Групповая форма организации познавательной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповая форма организации познавательной деятельности.



Групповой формой познавательной деятельности является организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится:

• перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек

• но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Ее характерные черты:

При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу.

Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

Составляющие групповой формы:

1) предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя;

2) обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей;

3) работа по выполнению учебного задания;

4) наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5) взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6) сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов

7) индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь, зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

Способы образования групп

1. Группы создаются на основе уже существующего размещения учеников в классе. Например, группу образуют 4 ученика, сидящие за двумя соседними партами, либо ученики целого ряда. Данный способ имеет формальную основу, но требует меньше всего времени для осуществления.

2. Учитель в соответствии со своими критериями определяет состав ученических групп. Способ эффективен для решения внешних задач учителя при условии авторитета и доверия к нему учеников.

3. Ученики самостоятельно разбиваются на группы по 4 - 6 человек еще до урока или в самом его начале. Наиболее естественный самоорганизующий способ, но требующий увеличенных затрат времени.

4. Класс (или учитель) вначале по определенным критериям выбирает лидеров будущих групп, которые набирают себе в группы остальных учеников. Группы заполняются постепенно и равномерно на основе взаимного самоопределения учеников.

5. Учитель определяет учеников, которые осуществляют набор ребят в свои группы, затем в группах выбираются групповоды. Данный способ помогает развитию коммуникативных навыков учеников, дает им шанс активного взаимодействия.

6. Учитель или ученики определяют и записывают на доске перечень главных вопросов по изучаемой теме. Каждый учащийся выбирает для себя проблему и входит в соответствующую группу. Если группы оказываются слишком большими, они разбиваются на подгруппы, В созданных группах выбираются лидеры.

7. Сначала выбираются лидеры групп, которые определяют проблему для занятия в группе, затем остальные ученики расходятся к лидерам по известным темам. Способ эффективен при наличии авторитетных учеников-специалистов.

8. По одной и той же теме задается несколько аспектов ее изучения с разными видами деятельности (например, «история», «техника», «опыты», «задачи», «игра», «проблемы»). Ученикам предлагается выбрать группу с приоритетными для них видами деятельности, при этом происходит выбор ими индивидуальной траектории изучения темы.

9. Самоорганизация групповой работы. Ученикам предлагается самим определить проблемы для групповых занятий и виды деятельности своих групп. Учителем задаются временные рамки деятельности групп и формы предоставления образовательного продукта. Группы запрашивают необходимое оборудование для проведения эксперимента, идут в библиотеку на экскурсию и т.д. Такая форма применяется в подготовленном для групповой работы классе.

10. Поэтапное образование групп. Первоначально 3-5 учеников, достигшие определенных успехов в изучении темы или проблемы, объединяются в группу и самостоятельно работают в ней во время обычных уроков. С остальными учениками учитель занимается по своему плану, Группа учащихся по ходу обучения расширяется, разбивается на подгруппы по определенным критериям. Так происходит до тех пор, пока большинство учеников не войдут в группы. Данная форма стимулирует переход учащихся к групповой работе,. однако требует от учителя владения ситуативными методами организации обучения.

Организация работы в группах состоит в следующем: проводится общий инструктаж, раздаются специальные памятки, заранее готовятся задания, идут консультации групповодов, учитель принимает участие в работе отдельных групп. Перечислим виды деятельности, которым обучаются ученики при этом:

- подготовка выступления перед классом, демонстрация опыта, изучение и конспектирование литературы;

- коллективное обсуждение и решение поставленной проблемы методом «мозговой атаки»;

- выступления учащихся внутри групп по заранее подготовленным ими вопросам, например с демонстрацией проделанных опытов. Группа отбирает лучшие сообщения для выступления перед классом;

- подготовка учеников к взаимодействию с другими группами, включающая придумывание вопросов для них, подготовку конкурсов и соревнований, участие групп в решении общей для всего класса задачи;

- выполнение длительного творческого задания, в том числе исследование объекта, конструирование прибор» или механизма, разработка проекта, экскурсия с подготовкой отчета, выполнение художественного произведения и др.

- подготовка группы учеников к проведению семинара или другого вида занятия со всем классом (лабораторной работы, экскурсии, викторины). В работе групп преобладают организационные виды деятельности: учащиеся ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникающие проблемы, распределяют работу внутри группы, контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность, проводят рефлексию. Способы обсуждения в группе могут быть различны. Наиболее эффективно излагать свое мнение всем членам группы «по солнышку», т.е. по часовой стрелке, не перебивая друг друга. Это дисциплинирует ребят, приучает следить за своей речью, дает возможность высказать свое мнение каждому ученику. В группах, где работа «не идет», учитель применяет различные методы активизации, координирует работу сам. В конце каждого занятия в группах подводится итог, определяется, что сделано, как работали, каковы задачи на будущее. Следит за этапами работы внутри труппы ее лидер-групповод.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.006 с.)