Генезис европейской цивилизации. Специфические особенности философии нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма (бекон, декарт) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис европейской цивилизации. Специфические особенности философии нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма (бекон, декарт)



 

Западно-европейская традиция берет начало в античной цивилизации. Экономическая основа - личная собственность на средства производства. Основными вехами предыстории западной цивилизации являются: 1. опыт демократии античного полиса, становление в его рамках разл. фил. систем и первых образцов теоретической науки. Античная философия имела..... характер - характерно абстрагирование, обобщение; в центре ф. - человек, выделение вечных основ существования человека. 2. формирование в эпоху европейского средневековья христианской традиции. Основые причины появления христианства в Европе - экономич. основа - кризис хозяйств средиземноморья, который совпал с переселением народов. Христианство становится официальной религией. Происходит разделение религии на католичество и православие. Все большее место занимает рационалистическая традиция. Средневековая западно-европейская культура -..... Понимание челов. разума как созданного "по образу и подобию Бога", и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия. Для хозяйства характерно преобладание числа ремесленников. ПРоисходит выделение крупных городов, в которых происходит накопление капитала. Синтез этих 2 традиций в эпоху Возрождения был одним из истоков ценностей техногеной цивилизации, каковой является западная цивилизация. В эпоху ПРосвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующие развитие этой цивилизации. В системе этих установок формировалась особая ценность прогресса науки и техники, а также убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений. 17 век - это период: 1. социальных потрясений (революций) - буржуазная революция в Нидерландах, Англии. Они были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда. 2. начала становления индустриальной европейской культуры. Развитие нового- буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и соц. отношениях, но и в сознании людей. важнейшим фактором такого изменения общ. сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание. В 17 веке разделение труда вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать. Развитие науки вызвало к жизни новую ориентацию философии. Стержневым пунктом всех прогрессивных тенденций философии этого периода является идея рациональности. Она означает провозглашение разума в качестве единственно верного средства познания мира. Для философии характерен: 1. Пантеизм - растворение Бога в природе. 2. Деизм - мир, нуждающийся в Боге в качестве первопричины. 3. Проблема эксперимента 17 век - научные революции в Европе - получило рассвет экспериментальное естествознание - открытие классического закона механики Ньютона. Методами новой науки провозглашаются эксперимент и наблюдение, механическая гипотеза и модель. Основные устои - победа чел. разума над природой. Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластического метода мышления новыми способами познания, обращенными к реальному миру.

Ф-фия Ф. Бэкона (1561-1626г.) Ф. Бэкона и Декарта объединяют то, что они вместе создают теорию общенаучных методов познания. Начало этой теории дает Бэкон, а завершает ее Декарт. ”Новый Органом”. Была поставлена задача создания эмпирической теории познания. Т.о. Бэкон формулирует новое определение ф.: ”Ф. есть наука, основывающаяся на опытных данных и обслуживающая опытное познание. Сама наука определяется в качестве основы всей культуры человека. Является главным средством решения социальных проблем, в особенности освоения природы”. Формула Бэкона “Знание - сила”. 1)Научное знание; 2)знание законов природы; 3)Знание современной (науки) методики научного исследования. Теория полной индукции, которая включает в себя: - методику простого перечисления; - методику анализа опыта; - методику описания различий предметов; - методику исключения элементов; 3 таблицы: 1) таблица позитивных инстанций; 2) таблица негативных инстанций; 3) таблица сравнения.

Декарт завершает ф. Нового времени. Он создает вторую часть современной теории познания (теоретический метод). Основой теоретического метода является теория дедукции (Дедуктивный метод познания). У Бэкона источником познания является имперический метод, у Декарта не является источником познания, являются очевидные мыслительные теоретические, уже состоявшиеся и подтверждаемые постоянно империческими фактами. Имперический факт является составной частью мыслительного факта. Вторым источником познания являются факты мыслительных сомнений, сомнений в теориях. Во всех теориях есть слабые места. Во всем необходимо сомневаться. В этой связи Декарт выводит свою ф-кую формулу: “Мыслю, следовательно существую”. Т.е. существование есть мысль. Истинно, реально существует только мыслящее существо. Выше мысли нечего нет. Мыслю, следовательно, существую, означает: познаю весь теоретический опыт, накопленный человечеством, т.е. осваиваю науку, причем сознательно. Т.о. создается полная теория познания, состоящая из двух взаимосвязанных частей: имперического и теоретического метода познания индукции и дедукции. Эти две части не противопоставлены друг другу, а органически взаимосвязаны. Декарт создает систему научного познания. Правила дедукции: 1) Очевидная или интуитивная ясность исходного положений, мысленных установок; 2) Аналитичность и дифференцированность материала, т.е. разделение материала на необходимое количество частей; 3) Постепенность анализа от простого к сложному; 4) системность анализа – это полные расчеты каждой части материала и соединение этих расчетов.

Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения (вроджд. идеи Декарта).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.004 с.)