Подростковый возраст как фактор риска развития аддиктнвного поведения.
Подростковый возраст (пубертатный период) с давних пор считается фак- тором, способствующим развитию алкоголизма и токсикомании [Личко А. Е., Битенский В. С, 1991]. Известно, что если аддиктпвное поведение начинает- ся с подросткового периода, то риск формирования химической зависимости оказывается высоким. Так, до 75% алкоголиков и наркоманов начинают упот- реблять психоактивные вещества, будучи подростками.
В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в зна- чительной степени определяется характерными для этого периода жизни ре- акциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хоб- би), имитации и формирующимся сексуальным влечением [Личко А. Е., 1985]. Именно эти реакции могут оказаться факторами, как способствующими злоупотреблению психоактивными веществами, так и препятствующими ад- диктивному поведению. Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на по- веденческих реакциях пубертатного периода.
Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспита- телей, преподавателей, вообще всех старших по возрасту, от установленных ими порядков, правил и законов. Все, что уважается и ценится взрослыми, подростками отвергается. Реакция эмансипации может быть направлена как на конкретных взрослых (родители, учителя и т. д.), так и на все взрослое поколение в целом. В последнем случае, когда реакция эмансипации сочета- ется с реакцией группирования со сверстниками, поведение может становиться антисоциальным, достигать уровня молодежного бунта.
Одним из проявлений реакции эмансипации служит особая форма пове- дения, которая получила название «отравление свободой» [Лпчко А. Е., Би- тенский В. С, 1991]. Подобное поведение развивается, когда строго регла- ментированная жизнь подростка сменяется полной свободой, а повседневная опека — самостоятельностью. Все это может случиться, когда подросток вы- рывается из-под подавляющей семейной опеки, при окончании учебного за- ведения, побеге из воспитательно-трудового учреждения, при выписке из больницы после длительной госпитализации и т. д. При «отравлении свобо- дой» поведение подростка становится противоположным тому, что от него требовалось раньше. Привлекает именно то, что не дозволялось. Поэтому «отравление свободой» будет способствовать аддиктивному поведению с по- исковой мотивацией, то есть стремлению попробовать все, испытать на себе действие тех дурманящих веществ, которые можно раздобыть.
Реакция увлечения (хобби), в отличие от реакции эмансипации, как правило, препятствует аддиктивному поведению. Более того, появление стой- ких интересов и увлечений способствует резкому сокращению приема спир- тных напитков в старшем подростковом и юношеском возрасте [Попов Ю. В., 1987].
Особенно противодействующим фактором являются интеллектуально-эс- тетические хобби (увлечение литературой, музыкой, живописью, историей, философией и т. д.). Телес но-мануальные хобби (стремление развивать силу, ловкость, достигать высоких спортивных результатов и т. д.) препятствуют аддиктивному поведению. Однако эти увлечения могут подтолкнуть под- ростка к злоупотреблению допингами в виде анаболических стероидов и/ или стимуляторов, чтобы добиться максимальных достижений.
Единственное исключение составляет особый вид хобби, названный инфор- мационно-коммуникативным [Лпчко Л. В., Битенский В. С, 1991]. Такие под- ростки все время отдают бездумному общению со сверстниками, поглон[спшо и обмену малозначимой и пе требующей никакой интеллектуальной перера- ботки информацией. Отсюда следует тяготение к асоциальным компаниям сверстников. Такое поведение легко сочетается со злоупотреблением алкого- лем, знакомством с различными наркотическими и токсическими веществами. Однако главным побудительным мотивом и фактором, способствующим ад- диктивному поведению, является не сама жажда новой информации, а влия- ние асоциальных компаний, где этой информацией обмениваются.
Реакция имитации, то есть стремление подростка копировать поведение, манеру общаться и одеваться, вкусы и пристрастия людей, обычно более стар- ших но возрасту, к которым он испытывает положительные чувства — от уважения до слепого почитания и обожания кумира. В качестве объекта имитации могут выступать эстрадные и музыкальные звезды, киноактеры, любые известные личности, либо лидеры своей подростковой среды, пользу- ющиеся авторитетом и уважением.
Реакция имитации может как способствовать, так и препятствовать аддик- тивному поведению. Если объект или объекты имитации ведут образ жизни, связанный с употреблением алкоголя и наркотиков, то и подросток будет следовать их примеру. Наоборот, если «кумир* ратует за здоровый образ жизни, интересные увлечения, занятия спортом, то его поведение будет играть роль достаточно мощного антинаркотического фактора.
Отдельно следует сказать о так называемой отрицательной реакции ими- тации, когда подростки из асоциальных семей строят свой образ жизни ис- ходя из противоположного, что видели в родительских семьях. Такие под- ростки становятся абсолютными трезвенниками и категорически осуждают употребление любых психоактивных веществ, прилежно учатся, достигают ка- рьерного роста, строят благополучные семьи. К сожалению, это встречается существенно реже, чем обратное: влияние неблагополучной семьи является до- статочно мощным фактором, способствующим аддитивному поведению.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, в оп- ределенной мере могут влиять па выбор психоактивных веществ и даже спо- собствовать злоупотреблению ими. Некоторые из летучих ароматических со- единении (ипгаляптов) способствуют визуализации представлений («что захочу, то и увижу*), в том числе сексуального содержания. Подобные визуализиро- ванные сексуальные представления сопровождаются сексуальным возбужде- нием вплоть до оргазма. На сленге подростков это иногда обозначается словами «смотреть стриптиз». Подобная сексуальная мотивация злоупотребления ин- галянтами свойственна подросткам младшего подросткового возраста.
Препараты, получаемые из эфедрина и эфедринсодержащих смесей, об- ладают свойствами сильного сексуального допинга и могут использоваться подростками, уже ведущими половую жизнь. В подростковой среде бытует расхожее мнение, что курение препаратов конопли также способствует по- вышению потенции и делает сексуальные ощущения особо острыми и при- влекательными. В данном случае речь идет о растормалшвающем действии конопли, устранении социальных и психологических тормозов. С той же це- лью нередко используется и алкоголь.
Реакция группирования со сверстниками является ведущим социопси- хологическим фактором, способствующим аддиктивному поведению [Лич- коА. Е., Битепский В. С, 1991]. Основным мотивом приобщения к ПАВ и группе сверстников является стремление быть как все.
Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которой подросток познает окружаю- щих и самого себя; в третьих, группа представляет новый вид эмоциональ- ных контактов, невозможных в семье.
Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста проис- ходит изменение отношения к наркотикам. Г. В. Латышев с сотр. (1991) на базе Центра профилактики наркомании г. Санкт-Петербурга провели исследование, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним.
10-12 лет
Интересует все, что связано с наркотиками — их действие, способ упот- ребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики пс употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, по- лучены с чужих слов.
12—14 лет
Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» нарко- тиков, причем марихуана в качестве наркотика не признается. О существо- вании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали нар- котик немногие — из любопытства, знакомы с потребителями многие. О нар- котиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие све- дения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.
14—16 лет
По отношению к наркотикам формируются три группы.
1. Употребляющие и сочувствующие "— интересуют вопросы, связан-
ные со снижением риска при употреблении без наличия зависимос- ти. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.
2. Радикальные противники — «сам никогда не буду и не дам гибнуть
другу». Многие из членов этой группы считают употребление нарко- тиков признаком слабости и неполноценности.
3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная
их часть может начать употребление под влиянием друзей.
16-18 лет
Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьша- ется. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализи- руются и становятся более объективными.
В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия упот- ребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобаль- ной проблемой наркоманию считают немногие.
Среди радикальных противников растет число людей, осознающих не- обходимость активных действий, направленных на изменение ситуации.
Клинические и психологические аспекты раннего алкоголизма
Сам по себе ранний (или подростковый) алкоголизм формируется в воз- расте от 13 до 18 лет и подразумевает развитие хотя бы первой стадии забо- левания. Диагноз раннего алкоголизма (I стадия) ставится на основании сле- дующих критериев: 1) появление индивидуальной психической зависимос- ти (алкоголизация становится главным интересом в жизни, начинают пить 2-3 раза в неделю, нередко в одиночку); 2) повышение толерантности к спир- тному; 3) утрата рвотного рефлекса; 4) утренняя апорексия (отсутствие ап- петита); 5) палимпсесты (частичная утрата памяти) опьянения.
Алкоголизм у подростков встречается не очень часто, поскольку алкого- лизм как заболевание развивается в течение определенного промежутка вре- мени и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию. Наибо- лее актуальной проблемой в этом возрасте является ранняя алкоголизация, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет. Ран- няя алкоголизация — это знакомство со спиртным до 16 лет и регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте [Личко А. Е., Битенс- кий В. С, 1991]. Ранняя алкоголизация рядом авторов рассматривается как нарушение поведения [Личко А. Е., 1985; Личко А. Е., Бптенский В. С, 1991; Сидоров П. И., Митюхляев А. В., 1999], требующее скорее психолого-педа- гогической, а не медицинской коррекции.
На этапе ранней алкоголизации при ее переходе в алкоголизм у подро- стков отмечается феномен групповой психической зависимости, когда тяга к спиртному возникает исключительно в «своей» компании. За пределами «своей» группы тяготения к алкоголю нет: с чужими и малознакомыми не пьют. Отрыв от группы прекращает алкоголизацию. Наличие групповой пси- хической зависимости не свидетельствует о наличии хронического алкоголиз- ма, а лишь угрожающим предвестником его. С точки зрения А.Е. Личко (1985), групповая зависимость является проявлением аддиктивного поведе- ния подростков.
Проблема злокачественности раннего алкоголизма неоднозначна. Тради- ционным является представление, что ранняя алкоголизация в подростковом возрасте неминуемо ведет к злокачественному алкоголизму. В то же время, в последние десятилетия преобладает точка зрения, что злокачественное те- чение алкоголизма отмечается только у подростков с преморбидной отяго- щенностью [Личко А. Е., 1985; Пятницкая И. Н., 1988; Личко А. Е., Бптен- ский В. С, 1991; Шабанов П. Д., 1999].
Как правило, ранний алкоголизм свидетельствует об изначальной психо- патичности. По данным разных авторов, число случаев психопатии при ал- коголизме колеблется от 25 до 52?^ [Сидоров П. И., Митюхляев А. В., 1999]. Наиболее часто ранний алкоголизм формируется у неустойчивых и эпилеп- тоидных психопатов. У неустойчивых формирование происходит медленно — как следствие регулярных выпивок, часто в асоциальных компаниях. Парал- лельно алкоголизации происходит нарастание делинквентности. При эпи- лептоидной психопатии путь иной; после тяжелых первых опьянений с аг- рессией и аутоагрессией может пробудиться компульсивное влечение пить «до отключки». Это одно из проявлений нарушения влечений при эпилептоид- ной психопатии, Эпилептоидные психопаты легко переходят к алкоголиза- ции в одиночку. Деньги при этом вымогают у близких и сверстников. С дру- гой стороны, при психастенической и сенсетивной психопатии ранняя алко- голизация встречается крайне редко.
В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин (1980) указывают, что наиболее под- верженными развитию ранней алкоголизацией оказались возбудимые (эпи- лептоидные) психопаты — около 40% психопатических личностей, страдаю- щих бытовым пьянством, далее шли истерические и неустойчивые (по 18,4%), мозаичные (14,5%). Реже всего встречались шизоидные, психастеники и тор- мозные. При трансформации ранней алкоголизации в алкоголизм обнару- жена достоверная большая частота неустойчивых психопатов (42,8% от об- щего числа неустойчивых психопатических личностей против 22,5% с осталь- ными типами психопатий).
Кроме психопатий, злокачественное течение алкоголизма отмечается у ум- ственно отсталых подростков, подростков с резидуально-органической моз- говой недостаточностью, у подростков с черепно-мозговыми травмами.
|