Формирование навыков самообслуживания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование навыков самообслуживания



Привитие навыков самообслуживания — это на­чальная стадия трудового воспитания. Если слепоглу­хонемой ребенок научится себя обслуживать,— за дальнейшее его обучение и воспитание можно быть спокойным.

Навыки самообслуживания формируются в режим­ные моменты (еда, сон, туалет), но это совсем не озна­чает, что в промежутках между ними слепоглухонемой ребенок может быть предоставлен самому себе. Если его оставляют без надзора, эти навыки распадаются.

Программа по формированию навыков самообслу­живания делится на разделы: одевание, раздевание, утренний туалет, еда, приготовление ко сну.

Вся работа по этим разделам представляет единый процесс, подчиненный режиму дня.

В подготовительный период формируются следую­щие навыки:

1. Навыки одевания и раздевания. Сюда входит умение одеваться и раздеваться (утром, вечером, на прогулку, после прогулки).

2. Навыки, связанные с утренним и вечерним туа­летом: чистка зубов, полоскание рта, мытье и вытира­ние рук, ног, лица, ушей; причесывание, пользование уборной (горшком).

3. Навыки приема пищи. Сюда входят навыки, свя­занные с процессом приема пищи: правильная поза за столом во время еды, пользование столовой посудой (ложкой, тарелкой, чашкой, салфеткой).

4. Навыки, связанные с гигиеной сна: заправка и приготовление постели, правильное положение тела во время сна, пользование ночным горшком.

5. Навыки поведения: в столовой, в спальне, на про­гулке; соблюдение опрятности, пользование мусорной корзинкой.

Для выработки указанных навыков нужны длитель­ные и систематические упражнения. Всему этому надо настойчиво и терпеливо обучать слепоглухонемых детей.

По мере закрепления навыков время, отводимое на одевание, раздевание, мытье рук и т. д., сокращается.

Упражнения по привитию навыков самообслужива­ния не должны быть оторваны от жизни. Умываться, например, надо учить тогда, когда положено это де­лать по режиму.

Всеми навыками дети овладевают в процессе вы­полнения режимных моментов. Основным методическим требованием должен быть наглядный показ.

При обучении любому навыку следует членить его на элементы. Сложность приемов надо наращивать по­степенно. Необходимо идти от легкого к более трудно­му, от простого к более сложному. Из года в год задания по самообслуживанию усложняются. В первоначальный период дети овладе­вают рядом навыков.

Навыки одевания и раздевания

Уметь найти сложенное белье. Знать, в каком по­рядке надевать и снимать одежду. При раздевании аккуратно, в определенной последовательности склады­вать вещи. Знать, куда ставить обувь. Уметь обуваться и разуваться. Знать приемы надевания различного белья и одежды. Различать лицевую сторону и изнан­ку. Уметь застегивать и расстегивать пуговицы. Разли­чать обувь для правой и левой ноги. Уметь шнуровать ботинки и развязывать шнурки. Знать свое место на ве­шалке или свой индивидуальный шкафчик. Уметь наде­вать и снимать верхнюю одежду. Знать, куда и как ве­шать снятую одежду. Уметь следить за своим внеш­ним видом. Пользоваться носовым платком, заправлять рубашку в штаны, хорошо натягивать чулки, поправ­лять воротничок, расправлять складки платья.

Навыки, связанные с утренним и вечерним туалетом

Научиться совершать, вначале вместе с педагогом (воспитателем), а затем и самостоятельно, утренний и вечерний туалет. Знать, где и как хранить предметы туалета: зубную щетку, порошок, мыло, полотенце, рас­ческу. Уметь чистить зубы, полоскать рот, пользоваться мылом, полотенцем, мыть и вытирать руки, лицо, уши, ноги, засучивать и опускать рукава рубашки или платья. Уметь причесываться.

Навыки, связанные с приемом пищи

Мыть руки перед едой и после еды. Правильно си­деть во время приема пищи. Правильно употреблять жидкую и твердую пищу (хорошо пережевывать пищу, не глотать большими кусками). Уметь есть опрятно (не ронять еду на стол и пол, не лезть в тарелку руками, а пользоваться кусочком хлеба). Правильно пользовать­ся столовой посудой и салфеткой во время еды (малыши оставляют салфетку около себя, а старшие кладут ее в определенное место). Благодарить воспитательницу по- 32

еле еды. Садиться за стол и выходить из-за стола по сигналу педагога. Полоскать рот после еды. Помогать старшим накрывать на стол и убирать со стола. Уметь пользоваться бачком с водой.

Навыки, связанные с гигиеной сна

Утром заправлять свою постель (встряхнуть просты­ню и ровно расправить ее на постели). Уметь подогнуть края простыни под матрац, постелить одеяло и поло­жить сверху подушку.

Уметь приготовить постель ко сну (разложить одея­ло, правильно положить подушку).

Соблюдать правильное положение тела во время сна (спать на правом боку, руки держать сверху одеяла). Уметь пользоваться ночным горшком, а более старшим детям — уборной.

2. Бытовой труд

1. Участие в подготовке материала к занятию. Дети достают из шкафа различный раздаточный

материал. Раскладывают на столе пластилин или бу­магу.

2. Приготовление рабочего места.

Например, для мытья посуды дети надевают фар­тук, засучивают рукава, приготовляют таз, мочалку, полотенце, наливают в таз теплую воду.

3. Ухаживание за животными в живом уголке. Кормление рыбок, птичек. Чистка и мойка аквариу­ма, клетки.

4. Работа в уголке природы.

Поливка цветов, мойка подставок, рыхление почвы, протирка листьев влажной тряпкой, удаление сухих листьев и цветов.

5. Выращивание растений.

Из семечка выращивается лимон, из отдельного от­ростка— фикус, путем рассаживания отростков выра­щивается алоэ.

6. Выращивание из семян цветочной рассады и дальнейшая ее высадка в грунт на клумбы или в ящики.

7. Подготовка грунта под клумбу.

Умение перекопать грунт лопатой, разрыхлить комья. Умение обращаться с инвентарем (лопатой, лейкой, граблями).

8. Посадка лука (семенами и головкой), овса, мор­кови в грунт.

Если такой возможности нет, то посадку произво­дить в ящики или горшки в комнатных условиях.

9. Помощь взрослым в уборке помещения. Расстановка игрушек, мебели по местам. Вытирание

пыли влажной тряпкой.

10. Накрывание на стол, уборка со стола.

Расстановка тарелок, раскладка ложек, хлеба, со­бирание со стола грязной посуды, вытирание стола тряпкой, застилание стола скатертью.

11. Мойка посуды.

Вначале дети моют только небьющуюся посуду (ложки, вилки) и только с закреплением навыка начи­нают мыть тарелки, чашки.

12. Уход за одеждой и обувью.

Развешивание мокрых варежек и штанов для про­сушки после прогулки в осеннее и зимнее время. Обме­тание от снега веником валенок при входе в помещение. Вытирание ног при входе. Стирка носового платка.

13. Уборка в кукольном уголке.

Стирка кукольной одежды и различного белья (раз­личные салфетки, белье с игрушечной кроватки).

Протирание влажной тряпкой строительного мате­риала. Смена белья в кукольном уголке (снять грязное белье; надеть и застелить все чистое).

3. Ручной труд

а) Лепка

Лепка в обучении и воспитании слепоглухонемого ребенка занимает особо важное место. Наряду с жести­куляцией она должна являться начальной стадией фор­мирования первичных средств общения слепоглухоне­мого с окружающими людьми.

Обычно слепоглухонемой ребенок обозначает зна­комые предметы жестами. По жестам мы судим о его представлениях об окружающей действительности. Но

в то же время с помощью жеста обозначаются толька какие-нибудь характерные признаки или то, что осо­бенно запомнилось слепоглухонемому. Лепка же яв­ляется своеобразной копией вещи. Слепоглухонемой лепит предмет со всеми подробностями.

Таким образом, лепка не только способствует раз­витию мускулатуры руки ребенка, но и дает возмож­ность выявить у него наличие и разнообразие образов окружающей среды.

Процессу лепки такого ребенка надо учить как можно раньше. Самостоятельно он лепить не начнет. Его надо учить лепить все, что он в состоянии «осмот­реть» руками.

Вначале ребенка знакомят со свойствами пластили­на (можно размять, придать любую форму). Педагог лепит из пластилина хорошо знакомый слепоглухоне­мому предмет. Через наглядный показ ребенок узнает, что из пластилина можно вылепить любой предмет. Постепенно он сам начинает лепить самые разнообраз­ные вещи, с которыми ему приходится или приходилось сталкиваться в жизни.

На занятиях по лепке дети:

1. Знакомятся со свойствами пластилина.

2. Наблюдают за процессом лепки (педагог лепит, а ребенок наблюдает за его руками).

3. Осматривают готовые предметы из пластилина.

4. Знакомятся с приемами лепки.

Ребенок должен научиться: а) разминать пластилин (вначале воспитатель предварительно сам хорошо раз­минает пластилин); б) раскатывать комочек пластили­на между ладонями и на подставке круговыми движе­ниями (яблоко, мяч); в) сплющивать шарообразный кусочек пластилина ладонями (лепешки, печенье);

г) раскатывать комочек пластилина между ладонями и на подставке    прямыми движениями (колбаски);

д) вдавливать пальцами округлые формы; е) загибать края расплющенной формы; ж) присоединять части (сделать колечко из колбаски, прижимая края друг к другу и примазывая их); з) производить оттяги­вание.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как сидеть во время лепки (не горбясь, не опираясь грудью на стол); объясняет, что перед лепкой надо засучить

35 рукава, что нельзя пачкать стол, что надо лепить толь­ко на дощечке.

5. Занимаются предметной лепкой по темам: «Ово­щи», «Фрукты», «Грибы», «Посуда», «Мебель», «Жи­вотные».

6. Лепят на свободную тему.

б) Работа с бумагой

Работа с бумагой требует незначительного физиче­ского напряжения. Поэтому ее нужно начинать как можно раньше. Работа с бумагой способствует разви­тию подвижности, ловкости пальцев, что особенно важ­но для слепоглухонемых детей.

Для работы необходимо иметь бумагу разных сортов: тонкую, плотную, с гладкой и шероховатой по­верхностью.

На занятиях с бумагой педагог показывает детям готовые изделия (пакет, конверт, книги, коробки, игрушки).

Педагог предлагает найти предметы, сделанные из бумаги.

Дети знакомятся с различными свойствами бумаги (мнется, разрывается, сгибается, режется, склеивается, размокает).

Педагог показывает наглядно, как мнется, режется бумага. Разрезает вместе с ребенком несколько листов бумаги. Знакомство со свойствами осуществляется пу­тем непосредственного показа. Обучение начинают с самых простых операций, не требующих применения инструментов (сгибание, разрывание).

Вначале дети осваивают основные приемы.

Для этого не следует заставлять детей все время только резать полоски бумаги. Изготовляя ту или иную вещь, слепоглухонемой обязательно будет проделывать одну и ту же операцию несколько раз.

Первоначально упражнения совершаются так, что ребенок изготовляет совместно с педагогом всю вещь от начала до конца. Знакомые операции слепоглухоне­мой проделывает самостоятельно (нарезает бумагу, склеивает). Более трудные операции педагог выполняет вместе с ребенком (в одном случае только помогает ему, в другом — выполняет сам).

Руки слепоглухонемого все время следят за руками и действиями педагога.

Постепенно воспитанник осваивает весь комплекс навыков и изготовляет вещь совершенно самостоя­тельно.

При пользовании инструментом ребенка важно сра­зу научить правильно брать и держать каждый инстру­мент, так как неправильные приемы закрепляются и затем с трудом изживаются.

На занятиях учитель должен ознакомить детей: а) со свойствами бумаги: мнется, разрывается, разре­зается, сгибается, прокалывается, склеивается, размо­кает; б) с сортами бумаги: гладкая, шероховатая, тонкая, плотная; в) с изделиями из бумаги: паке­ты, флажки, конверты; г) с употреблением бумаги: заворачивают покупки, застилают стол, стелют на полки в шкафах, на бумаге печатают, из нее дела­ют игрушки.

На. занятиях осуществляются следующие виды ра­бот с бумагой: сгибание листа бумаги пополам, вчет­веро, в треугольник по диагонали (с проглаживанием линии сгиба); отгибание нескольких листов; отгибание кромки с одной, двух и со всех сторон; отгибание угол­ков листа; произвольное разрывание бумаги (на две части и более); разрывание бумаги по линии сгиба; резание бумаги ножницами. Вначале дети учатся ре­зать ножницами в любом направлении, затем по изги­бам. Потом переходят к резанию полосок для плетения ковриков, для изготовления цепочек, для заклейки окон на зимнее время. Важно, чтобы дети знали, для чего они нарезают полоски бумаги.

Перед упражнениями хорошо показать детям, что из окон дует. Объяснить, что если заклеить полосками бумаги щели, то в комнате будет теплее. Сначала ре­жутся широкие полоски, а затем и узкие.

Склеивание бумаги. Вначале педагог показывает де­тям, что можно сделать с помощью клея и кисточки (склеивает две полоски бумаги, конверт, оклеивает ко­робку бумагой). Дети внимательно следят за руками педагога. Затем внимательно осматривают кисточку и клей.

Педагог показывает, как брать кисточкой нужное количество клея, как наносить клей на бумагу (сплошным, ровным, тонким слоем), придерживая другой ру­кой намазываемый лист.

Педагог обращает внимание детей на рабочее ме­сто, где производится склеивание (клеенка, тряпочка).

Работу с клеем надо проводить всегда после других занятий, так как клей, попадая на кожу кончиков паль­цев, резко снижает их чувствительность.

По окончании склеивания следует тщательно вы­мыть руки и смазать их смягчающим средством, ибо клей сильно высушивает кожу.

Изделия из бумаги, которые должны уметь делать воспитанники: полоски бумаги, коврик из полосок бу­маги, салфетка с вырезанными узорами, вертушка из бумаги, пакеты, конверты, коробки.

II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНЬЮ

Первоначальный период воспитания и обучения слепоглухонемых имеет свои сугубо специфические осо­бенности. От того, как и в каких условиях будет про­ходить обучение в данный период, в полной мере зави­сит и дальнейшее развитие ребенка.

Как правило, слепоглухонемой ребенок в раннем детстве находится постоянно в вынужденном бездей­ствии. Родители, боясь ушибов, не дают ему ничего са­мостоятельно делать, оберегают его от всякого движе­ния. Это приводит к тому, что мышцы ребенка стано­вятся вялыми, руки не умеют ощупывать предметы.

Такой ребенок малоподвижен, безразличен ко всему окружающему, в нем трудно пробудить интерес к дея­тельности.

Одной из задач первоначального периода является формирование образов окружающей действительности, которые зависят от навыков осязания и точности дви­жений.

Поэтому прежде всего у слепоглухонемого надо развивать осязание, избегая при этом всякой искусст­венности. Совсем не обязательно проделывать бесконеч­ные специальные упражнения. Шнурование ботинок, застегивание и расстегивание пуговиц, раскладывание ложек к обеду и многое другое — хорошие первона­чальные упражнения для развития осязания.

Слепоглухонемого ребенка надо учить осматривать предметы.

Поверхность предмета должна изучаться детьми очень внимательно, без лишних движений. Учитель об­ращает внимание детей на главные, характерные при­знаки предмета.

Практика показала, что в жизни слепоглухонемые при знакомстве с различными предметами широко пользуются обонянием.

Учителя уделяют большое внимание и развитию обоняния.

Для осмотра вначале даются простые конкретные предметы в конкретных условиях.

Ребенок должен познакомиться с назначением пред­мета, с его отношением к другим предметам и т. д. Предметы вне связи с их назначением, с их функцией никакого «интереса» для него не представляют. Их он или бросает, или осматривает вяло, небрежно.

В данный период к нему не должны попадать в руки случайные предметы, до него не должны дотрагиваться случайные люди, если в этом нет прямой необходи­мости.

Только в дальнейшем, когда у ребенка в голове бу­дет яркий.образ данного предмета, ему можно будет давать для осмотра скульптуру, муляж, рельефный ри­сунок.

Другой важной задачей в деле воспитания и обуче­ния слепоглухонемых является развитие у них хорошей ориентировки. Слабая ориентировка является одним из недостатков слепоглухонемых.

Слепоглухонемой должен в этот период овладевать пространством — научиться возможно свободнее дви­гаться в нем. Сначала он движется только в своей кро­ватке, затем в комнате, коридоре и т. д. Для того чтобы ребенок мог свободно двигаться в помещении, не наты­каясь на предметы, он должен хорошо изучить распо­ложение вещей, окон, дверей.

При ориентировке в начальный период важно со­блюдать принцип неизменности условий.

Если ребенок привык к тому, что мыло лежит на полочке в определенном месте, то никогда не следует перекладывать его в отсутствие ребенка на другое место.

Неизменность условий особенно важна в начале обучения. В дальнейшем это не будет иметь такого ре­шающего значения, но вначале — это главное требова­ние при выработке ориентировки. Ориентировка в не­знакомой и быстро меняющейся обстановке — задача последующего периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.041 с.)