Марксизм и его место в философской традиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксизм и его место в философской традиции.



 

Карл Маркс считал, что у Гегеля «...диалектика стоит на го­лове. Надо поставить ее на ноги...». Идеи надо пересадить в го­лову и считать, что человек приобретает их в процессе своей об­щественной практической жизни, это просто-напросто мысли, по­средством которых мы преобразуем мир. Решающее человечес­кое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии производительных сил, отношений собственности, наконец, в ре­волюциях, после буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для Маркса центральная про­блема–это проблема общества, общественного. Маркс выдвигает целый блок новых проблем.

Центр философии Нового времени–субъект разумный. Гегель в центр философии ставит разум(ми­ровой). Маркс сдвигает философию в сторону общества. Теперь субъект понимается как атом, в кот. сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант, Гегель, Маркс едины в высокой оценке разумного начала. Все–рационалисты. Фило­софия Н.В. по преимуществу рационалистична.

Общественный труд–солнце человека. Итак, что такое об­щество? В чем состоит его тайна? Как случилось, что на протя­жении многих тысяч лет человек не мог познать ее? На эти вопросы Маркс предлагает вполне определенные ответы.

Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, ве­личина которого определяется товарно-денежным механизмом. Реальность общественного труда не бросается в глаза, уже по этой причине его трудно обнаружить. К тому же общественный труд становится по-настоящему значимым лишь при капитализме, ибо здесь совместная трудовая деятельность людей приобретает осо­бую масштабность. Все, что происходит в человеческом общест­ве, вращается вокруг общественного труда. Маркс на­зывает общественный труд солнцем человека.

Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмезд­но, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права. Что же касает­ся социалистической революции, то будучи результатом загово­ра, она обречена на провал. Надо чтобы для нее созрели объек­тивные, материальные условия, т.е. чтобы общественный труд был развит всемерно, когда олицетворение частной собственно­сти, а именно таким олицетворением и являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их терпеть. Такова концепция Маркса, практического подтверждения кото­рой пока не достигнуто.

Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике че­ловек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рас­смотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фун­даментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Про­тив этих утверждений Маркса трудно что-либо возразить.

Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разра­ботке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.

Професси­ональные философы относятся к Марксу с большим уважением. Маркс на­писал мало философских работ, тем не менее он был крупным мыслителем, влияние его идей сказывается по настоящее время. Друг Маркса Фридрих Энгельс уступал ему в философском та­ланте, но во многих отношениях был очень интересным челове­ком, смелым, скромным(прекрасный бизнесмен, полиглот, го­ворил и писал на 20 языках).

13. Современная западная философия («Философия жизни», экзистенциальная философия, психоаналитическая философия, религиозные ориентации, исторические формы позитивизма)

 

Ф. Ж. выступала за реабилитацию жизни, против ее ущемления и обеднения рассудочными, политич., экон. и иными утилитарными подходами. Понятие "жизнь" заменяет понятие "бытие". В Ф. Ж. можно выделить 3 основ. школы: академическую "ф. Ж"(Дильтей, Зиммель), "творческую эволюцию" Бергсона, "философию воли" Ницше. Ак. Ф. Ж. Действительность - это чистое переживание, вне которого действительности не существует. Объект познания - жизненный опыт. Предст-ли ак. Ф. Ж. провозглашают методом "наук о духе" непосредственно переживание истор. событий. В их системах "науки о духе" принимают форму герменевтики. По Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и "пережить" ее заново. Центр. понятие фил. учения Бергсона - жизненный порыв. Жизнь - это непрерывный творч. становление. Материя - косное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Эволюция мира становится творческой эволюцией. Мир - единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Познание жизненного порыва возможно только на основании интуиции. Создателем этической интерпретации "ф. ж. " явл-ся Ницше. Он развил конц. "воли к власти" на основе конц-ии "воли к жизни". "Жизнь стремится к максимуму воли власти".

Экзистенциализм - "философия существования". Представители: Хайдеггер (1889-1976) и Ясперс (1883-1969) - Германия, Марсель, Сартр, Камю - Франция Центральная проблема - обращенность к человеук, проблема свободы. Э. возник и распространился в конкретной полит. и духовной ситуации, в периоды соц. дискомыорта - после 1 и 2 мировой войн, "холодной войны", при наступлении реакции, когда возникала угроза существованию человечества, свободы. Э-ты кацентировали внимание на вопрос "как стать человеком? " Решение вопроса о становлении человека раскрывается через понятие "существование", "экзистенция" категория существование предполагает наличие человека "здесь" и "теперь" через внутренне соотнесение себя с собой. Существование - это реальное течение его жизни. Категория "экзистенция" была введена датским фил. Кьергером и обозначает глубинную основу, первозданность, сущность существования, неповторимость человека и его судьбы. Отношения и связи человека с миром рассматр. через призму чел. эмоций, в основном отрицательных.

Религиозная философия уже по определению сопрягает все проблемы с учением о Боге, как совершенном бытии, абсолютной реальности, чья свободная воля прослеживается в истории и культуре. Центральная проблема современной религ. философии - проблема человека. Основной предмет исследования в персонализме - творческая субъективность человека. Объяснить ее можно только через ее причастность к богу. Человек всегда _личность, персона.. Его суть - в его душе, которая фокусирует в себе космическую энергию. Душа самосознательна, самонаправляется. Люди живут разрозненно и впадают в крайность эгоизма, другая крайность - коллективизм, где личность растворяется в массе. Основные вопросы неопротестантских философов - о познаваемости Бога и своеобразия христианской веры. Но познание бога связано с познанием себя. Поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке. Вывести из состояния страха и тревоги может только религия. Она оставляет человека наедине с Богом, и тем самым приобщает его к высшему миру. Важная задача неопротестантизма - создать теологию культуры, которая бы с позиции религии объясняла все явления жизни. Наиболее влиятельная религиозно-философская школа - неотомизм. Его теоретический фундамент составляет учение Фомы Аквинского. Главные принципы его философии сохранились без изменений: это идея гармонического единства Веры и знания, религии и науки, признания ценностей двух истин - истины разума и истины веры, и мысль о превалировании теологии над философией.

О. Конт (1795-1857): - позитивизм "Наука в философии не нуждается, так как способна самостоятельно решить все проблемы" Человеческое сознание направлено на изучение внешнего мира. Подлинное знание - знание, полученное эмпирическим путем. Ф позитивизма - методология научного познания. Она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать лишь на вопрос как. Только в этом случае наука может стать позитивной. Логический позитивизм ставит 2 задачи: 1. исключить из науки все положения к-е не имеют смысла и возникают в результате неправильного употребления языка 2. создать идеальное логическое средство осмысленного рассуждения.

Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его специальное изучение и философское толкование. З. Фрейд (1856-1939) утверждает, что многие функции нашего тела, связанные с деятельностью мозга, осуществляются бессознательно (в снах, оговорках, описках). Это низшее бессознательное. "высшее" бессознательное - процесс творчества Бессознательное состоит: 1. сексуальный инстинкт (либидо) 2. инстинкт агрессивности 3. -- жизни 4. -- смерти Инстинкты, ориентируя человека на удовольствия, определяют характер его деятельности Подавление инстинктов влечет патологические явления. Общество - продукт 3 переменных 1. необходимость 2. дуалистическая пара инстинктов - любовь и смерть 3. различные институты и идеалы Соц жизнь - борьба между секс. инстинктами и общественной моралью, след. человек не создан для общества, в то же время он в нем нуждается Идеальное общество - отсутствует всякое принуждение личности, свобода в полном смысле. Цель жизни - борьба за выживание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.006 с.)