Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Военная психология и становление авиационной психологии
Развитие военной и авиационной психологии в 20-30-х годах полностью определялось описанным выше развитием психологии труда и психотехники. В военной психологии в эти годы четко вырисовывались три направления. Первым из них являются попытки применить к задачам Красной Армии дореволюционную и буржуазную (прежде всего идеи Тарда и Лебона) психологию. Это направление было отражено в большом числе работ военных специалистов (В.Е. Попелищев, П. Изместьев, Г. Хаханьян[484] и др.). Для второго направления характерна разработка отдельных психологических вопросов врачами, объединяющимися вокруг кафедры психиатрии Военно-медицинской академии. Начальник этой кафедры В.П. Осипов уже в 1917 г. и в дальнейшем возглавлял ряд комиссий, в которых он, по его словам, «работал не столько как психиатр, сколько как психолог»[485]. Н.И. Бондарев (в дальнейшем также начальник этой кафедры), продолжая работы Г.Е. Шумкова, в 1920 г. выполнил диссертацию «Опыт экспериментально-психологического исследования боевых впечатлений на солдат». Н.В. Зимкин провел ряд работ по изучению двигательных реакций и одним из первых, не только у нас, но и в мире, начал экспериментально-психологическую оценку шкал приборов. Особо надо отметить работы А.А. Таланкина[486], работавшего под руководством В.П. Осипова. Сюда же примыкают ранние работы Б.М. Теплова, бывшего в те годы военнослужащим, по проблеме «Психологические основы маскировочной техники»[487], значение которых не утрачено и поныне. 287 Третье направление составили многочисленные работы, выполненные непосредственно в русле психотехники[488]. Часть этих исследований, смыкаясь с трудами, перечисленными выше, накапливала большой эмпирический и практически полезный материал, имеющий общие достоинства и недостатки с другими психотехническими работами. Своеобразное место среди них занимали работы ученика И.П. Павлова, начальника организованной в 1924 г. Центральной психофизиологической лаборатории РККА Ю.П. Фролова[489]. Эти работы, так же как работы Н.М. Добротворского в авиации, проводились с биологизаторских позиций. Доминирующее место в работах этого направления занимал психологический отбор. Значение психологического отбора было со всей определенностью осознано и подчеркнуто организатором Красной Армии М.В. Фрунзе, уделявшим военной психологии много внимания. По его указанию психология преподавалась в военной академии. Он многократно беседовал с психологами и врачами. «Если мы в морской флот, в специальные технические войска, в авиацию будем давать такой контингент, который по своей физической структуре, по своей психологии непригоден для несения службы в этих родах оружия, то тем самым мы весьма и весьма ударим по их боевой мощи»[490], – говорил он в 1925 г.
Военные врачи, как правило очень плохо подготовленные по психологии, пытались ответить на этот запрос путем тестирования, полностью игнорируя индивидуальный, личностный подход. В то же время организатор и теоретик военно-врачебной экспертизы Н.А. Молодцов еще в 20-х годах был противником тестового отбора, хотя и придавал тестам большое значение в русле психогигиенической работы. Психологический отбор в авиации, в отличие от других родов войск и гражданских профессий, резко распадался на два различных направления. Одно из них, начатое в авиации А.П. Нечаевым, а в дальнейшем проводимое П.А. Рудиком[491], ничем не отличалось от общепсихотехнического направления. Но второе, начатое еще В.В. Абрамовым в 1911 г. в клинике В.М. Бехтерева, в 1919-1924 гг. возрожденное С.Е. Минцем, а с 1935 г. продолженное К.К. Платоновым, имело характер 288 индивидуального, личностного, экспериментально-психологического изучения курсантов и летчиков, и именно оно было положено в дальнейшем в основу психологического отбора и летчиков и космонавтов. Большую роль в становлении авиационной психологии сыграл Н.М. Добротворский, бывший с 1921 г. начальником психофизиологической лаборатории в Военно-медицинской академии, а с 1924 г. начальником Центральной психофизиологической лаборатории ВВС. Энтузиаст авиации и первый врач, получивший подготовку летчика-наблюдателя, он был рефлексологом и активно внедрял рефлексологию в авиацию. И все же, несмотря на ряд рефлексологических ошибок, его книга «Летный труд» (М., 1930) не устарела и поныне. Новый этап развития авиационной психологии связан с началом цикла работ, осуществлявшихся с 1936 г. К.К. Платоновым (Институт авиационной медицины) и Л.М. Шварцем (Институт психологии) и закончившихся уже в последние годы составлением монографии «Психология летного труда»[492]. В этот же период (1936-1937 гг.) педагогическое и медицинское русла в развитии авиационной психологии, ранее существовавшие независимо друг от друга, по существу сливаются в единое целое, что открыло возможность для создания первого учебного пособия по психологии для летчиков[493]. Нельзя не отметить, что работа над этим учебным пособием заметно отразилась на содержании учебников по психологии для педагогических вузов[494], поскольку Л.М. Шварц был и соавтором и соредактором последних. Это яркий пример плодотворного влияния не только общей психологии на ее отрасль, но и обратного влияния прикладной отрасли на общую психологию.
После ликвидации в 1937 г. Филиала Института авиационной медицины в Качинской авиашколе, где велась эта работа, Л.М. Шварц организовал в Институте психологии лабораторию летных навыков, выполнявшую ряд исследований и окончательно закрепившую переход авиапсихологии в русло психологической науки. Стремление комплексно изучать человека в полете, рассматривая его не только как организм, но прежде всего как личность, становится ведущим принципом построения авиационной психологии, а в настоящее время и космической психологии, разработка проблем которой впервые в мире осуществлена была в Советском Союзе. 289
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.006 с.) |