Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периоды (этапы) первоначального обучения слепоглухонемого ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слепоглухонемой ребенок обладает возможностью подняться в своем психическом развитии до уровня, нормального ребенка, но, как уже говорилось, особенностью слепоглухонемого является то, что его развитие происходит в специально организованном педагогическом процессе. Обучение слепоглухонемого ребенка распадается на несколько периодов, преемственно связанных друг с другом. Первый период предшествует обучению словесной речи; он заключается в образовании навыков самообслуживания и в формировании образов окружающих предметов. Первые формы общения между взрослым и слепоглухонемым ребенком возникают в процессе удовлетворения естественных потребностей ребенка. Первыми средствами общения являются совместные предметные действия во время еды, одевания, умывания и т. д. Постепенно формы общения расширяются, неизменно подкрепляясь какой-либо пользой для организма. Постепенно общение отрывается от непосредственного утилитарного удовлетворения простейших естественных потребностей, эмансипируется и становится самостоятельной потребностью. И тут эта вновь возникшая потребность ищет и создает средства своего удовлетворения. Первыми специальными средствами общения являются жесты, обозначающие предметы. Как они возникают? Первые жесты — повторение ощупывательных движений в отсутствие самого предмета. Таким образом, первые жесты — это рисуночные обозначения предметов. В дальнейшем жест развивается и может превращаться из рисуночного в более схематичный. Жестом ребенок обозначает предметы, их отношения, людей, элементы поведения. Жесты являются первым языком ребенка, необходимым ему в общении с окружающими людьми. Весьма способствует развитию слепоглухонемого занятие лепкой. Ребенок обучается лепить из пластилина познанные им предметы окружающего мира. В лепке он широко и подробно «рассказывает» о своем внутреннем мире, об образах предметов, о назначении и функциях предметов. По лепке мы судим об адекватности образов окружающим ребенка предметам. Следующим этапом развития слепоглухонемого ребенка является формирование у него словесной речи. Словесная речь формируется не в звуковой, а в дактильной форме. Начинать формирование словесной речи со звуковой (ротовой) речи — большая ошибка. Устная речь должна венчать многообразную систему разных видов словесной речи, а не лежать в основе всех форм речи
Словесная речь в дактильной форме является надстройкой над жестикуляторной речью, возникает внутри нее как ее вариант, а в дальнейшем развивается в самостоятельную и доминирующую форму речи. Происходит это таким путем. Жесты, обозначающие хорошо знакомые и часто встречаемые в быту предметы, заменяются дактильными (пальцевыми) словами. Для ребенка эти обозначения являются жестами, только другой конфигурации. Жестом ему показывается, что данный предмет можно обозначать по-другому — знакомый ему жест и новый являются одинаковыми, обозначают один и тот же предмет. В дальнейшем он обозначает показанный ему предмет новым для него жестом, даже и не подозревая, что уже владеет побук-венным словом. Обучение словесному языку начинается не с букв, а со слов, и не просто со слов, а со слов в системе связного смыслового текста. Смысловым контекстом первых слов являются жесты. Первые дактильные слова включены в рассказ, осуществляемый средствами мимики. Тут слова выполняют роль жестов. Лишь после усвоения нескольких десятков слов, обозначающих конкретные предметы, ребенку даются дактильные буквы, которыми практически он уже в совершенстве владеет. Он их быстро заучивает. После обучения дактильному алфавиту, усвоенному без особого труда, ребенку можно дать любое слово, соотнеся: его с соответствующим жестом и предметом. Заучивание букв дактильного алфавита имеет также огромное значение в том отношении, что ребенок в процессе этого заучивания обучается чтению дак-тильных букв своей рукой с руки учителя. После прочного заучивания дактильного алфавита ребенку дается точечное обозначение букв. Усвоение их также не представляет труда для ребенка. Пальцевая артикуляция и точечное изображение букв должны быть у ребенка безукоризненными и совершенными. Для совершенствования в дактилировании:"" и печатании по Брайлю подбирается специальный словарь в два-три десятка слов, обозначающих хорошо известные ребенку предметы. Этот же словарь в дальнейшем используется для усвоения самого важного в словесном языке — грамматического строя.
Необходимо отметить, что ребенок обучается практическому владению грамматическим строем, а не грамматике. В этом также полная аналогия с овладением языком нормальным зрячеслышащим ребенком,, который в 2—3 года практически владеет грамматическим строем, естественно, не зная грамматики. Текст сначала составляется из простых нераспространенных предложений, а потом из простых распространенных предложений. Слова и словосочетания, все грамматические категории в связном логическом тексте, рассказывающем о событии, известном ребенку, легко усваиваются им, накладываясь на систему образного отражения этого события. При этом строго соблюдается условие, чтобы каждому новому слову, каждой новой грамматической категории соответствовало непосредственное образное знание того, что обозначается этим словом или грамматической формой.
Для безошибочного усвоения языка разработана система двух параллельных текстов: «учебных», которые даются учителем, и «спонтанных», самостоятельно сочиняемых учащимися. В систему учебных текстов постепенно вводятся новые слова и новые грамматические категории. Сочиняя свой текст, описывая знакомое ему событие, учащийся использует данные в учебном тексте новые формы и закрепляет их на знакомом ему материале. Такая практика обучения словесному языку позволяет ребенку быстро и прочно овладеть основами грамматического строя речи. Это подводит учащегося к возможности систематического овладения школьными знаниями.
Часть вторая МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ И МЕТОДИКЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ В учреждение для слепоглухонемых детей могут поступать дети с самой разной подготовкой. Наряду с теми детьми, которые имеют навыки самообслуживания и простейшего труда, могут поступать и дети, не получившие никакого сколько-нибудь организованного воспитания. Эти дети должны проходить специальный, так называемый «дограмотный» период воспитания, во время которого происходит их подготовка к школьному обучению. Этот период дети будут проходить за промежуток времени, находящийся в зависимости от предыдущего состояния развития психики, поведения и особенностей заболевания, приведшего к потере слуха и зрения. Дети более или менее подготовленные могут усвоить программу подготовительного отделения за 1—2 года; для детей педагогически запущенных и тем более страдающих дополнительными нарушениями (двигательные расстройства, соматическая ослабленность), этот период может быть по необходимости растянут до 3—4 лет. Обучать слепоглухонемых детей необходимо с возможно более раннего возраста, например с 3—5 лет. Но обычно слепоглухонемые дети начинают обучаться в более позднем возрасте, так как родители обращаются за помощью в соответствующие учреждения не сразу. И тогда их необходимо начинать обучать по программе «дограмотного» периода, даже если им уже 10 или 12 лет. При комплектовании групп надо ориентироваться не на возраст, а на общее и умственное развитие ребенка. С девяти- или двенадцатилетним слепоглухонемым ребенком, общее и умственное развитие которого очень низко, надо начинать работать так, как и с ребенком более младшего возраста. Принципиальной разницы в программе и методах может и не быть.
Путем систематического, наглядного обучения, путем тренировок слепоглухонемого ребенка можно научить обслуживать себя, а потом и других. Его можно приучить к труду, сделать его поведение нормальным. Особенно важным периодом является первоначальный. Основная задача данного периода — формирование у слепоглухонемого образов окружающего мира и установление контакта с ним. В результате пребывания в подготовительном отделении ребенок полностью овладевает навыками самообслуживания, научается ориентироваться в школе и за ее пределами, приобретает элементарные трудовые навыки, овладевает жестикуляторной речью. Все это в дальнейшем позволяет слепоглухонемому овладеть словесной речью и перейти на школьное обучение. Основная форма работы со слепоглухонемыми — индивидуальные занятия. Основной метод обучения в данный период—прямая инструкция, непосредственный показ. Основное правило в работе — соблюдение строжайшей последовательности. Подготовительный период включает в себя следующие разделы: трудовое воспитание, ознакомление с окружающей жизнью, развитие средств общения, физическое воспитание, воспитание элементарных навыков культурного поведения. Работу со слепоглухонемым ребенком надо начинать не с обучения, а с непосредственного наблюдения за ним. Педагог должен подробно.расспросить родных или близких о данном ребенке, чтобы хорошо знать ту обстановку, в которой находился слепоглухонемой до обучения. Надо выяснить, умеет ли ребенок самостоятельно ходить, как он ест, какими средствами общения пользуется, какие употребляет знаки. Все это необходимо для быстрейшего установления с ним контакта. I. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Трудовое воспитание включает в себя: 1) формирование навыков самообслуживания; 2) бытовой труд; 3) ручной труд (лепка и работа с бумагой). Несложный труд ребенка важен для его физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания. Без посильной трудовой деятельности немыслимо представить себе нормальное развитие слепоглухонемого ребенка. Полноценное развитие ребенка происходит в случае, если его жизнь наполнена интересной деятельностью. Труд содействует повышению выносливости и укреплению организма. Ребенок, лишенный физического труда, обычно бывает слабым и вялым. В процессе труда развиваются самые различные мышцы (рук, спины, живота, груди). В процессе трудовой деятельности развивается осязание, обоняние; появляются жизненно необходимые тонкие и точные движения. Физический труд не только укрепляет здоровье ребенка, но и способствует его умственному развитию.
Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как ему нужно сделать, какой инструмент нужно использовать. В процессе труда обогащается его чувственный опыт, он знакомится на практике с различными свойствами тел: твердостью и мягкостью, гибкостью и упругостью, с характером поверхности; узнает о телах сыпучих и жидких, сопоставляет их с другими; узнает ряд законов природы; уточняет представления о предмете. Работая, слепоглухонемой ребенок закрепляет полученные навыки, умения, совершенствует свои движения. Все это происходит в естественной для ребенка обстановке. Давая задания, нужно учитывать индивидуальные особенности и наклонности каждого ребенка. Необходимо, чтобы трудовой процесс доставлял ребенку радость, удовлетворение. Задача педагога-воспитателя — создать у ребенка радостное и спокойное настроение. Отдельные навыки формируются в процессе выполнения режимных моментов. Закрепляются они в процессе интересной деятельности, а не во время скучных, бессмысленных для ребенка упражнений. Важнейшее место в познании слепоглухонемым окружающего мира и в его трудовой деятельности принадлежит руке. У слепоглухонемого ребенка надо воспитывать интерес к труду взрослых и старших детей. Окружающая трудовая жизнь взрослых оказывает на детей благотворное влияние. Сначала педагог должен руководить трудом ребенка, помогая и направляя его. Постепенно ребенок, помогая взрослым, вовлекается в трудовую деятельность, у него появляется желание трудиться. Никогда не следует забывать, что предлагаемая работа должна быть ему доступна. |Как правило, у слепоглухонемых детей в силу малоподвижного образа жизни плохое здоровье. Поэтому работу по мере возможности надо проводить на свежем воздухе, учитывая, однако, что при низкой температуре пальцы рук деревенеют и делаются нечувствительными. При обучении любой операции следует членить ее на элементы и обучать выполнению каждого из них отдельно, постепенно наращивая сложность приемов. При выработке трудовых навыков необходимо соблюдать определенную последовательность. Детей следует обучать не только выполнению работы, но и показывать при этом, для чего она нужна. Хорошо предварительно познакомить детей и с готовым изделием, чтобы они знали, что они будут из-тотовлять.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.012 с.) |