Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития психотехники
История психологии труда и психотехники в СССР является яркой иллюстрацией коренной перестройки науки, сформировавшейся первоначально в недрах капиталистического строя, но 267 перестроившейся на основе марксизма и поставленной на службу социалистического строительства. Первый этап ее развития в Советской России был неразрывно связан с движением НОТ и первоначально представлял собой усвоение основных понятий и достижений буржуазной психофизиологии труда и психотехники. Советские психологи в этот период усиленно знакомятся с иностранной, главным образом немецкой, психотехнической литературой (в особенности популярны журналы «Zeitschrift für angewandte Psychologie» и «Praktische Psychologie»). Весьма велико влияние гамбургской психологической школы Вильяма Штерна – в разрезе общетеоретических установок, и немецких психотехников Меде и Пиорковского – в области методики психотехнических испытаний и аппаратуры. Несколько-позднее влияние оказали принятые в американской армии тесты «Альфа и бета». Критика этих зарубежных влияний была в это время крайне слабой и существенной роли не играла. На I Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства в 1921 г., проходившей в Москве под председательством В.М. Бехтерева, был сделан ряд докладов по вопросам психологии труда. Челпанов, отмечая, что «психологией труда, судя по «новейшей литературе», очень интересуются в Англии и Германии, где она носит «специальное название психотехника», выражал, однако, скептическое отношение к попыткам нарушить чистоту науки навязыванием ей прикладных задач. Другими словами, он оставался на своих прежних позициях ревнителя «чистой», свободной от практических применений науки. В целом правильно очерчивая круг возможных для психологического изучения проблем труда (утомление и упражнение, волевой момент в труде, «приспособление машины к человеку», исследование психологии рабочего, определение пригодности к той или иной профессии и т.д.), Г.И. Челпанов выдвигал на первый план интроспективные методы исследования, выступал против идеи соревнования между работающими, пропагандировал энергетический подход к проблеме труда. Во многом сближался с ним Эвергетов и в особенности Рабинович, которые видели залог успешности решения всякой проблемы «в правильности методологического подхода к ней». На поверку же выяснилось, что методология, признаваемая последними, – это идеалистические основы «современной эмпирической психологии вообще и экспериментальной в частности». Возражая Г.И. Челпанову, один из выступивших в прениях (Я. Шатуновский) поставил вопрос о необходимости изучения психологических стимулов к труду и призывал психологов выйти из стен лаборатории на фабрики и заводы и отказаться от пропагандируемой Челпановым «науки для науки».
268 В целом большинство участников конференции считали необходимым, откликаясь на требования эпохи, повернуть психологическую науку лицом к изучению практических производственных вопросов, и прежде всего труда, понимая это, однако, в духе механицизма (отождествление человеческого труда и работы в физическом смысле, игнорирование социальных условий протекания трудовых процессов при решении вопроса, к примеру, об утомляемости и т.д.). Рефлексологи в своих докладах стирали качественные различия между работой механизма, отдельного человека и коллектива и, заявляя, что «природа не знает скачков», все эти формы работы рассматривали как предмет «единой науки о работе или труде». Исходя из этих механистических установок, один из докладчиков предлагал понятие «психотехника» заменить понятием «эрготехника». Идеологом механистического направления на конференции явился А.А. Богданов, выступивший с большим докладом «Организационная наука и хозяйственная планомерность». Разногласия, выявившиеся на конференции, являлись весьма показательными для характеристики основных направлений полемики на психотехническом фронте: борьба в дальнейшем идет против идеализма в понимании предмета и методов психологии труда, с одной стороны, и механицизма – с другой. Вместе с тем в период I Всероссийской инициативной конференции НОТ, проходившей в годы военного коммунизма, еще отсутствовали организационные предпосылки для научно-исследовательской работы в области психологии и психофизиологии труда, и о психотехнике говорилось лишь как о некоей возможности. Слабость разработки психотехнических проблем – при отчетливо выраженной потребности в их разработке – отражала низкий уровень производительности труда, вызванный прежде всего тем, что материальные ресурсы для стимуляции труда были ничтожны, а новые высокие морально-психологические стимулы хотя и начинали складываться, но не получили еще массового распространения. Психологами труда не было замечено то, что с гениальной прозорливостью увидел В.И. Ленин, который в брошюре «Великий почин» писал в 1919 г. по поводу коммунистических субботников: «Это – начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это – победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину»[462].
Работа (теоретическая и практическая) в области психологии и психофизиологии труда интенсивно развернулась посла введения нэпа, вызвавшего подъем производительности труда, 269 рост трудовой дисциплины и поставившего целый ряд новых задач не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, торговле и т.д. Вскоре изучение психологических компонентов труда сосредоточивается в двух системах научных учреждений: во-первых, в институтах труда: Центральном институте труда (ЦИТ[463] – директор А.К. Гастев), где «сенсорной лабораторией», исследовавшей утомление, упражняемость двигательных функций и волевые моменты труда, руководил А.А. Толчинский, а также в институтах труда ряда городов, в особенности во Всеукраинском институте труда (М.Ю. Сыркин, П.М. Рубинштейн и др.). Во-вторых, в психотехнических лабораториях ряда научных учреждений (Московский психологический институт, Институт охраны труда, Институт профессиональных болезней имени Обуха, Физико-техническая лаборатория Государственного института техники управления, Ленинградское бюро профессиональной консультации Наркомтруда при Институте по изучению мозга, Центральная комиссия НОТ и Научно-исследовательский институт педагогики в Харькове и мн. др.). Между психологами и психофизиологами труда, работавшими в психотехнических лабораториях, и сотрудниками ЦИТа и других институтов труда на протяжении ряда лет имела место полемика по ряду вопросов. В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество (в дальнейшем Всесоюзное общество психотехники и прикладной психофизиологии), председателем которого был избран И.Н. Шпильрейн, на протяжении ряда лет возглавлявший работу по психологии и психофизиологии труда в стране в качестве председателя Психотехнического общества и редактора журнала «Психотехника и психофизиология труда» (позднее «Советская психотехника»). Активное участие в разработке вопросов психологии и психофизиологии труда принимают А.К. Борсук, С.Г. Геллерштейн, К.X. Кекчеев, Н.Д. Левитов, А.М. Мандрыка, П.А. Рудик, М.Ю. Сыркин, А.И. Колодная и другие. К 1930 г. в СССР было 500 психотехников, к 1936 г. Психотехническое общество насчитывало 900 членов. Только за три с половиной года (с начала 1927 до середины 1930 г.) было опубликовано свыше четырехсот книг и статей по проблемам психотехники. К концу первой пятилетки психотехническая работа велась в десятках специальных научных учреждений Москвы, Ленинграда, Харькова, Казани, Тифлиса и других городов.
Психотехническая работа всегда находилась в поле внимания советской общественности. Журнал «Советская психотехника» в постоянной рубрике сообщал о выступлениях в печати 270 по вопросам психологии труда. За семь лет были зафиксированы сотни таких выступлений в «Правде», «Известиях», «Труде», «Комсомольской правде», «Красной газете», «Рабочей газете», «Красной звезде», «Харьковском пролетарии» и других центральных и местных органах. Работа в области психологии труда в эти годы становится органической частью грандиозных работ, вызванных бурным ростом социалистического строительства. И организованный набор рабочей силы, и движение ударников, и борьба с обезличкой и уравниловкой, и переквалификация рабочих, и производственное обучение, и рационализация и организация труда – во всех этих важнейших задачах советские психотехники стремятся найти свое место. Повышение производительности труда в промышленности и социалистическом секторе сельского хозяйства, укрепление обороноспособности страны, политехнизация школы – таковы важнейшие области применения психотехники в годы первых пятилеток. Отсюда и три основные отрасли психотехники и психофизиологии труда: 1) промышленная психотехника и психология труда; 2) военная психотехника; 3) психотехническая работа в школе. В докладной записке, поданной в марте 1928 г. фракцией ВКП(б) Всероссийского психотехнического общества в Агигпроп ЦК ВКП(б) и Главнауку, говорилось: «Основные области работы психотехников: промышленность (в частности, транспорт), армия и школа. Во всех этих областях задача психотехников заключается в распределении людей по профессиям, рационализации воздействия на людей (понимая под этим обе области воздействия – производственное обучение и агитпропработу, в частности, воздействие плакатом, книгой и т.д.), рационализации труда, включая в нее исследование производственной утомляемости, рационализации трудовых движений, орудий труда, установление трудовой нагрузки и сходные задачи»[464]. В 1927 г. (29 мая – 3 июня) в Москве проходит I Всесоюзная конференция по психофизиологии труда и профотбору, продемонстрировавшая существенную консолидацию сил научных работников в области психологического и психофизиологического изучения труда и вместе с тем отразившая напряженную идеологическую борьбу на два фронта.
На I Всероссийском педологическом съезде в Москве (27 декабря 1927 – 4 января 1928 г.) психотехники выступали преимущественно по вопросу общих принципов построения и проверки тестов, их прогностического значения в связи с фактором упражнения, а также по вопросам статистической обработки материалов изучения. Но на съезде нашли отражение и работы по вопросам профориентации и профконсультаций, причем 271 в резолюции съезда была отмечена важность постановки этих вопросов в связи с задачей индустриализации СССР. 10-14 октября 1927 г. в Париже состоялась IV Международная конференция по психотехнике и профессиональной ориентации – первая международная конференция, в которой приняли участие советские специалисты в области психологии труда. Советская делегация представила ряд докладов, из которых важнейшими были следующие: С.Г. Геллерштейна – о результатах проведенных опытов по исследованию упражнения, И.Н. Шпильрейна – об основных проблемах профессиографии, А.М. Мандрыки – о проблеме «абсолютного нуля» и построении нормальных шкал одинаковой трудности в тестах, Н.Д. Левитова – о проведенной работе по отбору в московских школах ФЗУ и М.Ю. Сыркина – о значении социального фактора и об исследовании интеллекта. В международное бюро психотехнических съездов от СССР вошли Г.И. Россолимо и И.Н. Шпильрейн. Ознакомившись с важнейшими психотехническими учреждениями Парижа и Бордо, а также с информацией о работе по психологии труда в других странах, советские делегаты смогли заключить, что в отношении числа психотехнических учреждений, их материального оборудования и абсолютного количества подготовленных работников СССР не уступал другим странам (за исключением Германии). Советские ученые приняли участие в работе V Международной конференции по психотехнике в Ютрехте (10-14 сентября 1928 г.), где М.Ю. Сыркину был поручен один из основных пленарных докладов. В составе делегатов конференции – С.Г. Геллерштейн, А.И. Колодная, Н.Д. Левитов, П.М. Рубинштейн, Ю.П. Фролов, И.Н. Шпильрейн и другие. Авторитет советской психологии труда, как отмечалось в иностранной печати, значительно возрос после Ютрехтского съезда. Вопросы психологии труда получили отражение в работе IX Международного съезда по психологии в Нью-Гэвене (США), который проходил с 1 по 7 сентября 1929 г. и где с докладами выступали И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн и другие. Один из самых больших съездов за всю историю советской психологии – I съезд по изучению поведения человека (Ленинград, 25 января – 1 февраля 1930 г.) включил в повестку дня ряд докладов, посвященных основным проблемам психотехники в реконструктивный период. Психотехническая секция в девяти заседаниях заслушала (включая военное совещание по вопросам психотехники) тридцать докладов. Среди докладов, представленных на съезде, привлекли внимание выступления С.Г. Геллерштейна, посвященные проблемам упражнения и Утомления, в связи с вопросом о «кривых упражнения» и явлением плато, которое докладчик рассматривал как известный
272 переход в процессе формирования навыка, скрывающий качественный скачок, П.М. Рубинштейна – о дифференциальном исследовании высших и низших функций, где показывалось, что определенный уровень или характер упражняемости в какой-либо функции отражается на упражняемости этого же лица в других функциях, и внеплановый доклад К.К. Платонова «Опыт применения рефлексологического эксперимента в профессиональном подборе телефонисток», показавший плодотворные возможности учета типа нервной системы (определявшегося тогда методом Сорохтина) при изучении профессиональных способностей. На поведенческом съезде уже во весь рост встает вопрос о диагностическом значении теста в связи с вопросами о профотборе. Однако работа по критике метода тестов еще только начиналась и пока еще не давала ощутимых результатов. Шпильрейн в докладе о задачах психотехники в период реконструкции, в целом правильно характеризуя то, что предстояло осуществить психологам труда, и критикуя методологические основы психотехники в связи с сильным влиянием В. Штерна, еще не мог дать развернутой самокритики своих взглядов на теорию психотехники. Половинчатый характер решений и всей деятельности поведенческого съезда, о причинах которого было сказано выше, сказался и на работе психотехнической секции. 23-27 апреля 1930 г. работает VI Международная конференция по психотехнике в Барселоне, на которой от СССР присутствовали И.Н. Шпильрейн и М.Ю. Сыркин. Делегатами было принято решение провести следующую (VII) Международную конференцию в Москве, что свидетельствовало о еще большем росте авторитета советской науки с момента предшествующей Ютрехтской конференции. Ученый комитет ЦИК СССР (председатель А.В. Луначарский), ознакомившись с материалами о деятельности советской делегации на VI Международной конференции по психотехнике, одобрил работу советской делегации, отметив с особым удовлетворением избрание И.Н. Шпильрейна председателем Международной психотехнической ассоциации и созыв следующего конгресса на территории Союза ССР. Президиумом ЦИК СССР был утвержден комитет содействия конференции под председательством А. Енукидзе. С 20 по 25 мая 1931 г. в Ленинграде проходил Всесоюзный психотехнический съезд, на котором было заслушано свыше 80 докладов по различным проблемам психологии труда. Съезд проходил в обстановке начавшейся перестройки психологии на основе марксистско-ленинского мировоззрения и напряженной идеологической борьбы. Вводный доклад «Задачи борьбы на два фронта в области философии» был сделан М.Б. Митиным. 273 Уровень большевистской критики и самокритики на съезде был высок; критике подверглись штернианские идеалистические ошибки Шпильрейна, механицизм Сыркина и Мандрыки, который проявлялся в оперировании математическими величинами без предварительного качественного анализа изучаемого материала, технизация трудового процесса и приравнивание человеческого организма к машине и т.д. В своей резолюции съезд призвал всех научных работников в области психотехники и психофизиологии труда на основе большевистской самокритики преодолеть враждебные советской науке теории и, руководствуясь марксистско-ленинским учением, с максимальной энергией взяться за разрешение актуальных вопросов социалистического строительства. Поворот на психотехническом фронте существенно сказался на результатах VII Международной конференции по психотехнике, работавшей в Москве с 8 по 13 сентября 1931 г. под председательством И.Н. Шпильрейна. На конференции присутствовало 100 иностранных делегатов, 160 советских делегатов и 800 гостей. Были заслушаны пленарные доклады по трем основным темам: 1) «Теория психотехники», докладчики В. Штерн, Ж. Ляи, И. Шпильрейн; 2) «Применение математических показателей о психотехнике», докладчики В. Бингем, В. Блюменфельд, А. Мандрыка, А. Пьерон, А. Фессар; 3) «Психология профессий», докладчики Ф. Баумгартен, С. Геллерштейн, О. Липман, Г. Майлс, Э. Мира, Г. Рупп. В секциях было поставлено 80 докладов. Позиция советской делегации на VII конференции может быть охарактеризована как активное, воинствующее противопоставление советской психотехники и психофизиологии труда буржуазной психотехнической науке. Возросший научный уровень исследовательской работы е нашей стране делал особенно вескими требования советских ученых строить психотехнику на основе диалектического материализма. На конференции впервые были отчетливо противопоставлены две точки зрения: советская – утверждающая классовый характер науки – и буржуазная – утверждающая, что наука внеклассова и беспартийна. Советские психологи выступили страстными пропагандистами марксистской идеологии, поставив в немалое затруднение своих оппонентов из капиталистических стран, которые не сумели противопоставить их аргументации какой-либо законченной системы идей. Некоторые видные буржуазные ученые, например Ж. Ляи, в своих выступлениях на съезде пришли к признанию преимущества марксистско-ленинской методологии над господствующими е капиталистических странах идеалистическими и механистическими теориями. Это свидетельствовало о начавшемся процессе расслоения среди представителей науки капиталистических стран, который явился од- 274 ним из важнейших факторов развития психологии на Западе и дал плеяду крупных ученых, сделавших своей теоретической платформой марксизм (А. Валлон, Ж. Политцер и др.). Разумеется, буржуазная научная общественность и пресса не могли примириться с той активной политической ролью, которую сыграла конференция по психотехнике, и обрушились на советскую делегацию. Вместе с тем известная часть зарубежной прессы (к примеру, газета «Berlin am Morgen») не могла не отметить, что заостренные теоретические и принципиальные споры в пленумах, секциях и комиссиях окончились победой советских психотехников, т.е. марксизма и его метода диалектического материализма. Съезды, конференции и совещания по вопросам психотехники, не являясь чисто внешними фактами по отношению к развитию психотехники как специальной отрасли психологической науки, тем не менее не могут дать отчетливое представление о внутренних механизмах ее развития. Для характеристики последних необходимо обратиться к содержанию и основным принципам психотехники в рассматриваемый период и попытаться обнаружить те пути, по которым осуществлялась эволюция ее идейно-теоретических основ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.015 с.) |