Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентировка слепоглухонемого ребенка ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Прежде всего ребенок должен: 1) ознакомиться с тем помещением, где он проводит большую часть времени, и уметь различать в комнате дверь, окно, стены, пол; 2) ознакомиться со спальней, столовой, классной комнатой, коридором, лестницей, кухней, уборной и двором, знать их назначение. 3) знать расположение мебели в каждой комнате; 4) уметь по заданию педагога-воспитателя, преодолевая сравнительно небольшое расстояние, отнести на место стул, переставить игрушки и т. д.; 5) уметь положить нужную вещь в шкаф, буфет, тумбочку и достать ее оттуда. 6) знать место своей кровати в спальне, за столом в столовой, знать, где лежат вещи, необходимые для утреннего и вечернего туалета; 7) знать, где находится посуда, таз для мытья посуды, посудное полотенце и тряпки; 8) знать расположение мусорных корзин; 9) знать местонахождение своего горшка в горшечной; 10) научиться самостоятельно ходить в знакомом помещении; 11) уметь спускаться по лестнице, держась за перила и без них; 12) уметь определять местонахождение педагога по его сигналу. III. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Слепоглухонемой ребенок является полностью немым, т. е. абсолютно лишенным каких бы то ни было средств общения с окружающими. Он останется на всю жизнь в таком состоянии, если не прийти ему на помощь средствами специальной педагогики. Изначальным средством общения у слепоглухонемого являются жесты, которые он усваивает от окружающих людей путем подражания. Жесты возникают в процессе живого, контактного ознакомления ребенка с людьми и предметами в его повседневном быту. Постепенно жесты заменяются дактильными словами — знаками. «Дактильное слово» в данном случае надо понимать условно. Фактически эти слова-знаки все еще являются «дактильными жестами». Ребенок еще не знаком с дактильными буквами, он целостно произносит (дактилирует) пальцами «мама», «папа». Вначале жестами обозначается только то, с чем ребенок постоянно сталкивается при удовлетворении своих потребностей, то, что хорошо ему знакомо и понятно, например ложка, чашка и т. д. Постепенно, по мере накопления образов конкретной действительности, растет и количество жестов. Они меняются не только по количеству, но и по содержанию. Если вначале одним жестом ребенок обозначал воду, чашку, процесс питья, то в дальнейшем жест дифференцированно отражает действительность. Разные предметы и разные процессы обозначаются соответственными жестами. Общаясь со взрослыми, дети запоминают жестовое обозначение каждого из них. Важно дать каждому ребенку единое обозначение каждого взрослого, чтобы все дети одинаково обозначали определенного учителя, воспитателя, няню. Постепенно на смену жестам приходят дактильные слова. Ребенок будет называть каждого взрослого по имени, а в дальнейшем и отчеству.
К концу данного периода дети должны обозначать жестами и отчасти дактильными словами предметы, указанные в разделе «Ознакомление с окружающей жизнью», т. е. должны: 1) знать жестовое обозначение одежды, обуви, мебели, постельных принадлежностей, пищи, овощей, фруктов, животных, птиц, рыб, насекомых, растений; 2) обозначать различные явления природы; 3) выражать в жестах свои желания, просьбы; 4) благодарить, выходя из-за стола после завтрака, обеда, ужина; 5) благодарить взрослых и своих товарищей за оказанную услугу; 6) здороваться и прощаться. 7) отвечать на вопросы, правильно называть предметы и действия, элементарно рассказывать о «виденном» и пережитом. В этот период жестовая речь является не только средством общения со слепоглухонемым ребенком, но и средством регулирования его поведения. В режиме надо предусмотреть время для индивидуального общения воспитателя или педагога с каждым ребенком. Со временем у ребенка развивается умение «слушать» жестовую или дактильную речь педагога. Разговаривая с ребенком, надо всегда помнить, что рука человека обладает огромными выразительными возможностями. Соответственным характером движений руки педагог должен передать свое отношение к ребенку. Обычно педагог должен дактилировать или жестикулировать спокойными ровными движениями. Если педагог хочет придать своему приказанию большую требовательность, то и движения пальцев должны быть более уверенными, отточенными. Надо помнить, что ребенок будет подражать манере педагога. IV. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Нормальный ребенок к дошкольному возрасту приходит уже с развитым двигательным анализатором. Ему доступны движения, требующие довольно сложной координации. Совсем иная картина у слепоглухонемого. Родители из-за боязни ушибов ограничивают его в движениях, выполняя все за него сами (одевают, кормят, переносят). Вялость моторного аппарата влияет и на умственное развитие слепоглухонемого. Как правило, в домашних условиях в ранний период такой ребенок малоподвижен, безразличен ко всему окружающему. В нем трудно пробудить интерес к деятельности. Постоянное ограничение в движении приводит и к физическому недоразвитию (к ослаблению костей, связок, мышц). Период детства характеризуется потребностью в движении. Вынужденное бездействие не заглушает этой потребности. У слепоглухонемого начинают появляться нежелательные движения: он бесконечно трет свои глаза, раскачивается из стороны в сторону, кружится на одном месте. Задача педагога — научить его обслуживать себя, трудиться, т. е. сделать движения целесообразными. При обучении движениям необходимо создать такие условия, при которых ребенок не мог бы ушибиться, иначе страх удвоится и надолго задержит развитие двигательной сферы. Движения у слепоглухонемого ребенка должны вызывать не боязнь, а радость. Преодоление страха перед движением — основная задача педагога на первом этапе обучения. В этот период ребенок должен овладеть пространством, двигаться в нем свободно. Одежда не должна стеснять его движений. Обучение движениям происходит как в режимные моменты, так и на специальных занятиях. Слепоглухонемого ребенка надо учить правильно подниматься на ноги, правильно стоять, ходить, лазать, бросать, бегать, прыгать. Все действия и движения расчленяются на десятки бесконечно малых процессов. Это кропотливая работа, требующая огромного терпения. Профессор И. А. Соколянский писал, что недели и месяцы уходят на то, чтобы новичок стал цепляться не двумя, а одной рукой, потом освободил вторую и спокойно вел себя, когда чувствует рядом знакомый запах. При подборе упражнений и их дозировке необходимо учитывать физическое развитие ребенка, состояние его здоровья, предварительную подготовленность. Педагог должен выбирать простые, жизненно необходимые, понятные детям движения. Необходимо создавать обстановку, побуждающую ребенка к действию, движению. Например, при кормлении только слегка дотрагиваться ложкой до губ ребенка, а не вливать пищу в рот. Постепенно ребенок сам будет тянуться к ложке, активно захватывать пищу. Зрячий ребенок расходует избыток своей физической энергии в играх. Слепоглухонемой лишен этой возможности. Он не умеет играть, не может сам выдумать игры. Педагогу приходится специально обучать его игре и направлять ее ход. Игры — это не просто развлечения. Они воспитывают, развивают, организуют. Подвижные игры проводятся в помещении и на воздухе. Эти игры усиливают процессы дыхания, кровообращения, повышают обмен веществ, положительно влияют на физическое развитие детей. Не следует долго производить однообразных движений. Нужна смена движений, переход от спокойных движений к более оживленным. Полезны всевозможные игры с водой, например пускание плавающих игрушек, совместные игры в кубики с разделением обязанностей. Они приучают детей к коллективной игре. В первоначальный период взрослые непосредственно принимают участие в играх детей, показывая как нужно пользоваться той или иной игрушкой.
Оборудование комнаты, участка, набор игрушек должны способствовать развитию движений. Для развития движений нужны следующие предметы: разнообразные игрушки (шары, пирамиды), обручи, мячи разных размеров, тележки, каталки, легкие предметы для переноса (мешочки, набитые опилками, корзинки), горки с лесенкой и скатом, доски разной ширины, бревна, стремянки. Наряду с физическими упражнениями надо проводить и закаливание организма. Детей приучают находиться в помещении при открытых форточках (фрамугах), а в теплые дни и при открытых окнах. В помещении дети закатывают чулочки в любое время года. Ежедневно по вечерам моют ноги холодной водой. Слепоглухонемого надо постепенно приучать к прогулкам в любую погоду.;В летнее время проводятся, ежедневные обливания. На прогулке чередуют пребывание детей на солнце и в тени. Гимнастические упражнения включают в себя движения, имеющие наибольшее значение для физического развития слепоглухонемого. С детьми ежедневно после подъема проводится утренняя зарядка. Благодаря гимнастике налаживается дыхание (у слепоглухонемого часто впалая грудь), повышается процесс обмена в тканях. Занятия проводятся в хорошо проветренном помещении. Упражнения должны быть просты и доступны детям, активно воздействовать на все основные группы мышц. Следует чередовать работу и отдых отдельных мышечных групп. Характер упражнений, темп их выполнения, количество повторений будут совершенно различны в комплексах для разных детей. Смену комплексов следует производить постепенно. Утренняя зарядка должна проводиться в соответствующем костюме (в майке, трусах, тапочках). По сигналу педагога дети делают различные движения руками, ногами, корпусом. Предварительно с каждым ребенком в отдельности разучивается весь комплекс упражнений. В начале каждого занятия проводится ходьба — для разогревания организма, втягивания его в работу. Затем проводятся следующие упражнения: 1) упражнение в потягивании, улучшающее кровообращение в мышцах верхних конечностей и плечевого пояса, углубляющее дыхание и выпрямляющее позвоночник;
2) упражнение (для мышц нижних конечностей), укрепляющее мышцы, увеличивающее подвижность в суставах нижних конечностей и перераспределяющее кровь в организме; 3) упражнения (для мышц туловища), которые укрепляют мышцы передней стенки брюшного пресса, тазового дна и спины, увеличивают подвижность позвоночника и улучшают деятельность органов брюшной полости (эти упражнения выполняются главным образом лежа на спине и сидя); 4) упражнения (для мышц рук и туловища), укрепляющие мышцы рук и плечевого пояса; 5) упражнения в растягивании (для мышц рук и ног), увеличивающие подвижность в суставах верхних и нижних конечностей и повышающие общий обмен веществ в организме; 6) скоростные упражнения, повышающие общий обмен веществ в связи с усилением деятельности органов дыхания и кровообращения. После шестого упражнения (бега, прыжков) проводится ходьба с постепенным ее замедлением. Делается это с целью снизить общее физиологическое возбуждение организма, успокоить дыхание и деятельность сердца. На этой основе составляются различные комплексы упражнений. Для закаливания организма очень полезно заканчивать зарядку обтиранием, с последующим растиранием тела сухим полотенцем. Для первых обтираний берут тепловатую воду, затем постепенно снижают температуру. Специальные занятия по развитию моторики имеют своей целью изжить недостатки в физическом развитии ребенка, развить координацию, ловкость, четкость движений, укрепить кости и мышцы. С этой целью могут быть применены следующие упражнения: 1) в положении лежа упираться ногами в ладони, подставленные педагогом; 2) садиться самостоятельно и удерживать туловище в сидячем положении (на кроватке, за столом во время еды, спустив ноги со стула); 3) производить разнохарактерные повороты и наклоны головы; 4) расслаблять мышцы (педагог ставит ребенка на ножки, ребенок самостоятельно садится); 5) самостоятельно стоять, правильно держа голову; 6) правильно подниматься на ноги; 7) брать и класть различные вещи (используются различные коробки, пирамидки, разборные игрушки); 8) собирать и переносить мелкие вещи; 9) выполнять простейшие поручения; 10) выполнять простейшие движения с флажками, платочками, погремушками (поднять, помахать, постучать); 11) ходить с поддержкой взрослого; 12) ходить с опорой (держась за колясочку); 13) самостоятельно ходить по прямой и наклонной ограниченной поверхности (по ковру, дорожке, по доске (25—30 см), положенной на земле); 14) ходить, преодолевая естественные препятствия (бугорки, канавки, трава); 15) перешагивать через лежащие на полу предметы (веревочка, палка, доска); 16) легко пружинить ногами, слегка приседая; 17) подниматься и опускаться по лестнице (держась, за перила и без них); 18) подходить к педагогу по сигналу; 19) ходить по кругу, взявшись за руки; 20) ходить на некотором расстоянии друг от друга (гуськом), держась за общую веревку; 21) ходить умеренно, медленно, не шаркая ногами, не опуская головы, с естественными движениями рук;
22) ходить между специально расставленными предметами, не задевая их (весной и летом — катание на трехколесном велосипеде; зимой — катание на санках с горы); 23) подлезать под веревку, натянутую на высоте 50—40 см (вперед головой, опираясь на руки и не касаясь руками пола); 24) влезать на скамейку; 25) пролезать через обруч; 26) влезать и спускаться с гимнастической стенки приставным шагом; 27) всходить на скамейку высотой 10—15 см (боком, пятясь, кружась); 28) катать мяч по прямой (по желобу и без него); 29) катать мячи, шары от воспитателя к ребенку и обратно сидя на полу; 30) бросать мяч вверх, вниз, вдаль, в цель, в стенку; 31) бросать мяч двумя и одной рукой; 32) бросать легкие мешочки с опилками (100— 150 г). Когда ребенок начинает уверенно и свободно ходить, можно переходить и к более сложным движениям, требующим согласованной работы многих мышц и достаточной крепости костей конечностей; 33) бежать по прямой линии с опорой (бежать, держась за веревку); 34) бежать по 'направлению к воспитателю (для бега надо создавать такие условия, чтобы ребенок мог уверенно передвигаться в пространстве,, чтобы он не мог наткнуться на предмет и причинить себе боль); 35) прыгать на месте; 36) спрыгивать с невысоких предметов (10—15 см). (Прыгать мягко, опускаясь на полусогнутые ноги. В прыжках для слепых особенно труден отрыв от почвы. Прыгая, слепоглухонемой преодолевает чувство страха.) Надо уделить особенно большое внимание упражнениям, развивающим выправку, правильную ходьбу, чувство равновесия при разных положениях конечностей. V. ВОСПИТАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ В первоначальный период слепоглухонемой ребенок должен научиться: 1) пользоваться уборной (горшком); 2) правильно вести себя в спальне и на прогулке (спокойно сидеть во время одевания и переодевания); в столовой (знать свое место за столом, не лезть руками в чужую тарелку, не трогать руками все, что стоит на столе, не бросать посуду на пол; знать, где лежит салфетка); 3) пользоваться мусорной корзиной; 4) сдерживать себя; 5) чутко относиться к другим детям и старшим; 6) охотно подчиняться требованиям взрослого и выполнять их; 7) аккуратно обращаться с игрушками и вещами; 8) эмоционально реагировать на хорошие и плохие поступки; 9) не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего; 10) благодарить старших и своих товарищей за оказанные услуги; 11) быть настойчивым, преодолевая препятствия..
ЛИТЕРАТУРА Владимирский А. В..Содержание душевных переживаний при отсутствии зрительных и слуховых восприятий. Киев, 1910. Грачева Е.K. Он слеп, он глух, он нем, 1909. Ларе В. О. О работе группы слепоглухонемых. «Жизнь глухонемых», 1935, № 17. Лесгафт П. Ф. Лора Бриджмен. «Известия С.-Петербургской биологической лаборатории», 1910, IV, 1—3. Мареева Р. А. Фарширование представлений основных геометрических форм у слепоглухонемых. «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 6. Мареева Р. А. Некоторые этапы формирования представлений основных геометрических форм у 'слепоглухонемых. «Доклады АПН РСФСР», 1962, № 1. Мещеряков А. И. Некоторые проблемы образа в связи с особенностями формирования психики слепоглухонемого ребенка. «'Вопросы психологии», 1960, № 4. Мещеряков А. И. Некоторые особенности обучения и воспитания слепоглухонемых детей. «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 3. Мещеряков А. И. Слепоглухонемота. Ст. в Большой медицинской энциклопедия. М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1963. Попов И. С. О работе со слепоглухонемыми. «Начальная школа», 1946, № 9. Розенфельд Ф. С. Материалы к психологии слепоглухонемых, «Труды Ленинградского Педагогического института им. А. И Герцена». Л., 1941. Розенфельд Ф. С. K развитию представлений слепоглухонемых и обучении. «Труды Ленинградского института 'слуха и речи», 1947, VII. Рубинштейн С. Л. Несколько замечаний к психологии слепоглухонемых. «Труды Ленинградского педагогического института ям. А. И. -Герцена», 1941, XXXV. Скороходова О. И. Письма М. Горькому. «Жизнь глухонемых», 1940, № 7. Скороходова О. И. Неустанно работать над собой. «Жизнь глухонемых», 1941, № 3. С к о р о х о д о в а О. И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. Соколянский И.А. Методика цепных звеньев. «Вопросы рефлексологии», 1926, №1. С о к о л я н с к и й И. А. Слепоглухонемые. «Друг детей», 1927, 9. Соколянский И.А. Учреждение для слепоглухонемых. «Всесвита», 1927, 1. С о к о л янск и й И. А. О пальцевой речи глухонемых. «Жизнь глухонемых, 1941, № Со ко л я н ск и й И. А. Формирование личности при отсутствии зрительных и слуховых впечатлений. В сб.: «К 30-летию Октябрьской революции». М., Изд-во АН СССР, 1947. С око ля нский И. А. Несколько замечаний о слепоглухонемых. В кн.: О. И. Скороходова. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. С о к о л я я с к и й И. А. Начальный период воспитания слепоглухонемых детей. В сб.: «Питания психологии навчання и вихо-вання». Киев, 1960. С о к о л я нс к и й И. А. и Мещеряков А. И. (ред.) Об. «Обучение и воспитание слепоглухонемых». «Известия АПН" РСФСР». Вып. 121, 1962. Шкловский М. Л. Тактильно-вибрационная чувствительность у детей с расстройствами слуха, речи я зрения. «Труды Ленинградского института слуха и речи», 1940, III. Якимова Ю. А. Опыт работы.со слепоглухонемыми детьми. «Труды Ленинградского института слуха и речи», 1939, III. Якимова Ю. А. Методика первоначального образования слепоглухонемых. «Труды Ленинградского института слуха и речи», 1947, VII. Якимова Ю. А. Работа со слепоглухонемыми. «Жизнь глухонемых», 1940, № 8. Ярмоленко А. В. 'К вопросу о формах речи у слепоглухонемых. «Труды Ленинградского института слуха и речи», 1939, III. Ярмоленко А. В. Психология слепоглухонемых до обучения. «Советская невропсихиатрия», 1941, VI. Ярмоленко А. В. Вопросы психологии речи слепоглухонемых детей. «Труды Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена», 1946, 53. Ярмоленко А. В. Представления времени у слепоглухонемых. «Труды Ленинградского института мозга им, В. М. Бехтерева», 1947, XVIII. Ярмоленко А. В. Классификация слепоглухонемоты. «Труды Ленинградского института слуха и речи», 1947, VII. Ярмоленко А. В. Сон и сновидения слепоглухонемых «Труды Ленинградского института мозга им. В. М. Бехтерева», 1949, XV. Ярмоленко А. В. Развитие обоняния при потере слуха и зрения, «Ученые записки ЛГУ», 1948, 109.. Ярмоленко А. В. Формирование пространственных представлений на ограниченной сенсорной основе. Проблемы психологии. Изд. Л'ГУ, 1948. Ярмоленко А. В. Вкусовое чувство и ротовое осязание у слепоглухонемых. Проблемы психологии. Изд. ЛГУ, 11948.
Ярмоленко А. В. Тактально-вибраторная чувствительность при потере слуха и зрения. «Ученые записки ЛГУ», 1949, 119. Ярмоленко А. В. Развитие сознания при крайнем ограничении сенсорики». «Ученые записки ЛГУ», 1949, 119. Ярмоленко А. В. Начальный период обучения слепоглухонемых. В сб.: «Питания психологии навчання и виховання». Киев, 1961. Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Д., 1991. ОГЛАВЛЕНИЕ Цредисловие.............. 3 Часть первая. Первоначальное обучение и развитие слепоглухонемого ребенка ......... 5 1. Определение слепоглухонемоты....... 5 2. Своеобразие обучения слепоглухонемых.... 6 3. Слепоглухонемой ребенок до обучения..... 8 4. Первоначальное развитие слепоглухонемого... 10 5. Примеры работы со слепоглухонемой девочкой четырех лет............. 16 6. Периоды (этапы) первоначального обучения слепоглухонемого ребенка.......... 23 Часть вторая. Материалы К программе и методике первоначального обучения слепоглухонемых..... 27 I. Трудовое воспитание........... 29 1. Формирование навыков самообслуживания.... 30 2. Бытовой труд............ 33 3. Ручной труд............ 34 II. Ознакомление с окружающей жизнью...... 38 il. Знакомство с предметами и явлениями природы.. 40 2. Ориентировка слепоглухонемого ребенка....43 III. Средства Общения........... 43 IV. Физическое воспитание..........45 V. Воспитание элементарных навыкав культурного поведения 51. Литература............... 52
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.08 с.) |