, главным образом, он задает понимание целостности мира, которое делает возможным единство и целостность постижения мира относительно целостности самого человека, который не столько мыслит о Бытии, сколько проживает и «несет» это Бытие. Идея целостности мира, человека, целостности исторического процесса, человеческого единства и их взаимо –действия, со –раскрытия, находят себя в специфичных понятиях, которые связаны друг с другом: «христианство историческое», «идея христианства», «социальная метафизика», «всеобщее сознание». Связность понятий обнаруживается в контексте историософской проблематики и вопроса о судьбе России. Таким образом, размышления о смысле и назначении русского народа, русской культуры переплетаются с социальной философией, философской антропологией, гносеологией, аксиологией. В этой связи можно говорить о том, что историософская проблематика русской философской мыли есть не просто «ответ времени», но она есть своеобразная «проекция в мысли», обусловленная специфичным пониманием идей христианства, БЫТИЯ, которое понимается как ВСЕ-ЕДИНСТВО, выступающее одновременно общефилософским универсальным принципом. Фундаментальность принципа всеединства заявляет себя во всех аспектах взаимоотношений человека и мира (человек здесь есть личность, а не индивидуум [[6]]), что раскрывается в таких понятиях русской мысли: «соборность», «живознание», «МЫ-мировоззрение», «богочеловечество». Морально-практическая ориентация русской философии основана том же принципе всеединства, поэтому «для русской религиозной этики характерно как раз то, что «благо» для нее проявляется не как моральная проповедь или нравственная заповедь, не как долженствование или норма, а как истина, как живая онтологическая сущность…»(С.Л.Франк). Социально-историческая жизнь человека и человечества, с точки зрения русских мыслителей, есть прежде всего конкретное «становление идеального (богоподобного образа в человеке) в социальном», в том, что является непосредственной и окружающей человека реальностью. Можно говорить о том, что историософия и социальная философия стали для русской мысли своеобразным «способом» осмысления «связей трансцендентального и действительного бытия».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.52 (0.016 с.) |