Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование навыков самообслуживания
Привитие навыков самообслуживания — это начальная стадия трудового воспитания. Если слепоглухонемой ребенок научится себя обслуживать,— за дальнейшее его обучение и воспитание можно быть спокойным. Навыки самообслуживания формируются в режимные моменты (еда, сон, туалет), но это совсем не означает, что в промежутках между ними слепоглухонемой ребенок может быть предоставлен самому себе. Если его оставляют без надзора, эти навыки распадаются. Программа по формированию навыков самообслуживания делится на разделы: одевание, раздевание, утренний туалет, еда, приготовление ко сну. Вся работа по этим разделам представляет единый процесс, подчиненный режиму дня. В подготовительный период формируются следующие навыки: 1. Навыки одевания и раздевания. Сюда входит умение одеваться и раздеваться (утром, вечером, на прогулку, после прогулки). 2. Навыки, связанные с утренним и вечерним туалетом: чистка зубов, полоскание рта, мытье и вытирание рук, ног, лица, ушей; причесывание, пользование уборной (горшком). 3. Навыки приема пищи. Сюда входят навыки, связанные с процессом приема пищи: правильная поза за столом во время еды, пользование столовой посудой (ложкой, тарелкой, чашкой, салфеткой). 4. Навыки, связанные с гигиеной сна: заправка и приготовление постели, правильное положение тела во время сна, пользование ночным горшком. 5. Навыки поведения: в столовой, в спальне, на прогулке; соблюдение опрятности, пользование мусорной корзинкой. Для выработки указанных навыков нужны длительные и систематические упражнения. Всему этому надо настойчиво и терпеливо обучать слепоглухонемых детей. По мере закрепления навыков время, отводимое на одевание, раздевание, мытье рук и т. д., сокращается. Упражнения по привитию навыков самообслуживания не должны быть оторваны от жизни. Умываться, например, надо учить тогда, когда положено это делать по режиму. Всеми навыками дети овладевают в процессе выполнения режимных моментов. Основным методическим требованием должен быть наглядный показ. При обучении любому навыку следует членить его на элементы. Сложность приемов надо наращивать постепенно. Необходимо идти от легкого к более трудному, от простого к более сложному. Из года в год задания по самообслуживанию усложняются. В первоначальный период дети овладевают рядом навыков.
Навыки одевания и раздевания Уметь найти сложенное белье. Знать, в каком порядке надевать и снимать одежду. При раздевании аккуратно, в определенной последовательности складывать вещи. Знать, куда ставить обувь. Уметь обуваться и разуваться. Знать приемы надевания различного белья и одежды. Различать лицевую сторону и изнанку. Уметь застегивать и расстегивать пуговицы. Различать обувь для правой и левой ноги. Уметь шнуровать ботинки и развязывать шнурки. Знать свое место на вешалке или свой индивидуальный шкафчик. Уметь надевать и снимать верхнюю одежду. Знать, куда и как вешать снятую одежду. Уметь следить за своим внешним видом. Пользоваться носовым платком, заправлять рубашку в штаны, хорошо натягивать чулки, поправлять воротничок, расправлять складки платья. Навыки, связанные с утренним и вечерним туалетом Научиться совершать, вначале вместе с педагогом (воспитателем), а затем и самостоятельно, утренний и вечерний туалет. Знать, где и как хранить предметы туалета: зубную щетку, порошок, мыло, полотенце, расческу. Уметь чистить зубы, полоскать рот, пользоваться мылом, полотенцем, мыть и вытирать руки, лицо, уши, ноги, засучивать и опускать рукава рубашки или платья. Уметь причесываться. Навыки, связанные с приемом пищи Мыть руки перед едой и после еды. Правильно сидеть во время приема пищи. Правильно употреблять жидкую и твердую пищу (хорошо пережевывать пищу, не глотать большими кусками). Уметь есть опрятно (не ронять еду на стол и пол, не лезть в тарелку руками, а пользоваться кусочком хлеба). Правильно пользоваться столовой посудой и салфеткой во время еды (малыши оставляют салфетку около себя, а старшие кладут ее в определенное место). Благодарить воспитательницу по- 32 еле еды. Садиться за стол и выходить из-за стола по сигналу педагога. Полоскать рот после еды. Помогать старшим накрывать на стол и убирать со стола. Уметь пользоваться бачком с водой. Навыки, связанные с гигиеной сна Утром заправлять свою постель (встряхнуть простыню и ровно расправить ее на постели). Уметь подогнуть края простыни под матрац, постелить одеяло и положить сверху подушку.
Уметь приготовить постель ко сну (разложить одеяло, правильно положить подушку). Соблюдать правильное положение тела во время сна (спать на правом боку, руки держать сверху одеяла). Уметь пользоваться ночным горшком, а более старшим детям — уборной. 2. Бытовой труд 1. Участие в подготовке материала к занятию. Дети достают из шкафа различный раздаточный материал. Раскладывают на столе пластилин или бумагу. 2. Приготовление рабочего места. Например, для мытья посуды дети надевают фартук, засучивают рукава, приготовляют таз, мочалку, полотенце, наливают в таз теплую воду. 3. Ухаживание за животными в живом уголке. Кормление рыбок, птичек. Чистка и мойка аквариума, клетки. 4. Работа в уголке природы. Поливка цветов, мойка подставок, рыхление почвы, протирка листьев влажной тряпкой, удаление сухих листьев и цветов. 5. Выращивание растений. Из семечка выращивается лимон, из отдельного отростка— фикус, путем рассаживания отростков выращивается алоэ. 6. Выращивание из семян цветочной рассады и дальнейшая ее высадка в грунт на клумбы или в ящики. 7. Подготовка грунта под клумбу. Умение перекопать грунт лопатой, разрыхлить комья. Умение обращаться с инвентарем (лопатой, лейкой, граблями). 8. Посадка лука (семенами и головкой), овса, моркови в грунт. Если такой возможности нет, то посадку производить в ящики или горшки в комнатных условиях. 9. Помощь взрослым в уборке помещения. Расстановка игрушек, мебели по местам. Вытирание пыли влажной тряпкой. 10. Накрывание на стол, уборка со стола. Расстановка тарелок, раскладка ложек, хлеба, собирание со стола грязной посуды, вытирание стола тряпкой, застилание стола скатертью. 11. Мойка посуды. Вначале дети моют только небьющуюся посуду (ложки, вилки) и только с закреплением навыка начинают мыть тарелки, чашки. 12. Уход за одеждой и обувью. Развешивание мокрых варежек и штанов для просушки после прогулки в осеннее и зимнее время. Обметание от снега веником валенок при входе в помещение. Вытирание ног при входе. Стирка носового платка. 13. Уборка в кукольном уголке. Стирка кукольной одежды и различного белья (различные салфетки, белье с игрушечной кроватки). Протирание влажной тряпкой строительного материала. Смена белья в кукольном уголке (снять грязное белье; надеть и застелить все чистое). 3. Ручной труд а) Лепка Лепка в обучении и воспитании слепоглухонемого ребенка занимает особо важное место. Наряду с жестикуляцией она должна являться начальной стадией формирования первичных средств общения слепоглухонемого с окружающими людьми. Обычно слепоглухонемой ребенок обозначает знакомые предметы жестами. По жестам мы судим о его представлениях об окружающей действительности. Но в то же время с помощью жеста обозначаются толька какие-нибудь характерные признаки или то, что особенно запомнилось слепоглухонемому. Лепка же является своеобразной копией вещи. Слепоглухонемой лепит предмет со всеми подробностями. Таким образом, лепка не только способствует развитию мускулатуры руки ребенка, но и дает возможность выявить у него наличие и разнообразие образов окружающей среды.
Процессу лепки такого ребенка надо учить как можно раньше. Самостоятельно он лепить не начнет. Его надо учить лепить все, что он в состоянии «осмотреть» руками. Вначале ребенка знакомят со свойствами пластилина (можно размять, придать любую форму). Педагог лепит из пластилина хорошо знакомый слепоглухонемому предмет. Через наглядный показ ребенок узнает, что из пластилина можно вылепить любой предмет. Постепенно он сам начинает лепить самые разнообразные вещи, с которыми ему приходится или приходилось сталкиваться в жизни. На занятиях по лепке дети: 1. Знакомятся со свойствами пластилина. 2. Наблюдают за процессом лепки (педагог лепит, а ребенок наблюдает за его руками). 3. Осматривают готовые предметы из пластилина. 4. Знакомятся с приемами лепки. Ребенок должен научиться: а) разминать пластилин (вначале воспитатель предварительно сам хорошо разминает пластилин); б) раскатывать комочек пластилина между ладонями и на подставке круговыми движениями (яблоко, мяч); в) сплющивать шарообразный кусочек пластилина ладонями (лепешки, печенье); г) раскатывать комочек пластилина между ладонями и на подставке прямыми движениями (колбаски); д) вдавливать пальцами округлые формы; е) загибать края расплющенной формы; ж) присоединять части (сделать колечко из колбаски, прижимая края друг к другу и примазывая их); з) производить оттягивание. Воспитатель обращает внимание детей на то, как сидеть во время лепки (не горбясь, не опираясь грудью на стол); объясняет, что перед лепкой надо засучить 35 рукава, что нельзя пачкать стол, что надо лепить только на дощечке. 5. Занимаются предметной лепкой по темам: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Посуда», «Мебель», «Животные». 6. Лепят на свободную тему. б) Работа с бумагой Работа с бумагой требует незначительного физического напряжения. Поэтому ее нужно начинать как можно раньше. Работа с бумагой способствует развитию подвижности, ловкости пальцев, что особенно важно для слепоглухонемых детей. Для работы необходимо иметь бумагу разных сортов: тонкую, плотную, с гладкой и шероховатой поверхностью. На занятиях с бумагой педагог показывает детям готовые изделия (пакет, конверт, книги, коробки, игрушки). Педагог предлагает найти предметы, сделанные из бумаги. Дети знакомятся с различными свойствами бумаги (мнется, разрывается, сгибается, режется, склеивается, размокает).
Педагог показывает наглядно, как мнется, режется бумага. Разрезает вместе с ребенком несколько листов бумаги. Знакомство со свойствами осуществляется путем непосредственного показа. Обучение начинают с самых простых операций, не требующих применения инструментов (сгибание, разрывание). Вначале дети осваивают основные приемы. Для этого не следует заставлять детей все время только резать полоски бумаги. Изготовляя ту или иную вещь, слепоглухонемой обязательно будет проделывать одну и ту же операцию несколько раз. Первоначально упражнения совершаются так, что ребенок изготовляет совместно с педагогом всю вещь от начала до конца. Знакомые операции слепоглухонемой проделывает самостоятельно (нарезает бумагу, склеивает). Более трудные операции педагог выполняет вместе с ребенком (в одном случае только помогает ему, в другом — выполняет сам). Руки слепоглухонемого все время следят за руками и действиями педагога. Постепенно воспитанник осваивает весь комплекс навыков и изготовляет вещь совершенно самостоятельно. При пользовании инструментом ребенка важно сразу научить правильно брать и держать каждый инструмент, так как неправильные приемы закрепляются и затем с трудом изживаются. На занятиях учитель должен ознакомить детей: а) со свойствами бумаги: мнется, разрывается, разрезается, сгибается, прокалывается, склеивается, размокает; б) с сортами бумаги: гладкая, шероховатая, тонкая, плотная; в) с изделиями из бумаги: пакеты, флажки, конверты; г) с употреблением бумаги: заворачивают покупки, застилают стол, стелют на полки в шкафах, на бумаге печатают, из нее делают игрушки. На. занятиях осуществляются следующие виды работ с бумагой: сгибание листа бумаги пополам, вчетверо, в треугольник по диагонали (с проглаживанием линии сгиба); отгибание нескольких листов; отгибание кромки с одной, двух и со всех сторон; отгибание уголков листа; произвольное разрывание бумаги (на две части и более); разрывание бумаги по линии сгиба; резание бумаги ножницами. Вначале дети учатся резать ножницами в любом направлении, затем по изгибам. Потом переходят к резанию полосок для плетения ковриков, для изготовления цепочек, для заклейки окон на зимнее время. Важно, чтобы дети знали, для чего они нарезают полоски бумаги. Перед упражнениями хорошо показать детям, что из окон дует. Объяснить, что если заклеить полосками бумаги щели, то в комнате будет теплее. Сначала режутся широкие полоски, а затем и узкие. Склеивание бумаги. Вначале педагог показывает детям, что можно сделать с помощью клея и кисточки (склеивает две полоски бумаги, конверт, оклеивает коробку бумагой). Дети внимательно следят за руками педагога. Затем внимательно осматривают кисточку и клей. Педагог показывает, как брать кисточкой нужное количество клея, как наносить клей на бумагу (сплошным, ровным, тонким слоем), придерживая другой рукой намазываемый лист.
Педагог обращает внимание детей на рабочее место, где производится склеивание (клеенка, тряпочка). Работу с клеем надо проводить всегда после других занятий, так как клей, попадая на кожу кончиков пальцев, резко снижает их чувствительность. По окончании склеивания следует тщательно вымыть руки и смазать их смягчающим средством, ибо клей сильно высушивает кожу. Изделия из бумаги, которые должны уметь делать воспитанники: полоски бумаги, коврик из полосок бумаги, салфетка с вырезанными узорами, вертушка из бумаги, пакеты, конверты, коробки. II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНЬЮ Первоначальный период воспитания и обучения слепоглухонемых имеет свои сугубо специфические особенности. От того, как и в каких условиях будет проходить обучение в данный период, в полной мере зависит и дальнейшее развитие ребенка. Как правило, слепоглухонемой ребенок в раннем детстве находится постоянно в вынужденном бездействии. Родители, боясь ушибов, не дают ему ничего самостоятельно делать, оберегают его от всякого движения. Это приводит к тому, что мышцы ребенка становятся вялыми, руки не умеют ощупывать предметы. Такой ребенок малоподвижен, безразличен ко всему окружающему, в нем трудно пробудить интерес к деятельности. Одной из задач первоначального периода является формирование образов окружающей действительности, которые зависят от навыков осязания и точности движений. Поэтому прежде всего у слепоглухонемого надо развивать осязание, избегая при этом всякой искусственности. Совсем не обязательно проделывать бесконечные специальные упражнения. Шнурование ботинок, застегивание и расстегивание пуговиц, раскладывание ложек к обеду и многое другое — хорошие первоначальные упражнения для развития осязания. Слепоглухонемого ребенка надо учить осматривать предметы. Поверхность предмета должна изучаться детьми очень внимательно, без лишних движений. Учитель обращает внимание детей на главные, характерные признаки предмета. Практика показала, что в жизни слепоглухонемые при знакомстве с различными предметами широко пользуются обонянием. Учителя уделяют большое внимание и развитию обоняния. Для осмотра вначале даются простые конкретные предметы в конкретных условиях. Ребенок должен познакомиться с назначением предмета, с его отношением к другим предметам и т. д. Предметы вне связи с их назначением, с их функцией никакого «интереса» для него не представляют. Их он или бросает, или осматривает вяло, небрежно. В данный период к нему не должны попадать в руки случайные предметы, до него не должны дотрагиваться случайные люди, если в этом нет прямой необходимости. Только в дальнейшем, когда у ребенка в голове будет яркий.образ данного предмета, ему можно будет давать для осмотра скульптуру, муляж, рельефный рисунок. Другой важной задачей в деле воспитания и обучения слепоглухонемых является развитие у них хорошей ориентировки. Слабая ориентировка является одним из недостатков слепоглухонемых. Слепоглухонемой должен в этот период овладевать пространством — научиться возможно свободнее двигаться в нем. Сначала он движется только в своей кроватке, затем в комнате, коридоре и т. д. Для того чтобы ребенок мог свободно двигаться в помещении, не натыкаясь на предметы, он должен хорошо изучить расположение вещей, окон, дверей. При ориентировке в начальный период важно соблюдать принцип неизменности условий. Если ребенок привык к тому, что мыло лежит на полочке в определенном месте, то никогда не следует перекладывать его в отсутствие ребенка на другое место. Неизменность условий особенно важна в начале обучения. В дальнейшем это не будет иметь такого решающего значения, но вначале — это главное требование при выработке ориентировки. Ориентировка в незнакомой и быстро меняющейся обстановке — задача последующего периода.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.041 с.) |