Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика социального познания. Общество как объект познания.
Общество - это подсистема объективной реальности. Его специфика определяется способом бытия человека, взаимодействием людей, их сознат. трудовой деятельностью. Первоначальной значение понятия "общество" - общность, союз, сотрудничество. Аристотель называл человека "психологич. животное", имея в виду, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Принципы совр. соц. -гуманистического знания: 1. отказ от одноканального, однофакторного подхода к обществу. Гуманистич. культура - культура альтернатив, действия, ценностей. Человек никогда не может быть средством, он всегда цель. Цельдолжна корректироваться уникальностью конкретной ситуации. 2. Учитывается взаимосвязь научного и ненаучного знания. Предполагается взаимосвязь рац. и иррац. факторов. В жизни больше иррационального. Чем больше в жизни рац-го, тем больше закабаляется человек. Признание различных типов рациональности, к-е исходят из различных картин мира. 3. Необходимо учитывать связь истины и ценности. Возможна конкуренция правд. Истина в соц. познании постоянно корректируется. Приобретает особую роль оценочный подход. Интересы оказывают влияние на результаты соц. познания - взаимодействие S и О, выступают как S и О соц. познания. В естественных науках S и О четко разделены. В соц. сфере S и О четко не разграничены, т. к. изучаютсами себя - человек включается в О. Оющество - это система отношений, к-е опосредованны ценностями. В об-ве различают: 1. мат. отношения (1 уровень) - складываются помимо воли и сознания людей. 2. духов. отношения - независимы от мат. отношений, имеют свою логику существования, центр - человек. Способ существования общества - взаимодействие этих 2 отношений. Познание любого объекта - это познание закономерностей его существования. Общество не исключение. Проблема закономерностей общества сложнее закономерностей природы. Общ. необходимость не существует как жесткая предопределенность, т. к. чел. усилия способны приводить к возникновению новых, непредсказ. ситуаций. В обществе сущ. различные соц. силы, которые борются за свои пути, в нем образуются альтернативные варианты чел. деятельности. Соц. законы проявляются в действии людей и затрагивают их интересы. Законы общества и законы природы носят объективный характер. Выделяют: 1 наиболее общие законы - охватывают все основные сферы жизни общества и функционирования на протяжении всей истории
2 особенные законы. действующие в одной или нескольких сферах на ряде историч этапах 3 частные законы - присущи отдельным сферам в рамках опред ступени развития общества (закон прибавочнойстоимости) Общественные законы носят динамич. характер закономерностей. Общ. законы носят статист. закономерн.Соц. необходимость проявляется как вероятностный процесс зарождения в действительности определенного вида возможностей, выбора и дальнейшей реализации. 1 Мировоззрение: понятие, структура. Проблема субъекта мировоззрения. Жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Но мировоззрение - это не все взгляды и представления об окруж. мире, а их предельное обобщение. Субъектом М. реально выступает социальная группа и личность. М. человека, сообществ, групп, личностей подвержено историч. переменам, след. М. каждой эпохи имеет как типовые суммарные черты, так и черты характерные данной эпохе. Сущ. 3 типа мировоззрения: 1 Житейское (обыденное) 2 Философское 3 Религиозное Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественно-научных, соц. -исторических, технич. и фил. знаний. В состав мировоз. входят обобщенное знание: - повседневное (жизненно-практич) - профессиональное - научные Чем солиднее запас знаний, тем более серьезную опору может получить соответст-е М. Познанием движет стремление к истине - объективному постижению реального мира. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические идеалы. Познавательный и ценностный способы освоения мира в чел. сознании должны быть уравновешены, приведены в согласие, также как и др. "полярные" аспекты: чувства и разум, вера и сомнения. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы и их взаимосвязи. Уровни М.: Мироощущение - эмоц-психологич сторона Мировосприятие - Миропонимание - познавательно-интеллектуальное Мироощущение определяет эмоциональный мир человека В М. входят: разум и чувства, воля, убеждения, уверенность, сомнения, критичность
Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненн. устремлениям. Условие переплавки взгляда в убеждение - возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон чел. веры широк - от практич. (жизненной) несомненности до религ. верований и легковерного принятия нелепых вымыслов. Сомнение - обязат. моментф самостоятельной, осмысленной позиции в области М. Догматизм - фанатичное безоговорочное принятие той или иной системы ориентации без собственного анализа. Скептицизм - неверие ни во что, утрата идеалов. Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание Жизненно-практическое М. неоднородно, т. к. неоднородны - по характеруобразования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по нац., религиозным и др. традициям - его носители. Своеобразной разновидностью ж-п М. являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний людей в различных сферах деятельности: - мировоззрение ученых, инженеров, чиновников М., выраженное в его обыденных, масслвых, элементарых проявлениях, заключает: - богатую " память веков " - убедит. жизненный опыт - навыки, традиции - Множество предрассудков Такое миропонимание слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений, современных "мифов", целенаправленного воздействия отд. соц. групп. Житейское миропонимание носит стихийный хар-р, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью, не всегда выдерживается логика, эмоции могут захлестнуть разум. На теоретич. уровне миропонимания осущ. критич. анализ, осмысление мыслей и действий. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.006 с.) |