Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы.↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия Древнего Востока: социокультурные предпосылки, главные особенности, основные школы.
Ф. древнего Востока. ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций. Причины возникновения: 1. социально-экономическая (переход от меди к железу) 2. товарно-ден. отнош. 3. ослабление родо-племенных связей 4. первое гос-во 5. духовная жизнь. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н. э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н. э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н. э.). Для древнеиндийской школы хар-ны: 1. внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающего мира 2. признание тождества между микро- и макрокосмосом 3. признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман" В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци - нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н. э., видит освобождение от страданий на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых веках нашей эры буддийская религия терпевает поражение.
Закон отрицания отрицания.
Данный закон диалектики показывает как происходит развитие, каков его механизм Содержание действия этого закона раскрывается через категории: количество, качество, свойство, мера, скачок. Качество - фил. категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса), выражающее совокупность его признаков. качество выражает то общее, что характерно для класса однородных объектов или процессов. Кач. предметов обнаруживается через их свойства - стороны, грани предмета проявляющиеся в его способности опред. образом взаимодействовать с др. предметами. Свойство есть проявление качества Св-ва: 1 актуальные (реализованные) 2 потенциальные - выявляются при взаимодействии предмета с другими. Кол. - фил. кат., выражающая такую определенность предмета, изменение кот в соответствующих границах не означает превращения данного предмета в другой. Кол. характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивность свойств объектов или процессов. Оно измеримо либо вычислимо средствами математического знания. В процессе развития колич изменения на известной ступени переходят в качественные различия, а новые качества порождают новые возможности и интервалы колич. изменений. Данный закон Д. носит всеобщий характер. (кол атомов определяют свойства). Мера - такой интервал колич. изменений в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Сущее - бесконечность возможных переходов от одной меры к другой. Существование меры имеет своей фундаментальной основой устойчивость системы. Качеств. преобразование выступает как переход от одного устойчивого состояния системы к другому. Между старым и новым качеством находится переходное состояние. Оно представляет собой нечто специфически единое, системное по отношению к обоим смыкающимся поясам. Одновременно оно неустойчиво Итог: 1 экспансия нового 2 синтез нового и старого Переход от старого к новому обозначает категория "скачок" - переход колич изменений в качественные или из одного кач состояния в другое. (образование звезд, жизни на Земле) Скачки подразделяются: по масштабу кач. изменений: внутрисистемные -межсистемные в зависимости от направленности изменений - прогрессивные (возникновение более высокого качества) - регрессивные по характеру протекания - спонтанные (развертывание внутри противоположных вещей) - индуцированные - результат внешних противоположностей, воздействия случайных факторов Понятие скачка относительно. Меньшие скачки по отношению к масштабным выступают как их колич. подготовка.
23. Универсальные категориальные характеристики развивающихся систем: единичное и общее, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура.
Понятие "система" и "целое", как и понятия "элемент" и "часть" близки по содержанию, но полностью не совпадают. Согласно определению Аристотеля "целым называют то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а так же то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно". Понятие "целое" по своему объему уже понятия системы. Системи являются не только целостные, но и суммативные системы, не принадлежащие к классу целостных. В этом первое отличие "целого" от "системы". Второе: в понятии "целое" акцент делается на специфичности, на единстве системного образования, а в понятии "система" - на единстве в многообразии. Целое соотносимо с частью, а система - с элементами и структурой. Понятие "часть" уже по своему объему, чем понятие "элемент" по первой линии отличия целостных образований от систем. С другой стороны, в части могут входить не только субстатные элементы, но и те или иные фрагменты структуры (совакупности отношений) и структура систем в целом. Сли соотношение элементов и системы есть соотношение разных структурных уровней (или подуровней) организации материи, то соотношение частей и целого есть соотношение на том же уровне структурной организации. Следует обратить внимание, что каждыйэлемент может оказаться частью. Например в организм члка входит в качестве элемента неорганическая подсистема, без нее организм не может сущ-ть, однако совакупность неорганический образований не будет частью целого, т.к. не несет в себе печати этой целостности. Понятие части соотносимо только с понятием целого (целостности) и означает момент, фрагмент целостности, необходимо заключающий в себе ее специфичность. Система - это комплекс взаимодействующих элементов. В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение слова "элемент". Критериальное свойство элемента - его необходимое непосредственное участие в создании системы: без него, т.е. без какого-либо одного элемента, система не существует. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения. Наряду с представлением об элементах в представление о любой системе входит и представление о ее структуре. Структура - это совакупность устойчивых отношений и связе мжду элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п. По своей значимости, для системы связи Элементов (даже устойчивые) неодинаковы: одни малосущественны, другие существенны, закономерны. Структура прежде всего - это закономерные связи элементов.
Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы.
Мировоззрение есть целостная система взглядов, чувств, переживаний, догматов и теоретических положений на мир в целом и место человека в этом мире, его назначение. Мировоззрение стремится пронизывать всю структуру мира, от мира в целом далее по вертикали к природе, обществу, к конкретному обществу, в котором мы живём, к самому себе и собственному внутреннему миру. Мировоззрение носит объективный характер, т.е. каждый человек помимо своего желания и воли обладает мировоззрением, в силу того, что главным объектом мировоззрения человека является его собственная жизнь. История человеческого мировоззрения выработала несколько основных типов мировоззрений 1) мифология (язычество). 2) религия (систематизация мифологии и есть религия, результатом чего является выработка единых духовных оснований). 3) ф-кое возникло параллельно религиозному мировоззрению (основывается на научных данных и отчасти на религии). 4) обыденное мировоззрение. Оно является самым проблематичным, т.к. составляет эклектическую смесь элементов всех типов мировоззрения, включая и жизненный опыт. Мировоззрение является выражением духовного инстинкта самосохранения человека. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека. Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф — предание, сказание; логос — слово, учение, понятие, закон). Миф — это общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно ф-фии. Миф — единая, синкретическая форма сознания, он выражал миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи. В мифах велась речь о фантастических существах (кентавры, сирены), о деяниях богов и героев. Различные народы посвятили свои мифы космическим темам, что с нашей точки зрения, еще предстоит изучить. В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы — солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной культуры — тоже базируется в известных пределах на мифологическом фундаменте. Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: 1) эмоционально-образная форма. 2) очеловечивание природы. 3) отсутствие рефлексии. 4) утилитарная направленность.
Религия (от лат. Religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия нерефлексивный тип мировоззрения. Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. Существуют три основных мировых религии — буддизм, христианство, ислам и различные национальные религиозные системы типа синтоизм, индуизм, иудаизм и т. д. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.). В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.222 (0.011 с.) |