Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Марксизм и его место в философской традиции.
Карл Маркс считал, что у Гегеля «...диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги...». Идеи надо пересадить в голову и считать, что человек приобретает их в процессе своей общественной практической жизни, это просто-напросто мысли, посредством которых мы преобразуем мир. Решающее человеческое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии производительных сил, отношений собственности, наконец, в революциях, после буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для Маркса центральная проблема–это проблема общества, общественного. Маркс выдвигает целый блок новых проблем. Центр философии Нового времени–субъект разумный. Гегель в центр философии ставит разум(мировой). Маркс сдвигает философию в сторону общества. Теперь субъект понимается как атом, в кот. сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант, Гегель, Маркс едины в высокой оценке разумного начала. Все–рационалисты. Философия Н.В. по преимуществу рационалистична. Общественный труд–солнце человека. Итак, что такое общество? В чем состоит его тайна? Как случилось, что на протяжении многих тысяч лет человек не мог познать ее? На эти вопросы Маркс предлагает вполне определенные ответы. Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, величина которого определяется товарно-денежным механизмом. Реальность общественного труда не бросается в глаза, уже по этой причине его трудно обнаружить. К тому же общественный труд становится по-настоящему значимым лишь при капитализме, ибо здесь совместная трудовая деятельность людей приобретает особую масштабность. Все, что происходит в человеческом обществе, вращается вокруг общественного труда. Маркс называет общественный труд солнцем человека. Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права. Что же касается социалистической революции, то будучи результатом заговора, она обречена на провал. Надо чтобы для нее созрели объективные, материальные условия, т.е. чтобы общественный труд был развит всемерно, когда олицетворение частной собственности, а именно таким олицетворением и являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их терпеть. Такова концепция Маркса, практического подтверждения которой пока не достигнуто.
Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этих утверждений Маркса трудно что-либо возразить. Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного. Профессиональные философы относятся к Марксу с большим уважением. Маркс написал мало философских работ, тем не менее он был крупным мыслителем, влияние его идей сказывается по настоящее время. Друг Маркса Фридрих Энгельс уступал ему в философском таланте, но во многих отношениях был очень интересным человеком, смелым, скромным(прекрасный бизнесмен, полиглот, говорил и писал на 20 языках). 13. Современная западная философия («Философия жизни», экзистенциальная философия, психоаналитическая философия, религиозные ориентации, исторические формы позитивизма)
Ф. Ж. выступала за реабилитацию жизни, против ее ущемления и обеднения рассудочными, политич., экон. и иными утилитарными подходами. Понятие "жизнь" заменяет понятие "бытие". В Ф. Ж. можно выделить 3 основ. школы: академическую "ф. Ж"(Дильтей, Зиммель), "творческую эволюцию" Бергсона, "философию воли" Ницше. Ак. Ф. Ж. Действительность - это чистое переживание, вне которого действительности не существует. Объект познания - жизненный опыт. Предст-ли ак. Ф. Ж. провозглашают методом "наук о духе" непосредственно переживание истор. событий. В их системах "науки о духе" принимают форму герменевтики. По Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и "пережить" ее заново. Центр. понятие фил. учения Бергсона - жизненный порыв. Жизнь - это непрерывный творч. становление. Материя - косное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Эволюция мира становится творческой эволюцией. Мир - единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Познание жизненного порыва возможно только на основании интуиции. Создателем этической интерпретации "ф. ж. " явл-ся Ницше. Он развил конц. "воли к власти" на основе конц-ии "воли к жизни". "Жизнь стремится к максимуму воли власти".
Экзистенциализм - "философия существования". Представители: Хайдеггер (1889-1976) и Ясперс (1883-1969) - Германия, Марсель, Сартр, Камю - Франция Центральная проблема - обращенность к человеук, проблема свободы. Э. возник и распространился в конкретной полит. и духовной ситуации, в периоды соц. дискомыорта - после 1 и 2 мировой войн, "холодной войны", при наступлении реакции, когда возникала угроза существованию человечества, свободы. Э-ты кацентировали внимание на вопрос "как стать человеком? " Решение вопроса о становлении человека раскрывается через понятие "существование", "экзистенция" категория существование предполагает наличие человека "здесь" и "теперь" через внутренне соотнесение себя с собой. Существование - это реальное течение его жизни. Категория "экзистенция" была введена датским фил. Кьергером и обозначает глубинную основу, первозданность, сущность существования, неповторимость человека и его судьбы. Отношения и связи человека с миром рассматр. через призму чел. эмоций, в основном отрицательных. Религиозная философия уже по определению сопрягает все проблемы с учением о Боге, как совершенном бытии, абсолютной реальности, чья свободная воля прослеживается в истории и культуре. Центральная проблема современной религ. философии - проблема человека. Основной предмет исследования в персонализме - творческая субъективность человека. Объяснить ее можно только через ее причастность к богу. Человек всегда _личность, персона.. Его суть - в его душе, которая фокусирует в себе космическую энергию. Душа самосознательна, самонаправляется. Люди живут разрозненно и впадают в крайность эгоизма, другая крайность - коллективизм, где личность растворяется в массе. Основные вопросы неопротестантских философов - о познаваемости Бога и своеобразия христианской веры. Но познание бога связано с познанием себя. Поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке. Вывести из состояния страха и тревоги может только религия. Она оставляет человека наедине с Богом, и тем самым приобщает его к высшему миру. Важная задача неопротестантизма - создать теологию культуры, которая бы с позиции религии объясняла все явления жизни. Наиболее влиятельная религиозно-философская школа - неотомизм. Его теоретический фундамент составляет учение Фомы Аквинского. Главные принципы его философии сохранились без изменений: это идея гармонического единства Веры и знания, религии и науки, признания ценностей двух истин - истины разума и истины веры, и мысль о превалировании теологии над философией.
О. Конт (1795-1857): - позитивизм "Наука в философии не нуждается, так как способна самостоятельно решить все проблемы" Человеческое сознание направлено на изучение внешнего мира. Подлинное знание - знание, полученное эмпирическим путем. Ф позитивизма - методология научного познания. Она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать лишь на вопрос как. Только в этом случае наука может стать позитивной. Логический позитивизм ставит 2 задачи: 1. исключить из науки все положения к-е не имеют смысла и возникают в результате неправильного употребления языка 2. создать идеальное логическое средство осмысленного рассуждения. Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его специальное изучение и философское толкование. З. Фрейд (1856-1939) утверждает, что многие функции нашего тела, связанные с деятельностью мозга, осуществляются бессознательно (в снах, оговорках, описках). Это низшее бессознательное. "высшее" бессознательное - процесс творчества Бессознательное состоит: 1. сексуальный инстинкт (либидо) 2. инстинкт агрессивности 3. -- жизни 4. -- смерти Инстинкты, ориентируя человека на удовольствия, определяют характер его деятельности Подавление инстинктов влечет патологические явления. Общество - продукт 3 переменных 1. необходимость 2. дуалистическая пара инстинктов - любовь и смерть 3. различные институты и идеалы Соц жизнь - борьба между секс. инстинктами и общественной моралью, след. человек не создан для общества, в то же время он в нем нуждается Идеальное общество - отсутствует всякое принуждение личности, свобода в полном смысле. Цель жизни - борьба за выживание.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.006 с.) |