Условия развития познавательных мотивов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия развития познавательных мотивов



Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:

создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учащихся к учебе;

формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения;

обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач;

оценивание знаний учащегося с учетом его основных достижений;

организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества

 

 

Цель урока

Цель урока – заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. Это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: обучающий, развивающий, воспитывающий, это системообразующий стержень, без которого урок никогда не превратится в целостную систему.

Учебное занятие является формой реализации конкретных целей образования. Оно всегда ограничено рамками времени. При этом под целью понимается планируемый результат: личностный, метапредметный, предметный. В образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка, предметные и метапредметные цели.

Предметные цели являются средством достижения целей, связанных с развитием личности учащихся.

ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, в свою очередь, делятся на несколько групп:

• цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

• цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;

• цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;

• цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры;

• цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;

цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;

   цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;

• цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры.

   Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентированных на развитие личности учащихся.

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

• актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

• помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

• содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

• помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

• создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);

• обеспечить развитие у школьников умения сравнивать познавательные объекты;

• содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);

• обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

• содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

• создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением):

• обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

• создать условия для развития у школьников умения работать во времени;

• содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:

• создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;

• обеспечить у школьников развитие умений составлять простой и сложный планы.

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

• содействовать развитию у детей умений общаться;

• обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

• создать условия для развития у школьников умений «приостановить» свою деятельность;

• обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;

• содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

• обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ фактически отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

   Усвоить, т.е. буквально «присвоить», сделать своими, означает понять, запомнить и применить. Если отсутствует хотя бы один из этих трех компонентов усвоения, значит, нет и самого усвоения. Мало только понять и осмыслить. Понимание и осмысление неизбежно окажется непрочным, а главное - бесцельным без запоминания и применения. Исходя из этого, предметные цели представим в следующем виде:

• помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;

• организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;

• организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению:

• фактов;

• понятий;

• правил;

• законов;

• положений и др.;

• способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);

• обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);

• обеспечить применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;

• организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

• организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;

• обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме;

• организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ АСПЕКТ ЦЕЛИ (направления воспитательной работы по Н.Е. Щурковой)

1.Я – концепция: требовательность к себе, гордость и скромность, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, ответственность и т.д.

2. Я – другие люди: гуманность, товарищество, доброта, деликатность и вежливость, терпимость, взаимовыручка и т.д.

3. Я – общество: чувство долга, ответственность, трудолюбие, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам и т.д.

4. Я – труд: ответственное выполнение домашнего задания, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие и т.д.

5. Я – Родина: чувство гордости за успехи, озабоченность ее трудностями и т.д.

      При определении целей урока, необходимо учитывать не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне. В.П. Беспалько выделяет следующие уровни усвоения знаний:

1. Знания – знакомства (узнавания, распознавание, различение);

2. знания – копии (воспроизведение на уровне памяти или понимание)

3. знания – умения (применение знаний на практике в схожей, знакомой ситуации)

4. знания – трансформации (применение знаний в незнакомой, нестандартной ситуации);

5. знания, приобретаемые самостоятельно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.009 с.)