Периоды (этапы) первоначального обучения слепоглухонемого ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периоды (этапы) первоначального обучения слепоглухонемого ребенка



Слепоглухонемой ребенок обладает возможностью подняться в своем психическом развитии до уровня, нормального ребенка, но, как уже говорилось, особен­ностью слепоглухонемого является то, что его развитие происходит в специально организованном педагогиче­ском процессе.

Обучение слепоглухонемого ребенка распадается на несколько периодов, преемственно связанных друг с другом. Первый период предшествует обучению сло­весной речи; он заключается в образовании навыков самообслуживания и в формировании образов окру­жающих предметов.

Первые формы общения между взрослым и слепо­глухонемым ребенком возникают в процессе удовле­творения естественных потребностей ребенка. Первыми средствами общения являются совместные предметные действия во время еды, одевания, умывания и т. д. Постепенно формы общения расширяются, неизменно подкрепляясь какой-либо пользой для организма. По­степенно общение отрывается от непосредственного утилитарного удовлетворения простейших естественных потребностей, эмансипируется и становится самостоя­тельной потребностью. И тут эта вновь возникшая по­требность ищет и создает средства своего удовлетво­рения. Первыми специальными средствами общения   являются жесты, обозначающие предметы. Как они воз­никают? Первые жесты — повторение ощупывательных движений в отсутствие самого предмета. Таким обра­зом, первые жесты — это рисуночные обозначения пред­метов. В дальнейшем жест развивается и может пре­вращаться из рисуночного в более  схематичный.

Жестом ребенок обозначает предметы, их отноше­ния, людей, элементы поведения. Жесты являются первым языком ребенка, необходимым ему в общении с окружающими людьми.

Весьма способствует развитию слепоглухонемого занятие лепкой. Ребенок обучается лепить из пласти­лина познанные им предметы окружающего мира. В лепке он широко и подробно «рассказывает» о своем внутреннем мире, об образах предметов, о назначении и функциях предметов. По лепке мы судим об адекват­ности образов окружающим ребенка предметам.

Следующим этапом развития слепоглухонемого ре­бенка является формирование у него словесной речи.

Словесная речь формируется не в звуковой, а в дактильной форме. Начинать формирование словесной речи со звуковой (ротовой) речи — большая ошибка. Устная речь должна венчать многообразную систему разных видов словесной речи, а не лежать в основе всех форм речи

Словесная речь в дактильной форме является над­стройкой над жестикуляторной речью, возникает внутри нее как ее вариант, а в дальнейшем развивается в самостоятельную и доминирующую форму речи. Про­исходит это таким путем. Жесты, обозначающие хоро­шо знакомые и часто встречаемые в быту предметы, заменяются дактильными (пальцевыми) словами. Для ребенка эти обозначения являются жестами, только другой конфигурации. Жестом ему показывается, что данный предмет можно обозначать по-другому — зна­комый ему жест и новый являются одинаковыми, обо­значают один и тот же предмет. В дальнейшем он обозначает показанный ему предмет новым для него жестом, даже и не подозревая, что уже владеет побук-венным словом.

Обучение словесному языку начинается не с букв, а со слов, и не просто со слов, а со слов в системе связного смыслового текста. Смысловым контекстом первых слов являются жесты. Первые дактильные сло­ва включены в рассказ, осуществляемый средствами мимики. Тут слова выполняют роль жестов.

Лишь после усвоения нескольких десятков слов, обозначающих конкретные предметы, ребенку даются дактильные буквы, которыми практически он уже в со­вершенстве владеет. Он их быстро заучивает. После обучения дактильному алфавиту, усвоенному без осо­бого труда, ребенку можно дать любое слово, соотнеся: его с соответствующим жестом и предметом.

Заучивание букв дактильного алфавита имеет так­же огромное значение в том отношении, что ребенок в процессе этого заучивания обучается чтению дак-тильных букв своей рукой с руки учителя.

После прочного заучивания дактильного алфавита ребенку дается точечное обозначение букв. Усвоение их также не представляет труда для ребенка.

Пальцевая артикуляция и точечное изображение букв должны быть у ребенка безукоризненными и со­вершенными. Для совершенствования в дактилировании:"" и печатании по Брайлю подбирается специальный сло­варь в два-три десятка слов, обозначающих хорошо известные ребенку предметы. Этот же словарь в даль­нейшем используется для усвоения самого важного  в словесном языке — грамматического строя.

Необходимо отметить, что ребенок обучается прак­тическому владению грамматическим строем, а не грамматике. В этом также полная аналогия с овладе­нием языком нормальным зрячеслышащим ребенком,, который в 2—3 года практически владеет грамматиче­ским строем, естественно, не зная грамматики.

Текст сначала составляется из простых нераспро­страненных предложений, а потом из простых распро­страненных предложений.

Слова и словосочетания, все грамматические кате­гории в связном логическом тексте, рассказывающем о событии, известном ребенку, легко усваиваются им, накладываясь на систему образного отражения этого события. При этом строго соблюдается условие, чтобы каждому новому слову, каждой новой грамматической категории соответствовало непосредственное образное знание того, что обозначается этим словом или грам­матической формой.

 

     Для безошибочного усвоения языка разработана система двух параллельных текстов: «учебных», кото­рые даются учителем, и «спонтанных», самостоятельно сочиняемых учащимися. В систему учебных текстов по­степенно вводятся новые слова и новые грамматические категории. Сочиняя свой текст, описывая знакомое ему событие, учащийся использует данные в учебном тек­сте новые формы и закрепляет их на знакомом ему материале.

Такая практика обучения словесному языку позво­ляет ребенку быстро и прочно овладеть основами грамматического строя речи.

Это подводит учащегося к возможности системати­ческого овладения школьными знаниями.

 

Часть вторая

МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ И МЕТОДИКЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ

В учреждение для слепоглухонемых детей могут поступать дети с самой разной подготовкой. Наряду с теми детьми, которые имеют навыки самообслужива­ния и простейшего труда, могут поступать и дети, не получившие никакого сколько-нибудь организованного воспитания. Эти дети должны проходить специальный, так называемый «дограмотный» период воспитания, во время которого происходит их подготовка к школьному обучению.

Этот период дети будут проходить за промежуток времени, находящийся в зависимости от предыдущего состояния развития психики, поведения и особенностей заболевания, приведшего к потере слуха и зрения.

Дети более или менее подготовленные могут усвоить программу подготовительного отделения за 1—2 года; для детей педагогически запущенных и тем более страдающих дополнительными нарушениями (двига­тельные расстройства, соматическая ослабленность), этот период может быть по необходимости растянут до 3—4 лет.

Обучать слепоглухонемых детей необходимо с воз­можно более раннего возраста, например с 3—5 лет. Но обычно слепоглухонемые дети начинают обучаться в более позднем возрасте, так как родители обращают­ся за помощью в соответствующие учреждения не сра­зу. И тогда их необходимо начинать обучать по про­грамме «дограмотного» периода, даже если им уже 10 или 12 лет. При комплектовании групп надо ориенти­роваться не на возраст, а на общее и умственное развитие ребенка. С девяти- или двенадцатилетним слепо­глухонемым ребенком, общее и умственное развитие которого очень низко, надо начинать работать так, как и с ребенком более младшего возраста. Принци­пиальной разницы в программе и методах может и не быть.

Путем систематического, наглядного обучения, пу­тем тренировок слепоглухонемого ребенка можно на­учить обслуживать себя, а потом и других. Его мож­но приучить к труду, сделать его поведение нормаль­ным. Особенно важным периодом является первона­чальный.

Основная задача данного периода — формирование у слепоглухонемого образов окружающего мира и уста­новление контакта с ним.

В результате пребывания в подготовительном отде­лении ребенок полностью овладевает навыками само­обслуживания, научается ориентироваться в школе и за ее пределами, приобретает элементарные трудо­вые навыки, овладевает жестикуляторной речью. Все это в дальнейшем позволяет слепоглухонемому овла­деть словесной речью и перейти на школьное обуче­ние.

Основная форма работы со слепоглухонемыми — индивидуальные занятия. Основной метод обучения в данный период—прямая инструкция, непосредствен­ный показ. Основное правило в работе — соблюдение строжайшей последовательности.

Подготовительный период включает в себя следую­щие разделы: трудовое воспитание, ознакомление с окружающей жизнью, развитие средств общения, фи­зическое воспитание, воспитание элементарных навы­ков культурного поведения.

Работу со слепоглухонемым ребенком надо начинать не с обучения, а с непосредственного наблюдения за ним. Педагог должен подробно.расспросить родных или близких о данном ребенке, чтобы хорошо знать ту обстановку, в которой находился слепоглухонемой до обучения.

Надо выяснить, умеет ли ребенок самостоятельно ходить, как он ест, какими средствами общения поль­зуется, какие употребляет знаки. Все это необходимо для быстрейшего установления с ним контакта.

I. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Трудовое воспитание включает в себя:

1) формирование навыков самообслуживания;

2) бытовой труд;

3) ручной труд (лепка и работа с бумагой).

Несложный труд ребенка важен для его физиче­ского, нравственного, умственного и эстетического вос­питания. Без посильной трудовой деятельности немы­слимо представить себе нормальное развитие слепо­глухонемого ребенка.

Полноценное развитие ребенка происходит в случае, если его жизнь наполнена интересной деятельностью. Труд содействует повышению выносливости и укрепле­нию организма. Ребенок, лишенный физического труда, обычно бывает слабым и вялым.

В процессе труда развиваются самые различные мышцы (рук, спины, живота, груди). В процессе тру­довой деятельности развивается осязание, обоняние; появляются жизненно необходимые тонкие и точные движения. Физический труд не только укрепляет здо­ровье ребенка, но и способствует его умственному раз­витию.

Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как ему нужно сделать, какой инструмент нужно использовать.

В процессе труда обогащается его чувственный опыт, он знакомится на практике с различными свой­ствами тел: твердостью и мягкостью, гибкостью и упру­гостью, с характером поверхности; узнает о телах сы­пучих и жидких, сопоставляет их с другими; узнает ряд законов природы; уточняет представления о пред­мете.

Работая, слепоглухонемой ребенок закрепляет по­лученные навыки, умения, совершенствует свои движе­ния. Все это происходит в естественной для ребенка обстановке.

Давая задания, нужно учитывать индивидуальные особенности и наклонности каждого ребенка. Необхо­димо, чтобы трудовой процесс доставлял ребенку ра­дость, удовлетворение.

Задача педагога-воспитателя — создать у ребенка радостное и спокойное настроение. Отдельные навыки формируются в процессе выполнения режимных моментов. Закрепляются они в процессе интересной дея­тельности, а не во время скучных, бессмысленных для ребенка упражнений.

Важнейшее место в познании слепоглухонемым окружающего мира и в его трудовой деятельности при­надлежит руке.

У слепоглухонемого ребенка надо воспитывать ин­терес к труду взрослых и старших детей. Окружающая трудовая жизнь взрослых оказывает на детей благо­творное влияние.

Сначала педагог должен руководить трудом ребен­ка, помогая и направляя его. Постепенно ребенок, по­могая взрослым, вовлекается в трудовую деятельность, у него появляется желание трудиться.

Никогда не следует забывать, что предлагаемая ра­бота должна быть ему доступна. |Как правило, у слепо­глухонемых детей в силу малоподвижного образа жиз­ни плохое здоровье. Поэтому работу по мере возмож­ности надо проводить на свежем воздухе, учитывая, однако, что при низкой температуре пальцы рук дере­венеют и делаются нечувствительными.

При обучении любой операции следует членить ее на элементы и обучать выполнению каждого из них от­дельно, постепенно наращивая сложность приемов.

При выработке трудовых навыков необходимо со­блюдать определенную последовательность.

Детей следует обучать не только выполнению рабо­ты, но и показывать при этом, для чего она нуж­на. Хорошо предварительно познакомить детей и с го­товым изделием, чтобы они знали, что они будут из-тотовлять.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.021 с.)