Обоснование типологий учебных занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование типологий учебных занятий



Урок представляет собой живую, подвижную, постоянно изменяющуюся и совершенствующуюся процессуальную систему, отражающую в себе все многообразные многоплановые стороны и моменты образовательного процесса.

Современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, ответственности учеников (знает свои обязанности, принимает их, реализует, контролирует выполнение). Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Общая функция урока: целостное формирование личности ребенка на основе воспитывающего и развивающего обучения.

Это значит:

• Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности.

• Обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями.

• Формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания.

• Эффективное воздействие урока на умственное развитие ученика.

• Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения.

• Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности

• Воспитание культуры чувств и т.д.

Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий.

Целесообразнее типологию учебных занятий построить, исходя из структуры процесса усвоения учащимися знаний.

Восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение

Восприятие - предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств, предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств.

Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии важное значение имеет субъектный опыт школьников.

Педагогические задачи учителя:

• актуализировать субъектный опыт учащихся;

• новый материал давать законченными в смысловом отношении частями-блоками;

• в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное);

• повторить содержание основного блока.

Осмысление - предполагает понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала.

В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.

Педагогические задачи учителя:

• проанализировать с учащимися воспринятое;

• выделить алгоритм - строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;

• дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;

• содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезироватъ, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;

• провести рефлексию познавательных действий школьников.

Запоминание — предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.

Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.

Педагогические задачи учителя:

• выяснить, что учащиеся еще не поняли;

• выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и организовать деятельность по их устранению;

• определить, что учащиеся должны запомнить;

• организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала;

• выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.

Применение - предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.

Педагогические задачи учителя:

• определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;

• обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий;

• использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.

Обобщение и систематизация - предполагает сведение изученного в единую систему.

Педагогически задачи учителя:

• связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;

• обеспечить формулирование учащимися философских выводов;

• использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;

• инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и своего субъектного опыта.

Итак, типологию учебных занятий можно построить, исходя из логики процесса усвоения знаний

 

Рис.1

3.Характеристика различных типов учебных занятий.

Вводное учебное занятие (0-тип)

На вводных учебных занятиях дается обобщенная картина того материала, который будет изучаться на протяжёнии всей темы. Основная задача учителя - так преподнести материал учебного занятия, так мотивировать важность предстоящего изучения темы, чтобы у школьников возник интерес к данной теме, чтобы появился осознанный подход к новому материалу. На таких учебных занятиях даются справки, раскрываются процессы, связи, закономерности, общие черты (и т.п.) по всей теме, объяснение которым будет дано при изучении конкретных вопросов учебной темы.

Каждый тип учебного занятия в свою очередь имеет определенную логику

Вводное учебное занятие: мотивация ------ образное представление об изучаемой теме ----- осмысление практической и социальной значимости ----- рефлексия.

1 тип

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация ----- актуализация субъектного опыта учащихся ----- организация восприятия ----- организация осмысления ----- первичная проверка понимания ----- организация первичного закрепления ----- анализ ----- рефлексия.

2 тип

Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности: мотивация ----- актуализация ведущих знаний и способов действий ----- конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях ----- самостоятельное применение знаний ----- контроль и самоконтроль ----- коррекция ----- рефлексия.

З тип

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности: мотивация ----- актуализация комплекса знаний и способов деятельности ----- самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях ----- самоконтроль и контроль ----- коррекция ----- рефлексия.

4тип

Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация ----- анализ содержания учебного материала ----- выделение главного в учебном материале ----- обобщение и систематизация ----- установление внутрипреметных и межпредметных связей ----- рефлексия.

5тип

Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности: мотивация ----- самостоятельное выполнение заданий ----- самоконтроль ----- контроль ----- анализ, оценка ----- коррекция ----- рефлексия.

Представление логики различных типов учебных занятий позволяет утверждать то, что все другие формы организации обучения, такие как лекция, семинар, консультация, зачет и т.п., а также так называемые нетрадиционные формы проведения (путешествие, конкурс, урок-эврика и др.) могут быть отнесены к тому или иному типу учебного занятия в зависимости, от их образовательных целей (таблица). Поэтому, указывая тип учебного занятия, следует определять и форму его проведения.

Таблица 1

Типология уроков

Типология уроков   Этапы процесса усвоения знаний учащимися
1 Урок изучения нового материала восприятие; осмысление; запоминание;
2 Урок закрепления знаний и способов действий осмысление; запоминание; применение;
3 Урок систематизации и обобщения знаний применение; обобщение;
4 Урок повторения применение; обобщение;
5 Урок контроля знаний обобщение;
6 Комбинированный урок восприятие; осмысление; запоминание; применение; обобщение;

Таблица 2

Типы и виды уроков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.007 с.)