Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня диагностика сформированности экологического сознания у детей седьмого года жизни. По методике О. Соломенниковой

Поиск

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование:

Три большие карты.

 - первая карта поделена на 3 части: лес, хозяйственный двор, пейзаж жарких стран;

- на второй карте изображены земля, ветви деревьев, голубое небо;

- на третьей карте изображены луг и небо.

Фигурки животных: лошадь, корова, свинья, коза, баран, собака; волк, лиса, медведь, заяц, олень, тигр, слон, жираф, зебра. Фигурки птиц: голубь, синица, воробей, дятел, сорока, ворона, снегирь, сова. Фигурки насекомых: бабочка, пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, паук.

Инструкция к проведению:

Предложить ребенку взять первую карту, выбрать из всех предложенных фигурок животных и разместить их на карте с учетом места их проживания. Затем предложить взять следующую карту и из оставшихся фигурок выбрать птиц и по своему усмотрению разместить их на карте. Далее взять третью карту и разместить на ней насекомых из оставшихся картинок.

Если после всех трех карт у ребёнка на столе остаются какие-то фигурки, следует предложить ему подумать еще раз и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

Когда ребёнок выполнил задание, воспитатель предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками:

- Как называется животное (насекомое, птица)?

 - Что ты можешь рассказать о нем?

 - Твое отношение к ним. 

Показатели уровня сформированности экологических знаний о животных у детей седьмого года жизни

Высокий уровень Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. Знает характерные признаки основных классов. У ребёнка не вызывает особого труда распределение представителей животного мира по видам; ребенок аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Умеет устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, между средой обитания и образом жизни Ребенок без особого труда, последовательно, связно отвечает на заданные вопросы.
Средний уровень Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. Знает характерные признаки, однако изредка неточно отвечает на вопросы. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Не всегда может аргументировать свой выбор. Последовательно отвечает на вопросы, однако иногда ответы слишком краткие.
Низкий уровень Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. Затрудняется назвать характерные признаки. Ребенок часто ошибается при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Не всегда может аргументировать свой выбор. Ребёнок затрудняется отвечать на вопросы, а если и отвечает, то зачастую неправильно.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Комнатные растения: бегония, традесканция, герань (пеларгония), бальзамин султанский (огонек) и аспидистра (дружная семейка); распылитель воды; лейка для полива комнатных растений; палочка для рыхления; поддон и тряпочка. Картинки с изображением растений цветника, огорода, луга, леса, поля.

Инструкция к проведению:

Воспитатель называет 5 комнатных растений и предлагает их показать.

 - Какими должны быть условия для жизни, роста и развития комнатных растений?

- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

 - Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

 - Для чего людям комнатные растения?

- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Далее воспитатель предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

- сперва деревья, затем кустарники (береза, сирень, тополь); - хвойные и лиственные деревья (дуб, осина, ель, сосна);

 - грибы и ягоды (волнушка, клубника, земляника, подберезовик);

- цветы леса и цветы сада (тюльпан, подснежник, астра, ландыш).

 

Показатели уровня сформированности экологических знаний о растениях у детей седьмого года жизни

Высокий уровень Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям. Знает органы растений и их функции. Сформированы практические навыки и умения ухода за комнатными растениями. Без помощи взрослого называет условия, требуемые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за растениями. Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: цветы, кустарники, деревья. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Знает, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям. Относит растения к живым существам.
Средний уровень Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям. Недостаточно сформированы практические навыки и умения ухода за комнатными растениями. Ребенок иногда допускает небольшие ошибки в названии видов растений: цветов, кустарников, деревьев. Преимущественно правильно выделяет группы предлагаемых растений, изредка не может аргументировать выбор. Без помощи взрослого называет условия, требуемые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за растениями.
Низкий уровень Постоянно обращается за помощью к взрослому в процессе практической деятельности. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям. Не сформированы практические навыки и умения ухода за комнатными растениями. Ребенок затрудняется называть виды растений: Цвет, кустарники, деревья. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: Три баночки (с водой, с камнями, с песком).

 Инструкция к проведению:

 Воспитатель предлагает определить содержимое баночки. Когда ребёнок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на несколько вопросов:

 - Какие ты знаешь свойства воды?

- Где и для чего люди используют воду?

- Какие ты знаешь свойства камней?

- Где и для чего люди используют камни?

- Какие ты знаешь свойства песка?

 - Где и для чего люди используют песок?

Показатели уровня сформированности экологических знаний о неживой природе у детей седьмого года жизни

Высокий уровень Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. Проявляет фантазию и творчество при ответах на поставленные вопросы.
Средний уровень В основном ребенок правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры использования людьми объектов неживой природы.
Низкий уровень Ребенок делает существенные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Не может ответить на вопрос, для чего они используются

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель: определить уровень знания времен года.

Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.

Инструкция к проведению:

Педагог спрашивает ребенка о его любимом времени года, просит объяснить свой ответ. Затем просит нарисовать картинку, изображающую это время года. Педагог просит ребенка назвать время года, наступающее после его любимого времени года, затем назвать следующее и т.д.

Далее он предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:

 - Ярко светит солнце, дети плещутся в реке.

- На деревьях лежит снег, дети катаются на санках с горки.

- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Показатели уровня сформированности экологических знаний о временах года у детей седьмого года жизни

Высокий уровень Выражает эстетическое отношение к природе. Ребенок правильно называет времена года и верно указывает их последовательность. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет фантазию и творчество при ответе на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» По памяти воспроизводит сезонные особенности разных времен года. Комментирует свой рисунок.
Средний уровень Выражает эстетическое отношение к природе. Ребенок правильно называет времена года, но иногда неправильно указывает их последовательность.В основном знает характерные признаки каждого времени года, однако изредка допускает небольшие ошибки. Односложно отвечает на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?». В рисунке отражает существенные признаки любимого времени года.
Низкий уровень Не выражает эстетического отношения к природе. Ребенок не всегда правильно называет времена года и не может указать их последовательность. Не знает характерных признаков разных времен года. Называет любимое время года, но не может объяснить сделанный выбор. В рисунке не может отразить характерные признаки любимого времени года.

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению:

 Педагог предлагает ответить на несколько вопросов:

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (при их наличии)? При отсутствии у ребенка домашних животных, спрашивайте: «Если бы у тебя была собака или кошка, как бы ты стал за ней ухаживать?»;

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду?

- Что ты можешь делать вместе со взрослыми, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

- Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13-15 баллов) Без труда выражает свое отношение к проблеме. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Ребенок отвечает полными предложениями на поставленные вопросы.
Средний уровень  (8-12 баллов) Может выразить свое отношение к проблеме. Ребенок отвечает на поставленные вопросы. По большей мере знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. В некоторых случаях не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Низкий уровень (5-7 баллов) Затрудняется выразить свое отношение к проблеме. У ребенка возникают трудности с ответами на поставленные вопросы. Ребенок не знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Общие положения

В содержательном разделе представлены:

– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в одной образовательной области: познавательное развитие, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов.

В соответствии с положениями Стандарта и принципами Программы Организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, ДОУ следует принципам Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, принимается во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения Организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.162 (0.012 с.)