Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие общества как цивилизационный процесс. Основные критерии цивилизационнго процесса. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2) Цивилизация – этап в развитии культуры. Это понимание до логической завершенности довел немецкий философ Шпенглер, который написал книгу “Закат Европы”, где говорил что развитие истории имеет циклический характер. Каждый цикл – это культура – выражение духа нации. Сначала нарастают духовные ценности, а затем они начинают костинеть, осуществляется переход к науке и технике – это есть цивилизация, затем происходит распад культуры и начинается новый цикл. Эта книга была написана после 1-ой мировой войны и имела хождение до середины 30-ых годов. У Шпенглера были основания говорить, что наука и техника враждебны культуре, это инструмент но нужна цель для использования этого инструмента, которая определяется культурой. Так как наука выдвигается на первое место, цели культуры отодвигаются на задний план, а наука и техника получает саморазвитие. Это верно, но не верным является утверждение что это приведет к катастрофе. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества. Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризуется: 1) превращение материального производства в основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство. На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и следовательно создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как организация общества. Общество м.б. организовано на основе частной собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию понимают как определенный тип социально-технической организации общества. Это понимание позволяет видеть различные цивилизации. Т.о., можно выделить аграрное и индустриальное общество. Вопросами цивилизации занимались Сен-Симон, Макс Вебер. В ХХ в цивилизация завоевала прочный характер. В СССР цивилизационный подход критиковался, т.к. он конкурировал с формационным подходом. В наст вр и марксисты говорят о цивилизации. В частности коммунисты говорят о переходе к третьей цивилизации – информационному обществу. Таким образом, понятие цивилизации основывается понимании народнохозяйственной деятельности и элементах ценностей. Так аграная цивилизация у всех народов, но имеет различный окрас. Так для китайцев преобладающий принцип “у-вэй”. Понятие цивилизации нацеливает на то что историю делают люди. Аграрная цивилизация складывается в результате 1-ой революции производительных сил. Земледелие стало преобладающим видом деятельности, что повлекло за собой становление поселений и центров поселений. Оседлый образ жизни ведет к развитию ремесла. Земледельческие поселения становятся более богатыми чем скотоводческие племена. Последние начинают нападать. Земледельцы создают укрепления, армию, формируются торговые центры. Поселения создаются на берегах рек. Реки требуют определенного регулирования. Появляется профессиональная группа организаторов. В результате таких изменений – создается группа цивилизаторов – административные центры, которые живут за счет рент и налогов. Город выступает деспотом по отношению к сельскохозяйственным общинам. Сплошь и рядом администрации меняются но жизнь в общинах идет своим чередом. Земледельческие общины знают частную собственность но не выделяет ее, люди живут дружно и общиной, что определило устойчивость цивилизации. Индустриальное общество. Предыстория индустриального общества это Рим и Греция. Земледельцы не могли прокормиться, жили за счет торговли и предпринимательства. Поэтому в древней Греции и в древнем мире сложилась частная собственность и рабство. Однако, рабство развращало человечество, что ипогубило эти государства. Но дух предпринимательства и частной собственности благоприятно повлияли на развитие науки и техники. Установка на развитие науки и техники – это установка этого общества. У древних обществ Китая, Индии и т.д. были другие ценности. На развалинах Рима и Греции сформировались западно-европейские государства. Унаследовав их опыт, они получили возможность экспериментировать, но им нужны были уже новые ценности. Первая ценность крестьянства – бедность, потом пришла ценность – милосердие. Протестантство изменило ситуацию, появилась система ценностей: работай и молись, т.е. работай ради обогащения; работай, будь бережлив и ты будешь богат, а следовательно ты будешь полезен обществу. Эта система ценностей сломала аграрную цивилизацию и проложила путь к индустриальному обществу. В основу цивилизации лег рационализм экономический, политический, технический. Экономический рационализм – то, что не окупается то должно отбрасываться. Политический рационализм – нужно стабильное общество, которое возможно за счет демократии. Многие считают что экономический рационализм ведет к гибели, т.к. человек создан трудом, то если все автоматизировать, человек лишится свой сущности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.252 (0.01 с.) |