Коллективная форма познавательной деятельности учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективная форма познавательной деятельности учащихся



Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучёнии всех других его членов. Сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: все обучают каждого, и каждый обучает всех. При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, - то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого.

Ученик А, обладающий знаниями а, встречается с учеником В, обладающим знаниями в. Они объясняют свою информацию друг другу: Ученик А рассказывает ученику В информацию а, а ученик В ученику А информацию в. Затем ученик В встречается с учеником С и обмениваются информацией: ученик С рассказывает ученику В информацию с а ученик В рассказывает ученику информацию а. Таким образом, ученик В дважды изучает информацию а: первый раз когда ему объясняют ее, второй раз, когда он ее объясняет.

Ее характерные черты:

1. Наличие у всех участников общей цели.

2. Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.

3. Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив - это группа людей, «сотрудничающих друг с другом.

4. Участники работы привлекаются к учетуи контролю за ее выполнением.

5. Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.

6. Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.

7. Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной.

          Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого ученика.

Конечный результат урока

Если триединая цель урока есть связь настоящего с будущим, то его конечный результат есть связь настоящего с прошлым. Эффективность урока определяется степенью адекватности результатов и цели.

Знать-это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить.

Результат - это объективно достигнутое состояние объекта, на которое было направлено целевое действие; продукт процесса или деятельности, направленной на реализацию цели с применением определенных средств.

Конечный результат урока - явление достаточно сложное и многоаспектное, он не сводится только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке.

Реализация программы по формированию УУД побудила разработчиков ввести в тематическое планирование, сопровождающее программу каждого предмета, специальную структурную единицу - характеристику деятельности учащихся, в которой раскрывается деятельностный компонент содержания начального образования.

Нужно иметь в виду, что в данном случае деятельность характеризуется не столько как методическая особенность обучения, а как обязательное содержание образования младшего школьника: этому учитель должен учить, он должен так строить процесс обучения!

Новизна, современность и психологическая обоснованность примерных программ начального общего образования заключается в том, что

• впервые наряду со знаниевым компонентом основные содержательные линии и дидактические единицы;

• в программном содержании представлена номенклатура общеучебных умений, навыков и способов деятельности;

• основные виды деятельности, которыми занимается младший школьник.

Например, программа русского языка нацеливает обучение на формирование таких интеллектуальных умений, как:

• обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия и др.

• в процессе обучения русскому языку формируются также умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, работать с книгой, пользоваться словарями и др.)

При изучении математики учащимся начальной школы предоставляется возможность (для учителя это обязательное требование) заниматься такими видами деятельности, как:

• моделирование, прогнозирование, накопление опыта решения разнообразных математических задач и его самостоятельное использование в учебных ситуациях.

• сравнение различных видов конструкций и способов их сборки. Характеризовать основные требования к изделию…Моделировать несложные изделия с разными конструкторскими особенностями …(Технология)

Моделировать звуковой состав слова… Группировать слова по типу орфограммы… Оценивать уместность употребления… Трансформировать текст… Обосновывать целесообразность выбора языковых средств …(Русский язык)

Характеризовать текст… Конструировать монологическое высказывание… Сравнивать художественный и научно – популярный тексты… (Литературное чтение)

Сравнивать разные способы вычислений… Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие… Прогнозировать результат вычисления… Объяснять (обосновывать) ход решения задачи …(математика)

Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года… Группировать (классифицировать) объекты живой природы по отличительным признакам… Сравнивать и различать деревья и кустарники, травы… Характеризовать природные сообщества (Окружающий мир)

Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.

Представленное таким образом содержание образования в начальной школе позволяет получить в виде его конкретного результата развитые универсальные учебные действия, формированию которых на начальном этапе систематического обучения до сих пор не уделялось должного внимания.

Конечный результат урока складывается из двух составляющих: качество работы учителя и показателей знаний учащихся, приобретенных в ходе урока.

 

Результаты работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

1. Целенаправленность его деятельности на уроке;

2. Характер отношений с учащимися;

3. Личностный подход к учащимся;

4. Умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;

5. Работа учителя по формированию и развитию общеучебных умений и навыков;

6. Дифференцированный подход к учащимся;

7. Работа учителя по развитию познавательного интереса у школьников;

8. Работа учителя по формированию знаний, умений, и навыков, вооружение их способами познавательной деятельности;

9. Сфокусированность усилий учителя на формирование понятий;

10. Развитие общих способностей учащихся;

11..Объективность оценки знаний учащихся, соединение использования

оценки и отметки;

12. Эффективность усилий, развивающих личность;

13.Эффективность воспитывающих влияний.

 

Ученический блок конечного результата урока складывается из следующих позиций:

1. Уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;

2. Отношение учащихся к учебном труду;

3. Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;

4. Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности.

5. Наличие у учащихся познавательного интереса.

6. Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

7. Знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.

 

Знать изучаемый материал - значит:

• уметь осмысленно и полностью его воспроизводить;

• уметь воспроизводить его в сокращенном виде;

• уметь выделять в материале главные положения;

• уметь разъяснять сущность усвоенных правил, выводить из других теоретических обобщений;

• уметь доказать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений;

• уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы по изучаемому материалу;

• уметь расчленять материал на смысловые части и составлять план в устном и письменном виде;

• уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами;

• уметь письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;

• уметь применять полученные знания на практике, т.е. решать пример и задачи, составлять схемы, выполнять практические задания;

• уметь устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным;

• уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;

• уметь выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.016 с.)