Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И. Д. Беляев. Из книги «история Новгорода великого от древнейших времен до падения»
. ...Коростынский или Шелонский мир, примиривший Новгород с великим князем Иваном Васильевичем, не дал мира и спокойствия самому Новгороду; напротив, безпорядки и мятяжи усилились еще более, и можно сказать, что самый мир и старания великаго князя исполнить все его условия без исключения были едва ли не главными причинами Новгородских нестроении. По Коростынско му миру Новгород возвратил себе все те права и вольности, которыми он пользовался по Яжелбицкому миру, да к тому еще великий князь, желая в точности исполнить условие договора об отпуске всех пленников и находящихся под арестом, зимою того же 1471 года, по просьбе владыки и всего Новгорода выпустил из Коломны и Московских темниц Василия Казимира и его товарищей, всего 30 человек, взятых на Шелонском бою, людей явно враждебных Москве и бывших главнейшими и сильнейшими сторонниками Литовской партии и таким образом воротил главных предводителей своим противникам в Новгороде. Старыя же права и вольности, утвержденныя Коростынским миром, были вовсе не по силам тогдашнему Новгородскому обществу, сильно страдавшему внутренним разложением. В Новгороде в это время богатые и сильные безнаказанно давили слабых и бедных; там на богачей не было ни суда, ни управы, суды разгонялись буйными приятелями или наемниками подсудимых, в самое вече бросали каменьями и грязью, там только сильный мог найти управу при помощи своей силы и богатства, там уже образовались толпы бездомных голышей, готовых за чарку водки на какое угодно буйство и беззаконие, там уже можно было ограбить и пустить по миру любую вдову и сироту при помощи самаго суда. А по сему естественно для Новгорода все обезпечение старых прав и вольностей, дарованное Коростынским миром, было только обезпечением своевольства и беззакония, ручательством за быстрое и окончательное разложение Нов-городскаго общества. Новгороду по его, тогдашнему внутреннему состоянию, нужна была новая, крепкая и непреклонная сила для обуздания своеволия и неправды, нужно 0ыло стеснение и ограничение старых прав и вольностей, уже отживших свое время, а не их обезпечение и признание. Новгородцы, подписывая Коростынский договор, удовлетворяющий их старым отжившим притязаниям, подписывали смертный приговор своей самостоятельности и независимости, скрепляли и утверждали свое падение, ими самими давно уже подготовленное. Судная докончательная грамота, которую Новгородцы написали на вече и утвердили крестным целованием вскоре после Яжелбицкаго мира, и которую по Коростынскому договору великий князь Иван Васильевич велел переписать на свое имя, служит лучшим свидетельством того плачевнаго внутренняго состояния, в котором был тогда Новгород. Новгородцы составлением и утверждением этой грамоты сами публичным актом засвидетельствовали, что в то время в их обществе не было уважения ни к суду, ни к закону, и чтобы возстановить это уважение, нужно было прибегнуть к искусственным принудительным мерам. А меры, прндуманныя в этой грамоте, показывают, что и самое желание возстановить уважение к суду и закону было не искреннее, а только наружное, только чтобы как-нибудь отделаться от настоятельной потребности и хоть наружно удовлетворить воплям недовольных; ибо грамота сия в сущности давала только средства усиливаться и распространяться своеволию и безпорядкам, она написана так, как будто Новгороду нужно было не столько обуздание буйства и своеволия, не признававших никакого закона, сколько ограничение слишком усилившейся власти суда, который на самом деле не имел никакой власти и был решительно подавлен своеволием. <...>
...в то время, как владычествующая в Новгороде Литовская партия, способная только производить мятежи и безпорядки, занималась преследованием своих домашних противников и не предпринимала ни одной сколько-нибудь решительной меры в защиту Новгородских владений; войска великого князя безпрепятственно вступили в Новгородскую землю и начали жечь и опустошать селения, нигде не встречая и малейшаго сопротивления и не находя ни одного отряда, высланнаго Новгородскими властями на защиту нещастной земли; везде, где ни являлись великокняжеские войска, жители или разбегались по лесам, или спешили укрыться в стенах Новгорода. Новгородское правительство, как бы потерявши голову, заботилось только о собственной безопасности; оно не только не послало рати или воеводы в Заволочье, которое по таковой оплошности немедленно было занято Московскими войсками, не только не собрало войска для встречи неприятеля, не укрепило разных Новгородских пригородов и оставило всю Новгородскую землю на произвол судьбы; но даже не заботилось сжечь Новгородских окрестных монастырей и посадов, дабы не было пристанища врагу во время осады Новгорода, как это обыкновенно делали Новгородцы в прежнее время. Московския войска уже проникли на запад за город Яму до моря, страшно опустошили пройденную страну и нигде не видали ни воевод, ни войск Новгородских, как будто бы сила Новгородская вся вымерла. Так что настоящая война не только не походила на древния войны, когда сотни Новгородцев гнали тысячи неприятелей; но даже по могла сравняться с недавнею войною 1471 года, которая хотя была неудачна, но велась по плану и при том такому, который обличал в тогдашних Новгородских вождях и распорядительный ум, и воинския способности; теперешнее же Новгородское правительство ничего этого не имело и отличалось только крайним своекорыстием и совершенною безрассудностию. <...>
...Новгород не мог уже существовать самостоятельно, все доблести, все старые умные порядки, которыми он жил прежде, были уже давно прожиты, попраны и уничтожены самими же Новгородцами; так что великому князю Ивану Васильевичу досталось прибирать к своим рукам только полуживой труп прежняго Новгорода, который в последнее время даже не мог и двигаться, не только защищаться; в четырехмесячный поход великаго князя Новгородцы не могли дать ему ни одного сражения, даже Московские полки нигде не встречали Новгородской рати, и ее действительно вовсе не было и никто не собирал. Правда, в Новгороде был еще в то время доблестный воевода князь Василий Васильевич Шуйский а получал от Новгородцев большое жалованье; но вече никуда его не посылало и не давало ему войска; так что он, видя безполезность своего пребывания на новгородской службе, сам сложил с себя крестное целование к Новгороду и поступил на службу к великому князю.Впрочем Новгород, утративший способность существовать самостоятельно и поступивший в число Московских областей, еще не забыл крамол, раздиравших его в последнее время; партии Московская и Литовская, бывшие в последние дни самостоятелънаго Новгорода, не исчезли еще и в Новгороде, потерявшем свое вече и посадника; Московские полки, увезшие с собою вечевый колокол, не могли увезти из Новгорода вражды партий. Даже но естественному порядку вещей, Литовская партия, с подчинением Новгорода великому князю Московскому, значительно усилилась, ей не только остались верными все прежние ея сторонники, все насильники, не желавшие суда и управы, которым туго приходилось при Московских наместниках; но на ее сторону перешли и все люди безразличные, умеренные, которым прискорбно было видеть падение отечества и потерю свободы Новгорода, которым кололи глаза новые непривычные Московские порядки; сам владыка Новгородский Феофил, очевидно недовольный походом своих продолжительных переговоров с великим князем Московским, присоединился к Литовской партии. Московская партия с своей стороны также не ослабевала. и хотя потеряла многих из своиех прежних сторонников, перешедших к. противникам, тем не менее, поддерживаемай Месковскими наместниками и конечно находя опору в самом великом князе, она была ежели не сильнее, то ничуть не слабее своих противников. Литовская партия, как и следовало ожидать и по ея сочувствию к Литовскому государю, так и по обстоятельствам того времени, должна била вступить в тайныя сношения с Казимиром королем Польским и великим князем Литовским, обещая ему подчинить Новгород, только бы он пособил в борьбе с Мвековским князем. Представителем Новгорода в этих сношениях с Казимиром по всему вероятию, был владыка Феофил, как единственная выборная власть, уцелевшая от прежняго Новгородскаго порядка.
Московская партия, конечно не дремавшая в то время, как только узнала; о затеях своих противников, та немедленно дала; звать о том великому князю Московскому. Великий князь Иван Васильевич с своей стороны, чтобы не упустить времени и напасть на противников при самом» начале, когда дело еще не было улажено, немедленно, 26 октября 4479 года сам отправился в Новгород миром:, со свиток* в тысячу человек надежных и хороша вооруженных людей, и пришедши, остановился со всеми своими людами в Славенском конце и пробыл там до Февраля месяца 1481 года. Эта поездка великаго князя главным образом касалась владыки Феофила. Государь сам; лично принялся разбиратъ дело о Феофиле, и занимался им около двух месяцев, в по собранным сведениям и очным ставкам нашедши Феофила виновным в тайной измене и в сношениях с Казимиром королем Польским и великим князем Литовским, 19 января приказал его взять, отправить, в Москву и поладить в Чудов монастырь, где он после двух лет с половиною и скончался. Летописи, описывая эту поездку великого князя Ивана Васильевича в Новгород, говорят, что он отправивши владыку в Москву, ваял себе его казну, множество золота и серебра и драгоценных сосудов; то же подтверждает и современный польский историк Длугош, по словам котораго: «Великий князь в этот раз эабрал несметное богатство, и нагрузил 300 возов золотом, серебром, драгоценными камнями и безлиеленным множеством шелковых тканей, сукон и мехов, найденных в древнем архиепископском казнохранилище». В сказании Длугоша, кажется, нет преувеличений: ибо владычня казна в Новгороде на полатях святыя Софии, как мы, знаем по летописям, была издревле самым богатым хранилищем общественной Новгородской казны. <...>
1866 С. М. Соловьев ИЗ «ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН» НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ Иногда видим мы, как целые поколения в продолжении многих и многих лет тяжелыми трудами накопляют большие богатства: сын прибавляет к тому, что было накоплено отцом, внук увеличивает собранное отцом и дедом; тихо, медленно, незаметно действуют они, подвергаются лишениям, живут бедно; и вот наконец накопленные средства достигают обширных размеров, и вот наконец счастливый наследник трудолюбивых и бережливых предков начинает пользоваться доставшимся ему богатством. Он не расточает его, напротив, увеличивает; но при этом способ его действий по самой обширности средств отличается уже большими размерами, становится громок, виден, обращает на себя всеобщее внимание, ибо имеет влияние на судьбу, на благосостояние многих. Честь и слава человеку, который так благоразумно умел воспользоваться доставшимся ему средствами; но при этом должны ли быть забыты скромные предки, которые своими трудами, бережливостью, лишениями доставили ему эти средства? Счастливый потомок целого ряда умных, трудолюбивых, бережливых предков, Иоанн III вступил на московский престол, когда дело собирания Северо-Восточной Руси могло почитаться уже оконченным; старое здание было совершенно расшатано в своих основаниях, и нужен был последний, уже легкий удар, чтоб дорушить его. Отношения всех частей народонаселения ко власти княжеской издавна уже определялись в пользу последней: надлежало только воспользоваться обстоятельствами, воспользоваться преданиями, доставшимися в наследство от Византийской империи, чтоб выказать яснее эти отношения, дать им точнейшее определение. Новгород, Тверь, уделы княжества Московского ждали не последнего удара, но, можно сказать, только первого движения со стороны Москвы, чтоб присоединиться, приравняться к ней. Орда падала сама собою от разделения, усобиц, и стоило только воспользоваться этим разделением и усобицами, чтоб так называемое татарское иго исчезло без больших усилий со стороны Москвы. На западе король польский и великий князь литовский занят внутри разделением между Польшею и Литвою, разделением, господствующим под видом соединения; сильно занят извне отношениями к Пруссии, Богемии, Венгрии, не может мешать Москве в ее усилении, не может бороться с нею и уступает ей целые области. Спокойный, единовластный внутри, московский князь пользуется своими средствами, пользуется собранием Северо-Восточной Руси, совершенным его предками, пользуется счастливыми внешними обстоятельствами, затруднительным положением соседей, чтоб начать наступательное движение на восток, на племена финские, на царства татарские, относительно же юго-запада припоминает, что Киев, Смоленск, Витебск и Полоцк издавна его предков отчины. С прекращением внутреннего движения для собрания земли, с утверждением единовластия и с началом внешних движений замкнутость, отчужденность Северо-Восточной Руси необходимо начинает прекращаться: державы Западной Европы узнают, что на северо-востоке существует обширное, самостоятельное Русское государство, кроме той Руси, которая подчинена польским королям, и начинают отправлять в Москву послов, чтоб познакомиться с новым государством и попытаться, нельзя ли употребить его средства для общих европейских целей. Первым необходимым следствием начавшихся сношений с западными государствами было появление западных художников в Москве, которая таким образом начинает пользоваться плодами европейской цивилизации. Понятно, что все это были только начатки, начатки слабые: сношения с западными державами не шли далее Италии, Дании, Германской империи; сношения с последнею скоро должны были прекратиться по недостатку общих интересов; как и прежде, татарские орды на востоке и юге, Литва и Швеция на западе ограничивали политический горизонт Московского государства.
Таковы были следствия собрания Русской земли около Москвы, следствия, необходимо обнаружившиеся во второй половине XV века, в княжение Иоанна III, который, пользуясь полученными от предков средствами, пользуясь счастливым положением своим относительно соседних государств, доканчивает старое и вместе с тем необходимо начинает новое. Это новое не есть следствие его одной деятельности; но Иоанну Ш принадлежит почетное место среди собирателей Русской земли, среди образователей Московского государства; Иоанну III принадлежит честъ за то, что он умел пользоваться своими -средствами и счастливыми обстоятельствами, в которых находился во все продолжение жизни. При пользовании своими средствами и своим положением Иоанн явился истым потомком Всеволода III и Калиты, истым князем Северной Руся: расчетливость, медленность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми было можно много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие — вот отличительные терты деятельности Иоанна III. Благодаря известиям венецианца Контарини мы можем иметь некоторое понятие и о физических свойствах Иоанна: он был высокий, худощавый, красивый мужчина; из прозвища Горбатый, которое встречается в некоторых летописях, должно заключать, что он при высоком росте был сутуловат. Мы видели, что только увещания новгородского архиепископа Ионы, пользовавшегося особенным уважением в Москве, и последовавшая вскоре смерть великого князя отвратили от Новгорода последний удар, который хотел навести ему Василий Темный, жаловавшийся, что новгородцы не чтут его, как следует. Действительно, особенный быт Новгорода давно уже поддерживался только усобицами княжескими, и необходимым следствием их прекращения было приравнение Новгорода к другим городам Северной Руси, полное подчинение его князьям московским; Василий Темный, как скоро избавился от опасных или беспокойных князей, так начал тяготиться, что Новгород не воздает ему достойной чести, ему, который держит в руках всех князей", понятно, что если сам Василий не успел освободить себя от таких неприятных для него отношений, то сын его должен был об этом позаботиться. Новгородцы не могли не понимать всей опасности своего положения, не могли не видеть, что против сына Василиева не будет им помощи ни от кого из князей Северной Руси, и потому должны были искать помощи в другой стороне. Кроме великого князя московского, теперь сильного, спокойного, замышлявшего нанести последний удар Новгороду, был еще великий князь литовский, который назывался также и русским; к этому князю отъезжали из Северо-Восточной Руси все князья недовольные, лишенные отчин, угрожаемые князем московским; к нему обратились новгородцы в последний, решительный час. Но великий князь литовский и вместе король польский был католик; отложиться от московского князя и поддаться литовскому, отложиться от московского митрополита а призвать свою зависимость от митрополита киевского, митрополита подозрительного по своему поставлению, ученика Исидорова, в глазах многих, в глазах большинства в Новгороде, в глазах всего северного русского народонаселения значило изменять православию, приложиться к латинству или по крайней мере подвергнуть древнее благочестие сальной опасности. Таким образен, мысль о подданстве великому князю литовскому встречала сопротивление в господствующем чувстве большинства в Новгороде, в привязанности к вере предков; таким образом, Москва в окончательной борьбе своей с Новгородом имела могущественного нравственного союзника, обещавшего верную победу; этот союзник было православие. И прежде не раз великие князья литовские предлагали свое покровительство Новгороду; иле предложения были отвергаемы; и нельзя не заметить, что главным побуждением к тому было иноверство Гедиминовячей, хотя, с другой стороны, в от Москвы не было еще тогда такой опасности, которая бы заставила новгородцев быть внимательнее к предложениям из Литвы. Но мысль, что рано или поздно придется просить помощи у Литвы, эта мысль не могла уже быть чуждою в Новгороде, и здесь нашлись люди, которые не разделяли мнения большинства относительно препятствий к соединению с Литвою. Заметно было уже и прежде раздвоение между гражданами новгородскими, между лучшими и меньшими людьми; теперь, в решительную минуту, эго разделение повело к разномыслию относительно самого важного шага, а это разномыслие в свою очередь усиливало вражду между сторонами. Есть известие, что будто бы еще в тридцатых годах столетия была в Новгороде смута от желания знатных людей присоединиться к Литве. В решительную минуту борьбы Новгород был разделен; в Москве не могли не знать о существовании литовской стороны, которая, разумеется, должна была утверждать, что соединение с Литвою вовсе не опасно для православия, что в старом Киеве такой же православный митрополит, как и в Москве. Для ослабления литовской стороны надобно было возражать на это, надобно было удержать прежде всего владыку новгородского от признания киевского митрополита Григория православным, законным, и вот Иоанн III посылает к владыке Ионе с такими речами: «Тебе известно, откуда пришел этот Григорий и от кого поставлен: пришел он из Рима, от папы, и поставлен в Риме же бывшим цареградским патриархом Григорием, который повиновался папе с осьмого собора. Ты знаешь также, за сколько лет отделилась греческая церковь от латинской, и святыми отцами утверждено, чтоб не соединяться с латинством. Ты должен хорошо помнить, какой обет дал ты Ионе митрополиту, когда приезжал к нам в Москву: ты обещал.не приступать к Григорию, не отступать от Ионы митрополита всея Руси и от его преемников; такой же обет повторил и митрополиту Феодосию, и нынешнему Филиппу... Так если тот Григорий начнет подсылать к тебе или к новгородцам с какими-нибудь речами или письмами, то ты, богомолец наш, поберегись и своим детям внуши, чтоб Григорьеву посланию не верили, речей его не слушали и даров не принимали; да помни, отец, свой обет, который ты дал на своем поставленьи отцу нашему Ионе митрополиту и всем его преемникам». В челе стороны литовской стояли Борецкие, дети умершего посадника Исака Борецкого. Мы видели, какое важное значение в семействах княжеских получали матери по смерти отцов; так было и в семьях частных: вдова Исака Борецкого, Марфа, имела сильную власть над детьми по обычаю и по личному характеру и посредством этой власти пользовалась могущественным влиянием на дела родного города. Существование сильной стороны, Москве враждебной, ожесточение, так резко обнаружившееся в некоторых новгородцах после похода Василия Темного, не могли не повести к враждебным столкновениям Новгорода с Москвою в княжение преемника Василиева... <...> 1855 Н. И. Костомаров «О ЗНАЧЕНИИ ВЕЛИКАГО НОВГОРОДА В РУССКОЙ ИСТОРИИ» Русская история представляет две половины, несходный между собою по духу и содержанию. Каждая из них изображает свою особу» Русь, отличную от другой по политическому и общественному строю. Первая была Русь удельно-вечевая, вторая — Русь единодержавная. Невозможно между ними провести строгой разделительной грани, как и вообще во всякой истории, разделяя ее на периоды, если руководствоваться не внешними только событиями, а теми видоизменениями, которые совершаются в жизни народов и определяют на будущие века иной, кроме прежняго, путъ ея течению. Только приблизительно можно указать на эпоху Иоанна III как на самое важное в этом отношении время в русской истории, потому что с этих пор государственное централизующее начало делается господствующим. Таким образом, русская история, рассматриваемая не по внешним признакам политических событий, а по развитию внутренней народной жизни, представляет два уклада: удельно-вечевой и единодержавный. Между этими двумя укладами русской жизни есть различие. В фазисах народной жизни, являющихся совокупностью главных ее стремлений, следует отличать идеал, какой имел народ для своего политическаго и общественнаго строя, и образ действительный, в каком этот идеал осуществлялся только до известной степени, но несовместимости его и с временными обстоятельствами, и с собственным недостатком в народе ясности созная самого идеала и средств к его достижению. При этом мы никак не должны допускать себе в воображении идеала выше того, какой действительно имел народ но степени своих понятий; иначе мы впадем в ложный идеализм, придадим собственные умозрения и мечтания народу, который вовсе не так смотрел на вещи, как мы. Но с другой стороны, если мы отвергаем всякое идеальное значение в том виде, в какой оно должно было рисоваться в тогдашних умах народа, и ограничимся одним миром явлений, не возводя их до сообразного принципа, то разсеемся в безсвязной куче событий, не имеющих ни цели, ни причины. Идеалом удельно-вечевой жизни была самостоятельность земель русскаго мира, так чтобы каждая составляла свое целое в проявлении своей местной жизни и все вместе были бы соединены одной и общей для всех связью. Все тогдашняя учреждения били способами к осуществлению этого идеала политической жизни, а не главной целью. Таким образом, например, призвание княжеского рода для водворения порядка было не целью, не способом, средством для главной цели, состоявшей именно в удержании связи и единства земель между собой, дабы отвратить усобицы и безпорядки. Идеал единодержавнаго уклада был совершенно иной. Здесь свобода частей приносится в жертву другой идее — единаго государства: здесь нет речи и быть не может даже о связи и соединении частей, потому что самыя части поглощаются, уничтожаются. Цель перваго в самом народе, цель второго вне народа; и потому-то реформа Петра была не насильственным, как думают, переломом прежняго, а естественным нахождением единодержавия до дальнейшей степени своего развития, когда власть и весь круг, чрез который последняя совершает свою деятельность и влияние на массу народа, становится за пределами жизни это массы, делается чем-то обособленным, действующим извне, и потому крепко содержащим и соблюдающим уражиевие народа перед собою. Ощутительный, сильный и полный неизбежных изменений, поворот в политический и общественной жизни русскаго народа, у нас является в эпохе татарскаго завоевания. До сих пор, на основании исторических данных всех веков, кажется, почти можно признать за правило, что единодержавие возникает или через покорение одного народа другим, и вследствие того через смешение в большей или меньшей степени победителей с побежденными, или же необходимостью в самом народе отбоя чужеземных врагов. Так и случилось в России. Татары покорили Русь. Составлявшие ее земли нашли свою связь во внешней силе, равномерно тяготевшей над ними. Победители, ханы Золотой Орды, стали верховными повелителями всего русскаго мира, полноправными хозяевами-владельцами всей Русской земли и населяющих ее людей. Хан, в значении такого хозяина-владельца, мог, кому хотел, поручить вместо себя надзор за ней, собирание своих доходов, управление ею, словом, все, что, по невозможности делать самому, должны были делать его доверенныя лица. Это новое начало необходимой передачи ханской верховной воли возложено было на князей двумя способами: на князей городов и волостей, князей удельных в отношении той Земли или части Земли, которая находилась в его управлении, и на князя великаго по отношению к целой России, как на главу всех князей подручных. Отсюда вышло следующее: князья удельные были, по прежнему принципу, не владельцами, а правителями Земель и городов, составлявших, независимо от личности и права князей, собственный целые, существующий сами по себе; — теперь князья становились действительно их собственниками, или, скорее, помещиками, ибо получали их от ханов в отчину; а князь великий, сделавшийся доверенным лицом от хана в отношении его власти над целым русским миром, получал чрез то более и более значения и силы, и дошел, наконец, к тому, что сделался собственником-владельцем всего русскаго мира, ниспроверг власть частных владельцев, соединил все зависимые прежде от одного хана власти в одну. С усилением власти великаго князя, рядом шло дело освобождения от чужеземнаго ига. Оно совершилось посредством той же власти великих князей. Необходимость соединения русскаго мира воедино для великого дела самоосвобождения также способствовала возвышению великокняжеского достоинства и вместе с ним падению отдельной жизни земель, стечению частей в одно целое и единодержавному порядку. Народ сознал, что ни веча, ни удельные князья не спасут его от хищничества соседа, что ему нужна единая крепкая власть, которая бы двинула разом все его силы и устремила их на общее дело. Разумеется, это совершилось не вдруг: борьба длилась три века, и последки ее отзывались и после, так как и начала удельно-вечевого уклада не умирали в народе до позднейших времен. Удельно-вечевой уклад не дошел до своего полнаго развития, не осуществил своего идеала; мы не видим стройной, сознательной, определенной федерации земель, не видим, чтобы каждая часть развила в себе самобытные элементы жизни; не видим также и твердых связей, соединяющих между собою земли. Нам являются одни зачатки, которые не успели еще образоваться и были, так сказать, задавлены тяжестью противных начал: то были побеги, не успевшие дорасти до зрелого состояния — их юношеское существо сломлено противною бурею. Что-то хотело выйти и не вышло; что-то готовилось и недоделалось! Земли обозначались по оттенкам народностей и не определились в своих несомненных пределах. Внутри княжеская власть не представляется отделенною, по своему объему и значению, от власти народной, от веча; и одна заходила в область другой; мы не можем разъяснить вполне ни взаимных отношений городов между собою, ни городов к волостям, ни способов, как образовывались сословные разделения народа, и как между собой сталкивались и переплетались. Все здесь темно, все основано на догадках; конечно, этому причиною и само состояние общества, то переходное состояние, которое всегда имеет в себе что-то хаотическое, подобно тому, что представляет всякая постройка во время работы: только по окончании работ принимает она определенный вид; но нет сомнения, что нашему непониманию своей старины в этом отношении помогает и недостаточность источников. Они часто безответны на такие вопросы, которых разрешение для нас — дело первой важности, хотя словоохотливы и щедры на то, что может интересовать историка только тогда, когда в занятиях своих он не имеет другой цели, кроме того, чтобы любоваться их процессом. Как бы то ни было, удельно-вечевой мир для нас неясен; а, между тем, изучение его может не только интересовать праздное любопытство, но составляет насущную потребность разумнаго знания нашей истории и важнейшую подмогу для уразумения нашего настоящего и, скажу более, для наших практических целей и в настоящем и будущем. Нужно ли доказывать, что здравое и ясное узнание своего народа есть дело первой важности в настоящее время? Едва ли кто в этом сомневается. Излишне нам было бы также доказывать, что народа невозможно узнать, не зная его прошедшей жизни; того, что составляет современную жизнь народа, нельзя считать недавним. Не в пятьдесят, не в сто лет накопилось то, из чего образовался народный характер; понятия народа формировались долго; быт его установлялся многими веками; во всех явлениях народной жизни отпечаталось много протекших переворотов, легло много пережитых периодов. Тот образ, в каком народ является теперь, слагался постепенно, и чтобы проследить его историю, необходимо обращаться к такой древности, от которой только по наружности осталось, как некоторые себе воображают, слишком мало наглядных следов, вещественных памятников, тогда как на самом деле эти следы сохранились там, где они живее и вседейственнее — в современных обычаях и понятиях. Эпохи, когда самодеятельность народа выказывалась полнее и многостороннее, резче отпечатываются на жизни его в последующие века: в эти-то эпохи обыкновенно и формируются элементы народнаго характера; тогда народ и проявляет свои силы, которыя при иных обстоятельствах остаются как бы спящими. Как ни кажутся отдаленными от нас века удельно-вечевого уклада, но многое в характере нашего народа сложилось еще в те поры; все это пересоставилось и видоизменилось при дальнейшем развитии, но самых начал следует искать в предыдущем. И притом же то, что было некогда иначе, чем после, составляло в свое время также достояние народа: оно важно для того, чтобы уразуметь, как народное существо способно проявить себя на том или другом пути, с такими или иными условиями. Наша прошедшая историческая народная жизнь явилась в борьбе двух начал — удельно-вечевого и единодержавного, и составляющее характер того и другого вошло в плоть и кровь народа: очевидна важность изучения удельно-вечевого периода, на который еще не так давно если не смотрели с полным презрением, то не искали в нем ничего для современности и не предполагали увидеть в нем ничего, кроме безсмысленных княжеских драк, которых причины указывали нам единственно в круге родовых отношений княжеской фамилии. Яснее и полнее характер удельно-вечевого уклада не выразился нигде, как в Новгороде. Этому причиною, во-первых, более всего относительное богатство источников об этой Русской Земле в сравнении с источниками о других наших землях, и, во-вторых, самое положение Новгорода в совокупности географических и истерических явлений, давшее ему несколько особый характер. О первой причине я не стану распространяться: достаточно указать на цикл новгородских и псковских летописей, обнимающий историю северных городов с незапамятных времен до падения их местной независимости; тогда как сведения, передаваемый летописцами земель Смоленской и Белорусской, ограничиваются отрывочными и очень скудными известиями. Гораздо важнее рассмотреть, как Новгород получил в ряду русских земель свои отличия и в чем они состояли. Здесь первое место занимает его народность. Остатки новгородского наречия, без сомнения, в настоящее время сильно уже измененнаго, безпрестанно теряющаго свои особенности в подхедящаго под уровень общаго языка, указывают, что в этой Земле было свое отличное наречие, близкое к южнорусскому. Близость эта и теперь еще поразительна для уроженца южной Руси: когда в первый раз я услышал новгородское наречие, я принял говорившаго им за малороссиянина, как будто силившегося говорить по-великорусски. По аналогии можно заключить, что в древности новгородское наречие имело гораздо более черт, подобных малорусскому и отличавших его от наречий соседних земель '.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.016 с.) |