Крестьянская община в период абсолютной монархии (XVIII-пер пол. XIX вв. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крестьянская община в период абсолютной монархии (XVIII-пер пол. XIX вв. ).



Сословные реформы Петра I сильно повлияли на дальнейшую судьбу черносошного крестьянства Русского Севера: «…Указами Петра I из остатков незакрепощенного земледельческого населения было оформлено особое податное сословие – государственные крестьяне, включившее черносошных крестьян северных уездов… В 60-х годах XVIII в., после секуляризации монастырских и церковных вотчин, бывшие монастырские крестьяне стали называться экономическими, которых с 1786 года стали учитывать в составе государственных крестьян.» [10, с.43].

В 1718 г. была произведена всеобщая перепись (первая ревизия) с целью выяснения количественного и качественного состава крестьянских и посадских дворов. Таким образом, началась подготовка к еще одной важной реформе петровского времени – замене подворного обложения податного населения – подушным, за счет чего в состав тяглового сословия включались уже все мужское население независимо от степени экономического положения. Петровские реформы привели к значительному ограничению свободы лично независимых северных крестьян, которое выразилось в следующем: «. ограничения в передвижении по стране, ограничения свободы выбора занятий, ограничения перехода из одного «чина» в другой…» [2, с.185]. Так, например, для перехода в городское сословие «. крестьянин должен был представить начальству увольнительное свидетельство от сельского общества [мира] и «ручательную подписку» от родственников или земляков в том, что земельный участок этого крестьянина не останется «впусте» и не будет недоимки по податям, а так же по заводским и рекрутским повинностям…» [10, с.211].

Постепенно у общины отбираются все ее элементы самоуправления. Свободное обращение с землей запрещается правительственными указами. Фиксированный крестьянский надел, который был узаконен Генеральным межеванием XVIII в., позволял увеличить свой участок только за счет земли общинного резерва, состоявшего из запустевших по той или иной причине участков. Подсечные участки продолжали существовать, однако официально разработка подсеки была запрещена государством. Судебные функции окончательно переходят в руки правительства, за крестьянскими мирами остается достаточно сомнительная функция сбора налогов. При унифицированном подушном налоге крестьянский мир выполняет только полицейско–фискальную функцию надсмотра за правильностью сбора налога.

В XVIII в., после губернской реформы, была образована Олонецкая губерния. (губернская реформа Петра I: первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи; второй этап (1719-1721) вводил понятие провинции и дистрикта, укрепляя вертикаль власти и увеличивая эффективность налогообложения – прим. сост.). Особенностью экономического и социального положения олонецких крестьян в XVIII–первой половине XIX вв. являлось введение для них дополнительной государственной повинности – отработок на основанных в это время металлургических и горнодобывающих мануфактурах. Именно в этот период оформляется институт «приписных» крестьян, значительно отличавшихся и в экономическом и в правовом плане от общей массы государственных крестьян. В 1694 г. к Заонежским заводам Бутенанта правительство приказало приписать 1197 крестьянских и бобыльских дворов (около 6 тысяч мужских ревизских душ) Кижского погоста [3, с.3]. Крестьяне в первый период создания заводов должны были лично являться на заводы для отбывания повинностей. Постепенно заводские отработки во второй четверти XIX в. заменяются денежным налогом.

В это время органы мирского общинного самоуправления были сохранены, но права их урезаны до минимума. Во главе общины по-прежнему стоял староста, который, наряду с другими выборными должностями, все так же избирался на сходах. В 1771 г. предписывалось созывать общие сходы только для избрания сельской администрации и объявления о разверстке податей и натуральных повинностей, а все остальные дела «должны были исправлять старосты с выборными людьми.». После избрания на сходе староста утверждался администрацией Петровских заводов и получал «наказ», где перечислялись его обязанности. Выборы старосты проходили в присутствии и под большим давлением представителей заводского управления. Главная задача сельской администрации заключалась в принуждении крестьян к выполнению заводских и других повинностей, а так же чисто полицейские обязанности – задержание беглых, беспаспортных и т.д. В ее же обязанности входило производить первый разбор крестьянских тяжб о земельных участках и по всем мелким преступлениям. Содержание сельской администрации лежало на самих крестьянах. Раскладка и сбор податей формально находились в ведении сельского мира, но фактически этим тоже занималась заводская администрация.

С созданием регулярной армии в ведение сельской администрации, в частности, старост, вошло составление посемейных списков очередности отбывания рекрутчины и сами рекрутские наборы.

В волостном правлении выдавались также паспорта на отлучку из деревни. При получении паспорта крестьяне должны были являться в канцелярию Олонецких Петровских заводов с «доношением» от старосты. В доношении удостоверялось, что предъявитель его в рекрутских списках не значится, недоимок за ним нет (или за выполнение заводских и других повинностей имеет поручателей) [3, с.173–176].

Таким образом, крестьянская поземельная община сформировалась стихийно из необходимости решения повседневных проблем обычной жизни. Она прошла долгий путь, в начале которого -становление и выработка норм обычного права, которыми всегда руководствовались в дальнейшем, а затем – формирование мощного института выборных должностей и традиций самоуправления. Однако постепенно община превращается в полуфискальный орган государственного аппарата. В XVI в. государство, воспользовавшись этим естественным процессом, придало общинной структуре статус государственного института. Впоследствии, с развитием всей системы государственной власти, решение многих проблем, которые входили в ведение общинной организации, в первую очередь, те, что были связаны с поземельными отношениями, переходят в компетенцию соответствующих правительственных органов. За крестьянскими мирами остается только право контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.007 с.)