Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые итоги формирования основ советской психологии
В годы, непосредственно предшествующие Великой Отечественной войне, теоретический фонд советской психологии обогащается рядом научных концепций, прослеживая дальнейшее развитие которых мы получаем возможность лучше понять некоторые важнейшие особенности всей последующей ее истории. В их числе могут быть названы следующие концепции, которые, разумеется, не являются рядоположными по отношению друг к другу, а теснейшим образом между собой переплетаются и взаимно проникают, образуя теоретическую основу советской психологии: принцип единства сознания и деятельности, концепция исторического происхождения высших форм психической деятельности, принцип активности сознания и личности. Фундамент 324 теоретической разработки проблем психологии составляет рефлекторная концепция психического. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности приобрело популярность задолго до периода, когда советская психология смогла сформулировать основы своей теории. И на протяжении ряда лет психологи стремились определить свое отношение к павловскому учению, справедливо рассматривая его в качестве сокровищницы материалистических идей. Нельзя утверждать, что в середине 30-х годов все значение вклада И.П. Павлова в материалистическую психологию осознавалось с должной полнотой. О том, что это не так, свидетельствует и определенная недооценка его в годы, предшествующие объединенной сессии АН и АМН СССР, проведенной в 1950 г., и догматизм при использовании идей И.П. Павлова после сессии, и тот факт, что проходившее в 1962 г. Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии далеко не исчерпало теоретические проблемы павловского учения. Однако можно с уверенностью сказать, что важнейшие положения павловского учения уже тогда вошли в основы советской психологии, образуя ее естественнонаучный фундамент. В трудах И.П. Павлова советская психология обрела рефлекторную концепцию психического, согласно которой психические акты возникают в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром, осуществляемого посредством мозга. Психическая деятельность (как «сигнальная» деятельность мозга) не зеркально отражает действительность, но в процессе отражения определяет значение отражаемого для субъекта и тем самым регулирует его ответную деятельность. В противоположность бихевиоризму и рефлексологии И.П. Павлов не устанавливал непосредственной механической зависимости поведения от раздражителя, стремясь раскрыть внутренние закономерности тех нервных процессов, которые опосредствуют зависимость ответной деятельности от внешних воздействий, и выяснял зависимость реакции не от стимула, как такового, а от того, чему этот стимул в прошлом предшествовал (проблема «подкрепления»). Учение И.П. Павлова было разработано на животных. Переходя к человеку, И.П. Павлов дополняет свою теорию мыслью о наличии у людей второй сигнальной системы действительности, которая находится в сложном взаимодействии с первой. Тем самым перед учением о высшей нервной деятельности была поставлена задача дать естественнонаучное объяснение сознания человека.
Оценка павловского учения советскими психологами всегда была весьма высокой, однако в 20-е годы и в первой половине 30-х годов идеи И.П. Павлова не всегда еще были должным образом отделены ими от бихевиористского и рефлексологического направления в разработке проблем психологии и физиоло- 325 гии. И нередко неправомерно рассматривались как механистические в основном своем ядре. Этому способствовала столь же ошибочная оценка трудов И.М. Сеченова, которому, в свою очередь, приписывалась механистическая концепция психики. Рефлекторная теория Сеченова-Павлова смогла войти в основы научной психологии в связи с тем, что содержала в себе все необходимые предпосылки для диалектико-материалистической трактовки психической деятельности. В настоящее время становится совершенно очевидным, что, будучи генетически связано с картезианской схемой рефлекса, учение И.П. Павлова имеет ряд принципиальных качественных отличий, которые существенно углубляются в ходе дальнейшего развития павловских идей. К этим отличиям относится, хотя ими и не исчерпывается, выявление в структуре рефлекса его сигнального значения и роли подкрепления как естественного продолжения рефлекторного акта в сторону его результатов.
Эти отличительные черты рефлекторной теории дают основу для развития в середине 30-х годов оригинальной научной концепции ученика и сотрудника Павлова П.К. Анохина, который в 1935 г. формулирует понятие функциональной системы как единицы интегративной деятельности организма. Опираясь на принципы рефлекторной деятельности, разработанные И.П. Павловым, П.К. Анохин сумел показать недостаточность и ограниченность представлений о так называемой «рефлекторной дуге» с ее классической «трехчленной» архитектоникой. Как это было доказано П.К. Анохиным, рефлекс, завершаемый ответным действием, – это лишь элемент рефлекторной деятельности, искусственно допущенный «перерыв непрерывности». Такая трактовка рефлекса была допустима как временный прием исследования. Однако как противоречащая диалектико-материалистическим принципам, она не должна быть принята в качестве ведущего принципа рефлекторной теории. Ответным действием акты поведения человека и животных не кончаются, а непосредственно переходят в оценку мозгом тех результатов, которые были достигнуты при совершении действия. Налицо единая завершенная циклическая система, где ни один момент ответного действия не может быть осуществлен без немедленной посылки информации о результатах этого действия. П.К. Анохин выяснил и исследовал внутренние механизмы, составляющие основание этих функциональных систем. Им было введено понятие обратной, или санкционирующей, афферентации как интеграла афферентных импульсаций, идущих в центральную нервную систему и информирующих ее о достаточности или недостаточности совершенного акта. Таким образом, задолго до развития кибернетики в научный оборот вводились понятия, адекватные ее центральному звену – «обратной связи». 326 Наконец, П.К. Анохину принадлежит идея о наличии в мозге аппарата, задачей которого является получение обратной афферентации, ее оценки и сопоставления с исходным намерением («акцептор действия»). Таким образом, в середине 30-х годов на основе рефлекторной теории складываются предпосылки новых научных представлений о наличии в мозге таких структур и процессов, которые обеспечивают оптимальные условия для управления деятельностью в результате активного выбора информации, поступающей из внешней среды. К идее «афферентного синтеза» и «акцептора действия», выдвинутой П.К. Анохиным, примыкает сформулированная Н.А. Бернштейном в том же, 1935 г. концепция «рефлекторного кольца» и «двигательной задачи», а также разработанная Д.Н. Узнадзе теория установки. Несмотря на то что указанный комплекс идей далеко не сразу органически вошел в содержание психологической теории, предпосылки его складываются уже в середине 30-х годов и оказывают все более усиливающееся влияние на разработку основ психологии. Сложившиеся в конце 30-х – начале 40-х годов основы марксистско-ленинской психологии становятся той базой, на которой развивается наука на протяжении всего последующего периода. Когда мы говорим об основах марксистско-ленинской психологии, то имеем в виду не только и не столько сумму важнейших дефиниций, которые утверждаются в психологической науке при характеристике, к примеру, психических процессов и психологических особенностей личности, и не только обобщающие теоретические труды и конкретные исследования, осуществленные виднейшими советскими психологами, о которых было сказано выше. Понятие основ психологии значительно шире. Имея целью осветить в нашей работе проблему формирования основ марксистско-ленинской психологии, т.е. формулируя ее как проблему историко-психологическую, мы не ставили перед собой задачу обрисовать сколько-нибудь подробно конечные итоги этого процесса – проблема основ психологии должна явиться результатом самостоятельного и обширного исследования, осуществление которого ни в коей мере не входит в наши планы. Однако есть смысл в краткой тезисной форме охарактеризовать те основные принципиальные предпосылки дальнейшего развития советской психологической науки, которые сложились в этот период.
В своих теоретических построениях советские психологи исходили из важнейшего положения марксизма, согласно которому,психика – это свойство мозга, заключающееся в отражении внешнего мира. Добившись победы как над идеализмом, так и над механистическим материализмом, советская психология положила в основу ленинскую теорию отражения. С позиций 327 теории отражения получает решение центральная философская проблема психологии – психофизическая проблема, адекватное решение которой явилось делом безнадежным для традиционных интроспективистских или поведенческих психологических школ. Таким образом, вместо типичного для господствующих направлений в буржуазной психологии психофизического дуализма в советской психологии утверждается принцип психофизического единства или монизма. Быть может, в терминологическом отношении эти понятия и нуждались в уточнении (на это указывали в ходе дальнейшей полемики), но принципиальное их содержание обеспечивало правильный подход ко всей научной проблематике в области психологии. На этой теоретической основе происходит перестройка не только общей психологии, но и ее специальных областей. Прикладные отрасли психологии не могут и не должны быть противопоставлены на каких-либо принципиальных основаниях ее общей теории; для советской психологической науки характерно единство теорий и практики. Этим раз и навсегда утверждался партийный характер советской психологии и делалось невозможным возобновление опасного и ненужного разрыва между общей психологией и ее специальными областями на том «основании», что в этих областях якобы отсутствует идеологическая борьба. Опыт работы советских психологов в период Великой Отечественной войны свидетельствовал о теснейшем и успешном объединении теории и практики в психологической науке.
Психическая деятельность определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то ее развитие определяется биологическим законом естественного отбора. Если говорить о психологии человека, то происхождение и развитие человеческого сознания определяются законами развития способа производства материальной жизни общества. Логическим выводом из этого общего материалистического принципа обусловленности сознания человека бытием явилось понимание общественно-исторического характера человеческого сознания. Это выдвинуло на первый план исследования личность человека, сущность которой, как известно, составляет совокупность общественных отношений. В этом советские психологи видели пути преодоления абстрактного функционализма. Личность, чье развитие определяется общественно-историческими условиями, не пассивный объект этих воздействий, не их эпифеномен. Личность характеризуется активностью. Следует помнить, что на протяжении всего рассматриваемого здесь периода проблема личности оставалась ареной столкновения между принятой в эмпирической психологии трактовкой психической активности как одного из субстанциональных качеств души и характерным для поведенческой психологии стремлением игнориро- 328 вать активность, которой не оставалось места в механистической схеме рефлексологических построений. Доминирующее положение, которое в середине 20-х годов занимает рефлексология, находит отражение в рефлексологической педагогике, изображавшей ученика в качестве некоего «реагирующего аппарата», видящей в нем лишь совокупность условных рефлексов и игнорирующей активность его личности, подыскивая лишь соответствующие приемы «натаскивания». В рефлексологических теориях активность личности по существу если и появлялась, то в мистифицированном виде: прежде всего, в качестве наследственности, якобы определяющей структурные и функциональные особенности механизмов поведения, количественные и качественные формы присущей индивиду энергии. Проблема активности личности не получила решения и в другом психологическом течении – реактологии, что объяснялось принципиальной невозможностью исследовать психологические факты с позиций «науки о поведении», с порога отбрасывавшей «активность» (формула, принятая в реактологии: «Нет активности, есть только реактивность»). Утверждение в качестве предмета психологии сознания и перестройка психологической науки на основе диалектического материализма дают возможность использовать для решения проблемы активности личности марксистско-ленинские идеи об активном (незеркальном) характере отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о сущности личности как совокупности общественных отношений, о роли потребностей в развитии индивида и т.д. Начиная со второй половины 30-х годов принцип активности личности прочно утверждается в советской психологии: проблема отбора и воспитания потребностей и проектирования личности (А.С. Макаренко); проблема активности личности и сознания (Н.Ф. Добрынин); направленность личности и проблема «пассивно-активного» характера потребностей (С.Л. Рубинштейн); установка как модификация личности (Д.Н. Узнадзе); проблема отношений (В.Н. Мясищев); проблема формирования способностей в деятельности (Б.М. Теплов) и т.д.
Психика животных и сознание человека могут быть правильно поняты и адекватно объяснены лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии. Развитие психики становится не только областью изучения, но и основным принципом исследования в советской психологии. Тем самым по существу впервые открылась возможность осуществить замысел И.М. Сеченова превратить научную психологию в ряд учений об истории психических процессов. Именно в этом направлении развиваются в последние предвоенные годы концепции развития высших интеллектуальных процессов, получающие оформление в трудах П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева и других ученых. Реальные условия для успешного выполнения задачи создания теории раз- 329 вития психики содержало диалектико-материалистическое учение о развитии: «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними). При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне – бог, субъект etc). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само»движения. Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая – жизненна. Только вторая дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового»[554]. Советские психологи на собственном опыте сумели убедиться, насколько «мертва, бледна, суха» метафизическая теория развития, которая в детской и педагогической психологии выступала в форме биогенетической и социогенетической концепций развития психики, и поэтому с огромным энтузиазмом разрабатывают «вторую» – жизненную, диалектико-материалистическую концепцию. Вскрывая преемственность в развитии высших форм психики на основе низших и качественное своеобразие этих высших форм, советская психология прослеживает складывающееся в борьбе внутренних противоречий развитие новых форм психики в их существенных закономерностях. Сознание и деятельность не противоположны внешне друг другу (как утверждают дуалисты), но и не тождественны друг другу (как считают спиритуалисты, растворяющие деятельность в сознании, или как думают бихевиористы, сводящие сознание к актам деятельности). Сознание и деятельность образуют единство. Положение о единстве сознания и деятельности, принятое в советской психологии, находит теоретическую формулировку, как это указывалось выше, в труде С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии». Им было показано, что, формируясь в деятельности, сознание в деятельности и проявляется. «Деятельность и сознание – «е два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство»[555]. Это понимание соотношения сознания и деятельности дало возможность Рубинштейну установить основу объективного познания психики – падало утверждение субъективной психологии о непознаваемости чужой психики и утверждение бихевиористов и рефлексологов о субъективности всякого психоло- 330 гического познания. «Через посредство деятельности субъекта его психика становится познаваема для других»[556]. Трудно переоценить значение этого тезиса для всей проблемы методов психологии. В то же время проблема единства психики и деятельности не получила в работах Рубинштейна должной связи с проблемой развития. Причиной этого послужили, по всей вероятности, следующие обстоятельства. Хотя Рубинштейн и подчеркивал, что психология изучает не сознание и деятельность, а сознание в деятельности, однако вопрос о структуре деятельности и ее историческом происхождении не был им решен. Заслуга попытки синтезирования принципа развития и принципа единства сознания и деятельности в советской психологии принадлежала школе Выготского (прежде всего А.Н. Леонтьеву), которая рассматривает психическую деятельность как особую форму деятельности, как результат преобразования (интериоризации) внешней материальной деятельности в деятельность сознания. Понятие «психика» шире понятия «сознание», под которым понималась возникшая в процессе труда и общения высшая ступень развития психического, конкретно реализуемая в целенаправленных отношениях человека к общественному бытию. Таким образом, в качестве предмета изучения открывалась область бессознательного или подсознательного. Правильно поставленный вопрос о соотношении сознания и бессознательного не нашел тогда конкретного решения, хотя к этому времени для «его складываются не только теоретические, но и экспериментальные предпосылки. Они объективно обнаруживаются в широкой критике фрейдистской концепции бессознательного (П.П. Блонский) и в экспериментальной практике исследования установки, осуществляемого школой Д.Н. Узнадзе. В то же время одно из основных понятий, которым пользовались психологи-идеалисты, характеризуя бессознательное, – понятие инстинкта получает благодаря трудам И.П. Павлова, В.А. Вагнера и других советских ученых адекватное теоретическое истолкование. Советские ученые вскрывают в инстинкте диалектическое единство противоположностей: врожденного и приобретенного (безусловных и условных рефлексов), целесообразного и нецелесообразного (при постоянстве условий и при их изменении), стереотипного и пластически-изменчивого (постоянство видового приспособительного поведения и эволюционная изменчивость его компонентов), экзогенного и эндогенного (ответ на внешние воздействия под влиянием внутренних гуморальных, секреторных и прочих условий) и т.п. 331 Исследуя структуру человеческого сознания, психолог раскрывает межфункциональные связи и отношения, преодолевает функционализм, изначально присущий эмпирической психологии. О стремлении преодолеть функционализм в трактовке основных психологических понятий свидетельствует тот интерес к стыковым, межфункциональным областям психического, который обнаруживали Блонский, Выготский и другие. Теоретический аспект проблемы борьбы с абстрактным функционализмом намечал С.Л. Рубинштейн, указывая на необходимость изучения психики в конкретной деятельности. Однако задача преодоления функционализма, поставленная в этот период, не была решена прежде всего потому, что ее принципиальное осуществление требовало перехода к иной системе понятий по сравнению с той, которая сложилась в эмпирической психологии конца XIX и начала XX в. и которая была в общих чертах унаследована советской психологией, хотя в последней эти понятия и получили материалистическое истолкование. Теоретически утверждаемый принцип единства психической деятельности вступал в противоречие с традиционной схемой изолированных психических функций, и разрешение этого противоречия становится одним из факторов дальнейшего развития советской психологии в направлении создания научной системы понятий, которая могла бы адекватно отразить в себе современную проблематику психологического исследования. Перечисленные выше теоретические положения составляют научный фонд, остающийся той опорой, на которой зиждется вся дальнейшая разработка проблематики советской психологии. Именно в эти годы складываются основные предпосылки той картины психологических знаний, которую мы сейчас рассматриваем как некоторый итог развития и применения диалектического материализма в психологии.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.015 с.) |