Эволюция методики тренировки. Методика тренировки бегунов на 3000 м с препятствиями изменялась и совершенствовалась 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция методики тренировки. Методика тренировки бегунов на 3000 м с препятствиями изменялась и совершенствовалась



Методика тренировки бегунов на 3000 м с препятствиями изменялась и
совершенствовалась в зависимости от направленности тренировочного процесса бегунов на средние и длинные дистанции. В начальный период развития стипль-чеза успехов на соревнованиях чаще всего добивались спортсмены, специализирующиеся в беге на средние и длинные дистанции. У них уже была хорошо развитая выносливость, оставалось только научиться правильно преодолевать препятствия.

Однако в дальнейшем специалисты поняли, что специфика тренировки в беге на 3000 м с препятствиями требует целенаправленной специализации и специальной тренировки. Стипль-чезисты высокой квалификации должны иметь хорошие результаты в гладком беге на 1500 и 5000 м и обладать техническим мастерством барьеристов. Техника преодоления препятствий постоянно совершенствуется. Если раньше на легкоатлетических соревнованиях часто можно было видеть спортсменов, преодолевающих барьеры способом «наступая», то сейчас таких бегунов на крупных соревнованиях не видно.

Следует отметить, что выдающихся результатов и побед на крупнейших международных соревнованиях в разные годы добивались те спортсмены, национальные традиции и школы которых были передовыми

В 50–60-е годы успехов на международной арене добивались советские легкоатлеты В. Казанцев, Н. Соколов, В. Кудинский, А. Морозов, В. Дудин, представляющие «советскую школу». Особенностью их подготовки было то, что объем общей беговой работы у этих стипль-чезистов был неве­лик – 300–400 км в месяц. Вместе с тем, они уделяли много времени совершенствованию техники преодоления препятствий. Для этого они выполняли такие упражнения как повторный бег 30–80 х 30 м с 2 барьерами. Объем длительного непрерывного бега составлял 1,5–2 часа. Значительную часть нагрузки бег на отрезках 200–500 м с использованием повторного и интервального методов. Так, например, Н. Соколов, Г. Таран, С. Ржищин в одной тренировке пробегали 30–35 х 200 м, В. Казанцев – 25 х 500 м. В год проводилось 300–450 тренировок. Годовой объем бега достигал 3500–4500 км.

В 60–70-е годы прославилась «австралийская школа», особенностью которой было применение упражнений с отягощениями и бега по песку для развития силовых качеств бегунов, а также большое количество соревнований (до 50).

В 70-80-е годы существенно возрос общий объем беговой нагрузки. Ведущие советские и зарубежные спортсмены довели месячные объемы до 700 км, а годовой объем достиг 5000–6000 км. Таким образом, основное внимание уделялось повышению функциональной подготовки организма спортсмена, а совершенствованию технического мастерства стали уделять меньше внимания.

Для «португальской школы» (80–90 гг.) характерно заимствование: у англичан – участие в зимних соревнованиях и весенних кроссах, у австралийцев – бега по песку, у шведов – элементов фартлека.

Современная «африканская школа» отличается применением повторного и интервального бега с высокой интенсивностью на коротких, средних и длинных отрезках, использованием условий среднегорья и высокогорья (до 3000 м), плотным соревновательным календарем.

В настоящее время в тренировке стипль-чезистов высокой квалификации необходимо искать оптимальные варианты сочетания упражнений для повышения функциональных возможностей спортсмена, развития физических качеств и совершенствования техники преодоления препятствий. При этом надо иметь в виду, что выполнение больших объемов беговых нагрузок отрицательно влияет на техническое мастерство. Для ориентира можно использовать показатели таблицы 4.41.

 

Таблица 4.41 – Примерные объемы беговой нагрузки различной направленности у бегунов на 3000 м с препятствиями

Возраст,

лет

Общий объем бега, км

Объем нагрузки за год, %

Аэробная Смешанная Анаэробная
17 3500±300 88±2 10±1 2±0,5
18 4000±200 81±2 15±1 4±0,5
19 4500±200 75±2 20±1 5±1,0
20 5000±200 75±2 20±1 5±1,0

 

Для эффективного управления тренировочным процессом бегунов на 3000 м с препятствиями рекомендуется использовать следующие контрольные упражнения и соответствующие показатели (таблица 4.42).

 

Таблица 4.42 – Контрольные нормативы для бегунов на 3000 м с препятствиями различной квалификации

  Дистанция кмккм км кмкм

Показатели

Проверяемые качества   МС КМС 1 разряд
Общая выносливость, час, мин     Специальная вынос­ливость, мин, с     Скоростные качества, мин, с   Силовые качества: прыжки с ноги на ногу, кол-во раз   10 км 20 км 30 км   5 км 3 км 2 км   1500 м 800 м   100 м 30.00–31.00 1:05–1:06 1:40–1:42   14.10–14.15 8.10–8.15 5.15–5.20   3.46–3.48 1.52–1.54   34–36 31.30–32.00 1 1:07–1:08 1:45–1:47   14.30–14.35 8.20–8.30 5.30–5.35   3.52–3.54 1.54–1.56   36–37 32.00–34.00 1:10–1:12 1:48–1:50   15.10–15.20 8.40–8.50 5.40–5.50   4.02–4.04 1.58–1.59   38–42

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.007 с.)