Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы.



Философия Древнего Востока: социокультурные предпосылки, главные особенности, основные школы.

 

Ф. древнего Востока. ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций. Причины возникновения: 1. социально-экономическая (переход от меди к железу) 2. товарно-ден. отнош. 3.

ослабление родо-племенных связей 4. первое гос-во 5. духовная жизнь. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н. э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н. э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н. э.). Для древнеиндийской школы хар-ны: 1. внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающего мира 2. признание тождества между микро- и макрокосмосом 3. признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман" В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци - нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н. э., видит освобождение от страданий на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых веках нашей эры буддийская религия терпевает поражение.

 

 

                                                                         

Закон отрицания отрицания.

 

Данный закон диалектики показывает как происходит развитие, каков его механизм

Содержание действия этого закона раскрывается через категории: количество, качество, свойство, мера, скачок. Качество - фил. категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса), выражающее совокупность его признаков.

качество выражает то общее, что характерно для класса однородных объектов или процессов. Кач. предметов обнаруживается через их свойства - стороны, грани предмета проявляющиеся в его способности опред. образом взаимодействовать с др. предметами. Свойство есть проявление качества Св-ва:

1 актуальные (реализованные) 2 потенциальные - выявляются при взаимодействии предмета с другими.

Кол. - фил. кат., выражающая такую определенность предмета, изменение кот в соответствующих границах не означает превращения данного предмета в другой. Кол. характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивность свойств объектов или процессов. Оно измеримо либо вычислимо средствами математического знания. В процессе развития колич изменения на известной ступени переходят в качественные различия, а новые качества порождают новые возможности и интервалы колич. изменений. Данный закон Д. носит всеобщий характер. (кол атомов определяют свойства). Мера - такой интервал колич. изменений в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Сущее - бесконечность возможных переходов от одной меры к другой. Существование меры имеет своей фундаментальной основой устойчивость системы.

Качеств. преобразование выступает как переход от одного устойчивого состояния системы к другому.

Между старым и новым качеством находится переходное состояние. Оно представляет собой нечто специфически единое, системное по отношению к обоим смыкающимся поясам. Одновременно оно неустойчиво Итог: 1 экспансия нового 2 синтез нового и старого Переход от старого к новому обозначает категория "скачок" - переход колич изменений в качественные или из одного кач состояния в другое. (образование звезд, жизни на Земле) Скачки подразделяются: по масштабу кач. изменений: внутрисистемные -межсистемные в зависимости от направленности изменений - прогрессивные (возникновение более высокого качества) - регрессивные по характеру протекания - спонтанные (развертывание внутри противоположных вещей) - индуцированные - результат внешних противоположностей, воздействия случайных факторов Понятие скачка относительно. Меньшие скачки по отношению к масштабным выступают как их колич. подготовка.

 

 

23. Универсальные категориальные характеристики развивающихся систем: единичное и общее, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура.

 

Понятие "система" и "целое", как и понятия "элемент" и "часть" близки по содержанию, но полностью не совпадают. Согласно определению Аристотеля "целым называют то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а так же то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно". Понятие "целое" по своему объему уже понятия системы. Системи являются не только целостные, но и суммативные системы, не принадлежащие к классу целостных. В этом первое отличие "целого" от "системы". Второе: в понятии "целое" акцент делается на специфичности, на единстве системного образования, а в понятии "система" - на единстве в многообразии. Целое соотносимо с частью, а система - с элементами и структурой.

Понятие "часть" уже по своему объему, чем понятие "элемент" по первой линии отличия целостных образований от систем. С другой стороны, в части могут входить не только субстатные элементы, но и те или иные фрагменты структуры (совакупности отношений) и структура систем в целом. Сли соотношение элементов и системы есть соотношение разных структурных уровней (или подуровней) организации материи, то соотношение частей и целого есть соотношение на том же уровне структурной организации. Следует обратить внимание, что каждыйэлемент может оказаться частью. Например в организм члка входит в качестве элемента неорганическая подсистема, без нее организм не может сущ-ть, однако совакупность неорганический образований не будет частью целого, т.к. не несет в себе печати этой целостности. Понятие части соотносимо только с понятием целого (целостности) и означает момент, фрагмент целостности, необходимо заключающий в себе ее специфичность.

Система - это комплекс взаимодействующих элементов. В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение слова "элемент". Критериальное свойство элемента - его необходимое непосредственное участие в создании системы: без него, т.е. без какого-либо одного элемента, система не существует. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения.

Наряду с представлением об элементах в представление о любой системе входит и представление о ее структуре. Структура - это совакупность устойчивых отношений и связе мжду элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п.

По своей значимости, для системы связи Элементов (даже устойчивые) неодинаковы: одни малосущественны, другие существенны, закономерны. Структура прежде всего - это закономерные связи элементов.

 

Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы.

 

Мировоззрение есть целостная система взглядов, чувств, переживаний, догматов и теоретических положений на мир в целом и место человека в этом мире, его назначение. Мировоззрение стремится пронизывать всю структуру мира, от мира в целом далее по вертикали к природе, обществу, к конкретному обществу, в котором мы живём, к самому себе и собственному внутреннему миру. Мировоззрение носит объективный характер, т.е. каждый человек помимо своего желания и воли обладает мировоззрением, в силу того, что главным объектом мировоззрения человека является его собственная жизнь. История человеческого мировоззрения выработала несколько основных типов мировоззрений 1) мифология (язычество). 2) религия (систематизация мифологии и есть религия, результатом чего является выработка единых духовных оснований). 3) ф-кое возникло параллельно религиозному мировоззрению (основывается на научных данных и отчасти на религии). 4) обыденное мировоззрение. Оно является самым проблематичным, т.к. составляет эклектическую смесь элементов всех типов мировоззрения, включая и жизненный опыт. Мировоззрение является выражением духовного инстинкта самосохранения человека.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека. Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф — предание, сказание; логос — слово, учение, понятие, закон). Миф — это общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно ф-фии. Миф — единая, синкретическая форма сознания, он выражал миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи. В мифах велась речь о фантастических существах (кентавры, сирены), о деяниях богов и героев. Различные народы посвятили свои мифы космическим темам, что с нашей точки зрения, еще предстоит изучить. В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы — солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной культуры — тоже базируется в известных пределах на мифологическом фундаменте. Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: 1) эмоционально-образная форма. 2) очеловечивание природы. 3) отсутствие рефлексии. 4) утилитарная направленность.

Религия (от лат. Religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия нерефлексивный тип мировоззрения. Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. Существуют три основных мировых религии — буддизм, христианство, ислам и различные национальные религиозные системы типа синтоизм, индуизм, иудаизм и т. д. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.). В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.009 с.)