Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема18: специфика научного знания

Поиск

 (4 часа)

Семинарское занятие №1

1. Философия науки. Наука как форма познания.

2. Понятие научности, критерии научности. Формы и методы научного исследования.

3. Специфика гуманитарного познания.

 

Семинарское занятие №2

1. Развитие науки. Понятие научной революции, научной парадигмы, понятие исследовательской программы

2. Особенности постклассической науки

Тема реферата

1. Образ классической и неклассической науки.

2. Место науки в жизни современного общества.

 

Семинарское занятие №1

Вопрос 1. Причины появления философии науки как области философского знания. Понятие науки. Основные характеристики и цели научного знания. Феномен преднауки. Концепция науки в логическом позитивизме и критическом рационализме. Логический позитивизм о природе теоретического знания и достоверном базисе науки, язык науки. Критический рационализм и изменение проблематики философии науки – К. Поппер. Методология и история науки: взаимосвязь и взаимообусловленность. Наука и метафизика: общее и особенное.

Вопрос 2. Обоснование научного знания и научного метода в философии Нового времени: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Р.Декарт, И.Кант. Основные типы рациональности: классический, неклассический и постнеклассический и критерии достоверного научного знания. Уровни научного знания. Понятие научного факта. Основные методы научного исследования: взаимосвязь и характеристика. Абстрагирование и идеализация. Дедуктивно-номологический метод. Гипотетико-дедуктивный метод научного познания. Наука и ненаука.

Вопрос 3. «Науки о природе» и «науки о духе»: сущность номотетической и идиографической науки, различие предметов, методов и целей. Проблема понимания («вчувствования») в гуманитарных науках, условия понимания и методологическое значение категории «понимания». Герменевтический метод в гуманитарном познании. Значение интерпретации в понимании. Понятие истины в гуманитарных науках.

 

 

Семинарское занятие №2.

Вопрос 1. История науки как процесс изменения и развития теоретических представлений (Т. Кун). Кумулятивность как черта развития научного знания. Проблема единой гомогенной науки. Значение понятия «парадигма» для прояснение оснований истории науки. Научное сообщество как условие существования и развития научного знания. Стадии развития науки и понятие «научной революции». Методология исследовательских программ И. Локатоса и проблема адекватности научного знания.

Вопрос 2. Причины возникновения постклассической науки. Признание субъективности научного знания. Основные характеристики субъектности. Новое понимание объективности. Соотношение рационального и внерационального знания в современной науке. Синергетическое мировидение и новое понимание целей научного знания. Место вероятностно-статистических методов в арсенале современных методов познания. Современный отказ от понятия истины: переход философии науки от общефилософских рассуждений об истине к анализу условий истинности конкретных научных теорий. Соотношение научных теорий и действительности с точки зрения постклассической науки.

 

 

Основная учебная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2000.

2. Лебедев Философия науки: Учебник. М., 2004.

3. Философия: Учебник/Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.М., 2004.

4. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2001.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4.СПб.,1997.

6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

 

 

Дополнительная литература

1. Кун Т. Структура научных революций. Любое издание.

2. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ//Вопросы философии.1995.№4.

3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1994.

4. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

5. Сачков Ю.В. Полифункциональность науки//Вопросы философии.1999.№11.

6. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М.,1996.

7. Штанберг М.И. Синергетика и биология//Вопросы философии.1999.№2.

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

1. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления/Под. Ред. Печенкина А.А. М., 1994.

2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1994.

3. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

4. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2001.

 

Ко 2 реферату

1. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.

2. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2001.

3. Денисов С.Ф., Дмитриева Л.М. Естественные и технические науки в мире культуры. Омск. 1997

4. Мартишина Н.М. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск, 1997

5. Уайтхед А.Н. Наука и современный мир/Уайтхед А.Н. Избр. работы по философии. М.,1990

6. Философия, наука, цивилизация. М.1999

7. Ясперс К. Духовная ситуация времени/ Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1997.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.231.197 (0.006 с.)