Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первоначальное развитие слепоглухонемого
Принципиальные пути развития С чего следует начинать формирование поведения и психики слепоглухонемого ребенка? Что является тем фундаментом, на котором в дальнейшем строится все здание человеческой психики? Ошибка большинства тифлосурдопедагогов прошлого заключалась в том, что они начинали обучение своих воспитанников с попыток сформировать речь. Они исходили из того положения, что основным отличием человека от животного является «дар речи», и пытались сформировать устную, письменную или дактильную (пальцевую) форму речи. Все эти попытки неизменно терпели неудачу. Иногда удавалось научить детей произносить или писать несколько слов, но ни о каком действительном психическом развитии ребенка в этих случаях говорить не приходится. Усвоение ребенком нескольких слов было чисто формальным, эта «речь», не опираясь на систему непосредственного (образного) отражения окружающего мира, повисала в воздухе и вскоре распадалась, не оставляя следа. Практика обучения слепоглухонемых показывает, что формирование речи не должно и не может быть первым шагом в развитии психики слепоглухонемого. Мир для слепоглухонемого ребенка до начала обучения пуст, беспредметен. Предметы существуют для него в том смысле, что он может на них натолкнуться однако их функций и назначений он не знает. Очеловечивающее влияние предметов труда, окружающих ребенка, и роль обучения правильному с ними обращению обычно недооцениваются. А ведь именно предметное поведение, если можно так выразиться, т. е. правильное обращение с предметами, окружающими человека, есть существенный элемент человеческого поведения. Как же сообщить слепоглухонемому ребенку о предметном многообразии окружающего его мира? Ясно, что путь к познанию мира у такого ребенка один — через тактильно-двигательный анализатор. Казалось бы, дело обстоит просто: в руки ребенка надо вкладывать разные вещи, юн их будет ощупывать, и таким путем у него создастся неограниченно большое количество1 образов окружающих предметов. Однако практика воспитания слепоглухонемых детей показывает, что это неосуществима. Ведь слепоглухонемые дети до начала их специального воспитания и обучения совершенно лишены каких бы то ни было черт человеческой психики; у них имеется лишь возможность ее формирования и развития (вероятно, до самого высокого уровня), но на начальных этапах этого процесса они не имеют ни потребности в познании мира, ни навыков ориентировочно-исследовательской деятельности.
Если такому ребенку дают предметы для «осматривания», он их тут же роняет, даже не пытаясь познакомиться с ними. Это и понятно, так как предлагаемые ребенку таким образом предметы не представляют для него какого-либо интереса. В ответ на вкладывание в руки ребенка какого-нибудь, даже нового, предмета он не обнаруживает ориентировочного поведения. Где же выход? Как заставить слепоглухонемого ребенка ощупывать, познавать предметы? Возникает необходимость создать такие условия, чтобы познавание предметов превратилось для него в потребность. Каковы же пути формирования ориентировочно-исследовательской деятельности у слепоглухонемых детей? Как конкретно происходит формирование этой, если можно так сказать, ориентировочно-исследовательской потребности? Любой слепоглухонемой ребенок имеет ряд простейших естественных нужд (еда, защита от неблагоприятных влияний, выделение). На первых порах эти нужды еще не являются подлинными потребностями в психологическом смысле этого слова. Их как потребностей не существует, они не могут еще стать двигателями поведения. Поэтому на первом этапе и поведения-то никакого не существует. Потребностями эти нужды становятся, лишь постепенно опредмечиваясь и обрастая человеческими, «орудийными» способами их удовлетворения. Первое знакомство с предметами окружающего мира и происходит в процессе деятельности по удовлетворению простейших естественных потребностей. При удовлетворении естественных потребностей, например во время еды, человек пользуется рядом «орудий» — ложкой, вилкой, тарелкой, столом, стулом и т. д. В ходе этой деятельности и происходит первичное ознакомление слепоглухонемого ребенка с предметами. Воспитатель во время 'кормления ребенка, держа его руки в своих руках, учит его пользоваться тарелкой, ложкой, салфеткой и т. д. В процессе этой «деловой» (для организма) деятельности ребенок вынужден знакомиться с предметами. Вынужденно это происходит потому, что знакомство с предметами, употребляемыми при еде, овладение ими является необходимым условием получения непосредственного пищевого подкрепления. В другое время, вне пищевой ситуации, эти предметы не вызывали у ребенка никакой ориентировочной деятельности (вкладываемые в его руку, они тут же падали). Так постепенно в процессе безусловного подкрепления (в данном случае пищевого) формируется и в дальнейшем развивается ориентировочно-исследовательская деятельность.
Практика воспитания вынуждена считаться с отсутствием у слепоглухонемого ребенка ориентировочной деятельности на новые раздражители и с необходимостью специального формирования ее на первых этапах развития, в процессе замыкания первых условнорефлекторных связей. Совершенно незнакомые предметы, данные в руки слепоглухонемому ребенку, не ощупываются им. Авторучка, коробка спичек, карандаш и другие предметы, вложенные в его руки, он вяло выпускает из рук, и предметы падают. Однако засорившаяся соска, из которой перестала течь сладкая вода, или измененная форма ложки вызывает живую ориентировочную реакцию (ощупывание). Как само возникновение, так и выраженность ориентировочной деятельности определяется не новизной раздражителя, а, наоборот, сходством его с теми раздражителями, которые ранее подкреплялись. Чем более нов раздражитель, тем меньше шансов, что он вызовет у слепоглухонемого ребенка ориентировочную деятельность. Оптимальное условие, (вызывающее в этом периоде ориентировочную реакцию, — это предъявление измененного варианта ранее подкрепленного раздражителя. Таким образом, элементы ориентировочно-исследовательской деятельности возникают внутри деятельности по удовлетворению простейших естественных потребностей. В результате этой, еще элементарной, ориентировочно-исследовательской деятельности формируются образы предметов, непосредственно участвующих в удовлетворении потребностей. Как эта пока еще элементарная познавательная деятельность, так и результаты ее — образы предметов — на первом этапе развития ребенка возникают как необходимое условие успешности «деловой» деятельности. Постепенно круг предметов, связанных с одним из видов «деловой» деятельности, расширяется, например в процессе еды ребенок начинает самостоятельно пользоваться сначала ложкой, вилкой, а потом и ножом, а затем и другими, так или иначе связанными с принятием пищи,. предметами. Структура ориентировочно-исследовательской деятельности постепенно все более усложняется. Первоначально при удовлетворении той или иной элементарной потребности перед ребенком не стоит познавательная цель. Постепенно, в ходе деятельности, направленной на удовлетворение органических потребностей, возникает потребность в познании предметов окружающего мира —познавательная деятельность становится относительно самостоятельной. К этому времени ребенок уже научается ходить, одеваться, обуваться, преодолевать препятствия на пути, правильно пользоваться большим количеством предметов домашнего обихода (мебель, одежда, предметы туалета, игрушки и т. д.). Новые предметы теперь тщательно «осматриваются» (руками). Таким образом ребенок знакомится с назначением и свойствами каждого нового предмета. Такова самая общая схема первоначального развития психики и поведения слепоглухонемого ребенка. В действительности же этот путь развития ребенка значительно сложнее.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.008 с.) |