Знакомство с предметами и явлениями природы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство с предметами и явлениями природы



Пользуясь различными вещами, выполняя отдель­ные поручения, дети практически знакомятся с пред­метами, с их назначением, а также с некоторыми их свойствами.

Знакомство с предметами происходит и в специально отведенное время (на занятиях).

В данный период изучаются следующие темы.

Пища: основные продукты, входящие в рацион пи­тания данного ребенка (хлеб, молоко, суп, каша, кон­феты и т. д.).

Части тела: руки, ноги, голова, лицо, нос, рот, лоб, глаза, уши, шея.

Посуда: чашка, тарелка, блюдце, кружка, ложка, вилка, нож, стакан, таз, банка, бутылка, кастрюля,, сковородка.

Одежда и обувь: рубашка, штаны, лифчик, чулки, носки, платье, кофта, юбка, фартук, шапка, шарф, ва­режки, шуба, платок, валенки, ботинки, туфли, санда­лии, галоши, боты, тапочки; рукав, воротник, пояс, пу­говица, петля.

Предметы, связанные с личной гигиеной: мыло, мыльница, зубная щетка, порошок, кружка, расческа, горшок.

Постельные принадлежности: одеяло, подушка, про­стыня, матрац, наволочка, пододеяльник.

Мебель: кровать, тумбочка, стол, стул, шкаф, буфет, диван, скамейка.

Люди. Дети должны знать людей, с которыми стал­киваются ежедневно (педагог, воспитатель, няня, врач, повар). Педагог объясняет, что педагог и воспитатель учат детей, няня убирает помещение, моет посуду, врач лечит детей, повар приготовляет пищу.

Овощи и фрукты: морковь, картофель, помидоры, огурцы, капуста, редиска, свекла, лук; яблоко, груша, вишня, слива, арбуз, мандарины, апельсины, виноград, черная смородина, крыжовник.

Дети должны узнавать овощи и фрукты по форме, запаху, вкусу. По возможности надо стараться пока­зать детям, где и как растут данные овощи и фрукты. Например, показать на своем участке, как растет кар­тофель, чтобы слепоглухонемой ребенок знал, что люди употребляют в пищу клубни картофеля, находящиеся в земле. Сравнить картофель с помидорами, у которых плоды находятся не в земле. Надо обратить внимание детей на то, в каком виде мы можем есть те или иные фрукты или овощи. Например, надо разъяснить, что морковь можно употреблять: очищенную в сы­ром виде, а картофель мы едим только в приго­товленном виде.

Дети должны отличать вкус сырой моркови от вку­са вареной. Точно так же и в отношении других ово­щей и фруктов.

Животные, птицы, насекомые. В этот период дети начинают знакомиться с различными животными и пти­цами. Они запоминают их внешний вид, некоторые по­вадки (как двигаются, едят, кричат,, какая шерсть, сколько и какие лапки, ноги). Дети приучаются забо­титься о животных; узнают, какую пользу или вред они приносят.

В данный период дети знакомятся с домашними животными: (корова, лошадь, овца), с птицами (утка, гусь, курица, цыплята, ворона, воробей, сова).

Весной и в летний период изучают жука, бабочку, гусеницу, муху, комара.

Цветы. Дети должны уметь определять цветы по запаху и форме, знать 3—4 вида цветов по выбору пе­дагога, знать комнатные растения, за которыми они ухаживают, а также цветы, растущие в их садах или дворах.

Деревья. Необходимо знать 3—4 вида деревьев (елка, дуб, клен, сосна), уметь отличать дерево от куста.

Сезонные явления. В связи с изучением времен года детям даются следующие понятия.

Осень. Холодно, дует холодный ветер, идет дождь, на земле лужи и грязь, с деревьев падают листья. Люди надевают галоши и пальто.

Зима. Мороз, идет снег, лед, холодный ветер. Дети катаются на санках, лыжах, лепят снежную бабу. Люди одевают шубы, валенки, варежки.

Весна. Тепло. Греет солнышко. Тает снег, бегут ручьи. Появляется трава. Распускаются листочки на деревьях и кустах. Люди сажают цветы, деревья, овощи.

Лето. Жарко. Сильно греет солнце. Расцветают цветы. Поспевают в лесу ягоды, в садах — фрукты. Дети ходят в лес за грибами и ягодами, купаются в реке, собирают цветы.

В различные времена года надо систематически, а не эпизодически наблюдать за растениями, за их изменениями. С этой целью педагог намечает опреде­ленное дерево или куст в школьном дворе и вместе с детьми следит за тем, как оно изменяется в разные времена года.

Такой метод дает возможность слепоглухонемому ребенку представить целостно всю картину постепен­ного изменения растительного мира в различные вре­мена года.

Качества и свойства предметов. Детей надо зна­комить с тем, что их окружает; знакомить не только с предметами, но и с их качествами и свой­ствами.

Так, на прогулках, в играх дети узнают о свойствах песка, снега, воды.

Они узнают, что песок сыпучий, бывает сухим и влажным, хорошо впитывает воду; вода бывает хо­лодной и теплой, льется; одни предметы на ней пла­вают, другие — тонут; снег холодный, тает от тепла, из него можно лепить.

Дети должны различать предметы по величине, форме, материалу, вкусу.

Для знакомства с качествами предметов рекомен­дуется проводить игры. Например, ребенку дается задание подобрать кружочки по материалу. Кру­жочки одинакового размера, но вырезаны из различ­ного материала: картона, бумаги,.материи, пластили­на. В одну коробку ребенок должен положить все картонные кружочки, в другую — все матерчатые и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.005 с.)