Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научиться жить в ладу с самим собойСтр 1 из 8Следующая ⇒
Введение Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности. Это позволяет говорить о культуротворческой миссии образования (В.Т. Кудрявцев). Вдумаемся в слова Э. Фромма: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить общество». Любое время имеет свои особенности. 21 не является исключением. Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего развития – ступени жизни и смерти (Т.И. Шамова). По данным прогнозов с начала века углубляются и расширяются кризисные явления: • Всеобъемлющий энергетический кризис. Этот процесс не может не вызвать борьбы за передел мира и потребует объединения усилий ученых всего мира для поисков новых источников энергии. •Угрожающе быстрое развитие экологического кризиса, обострение проблемы водных ресурсов и особенно питьевой воды. •Глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов Среды на человека. •Увеличение численности населения на земном шаре минимум в 2 раза. •Положение человека в сегодняшней цивилизации. Взрыв потребления – вещевого, пищевого, зрелищного. Культ потребления превращает человека созидателя в человека потребителя. Современный человек делается всё более «Я» - центричным, замкнутым на себе. Учитывая все изложенное, общество предъявляет требования к образовательной системе: - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. Исходя из выше перечисленного, можно сформулировать главную задачу образования: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей, развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации. Обучающиеся, проведя 11 лет в школе, должны овладеть самым главным умением – умением жить в современном мире достойно жизни человека, ориентироваться в любой жизненной ситуации. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:
• научиться познавать; • научиться делать; • научиться жить вместе; • научиться жить в ладу с самим собой. Раскроем компоненты этих целей образования. • Помочь учащимся познавать окружающий мир. Научиться учиться
Сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культуры и культуры самоорганизации позволят школьнику учиться всю жизнь. • Помочь учащимся научиться работать (действовать). Другой основой развития образования является решение задачи научиться работать, что связано с необходимостью совершенствования своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями. Научиться работать Лделидер
Професпрофессионал
Использовать знания для решения теоретических задач Теоретических проблем
Использовать знания на практике
Уметь организовывать вокруг себя людейдей
• Помочь учащимся научиться жить вместе Основополагающим в коммуникации является осознание того, что другой человек является ценностью. Прежде всего, должен сработать механизм принятия. Если мы принимаем другого, значит в последующем и услышим его и, конечно же, сможем понять его.
Научиться жить вместе
• Помочь учащимся научиться жить в ладу с самим собой. Важнейшей задачей является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития. Типология уроков
Таблица 2
Типы и виды уроков. Структура учебного занятия В теории и практике учебного занятия центральным звеном является вопрос о его структуре, под которой имеется в виду логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих основное качество урока как системы – его целостность. Содержательной основой выделения этапов учебного занятия является логика процесса усвоения знаний: • восприятие; • осмысление; • запоминание; • применение; • обобщение; • рефлексия; Введение рефлексии обусловлено ее важностью именно с точки зрения построения личностно-ориентированного учебного занятия, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности. Постоянная активизация рефлексии учащихся в учебном процессе позволяет ребенку переосмыслить свой субъектный опыт: личностные смыслы, ценностные отношения, действия, знания. Рассмотренный подход дает основания выделить возможный максимальный набор этапов учебного занятия: 1 – организационный этап; 2 – этап проверки домашнего задания; 3 – этап актуализации субъектного опыта; 4 – этап изучения новых знаний и способов деятельности; 5 – этап первичной проверки изученного; 6 – этап закрепления изученного; 7 – этап применения изученного; 8 – этап обобщения и систематизации; 9 – этап контроля и самоконтроля; 10 – этап коррекции; 11 – этап информации о домашнем задании; 12 – этап подведения итогов учебного занятия; 13 – рефлексия. Поскольку любое учебное занятие есть искусственно создаваемое учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации
Структура урока – это перечень его этапов. Задачи каждого этапа урока и условия их выполнения
Дидактический пятиугольник Рассматривая учебное занятие как организационную форму реализации конкретных образовательных целей, можно выделить те основные подцели (образовательные задачи - ОЗ) решение которых в своей совокупности даст тот интегративный результат, который принято называть реальным результатом учебного занятии (РР). Каждая очередная образовательная задача (или их совокупность) определяет отдельный этап занятия, а каждый этап в живом педагогическом «организме»; (учебном занятии) выступает элементом. Однако этап занятия можно рассматривать и как его подсистему. Он является относительно завершенным отрезком занятия, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов: • образовательных задач; • содержания; • методов; • форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся; • реального результата. Все отмеченные элементы взаимосвязаны между собой и составляют так называемый дидактический ПЯТИУГОЛЬНИК: Рис. 2 Дидактический пятиугольник Дадим характеристику каждого из этих элементов. Образовательная задача - это запрограммированный результат конкретного этапа учебного занятия. ОЗ - системообразующая часть структуры этапа учебного занятия, которая объединяет все элементы этапа в единое относительно целостное образование. Образовательная задача несет в себе два направления целей учебного занятия: целей, ориентированных на содействие развития личности; узко предметных целей.(см. структуру урока) Содержание учебного материала составляет содержательную основу каждого этапа учебного занятия. Сюда входят не только теоретические сведения, понятия, причинно-следственные связи, законы, но и задачи, упражнения, вопросы учителя, отражающие последовательность умственных действий ученика, обеспечивающих усвоение им компонентов научного знания. Словом, все то, что должен усвоить ученик и что способствует этому усвоению, ибо этот процесс во многом зависит от подбора задач, заданий, вопросов и др. И, конечно же, в содержание необходимо включать ценности и смыслы детей. В противном случае мы столкнемся с самым жестким формализмом знаний школьников, когда знания воспроизводятся, но абсолютно не принимаются детьми. Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они, прежде всего, определяют стиль работы учителя на уроке. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. К ним относится система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и общеклассной работы. Реальный результат этапа выражается, прежде всего, в тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели учащиеся. Трудно предвидеть на этапе изменения в ценностных отношениях учащихся и их развитии. При анализе этапа, равно как и учебного занятия в целом, следует оценивать полноту использования учителем возможностей для воспитания и развития школьников. Микроэтапы перерастают в макроэтапы. В отличие от микроэтапа, который представляет незавершенный цикл познания, макроэтапу соответствует относительно завершенный цикл познания: первичное изучение нового материала, его закрепление, применение, контроль и самоконтроль. Такое диалектическое единство при создании определенных условий обеспечивает постепенное «окультуривание» субъектного опыта школьников.
Содержание учебного материала Содержание учебного материала (СУМ) - это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Содержание учебного материала взаимосвязано с предметными образовательными целями (рис.3).
Цели учебного предмета Цели учебного занятия Цели учебной темы Цели учебного раздела
Образовательный продукт взаимодейств. Факты, понятия, законы Теории (положения) Стержневые линии
Рис.3 В содержании учебного материала заключены огромные воспитательные возможности, через содержание, функционируемое в рациональной системе методов обучения и форм организации познавательной деятельности учеников, осуществляется развитие последних и овладение ими опытом творческой деятельности. СУМ является для учителя как бы «сырьем», из которого создаются различные конструкции, обусловливающие способы учебного познания. поэтому важнейшим этапом планирования урока является отбор содержания учебного материала в соответствии с поставленными целями. 1.СУМ определяется программой, соответствует требованиям государственных стандартов. 2. СУМ должно быть ориентировано на личностное развитие и саморазвитие ученика. 3.СУМ должно быть логически выстроено, научно обосновано, доступно и экономно по времени. 4.Необходимо выделить ведущие идеи, основные понятия, определить способы их раскрытия. 5.Необходимо вносить элемент новизны, связывать известное и понятное с новой информацией. 6.Организовывать самостоятельную и активную деятельность учащихся. 7.Осуществлять обмен учебной информацией, опираясь на субъективный опыт учеников.
Требования к отбору учебного материала 1. Нельзя использовать недостаточно современные и научно не выверенные и не выдержанные положения и факты. 2 Необходимо отбирать наиболее ценную, достаточную информацию, факты, понятия, законы, теории, всесторонне представляющие изучаемый вопрос и обеспечивающие понимание его сущности. 3. Материал должен быть. организован таким образом, чтобы в нем была выделена ведущая идея, главное, основное звено. 4. СУМ должно отражать и методы получения знаний, типичные для данной темы. При отборе СУМ необходимо учитывать закономерности процесса усвоения, в ходе которого ученик должен совершить полный цикл умственных действий. Методы обучения Метод обучения – это отражение взаимосвязи трех компонентов: содержание учебного материала, учителя и ученика. Метод – это связующее звено между запланированной целью и конечным результатом. Метод и способ – это слова синонимичного ряда, поэтому метод – способ достижения цели. Прием – элемент метода, разовое действие, шаг в реализации метода. При подборе методов обучения рекомендуется учитывать: • Уровень знаний, умений, навыков учащихся (общеучебных и специальных). • Уровень развития учеников, их умение учиться, возможности, интересы, возрастные особенности. • Активность, самостоятельность учащихся. • Цели, задачи урока. • Особенности учебного предмета. • Материальную оснащенность образовательного учреждения. • Время проведения урока. • Собственные знания о методах обучения, их эффективности для обучения, развития и воспитания, оптимальном сочетании. Существует достаточное количество классификаций методов. 1.Наиболее применяемые в школьной практике традиционные методы обучения: • Рассказ (как образец речи); • Беседа (разговор); • Работа с книгой; • Демонстрация и иллюстрация; • Упражнение; • Познавательные игры; • Самоконтроль; • Проблемные задачи и вопросы; • Заучивание; • Пересказ и др. 2.Рекомендуется применять классификацию методов обучения М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера по типу познавательной деятельности: • Объяснительно-иллюстративный (чтение, опыт, изложение). • Репродуктивный (упражнение, решение стереотипных задач). Поисковый (эврестический). • Проблемный; • Исследовательский. 3.В качестве общего признака классификации методов по назначению (М.Д. Данилов, Б.П. Есипов) выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы: • Приобретение знаний. • Формирование умений и навыков. • Применение знаний. • Творческая деятельность. • Закрепление. • Проверка знаний, умений и навыков. 4 .Универсальной является классификация Ю.К. Бабанского. • Методы организации познавательной деятельности: • перцептивные (словесные, наглядные, практические); • логические (индуктивные и дедуктивные); • гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые). • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: • дискуссия; • познавательная игра; • соревнование; • создание ситуации успеха; • поощрение; • порицание. • Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: • тестирование; • устный опрос; • письменный опрос; • контрольная работа; • фронтальный опрос; • наблюдение за работой; • проверка домашних работ. • Методы развития познавательного интереса: • творческие задания; • занимательность содержания; • игровые приключения; • ситуации творческого поиска; • показ личной значимости учения; • предъявление учебных требований. • Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: • взаимопроверка; • прием взаимных заданий; • временная работа в группах; • ситуация совместных переживаний; • работа консультантов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.123 с.) |