Природа как объект философского осмысления. Основные культурологические модели взаимодействия природы и общества: мифологическая и философско-гуманистическая. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа как объект философского осмысления. Основные культурологические модели взаимодействия природы и общества: мифологическая и философско-гуманистическая.



 

Вопрос о понятие природы является открытым, т.е. не существует однозначного определения природы. В этой связи можно заключить, что понятие природы является научно – ф-кой проблемой, в тоже время существуют различные подходы в понимании природы: - часто, в литературе понятие природы отождествляется с понятием материи, что не правильно. Если взять человека как биофизическое существо, то и в этом случае человеческий организм не является полностью составной частью природы. – Если брать биотехническую систему, созданную человеком, то в ней существует и природная и неприродная (социальная) составная часть. Многие ученые утверждают, что природа это очень сложное образование и находящаяся в постоянном развитии, т.е. природа не является метафизическим, постоянным существом. – третий подход заключается в том, что природа определяется как сверхъестественное, сверхтайное явление, т.е. мистическое существо и в этой связи многие отождествляют природу с самим Богом. – Под природой в ф. также понимается сущность объекта, его первооснова, первопричина. – Можно сказать, что существует научное определение природы. В данном случае под природой понимаются: 1) Что это вселенское, бесконечное явление. С точки зрения последних научных данных это относится и к жизни, как самому существенному выражению природы. 2)Природа – это совокупность естественных, физико-биологических, биопсихических процессов и явлений. Определенная часть психических процессов является составной частью природы. 3) Существует и узкое (земное) понятие природы. В данном случае природа есть непосредственно физико-биологические условия и среда существования человека. Данное понятие структурировано по определенной системе понятий: Географическая среда, биосфера, геологическая среда, стратосфера, атмосфера, солнечная система. Все эти понятия и выражают природу в узком смысле слова. Самыми непосредственными природными условиями жизни общества являются: 1) географический детерминизм. Развитие общества зависит от географической среды, прежде всего. Данная закономерность взаимосвязи природы и общества существует, но не выражается абсолютной степенью зависимости. 2) Демографические природные условия жизни общества. Сама масса людей не является обществом. Демография изучает данные природные условия жизни общества. В этом случае существует биологический детерминизм, отражающий зависимость качество людской массы на развитие общества. Демографический фактор включает в себя следующие вопросы: - численность населения на единицу площади; - рождаемость населения; - оптимальная продолжительность жизни; - соотношение полов. Половозрастное соотношение, возрастное соотношение. Все эти факторы являются не только природными, они также детерминируются социальными обстоятельствами жизни.

Взаимосвязь и единство природы и общества. Эту взаимосвязь нужно исследовать с двух сторон: 1) Первая сторона определяется как историческая. В данном случае ставятся вопросы: - обстоятельства возникновения данной связи; - об основных этапах развития данной связи; - каковы перспективы развития связи между природой и обществом. 2) Вторая сторона онтологическая. В данном случае вопрос ставится о сущности и основах этой связи и о ее структуре. На сегодняшний день природа и общество являются двумя составными или основными элементами системы. Эта система определяется как социоприродная. Взаимосвязь природы и общества усиливается и расширяется и с каждым разом становится все более актуальной. В тоже время эта связь и единство все более четко структурируется. В настоящее время обозначена более менее четко структура системы природа – общество. Какова структура данной системы: основными полярными элементами этой структуры являются природа общества. Связующими элементами этой структуры и ее единства выступают следующие элементы. 1) Сам человек как биосоциальное существо; 2)Это экологическая природа; 3) ноосфера; 4) этосфера как особая часть природы представляющая из себя научную, эстетическую и этическую ценность. Проблема взаимодействия природы и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, по­ка существует общество, по-новому встает и по-новому решает­ся в каждую историческую эпоху. С новой небывалой остротой она возникла и в наше время. Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать дальше. Масштабы человечес­кой деятельности уже не только сопоставимы с геологически­ми процессами, но в некоторых отношениях их во много раз превосходят. Ежегодно в моря и океаны сносится водой более 15 куб. км верхнего слоя почвы. Объем же почвы, перемещаемой че­ловеком только в ходе земледельческих работ, достигал еще во времена академика А. Е Ферсмана, приводившего этот при­мер, 3 тыс. куб. км. Однако для антропогенных процессов важна не только их масштабность, но и сознательная регуляция. Чрезвычайно важной в настоящее время является разра­ботка общей теории взаимодействия природы и общества. Та­кая теория призвана вскрыть наиболее общие и глубокие за­коны развивающегося процесса взаимодействия природы и общества, позволила бы видеть и оценивать не только ближай­шие, но и более отдаленные перспективы этого процесса. Общий фундамент такой теории заложен классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов, философов, естествоиспытателей. Всю историю можно в общих чертах разделить на несколь­ко основных этапов эволюции взаимодействия природы и об­щества. 1. Древнейший этап — характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища). 2. Допромышленный этап — экстенсивный рост земледе­лия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство (мануфак­туры). 3. Промышленный этап — век пара, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми ог­ромные количества минеральных, органических и иных ресур­сов. Получили бурное развитие города, средства связи, наука. 4. Этап начала техногенной цивилизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.006 с.)